- Преподавателю
- Химия
- Интегрированный урок по химии и биологии
Интегрированный урок по химии и биологии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Константинова Л.Н. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по теме:
"Углеводы"
(биология и химия)
10 класс.
Цели урока:
Обучающая
- дать общее понятие об углеводах;
- рассмотреть классификацию углеводов по различным признакам
- показать значение отдельных представителей этого типа соединений
-обобщая знания из курса биологии об углеводах, выяснить химический состав и особенности строения углеводов.
Воспитывающая:
- формировать мировоззрение школьников через создание единой химической картины мира, рассматривая вещества и их нахождение в природе, их биологическое значение,
- воспитывать дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, тактичность, вежливость,
- формировать экологически и химически грамотного потребителя,
- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно, толерантно относиться к чужой позиции,
- показать роль овладения общими учебными компетенциями для саморазвития;
Развивающая:
- развивать творческую активность и самостоятельность учеников,
- развивать химически грамотную речь, образное и логическое мышление;
- развивать умения выделять главное, существенное
- развивать навыки безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов,
Средства обучения
Данный урок проводится в кабинете химии, оснащенном мультимедийной техникой. На компьютере установлена обучающая программа - «Уроки химии Кирилла и Мефодия 10-11 класс», а также авторская презентация «Углеводы». Таблица «Классификация углеводов». Карта исследования по теме «Глюкоза» на каждого ученика. Набор моделей атомов для органической химии
Оборудование: лоток, спички, пробиркодержатель, штатив с пробирками, химический стакан, стеклянная палочка, спиртовка, спички,
Реактивы: аммиачный раствор оксида серебра, раствор сульфата меди(II), гидроксид натрия, лакмус, вода, глюкоза крист.,
Внутрипредметные связи
Химия 10 кл. - в темах «Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова», «Спирты», «Альдегиды», «Карбоновые кислоты», «Высокомолекулярные соединения», «Полисахариды».
Межпредметные связи
Биология 10-11 кл.
«Органические вещества клетки», «Строение и функции углеводов», «Нуклеиновые кислоты, их строение »
Используемая литература
Основная учебная:
О. С. Габриелян «Органическая химия. 10(11) класс» М., ООО«Дрофа», 2009 г.
Дополнительная:
1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: Основы химии и занимательные опыты: Пер. с нем.-3-е изд., стер.-Л.:Химия, 1987 г.
2. Лисичкин Г.В. Бетанели В.И. Химики изобретают. М.: Просвещение 1990 г
3. Перекалин В.С., Зонис С.А. «Органическая химия»- М.: Просвещение, 1978 г.
4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия - 10-11класс» - М.: Просвещение, 1991г
5. Химический словарь школьника / Б.Н. Кочергин и др. - Минск: Нар.асвета, 1990 г
Предварительная работа
Оформление кабинета:
Проектор , компьютер.
Оборудование: карточки с заданиями, набор лабораторного оборудования и химических реактивов.
Учитель: сегодня мы проводим необычный урок, посвященный одним из важнейших органических веществ на Земле, входящих в состав любой живой клетки. Изучая биологию, мы могли убедиться, что если бы исчезли эти вещества, то исчезла бы и жизнь на Земле. Это обширная группа природных органических соединений, первичные продукты фотосинтеза и основные исходные продукты биосинтеза других веществ в растениях. Составляют существенную часть пищевого рациона человека и многих животных. Подвергаясь окислительным превращениям, обеспечивают все живые клетки энергией . Входят в состав клеточных оболочек и других структур, участвуют в защитных реакциях организма (иммунитет). Применяются в пищевой, текстильной и бумажной, микробиологической (получение спиртов, кислот и других веществ) и других отраслях промышленности. Используются в медицине (гепарин, сердечные гликозиды, некоторые антибиотики).
Вспомните что это за вещества?
На доске написаны названия органических веществ: глюкоза, этанол, уксусная кислота, фруктоза, метан, сахароза, этилен, крахмал, глицерин, клетчатка. Выберите из них те, которые относятся к углеводам. Подумайте, почему эти вещества так называются? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим лабораторный опыт по сжиганию сахарозы.
Лабораторный опыт № 1.
Оборудование: Пробирки, сахароза, спиртовки, держатели.
Инструктивная карточка: Положите в пробирку немного сахарозы, нагрейте до появления признаков реакции. Что вы наблюдаете? Какие вещества образовались?
Запишите в тетрадь свои наблюдения. Сделайте вывод о составе углеводов.
Вывод: В состав углеводов входят углерод и вода. Записать общую формулу Сn (H2O)m.
Учитель биологии: Ребята, давайте вспомним, в каких продуктах питания больше всего содержится углеводов? (Больше всего углеводов содержится в продуктах растительного происхождения). Какова судьба углеводов в пищеварительной системе человека? Что произойдет с хлебом, если его долго жевать во рту. В ротовой полости сложные углеводы под действием ферментов слюны превращаются в глюкозу, поэтому хлеб становится сладким.
Вывод: Значит, крахмал состоит из глюкозы. Чем отличается крахмал от глюкозы?
Учитель химии: Познакомимся с физическими и химическими свойствами углеводов на примере глюкозы.
Работа с презентацией урока из виртуальной школы « Уроки химии Кирилла и Мефодия». Показ слайдов с 1 по 13.
Лабораторный опыт № 2.
Оборудование: Пробирки, раствор глюкозы, Мg, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, держатель.
Инструктивная карточка:
-
В пробирку с набольшим количеством раствора глюкозы добавим немного магния. Что наблюдаете?
-
В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди двухвалентного прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объём раствора глюкозы и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора?
-
К аммиачному раствору оксида серебра, налитому в чистую пробирку, добавьте в два раза меньше раствора глюкозы. Нагрейте смесь. Объясните наблюдаемое явление.
-
На основании проведенных опытов, поясните, какие функциональные группы входят в состав глюкозы.
Вывод: глюкоза является альдегидоспиртом.
Учитель: Изучая биологию, мы выяснили, что углеводы - основной источник энергии, а какова потребность организма человека в углеводах? Сколько углеводов нужно потреблять человеку для сохранения здоровья?
Сообщение: Углеводы для человека являются основным источником энергии. Человек получает углеводы в основном из продуктов растительного происхождения. Ежедневно человеку необходимо до 440 граммов углеводов. Попадая в организм человека, поли- и дисахара, распадаются до глюкозы. Глюкоза всасывается в кровь, её количество в крови должно составлять 4,4 - 7,0 ммоль/л.
Потребность организма в глюкозе зависит от характера и вида деятельности человека. Излишек глюкозы при ведении малоподвижного образа жизни приводит к ожирению. Ожирение может привести к заболеванию сахарным диабетом. Декстрины, которые образуются при жарении картофеля, могут вызвать у человека развитие злокачественных опухолей. Для сохранения здоровья необходимо рациональное питание.
В заключение урока ответьте на вопросы по углеводам:.
1. Как называется процесс расщепления углеводов в клетке при дыхании?
2. Углевод, содержащийся в соке сахарной свеклы.
3. Процесс преобразования солнечной энергии в химическую.
4. Молочный сахар.
5. Высокомолекулярные углеводы.
6. Промежуточные продукты гидролиза крахмала.
7. Углевод, входящий в состав нуклеиновых кислот.
8. Заменитель сахара для диабетиков.