Мастер-класс по теме Вода

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Наше счастье в том, что мы им нужны.

Хорошо быть лестницей для детей, мечтающих

в хмурый день дорасти до солнца.

Хорошо быть окном, в котором никогда не гаснет свет.

Хорошо быть дверью, в которую может войти тот, кто думает.


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно - личностно - ориентированное.

Проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического, но и в организации исследовательской деятельности.

Уважаемые кoллеги. Сегодня я предлагаю вам поработать в роли учеников, и в роли экспертов.

Вашему вниманию предлагается создание проекта.

Тему проекта можно определить по высказыванию Антуана де Сент-Экзюпери:

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты самое большое богатство на свете!

Это ВОДА!

? Справедлива ли поговорка, что вода - это жизнь?

О: Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды не возможна.

? Какую роль играет вода в жизни человека.

О: !!!!

? Деятельность человеческого общества немыслима без воды. Но всегда ли мы заботимся о ней?

О:!!!

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов является актуальной. Всем известно - выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя естественный режим сбросами и отходами.

? Пригодна ли вода для питья, которую мы употребляем каждый день?

О:!!!!

Чтобы более ёмко ответить на эти вопросы проведем мини-эксперимент. Каждая группа получает для работы инструктивные карты, содержащие задания для выполнения, которого, нужно поработать с различными информационными источниками, выделяя главное, существенное, составить конспект ответа и кратко осветить вопрос.

Вам нужно:
- изучить опорные знания;
- выяснить цель эксперимента;
- используя алгоритм, провести эксперимент;
- постараться ответить на предложенный вопрос.

Каждой группе необходимо выбрать представителя, который познакомит нас с результатами эксперимента и постарается ответить на вопросы инструктивной карты.

1группа - эколого-географическая

2группа - опытно-экспериментальная

3группа - экспертно-исследовательская

4группа - литературная

Краткая аннотация проекта

Узнать и изучить месторасположение водных ресурсов и родников Краснокамского района, определить экологическое состояние территории вокруг родников.

Сделать анализ водопроводной, родниковой и фильтрованной воды.

Изучить информацию о влиянии качества воды на наше здоровье. Предложить доступные способы очистки воды в домашних условиях

Раскрыть понятие «вода» как символ чистоты и духовности человека.

Каждая группа, по окончании работы должна будет заполнить свою страницу буклета, и ознакомить присутствующих с результатами своей работы.

Работая над своей частью проекта, определите, какие УУД вы развиваете.

Выполнение работы 10-15 мин. Продукт - презентация итогов работы .

Уважаемые учителя! Сегодня мы узнали о воде много интересного. Вода - это всемирное достояние, которое должно беречь всё человечество.

Вывод: данный вид деятельности применим практически во всех предметных областях.

Спасибо за внимание!







Практическая часть проекта

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 ГРУППЫ

«Гидросфера Краснокамского района»

1. Узнать по карте месторасположение водных ресурсов Краснокамского района.

2. Проанализировать текст о состоянии питьевой воды в деревне Новый Чуганак

(приложение №1)

3. Оценить экологическую обстановку территории водоёмов, указав близлежащие предприятия, которые своей деятельностью могут нанести вред.

4. Создать страницу буклета «Родники Краснокамского района».

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 ГРУППЫ

«Анализ водопроводной, родниковой и фильтрованной воды»

1. Проверить образцы воды на пригодность к употреблению методом химического анализа.

2. Сделать сравнительный анализ качества образцов воды.

3. Ответить на вопрос: опасна или безопасна вода, которую мы пьем.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 ГРУППЫ

«Очистка воды в домашних условиях»

1. Изучить информацию о способах очистки воды в домашних условиях.

2. Составить анкету для социологического опроса населения на тему: «Какую воду вы пьете?»

3. Изучить бытовые фильтры для дополнительной очистки водопроводной воды.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 ГРУППЫ

«Вода как символ чистоты и духовности человека»

1. Раскрыть понятие «вода» как символ чистоты и духовности человека (приложение №2)

2.Исследовать литературные и музыкальные источники, в которых раскрывается понятие «вода».

3.Выявить значение воды в христианском обряде крещения (приложение №3)






Инструктивная карта (группа №1)

«Гидросфера Краснокамского района»

1. Определите по карте месторасположение водных ресурсов Краснокамского района.

2. Проанализируйте текст о состоянии питьевой воды в деревне Новый Чуганак.

3. Оцените экологическую обстановку территории водоёмов, указав близлежащие предприятия, которые своей деятельностью могут нанести вред

4. Создайте страницу буклета «Родники Краснокамского района».











Инструктивная карта (группа №2)

«Анализ водопроводной, родниковой и фильтрованной воды»

  1. Определение органолептических показателей качества воды


  • Определение запаха вода

Ход работы:

  1. Налейте в пробирки, выданные вам модельные растворы, и закройте пробками.

  2. Поочередно встряхивайте и открывайте пробки у пробирок с растворами и определяйте запах воды.

Характеристика запахов:

а) естественного происхождения: землистый, гнилостный, плесневый, торфяной.

б) искусственного происхождения: нефтепродуктов (бензиновый и др.), хлорный, уксусный.


  • Определение привкуса воды

Ход работы:

  1. Налейте в одноразовые стаканчики, выданные вам модельные растворы родниковой и фильтрованной воды.

  2. Поочередно определите вкус.

Различают 4 основных вкуса: соленый, кислый, горький, сладкий. Остальные вкусовые ощущения считаются привкусами (солоноватый, горьковатый, металлический, хлорный и т.п.).


  • Определение прозрачности воды

Ход работы:

1. Заполните каждую пробирку соответствующим модельным раствором на высоту 10-12 см.

2. Определите прозрачность воды, рассматривая пробирку на темном фоне при

достаточном боковом освещении.

Прозрачность воды обусловлена ее цветом и мутностью, т.е. содержанием в ней различных окрашенных и минеральных веществ. Прозрачность воды часто определяют наряду с мутностью, особенно в тех случаях, когда вода имеет незначительные окраску и мутность, которые затруднительно обнаружить.

2. Определение жесткости воды.

Ход работы:

  1. Налейте в пробирки, выданные вам модельные растворы.

  2. В каждую пробирку бросьте кусочек мыла и сильно встряхните пробирку, добиваясь как можно более полного растворения мыла.

  3. Опишите внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т.д.




Результаты исследовательской работы группы №2

«Анализ водопроводной, родниковой и фильтрованной воды»

1. Определение органолептических показателей качества воды

показатель

запах

привкус

прозрачность

Образец воды

Водопроводная вода

Родниковая вода (д. Раздолье)

Фильтрованная вода


Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определение жесткости воды

Образец воды

Характеристика полученного раствора

Водопроводная вода

Родниковая вода (д. Раздолье)

Фильтрованная вода

Жесткая вода

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Инструктивная карта (группа №3)

«Очистка воды в домашних условиях»


  1. Изучите информацию о способах очистки воды в домашних условиях.

  2. Составьте анкету для социологического опроса населения на тему: «Какую воду вы

пьете?» (3-4 вопроса)

  1. Изучите бытовые фильтры для дополнительной очистки водопроводной воды.

  2. Возьмите упаковку от фильтра и заполните таблицу.

  3. Полную ли информацию дают производители о своём товаре?

Название модели

Барьер

Аквафор

Тип фильтра (кувшинный, насадка на кран)

Срок службы кассеты

Ресурс кассеты, л

Наполнитель кассеты

Эффективность очистки воды:

От активного хлора, %

От фенола, %

От пестицидов, %

От нефтепродуктов, %

Подходит ли для очистки воды повышенной жесткости

Стоимость кассеты, руб.

Стоимость одного литра очищенной воды

Количество кассет, которые необходимо приобрести в течение года


  1. Проведите презентацию той модели фильтра, которую вы считаете наиболее подходящей для дополнительной очистки питьевой воды.






Результаты исследовательской работы группы №3

«Очистка воды в домашних условиях»

Название модели

Барьер

Аквафор

Тип фильтра (кувшинный, насадка на кран)

Срок службы кассеты


Ресурс кассеты, л


Наполнитель кассеты

Эффективность очистки воды:

От активного хлора, %

От фенола, %

От пестицидов, %

От нефтепродуктов, %

Подходит ли для очистки воды повышенной жесткости

Стоимость кассеты, руб.

Стоимость одного литра очищенной воды

Количество кассет, которые необходимо приобрести в течение года

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Инструктивная карта (группа №4)

«Вода как символ чистоты и духовности человека»


  1. Исследуйте литературные и музыкальные источники, в которых раскрывается понятие «вода» как символ чистоты и духовности человека.

  2. Выявите значение воды в христианском обряде крещения.

3. Оформите свою страницу буклета «Вода как символ чистоты и духовности человека».












Приложение №1

Нефть в питьевой воде обнаружили жители Краснокамского района

Маслянистая жидкость появилась и в колодцах, и в скважинах. Люди вынуждены ходить за живительной влагой на родник. Между тем, обращения в различные инстанции, по словам местных жителей, никакого эффекта не дают. Результаты анализов воды якобы соответствуют нормам. Так ли это на самом деле?

То, что вода в колодце далека от санитарных норм, видно невооруженным глазом. Уже спустя несколько минут на поверхности появляется радужная пленка. Фарида Гарифьянова такую воду пить не рискует, по словам пенсионерки, в ней и стирать тяжело - порошок плохо пенится.
Как утверждают местные жители, вода в деревне Новый Чуганак испортилась 6 лет назад. Она стала жесткой, появился запах сероводорода. Насос для откачки воды жители деревни вынуждены чистить регулярно. Но всё равно спустя пару дней он вновь покрывается черным налетом. Въевшееся вещество с трудом отмывается даже с помощью мыла.
Однако эксперты, к которым неоднократно обращались сельчане, не нашли в воде ничего подозрительного. Местный старожил Роберт Шаймарданов проводит свои собственные исследования. У нефтяника с 40-летним стажем сомнений нет: какая-то из скважин прохудилась и техническая вода вперемешку с остатками нефти попала в питьевой пласт.
Нефтяных качалок вокруг деревни Новый Чуганак - десятки. Все они принадлежат крупной добывающей компании. Её представители утверждают, что о проблеме с водой никогда не слышали.
Между тем, местные жители ходят за питьевой водой на родник за километр от деревни. Такая ситуация становится уже типичной. От безводья страдают несколько десятков человек. Кроме того, всего в нескольких километрах от села протекает Кама. Если отходы нефтяной промышленности попадут в реку, проблемы с водой возникнут уже у нескольких тысяч людей.








Приложение №2

На Руси с древнейших времен был культ воды, играющей великую роль в человеческой жизни. Именно вода, чаще всего использовалась для заговоров. Раньше этим занимались избранные, которым передавались сакраментальные знания о силе воды и слова. Сегодня , понимая технологию воздействия на воду каждый может использовать свои природные данные, чтобы использовать силу воды для своей пользы.

Вот некоторые фразы о ворожбе на воде, о влиянии воды на человека, которые дошли до нас как поговорки.

«Как в воду глядел» - говорит о том, что вода может передавать информацию. Просто мы утратили это свойство видеть информацию в воде, читать ее.

«С гуся вода, с меня худоба» -старинный русский заговор. Худоба - это все худое, плохое.

«Воды не замутит»-говорит о хорошем человеке, который ни мыслями, ни действиями не испортит воду.

«Сухим выйдет из воды»- говорит о том, что на этого человека не подействует заговоренная вода. Он энергетически сильнее заговоров.

«Водой не разольешь»- и это тоже о ворожбе на воду, которой заговаривали на разлуку.

«Много воды утекло»- здесь четко прослеживается связь воды и времени. Эти понятия неразделимы. И то и другое являются неизмеримыми в нашем понимании.

«В тихом омуте черти водятся» - говорит о том, что в стоячей непроточной воде , накапливается плохая энергетика. Именно стоячая вода запоминает различные установки. Текучая - разрушает их.

"Не плюй в колодец- пригодится воды напиться" - можно одним негативным действием испортить всю воду. А так как в колодце вода практически стоячая, то может стать ядовитой.

"Вода камень точит" - явно показано, что вода имеет силу, против которой ничего не устоит.

"Не всякая водица для питья годится" - говорит о разных свойствах воды. В древности люди очень тщательно искали чистые источники воды. Они знали о заговорах на воду, поэтому старались не пить воду неизвестного происхождения. К сожалению чистой питьевой воды на Земле всего 3%. На планете достаточно много мест, где практически нет питьевой чистой воды и люди страдают от ее острой нехватки.

"Мутная вода не из чистого озера течет" - говорит о том, что человек с чистыми помыслами не совершит гадких поступков.

"Под лежачий камень вода не течет" - значит вода не омоет и не очистит того, кто сам не шевелится и не стремится получить ее благодать.

"Умный человек подобен роднику" - разум его не замутнен.

"Вода не мутит ума" - мозг человека мутят его мысли, негативное отношение, злость и зависть…, вода очищает его…

"С лица воду не пить" - говорит о том, что физическое состояние человека не влияет на воду, на водную структуру влияют мысли человека.

"Посмотрись в воду на свою природу"- в древней Руси люди могли видеть истинную сущность человека через воду, теперь мы смотримся в нее как в зеркало.

"Чистая вода- для хвори беда" - чистая структурированная вода лечит человека. Не зря, на Руси, пили воду только из чистых источников, да в бане парились, да в проруби купались. Вода очищала и лечила человека изнутри и снаружи.




Приложение №3

Развитие обряда крещения

С древних времен люди использовали воду для очищения тела. В христианстве обряд крещения используется с учетом Божественного влияния на человека. И подобно тому, как вода очищает человеческую плоть, так и благодать Божья очищает душу человека и удаляет с неё грехи. Таким образом, крещение это не только плотское, но и духовное очищение. Во многих местах Ветхого Завета встречается обряд омовения, символизирующий очищение от греха и преданность Богу. "И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши" (Быт.35:2). "И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои" (Исх.19:10). "И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою" (Лев.8:6). "священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их" (Лев.16:4). "Если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое" (Лев.17:16). "И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе" (1Цар.7:6). "Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня" (Ис.4:4). "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас" (Иез.36:25). "В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты" (Зах.13:1).

В Новом Завете омовение, погружения человека в воду или обливание и окропление водою человека называлось словом бабтистерия, то есть омовение. В Новозаветные времена осуществлялось "крещение покаяния" (то есть изменение образа мышления и жизни человека) для прощения грехов. Первым применил обряд Христианского крещения Предтеча. "Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои" (Матф.3:5-6). "И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Лук.3:3). Этим крещением был крещен и Спаситель. Затем после таинства крещения Спаситель вступает на путь проповеднической деятельности и, приобретя учеников, крестит через них более чем Предтеча. "Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн" (Иоан.4:1).

После Своего воскресения Спаситель дал Своим ученикам мессионерское поручение о распространении Своего учения и крещении людей. "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Матф.28:19-20). Апостолы - ученики Спасителя исполняли это повеление. "Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа" (1Пет.3:21).





Универсальные учебные действия

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)

Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач

Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ

РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность

Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

Преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

ЛИЧНОСТНЫЕ

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор


© 2010-2022