Введение в науку Химия (7 класс)

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №15»









«Введение в науку Химия»


Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)




Учебная

Форма (учебная, воспитательная программа, УМП)







Автор:

Ефимушкина Ирина Николаевна

Учитель химии МОУ «СОШ № 15»













г.Усолье - Сибирское

2015г.

Пояснительная записка


Ряд факторов за последнее время способствовало снижению интереса к предмету химии. В - первых, в наше время, время экономизации, компьютеризации и юриспруденции, химия перешла в разряд непрестижных наук. Во - вторых, интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. И не случайно обучающиеся ставят химию на одно из последних мест и называют в числе самых нелюбимых предметов. Так как из-за сложности предмета у обучающихся не проявляется интереса к его изучению. Им легче и проще сказать, химия мне не нужна, я её не понимаю, и учить не буду.

Выходом из данной ситуации может быть курс химии «Введение в науку Химия» 7-м классе. Курс «Введение в науку Химия» в 7-х классах проводится на основе базисного регионального плана.

Данный курс знакомит обучающихся с первоначальными химическими понятиями на эмпирическом и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество, смесь и растворы, химический элемент, вещества простые и сложные, валентность, химические знаки и формулы, химическая реакция). Эти знания обучающиеся актуализируют в качестве опорных в начале изучения систематического курса химии.

Курс «Введение в науку Химия» призван, используя интерес учащихся к экспериментам, сформировать умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений. Решать расчётные задачи на основе имеющихся знаний по математике. Много внимания обращается на технику эксперимента, умение правильно и чётко описывать результаты эксперимента, признаки реакций. Изучаются правила техники безопасности. Эксперимент включается в творческие домашние и проверочные работы.

Курс «Введение в науку Химия» создан на основе программы по химии О. С. Габриеляна и Рудзитиса Г.Е., Чернобельской Г.М., для улучшения изучения химии в 8-ом классе. Рассчитан курс на 34 часа в год (1ч в неделю). Практика показывает, что школьникам требуется определённый период времени, чтобы адаптироваться к новому предмету, почувствовать интерес к нему, осознать его значение в современном мире. Для того чтобы облегчить детям переход к новому курсу понятий, необходим вводный курс.

Данная программа акцентирует внимание на межпредметные связи химии с другими дисциплинами.

Предпочтение в курсе отводится формированию представлений и понятий как первооснове, а не теории. Хотя усилие той или иной стороны определяется психологическими особенностями обучающихся и практическую реализацию данного курса решает учитель.

Курс «Введение в науку Химия» позволяет развивать научное мышление с учётом их возрастных особенностей, способствовать формированию химической культуры.

Новизна предусматривает изучение первоначальных химических понятий как подготовка к восприятию основного курса химии в 8-ом классе, способствует адаптации к новому предмету.

Цель курса - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у обучающихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.

В ходе освоения курса обучающимися возможны такие формы и методы работы как:

  1. Организационно-управленческие:

  • словесные (рассказ, повествование, рассуждение, беседа);

  • наглядные (иллюстрации, презентации, демонстрации);

  • практические (эксперименты, практические работы);

  • самостоятельные работы;

  • решение задач.

  1. Мотивационно-стимулирующие:

  • дидактические игры (химический ребус, «крестики нолики» и другие);

  • творческие задания (составление кроссвордов, домашний химический эксперимент, работа с дополнительной литературой);

  1. Контрольно-оценочные:

  • индивидуальный опрос;

  • письменные работы;

  • тесты;

  • химическое экспериментирование.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в химических олимпиадах, викторинах, интеллектуальных играх по химии. Полученные в рамках данного курса химические знания в дальнейшем могут служить основой для подготовки обучающихся к выбору определенных профессий, связанных с химическим производством, лабораторной деятельностью.

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: простые и сложные вещества, молярная масса, относительная атомная и относительная молекулярная масса, химический элемент, атом, валентность, химические реакции, типы реакций;

  • символы химических элементов;

  • правила работы с веществами и простейшим оборудованием;

  • признаки физических и химических явлений;

  • способы разделения смесей;

  • физические свойства веществ: кислорода, углекислого газа, воды, и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • разъяснять смысл химических формул и уравнений;

  • составлять формулы соединений;

  • составлять уравнения изученных реакций;

  • обращаться с лабораторным оборудованием;

  • вычислять по химическим формулам относительную молекулярную массу веществ;

  • вычислять массовую долю элемента в веществе.

  • отличать физические тела от веществ;

  • исследовать физические свойства веществ;

  • сравнивать вещества по физическим свойствам;

  • выполнять простые химические опыты.

Система оценивания успешности прохождения курса

Результаты обучения пропедевтическому курсу должны соответствовать общим задачам предмета. Результаты обучения оцениваются дифференцированно по пятибалльной системе. При оценке необходимо учитывать такие качественные показатели как: осознанность (умение применять полученную информацию), полнота (соответствие объёму программы).

При оценке учитываются существенные и несущественные ошибки.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов обучающихся.

Общие цели курса:

•развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.

•развитие творческих задатков и способностей.

•формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений.

•воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

• подготовить учащихся к восприятию материала в 8-м классе.

Общие задачи курса:

• познакомить с первоначальными понятиями химии на экспериментальном уровне и атомно-молекулярном уровне;

• развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

• формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

• развитие умений самостоятельно приобретать и применять знания;

• формирование умений работать с дополнительной литературой;

• показать место химии среди других наук и способствовать формированию целостной картины мира, окружающего нас;

• решать простейшие задачи.

Информационное обеспечение курса.

Данный курс обеспечен следующими информационными материалами:

•интернет-ресурсами;

•набором для проведения химических лабораторных;

•набором презентаций о химии и химических опытах.

Содержание курса «Введение в науку Химия» для 7 класса.


Факультативный курс рассчитан на 34 часа.


  1. Химия - наука о веществах и их превращениях. (3ч.)

Видели ли вы вещества и знаете ли, чем они отличаются друг от друга? Свойства веществ, которые мы измеряем. Предмет химии. Что изучает химия. История науки Химия. Методы исследования химии. Химическая лаборатория природы. Лабораторное оборудование.

Демонстрации. Коллекция различных тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). Примеры химических явлений: изменения плотности разных жидкостей. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смесей. Примеры химических явлений: окисление меди в пламени горелки, действие соляной кислоты на мел.

Практические работы. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

Домашний эксперимент. 1. Изучение строения пламени. 2. Признаки химических реакций. 3. Выращивание кристаллов из насыщенного раствора поваренной соли.


  1. Зачем и как изучают вещества. (18ч.)

Вещества. Свойства веществ. Физические тела. Чистые вещества и смеси. Растворы. Явления с веществами. Химические реакции. Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Простые и сложные вещества. Относительная атомная и относительная молекулярная масса. Исчезают ли вещества бесследно? Химический элемент. Химические формулы. Валентность. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Модели различных молекул и атомов. Периодическая таблица химических элементов.

Практические работы. Разделение смесей.


  1. Почему и как протекают химические реакции. (4ч.)

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Типы химических реакций.

Демонстрации. Замещение меди в растворе хлорида меди железом. Окисление меди при нагревании. Нагревание гидроксида меди.

Практические работы. Реакции различных типов.


  1. Химия и планета Земля (2ч.)

Что такое кислород? Сколько в воздухе кислорода? Почему количество кислорода на земле не уменьшается? Углекислый газ и «ненужные» газы в воздухе. Озон. Вода. Химические свойства воды.

Демонстрации. «Искусственный курильщик»

Домашний эксперимент. Получение кислорода из пероксида водорода. Получение сложного вещества из простых веществ.



  1. Химия и наш дом. (5ч.)

Наша пища. Химия и лекарства. Вещества и материалы в нашем доме. Экология жилища и здоровье человека.

Обобщение изученного материала. (1ч.)

Итоговая работа (1ч.)

Календарно - тематическое планирование (34часа):



Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Дата проведения

Примечание

Химия - наука о веществах и их превращениях.

1

Видели ли вы вещества и знаете ли, чем они отличаются друг от друга? Свойства веществ, которые мы измеряем. Предмет химии. Что изучает химия. История науки Химия.

1

Новых знаний



2

Методы исследования химии. Химическая лаборатория природы. Лабораторное оборудование.

1

Комбинир.



3

Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».

1

Практикум



Зачем и как изучают вещества.

4

Вещества. Свойства веществ. Физические тела.

1

Комбинир.



5

Чистые вещества и смеси. Разделение смесей.

1

Комбинир.



6

Практическая работа № 2 «Разделение смесей».

1

Практикум



7

Растворы.

1

Новых знаний



8

Явления с веществами. Химические реакции.

1

Комбинир.



9

Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Простые и сложные вещества.

1

Комбинир.



10

Исчезают ли вещества бесследно? Химический элемент.

1

Комбинир.



11

Химические формулы.

1

Комбинир.



12

Расчёты по химическим формулам.

1

Комбинир.



13

Относительная атомная и относительная молекулярная масса.

1

Комбинир.



14

Расчёты по химическим формулам. Вычисления массовых отношений химических элементов в сложном веществе.

1

Комбинир.



15

Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе.

1

Комбинир.



16

Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов.

1

Комбинир.



17

Валентность химических элементов.

1

Комбинир.



18

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

Комбинир.



19

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

Комбинир.



20

Составление химических формул по валентности.

1

Комбинир.



21

Составление химических формул по валентности.

1

Комбинир.



Почему и как протекают химические реакции.

22

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

Комбинир.



23

Составление химических уравнений.

1

Комбинир.



24

Практическая работа № 3 Реакции различных типов.

1

Практикум



25

Типы химических реакций.

1

Комбинир.



Химия и планета Земля

26

Что такое кислород? Сколько в воздухе кислорода? Почему количество кислорода на земле не уменьшается? Углекислый газ и «ненужные» газы в воздухе. Озон.

1

Новых знаний



27

Вода. Химические свойства воды.

1

Комбинир.



Химия и наш дом.

28

Наша пища.

1

Комбинир.



29

Химия и лекарства.

1

Комбинир.



30

Внимание опасность: наркотики и алкоголь.

1

Комбинир.



31

Вещества и материалы в нашем доме

1

Комбинир.



32

Экология жилища и здоровье человека.

1

Комбинир.



33

Обобщение изученного материала.

1

Практикум



34

Итоговая зачетная работа.

1

Практикум



Литература для учителя:


  1. Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс, Владос, 2004.

  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс.

3. Кузнецова Н.Е. и др. Химия. 8 класс.

4. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии: 8-9 кл. - М: Дрофа,1997.

5. Габриелян О.С. и др. Контрольные и проверочные работы, Химия. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». - М: Дрофа, 2003.

6. Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман. Химия 8 класс - М.: Просвещение, 2012г.

7. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. - М.: Просвещение.

8. Гара Н.Н. Химия. Уроки: 8 кл. / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение.

9. Добротин Д.Ю., Снастина М.Г. Химия. 8 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. Учебное пособие. - Москва: «Интеллект - Центр», 2011.

10. Контрольно - измерительные материалы. Химия. 8 класс/Сост. Н.П.Троегубова, Е.Н. Стрельникова. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.



© 2010-2022