Интегрированный урок по химии и биологии

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.  Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок по теме:

"Углеводы"

(биология и химия)

10 класс.

Цели урока:

Обучающая

- дать общее понятие об углеводах;

- рассмотреть классификацию углеводов по различным признакам

- показать значение отдельных представителей этого типа соединений

-обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.

Воспитывающая:

- формировать мировоззрение школьников через создание единой химической картины мира, рассматривая вещества и их нахождение в природе, их биологическое значение,

- воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, тактичность, вежливость,

- формировать экологически и химически грамотного потребителя,

- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно, толерантно относиться к чужой позиции,

- показать роль овладения общими учебными компетенциями для саморазвития;

Развивающая:

- развивать творческую активность и самостоятельность учеников,

- развивать химически грамотную речь, образное и логическое мышление;

- развивать умения выделять главное, существенное

- развивать навыки безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов,

Средства обучения


Данный урок проводится в кабинете химии, оснащенном мультимедийной техникой. На компьютере установлена обучающая программа - «Уроки химии Кирилла и Мефодия 10-11 класс», а также авторская презентация «Углеводы». Таблица «Классификация углеводов». Карта исследования по теме «Глюкоза» на каждого ученика. Набор моделей атомов для органической химии

Оборудование: лоток, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка, спички,

Реактивы: аммиачный раствор оксида серебра, раствор сульфата меди(II), гидроксид натрия, лакмус, вода, глюкоза крист.,





Внутрипредметные связи

Химия 10 кл. - в темах «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова», «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Высокомолекулярные соединения», «Полисахариды».

Межпредметные связи

Биология 10-11 кл.

«Органические вещества клетки», «Строение и функции углеводов», «Нуклеиновые кислоты, их строение »

Используемая литература

Основная учебная:

О. С. Габриелян «Органическая химия. 10(11) класс» М., ООО«Дрофа», 2009 г.

Дополнительная:

1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты: Пер. с нем.-3-е изд., стер.-Л.:Химия, 1987 г.

2. Лисичкин Г.В. Бетанели В.И. Химики изобретают. М.: Просвещение 1990 г

3. Перекалин В.С., Зонис С.А. «Органическая химия»- М.: Просвещение, 1978 г.

4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия - 10-11класс» - М.: Просвещение, 1991г

5. Химический словарь школьника / Б.Н. Кочергин и др. - Минск: Нар.асвета, 1990 г

Предварительная работа

Оформление кабинета:

Проектор , компьютер.

Оборудование: карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов.

Учитель: сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли эти вещества, то исчезла бы и жизнь на Земле. Это обширная группа природных органических соединений, первичные продукты фотосинтеза и основные исходные продукты биосинтеза других веществ в растениях. Составляют существенную часть пищевого рациона человека и многих животных. Подвергаясь окислительным превращениям, обеспечивают все живые клетки энергией . Входят в состав клеточных оболочек и других структур, участвуют в защитных реакциях организма (иммунитет). Применяются в пищевой, текстильной и бумажной, микробиологической (получение спиртов, кислот и других веществ) и других отраслях промышленности. Используются в медицине (гепарин, сердечные гликозиды, некоторые антибиотики).

Вспомните что это за вещества?

На доске написаны названия органических веществ: глюкоза, этанол, уксусная кислота, фруктоза, метан, сахароза, этилен, крахмал, глицерин, клетчатка. Выберите из них те, которые относятся к углеводам. Подумайте, почему эти вещества так называются? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.

Лабораторный опыт № 1.

Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.

Инструктивная карточка: Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?

Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.

Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода. Записать общую формулу Сn (H2O)m.

Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В ротовой полости сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким.

Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы. Чем отличается крахмал от глюкозы?

Учитель химии: Познакомимся с физическими и химическими свойствами углеводов на примере глюкозы.

Работа с презентацией урока из виртуальной школы « Уроки химии Кирилла и Мефодия». Показ слайдов с 1 по 13.

Лабораторный опыт № 2.

Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, Мg, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, держатель.

Инструктивная карточка:

  1. В пробирку с набольшим количеством раствора глюкозы добавим немного магния. Что наблюдаете?

  2. В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?

  3. К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.

  4. На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.

Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.

Учитель: Изучая биологию, мы выяснили, что углеводы - основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья?

Сообщение: Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 - 7,0 ммоль/л.

Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека. Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению. Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.

В заключение урока ответьте на вопросы по углеводам:.

1. Как называется процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании?

2. Углевод, содержащийся в соке сахарной свеклы.

3. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.

4. Молочный сахар.

5. Высокомолекулярные углеводы.

6. Промежуточные продукты гидролиза крахмала.

7. Углевод, входящий в состав нуклеиновых кислот.

8. Заменитель сахара для диабетиков.

© 2010-2022