• Преподавателю
  • Химия
  • Доклад на тему «Развитие социально-коммуникативных компетенций педагога: организация проектно - исследовательской работы с учащимися при изучении дисциплин естественного цикла»

Доклад на тему «Развитие социально-коммуникативных компетенций педагога: организация проектно - исследовательской работы с учащимися при изучении дисциплин естественного цикла»

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД КРАСНОДАР


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

350049, Краснодар, ул. им. Котовского д.100, тел.\факс 9861) 255-64-63, e-mail: [email protected]



Доклад на тему


«Развитие социально-коммуникативных компетенций педагога: организация проектно - исследовательской работы с учащимися при изучении дисциплин естественного цикла»

Руководитель МО

естественно-научного цикла,

учитель химии и биологи Луценко М.В.


Слайд 1.

«Развитие социально-коммуникативных компетенций педагога: организация проектно - исследовательской работы с учащимися при изучении дисциплин естественного цикла»

Слайд 2.

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А. Н. Колмогоров

Подготовка учащихся к проектно - исследовательской работе - важная проблема современного образования.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических и технологических аспектов образования.

Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Слайд 3.

Главная цель проектно-исследовательского обучения -

формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Слайд 4.

Проектно- исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования - научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Слайд 5.

В преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего,

  • заинтересовать учащихся процессом познания,

  • научить их ставить вопросы ,

  • пытаться найти на них ответы,

  • объяснять результаты,

  • делать выводы.

Химия - одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира? Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. С чего же начинать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках химии?
Для эффективного определения интересов и склонностей учащимся следует неоднократно в процессе изучения темы предлагать достаточное количество творческих заданий различного содержания и разной степени сложности, расширяя таким образом выбор видов деятельности, которые интересны учащемуся, и таких заданий, которые каждый может выполнить.
Слайд 6.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

  • Подготовка

  • Планирование

  • Исследование

  • Представление результатов

  • Оценка результата и процесса

В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, необходимо собрать в папку все необходимые материалы:

требования к проектам;
методические рекомендации по подготовке проекта;
памятки "Как оформить результаты проекта", "Как подготовить защиту, презентацию проекта", "Как оформить паспорт проекта";
лист "Оценивания проекта».
Слайд 7.

  • Классификация проектов: по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта

  • индивидуальные

  • групповые

Слайд 8.

по содержанию предметные и межпредметные

Слайд 9.

  • По продолжительности краткосрочные (1-2 занятия)

среднесрочные (до двух месяцев)

долгосрочные

Слайд 10.

Основные этапы организации работы в исследовательском проекте:

  • Знакомство с основами исследовательской деятельности.

  • Выбор и определение темы исследования.

  • Отбор литературы по выбранной теме.

  • Исследование.

  • Текстовое оформление работы.

  • Выступление учащихся с результатами исследования. Конечно, на начальных этапах формирования навыков исследовательской деятельности возникают определенные трудности: на первом этапе можно столкнуться с неумением учащихся работать с информационными источниками. Им достаточно сложно выбрать главное из огромного количества информации, предоставляемой энциклопедиями, учебниками, научной литературой, а также компьютерной сетью Интернет. Каждый проект должен иметь видимый результат: в теоретической части - решение конкретной проблемы, в практической части - конечный продукт, в дальнейшем используемый в нашей педагогической деятельности.

Слайд 11.

Знакомство с основами исследовательской деятельности

  • Мотивация и постановка проблемы;

  • Определение цели и задачи;

  • Направление и актуальность;

  • Предмет и объект;

  • Гипотеза;

  • Новизна и значимость;

  • Теоретическая основа и база исследования;

Метод проектов позволяет достичь значительных результатов в обучении т.к. предполагает отказ от зазубривания материала, развитие творческого подхода к получению информации создаёт предпосылки закладывания глубоких знаний и практический навыков решения проблем.

Личность, воплотившая собственное исследование и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их на всю жизнь.

Слайд 12.

С чего мы начинали. В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Слайд 13.

Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани

Исследование кислотности напитков с использованием компьютерной лаборатории L- МИКРО

Слайд 14.

Проблема: большое количество людей страдают желудочно-кишечными заболеваниями, поэтому можно предположить, что одной из причин этому является частое употребление напитков повышенной кислотности.

Слайд 15.

Цель: исследовать кислотность различных напитков с использованием компьютерной лаборатории L- микро. Задачи:

1.Изучить научную литературу о кислотности среды напитков. 2.Приобрести навыки научно-исследовательской работы при использовании компьютерной лаборатории L- микро. 3. Провести социальный опрос учащихся и исследовать популярные напитки с помощь датчика РН. 4. Выяснить влияние кислотности на здоровье человека.

Слайд 16.

План исследования.

1.Изучить научную литературу о кислотности среды напитков. 2.Научиться пользоваться компьютерной лабораторией L- микро. 3.Провести социальный опрос учащихся с целью выявления наиболее популярных употребляемых напитков. 4.Составить таблицу с вариантами ответов учащихся и диаграммы по каждому варианту.

5.Исследовать популярные напитки с помощь датчика РН. 6.Выяснить влияние кислотности на здоровье человека.

Слайд 17.

1.Изучение научной литературы о кислотности среды напитков.

Понятие было введено в 1909 году датским химиком С. Сёренсеном. Он же впервые использует символ pH, употребляемый для обозначения значения водородного показателя. «P» означает «показатель». «H» означает латинское название первого элемента периодической системы Д. И. Менделеева - водорода.

Слайд 18.

2.Научиться пользоваться компьютерной лабораторией L- микро.

Компьютерная измерительная система, предназначена для сбора и отображения информации, получаемой с помощью датчиков о том или ином физическом, химическом или биологическом процессе, а также для осуществления элементов управления демонстрационной установкой. Она включает в себя измерительный блок, набор датчиков для измерения физических величин и программное обеспечение.

Компьютерный измерительный блок L-микро преобразует сигнал, поступающий от датчиков, в цифровой код, который далее обрабатывается в компьютере.

Слайд 19. Практическая часть.

Был проведен социальный опрос учащихся с целью выявления наиболее популярных напитков. С помощью него узнали, каким напиткам они оказывают предпочтение во время различных приемов пищи. По результатам проведения опроса была составлена таблица с вариантами ответов учащихся и количеством голосов за каждый вариант. В опросе участвовало 20 человек.

Слайд 20. По результатам опроса были выбраны наиболее популярные напитки. С помощью датчика РН была измерена их кислотность, а по результатам измерений составлена таблица:

Большинство напитков, которым отдается предпочтение, имеют слабокислотную или даже сильнокислотную среду. В таких напитках содержится значительное количество ионов гидроксония (H3O+). При регулярном употреблении таких напитков мы непременно нарушим кислотно-щелочной баланс внутренней среды организма. Чтобы понизить уровень кислых веществ, организм будет постепенно разрушать сам себя, принося в жертву скелет, из костей будут вымываться важные соединения кальция и магния, нейтрализующие кислоты. Особенно вредны популярные в настоящее время газированные напитки ( «Pepsi-Cola», лимонад «Perrier», «Джус-Тим», «Ах!» ). Наиболее подходящими вариантами для удовлетворения жажды являются минеральная вода«Аква Лель» (без газа), а также чай и кофе с сахаром.

Слайд 21.

Составили диаграммы по каждому варианту. Диаграмма 1. Наиболее часто употребляемые напитки на завтрак. Диаграмма 2.Наиболее часто употребляемые напитки на обед

Слайд 22. Диаграмма 3. Наиболее часто употребляемые напитки на ужин. Диаграмма 4. Наиболее часто употребляемые напитки на перекус.

Слайд 23. Диаграмма 5. Наиболее часто употребляемые напитки во время жаркого летнего дня.

Слайд 24. Подготовка к проведению опытов. Компьютерный измерительный блок.

Слайд 25. Исследуемые напитки.

Слайд 26 Измерение pH школьного молока «Шпаргалка».

Слайд 27 Измерение pH напитка «Pepsi».

Слайд 28 Измерение pH напитка «Ах!».

Слайд 29 Измерение pH минеральной газированной воды «Горячий Ключ 2000».

Слайд 30. Измерение pH напитка «Арома Юг. Ананас».

Слайд 31.

3.Влияние кислотности на здоровье человека.

Дисбаланс рН организма у большинства людей проявляется в виде повышенной кислотности (состояние ацидоза). В этом состоянии организм плохо усваивает минералы, такие как кальций, натрий, калий и магний, которые, благодаря избыточной кислотности, выводятся из организма. От недостатка минералов страдают жизненно важные органы. Не выявленный вовремя ацидоз может вредить организму незаметно, но постоянно в течение нескольких месяцев и даже лет.

Слайд 32.

При ацидозе могут появиться следующие проблемы: · Заболевания сердечно-сосудистой системы, включая стойкий спазм сосудов и уменьшение концентрации кислорода в крови. Прибавление в весе и диабет. · Заболевания почек и мочевого пузыря, образование камней. · Снижение иммунитета. · Увеличение вредного воздействия свободных радикалов, которые могут способствовать онкогенезу. Хрупкость костей вплоть, до перелома шейки бедра, а также других нарушениях опорно-двигательного аппарата, как например, образование остеофитов (шпор).

Появление суставных болей и болевых ощущений в мышцах, связанных с накоплением молочной кислоты.

У мужчин преобладание кислоты ведёт к бесплодию и импотенции, т. к. сперматозоиды способны выжить только в щелочной среде. Повышенная кислотность организма снижает активность живчиков, что приводит к мужскому бесплодию, а в последствии и к импотенции. У женщин повышенная кислотность организма так же грозит развитием воспалительных процессов, избыточным весом и приводит к бесплодию. В этом случае повышается кислотность влагалища, (в нормальном состоянии она слабокислая) и сперматозоиды, попадая в женщину погибают прежде, чем достигают матки. А если подвижность сперматозоидов снижена повышенной кислотностью организма мужчины, то о зачатии не может быть и речи.

Слайд 33.

В итоге проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 1. Необходимо соблюдать правильный рН баланс для сохранения крепкого здоровья.

2. Предложить школьникам ограничить употребление напитков повышенной кислотности; 3. Усилить информационно-агитационную работу в детских учреждениях о полезной и здоровой пище и её влиянии на здоровье человека.

Слайд 34.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов на уроках биологии, химии, внеклассных мероприятиях, так как в этой работе были получены довольно подробные сведения о воздействии напитков повышенной кислотности на здоровье человека. Надеюсь, что данная работа раскроет сущность рассматриваемой проблемы, сделает понятие водородного показателя более понятным, покажет его влияние на наше здоровье и поможет человеку, задуматься над этим вопросом и попробовать изменить что-то в своей жизни в лучшую сторону.

Слайд 35.

В заключительной части моего выступления необходимо обратить внимание на преимущества проектной деятельности:

при достаточно высоком уровне мотивации, даже «слабые» учащиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;
участие в коллективной творческой деятельности;
организация педагогом деятельности, которая выходит в социальную сферу;
деятельностный уровень освоения реальности;
самообразование;
целостная картина окружающего мира в динамике.

© 2010-2022