Картотека по химии (Лабораторная работа)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Картотека по ТБ и ХЭ

1) Разложение воды электрическим током:

Цель: доказать опытным путём, что при разложении воды электрическим током выделяется кислород и водород.

Оборудование:

1) вода;

2) чаша;

3) источник тока;

4) поваренная соль (NaCl);

5) провода.

Ход работы:

1) Собрать прибор для разложения воды электрическим током.

2) Дистиллированная вода электрический ток не проводит, но при добавлении поваренной соли (NaCl) - отличный проводник электричества. Наблюдения:

При разложении воды электрическим током, я заметил, что на проводе с отрицательным зарядом бурно выделялись пузырьки газа, а на проводе с положительным зарядом они только скапливались у их кончиков. Так как в молекуле воды (Н2О) на два атома водорода приходится один атом кислорода то, тот газ, который бурно выделялся, будет водородом, а тот, который только скапливался на концах проводов - кислородом. Вскоре провод с выделяющимся кислородом начал окислятся - он почернел и распался, а на проводе, на котором выделялся водород, образовался белый «налёт». Через некоторое время разлагающаяся вода приобрела голубоватый оттенок.

Уравнение реакции:

2О = 2Н2↑ + О2

Картотека по химии (Лабораторная работа)

2) Разложение малахита:

Цель опыта: Изучить пример реакции разложения

Оборудование: пробирка лабораторная 2 шт, трубка газоотводная полимерная, стакан, лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички.

Реактивы: раствор гидроксида кальция (известковая вода) Ca(OH)2

Дополнительные реактивы: основной карбонат меди(II) (малахит) CuCO3∙Cu(OH)2.

Опыт проводят для иллюстрации состава сложных веществ или как пример реакции разложения. Его можно проводить демонстрационно.

Ход работы

1. Пробирку с основным карбонатом меди(II) (малахитом) CuCO3∙Cu(OH)2.закрываем пробкой с газоотводной полимерной трубкой.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

2. Собранный прибор проверяем на герметичность. Наконечник газоотводной трубки опускаем в стакан с водой, зажав пробирку в руке. Выходящие пузырьки воздуха свидетельствуют о том, что прибор собран герметично.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

3. Закрепляем прибор в лабораторном штативе.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

4. В пробирку наливаем известковой воды Ca(OH)2 на 1/3 объема.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

5. Опускаем наконечник газоотводной трубки в пробирку с известковой водой.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

6. Нагреваем пробирку с малахитом на спиртовке.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

7. Наблюдаем изменение цвета малахита (из зеленого он становится черным). На стенках пробирки появляются капельки воды, а известковый раствор мутнеет. Картотека по химии (Лабораторная работа)

Уравнение реакции:

(CuOH)2CO3->2CuO↓+CO2↑+H2O

Вывод.

При разложении малахита образуются три вещества - вода, углекислый газ и оксид меди(II).

3) Взаимодействие оксида меди (II) с раствором серной кислоты:

Цель: Доказать свойства меди в ходе химических превращений.

Оборудование: спиртовка, 3 стаканчик 50мл, серная кислота, спички, щипцы.

Ход работы:

  1. Обработать оксид меди серной кислотой, получить голубой раствор. Черный порошок оксида двухвалентной меди CuO и помещают в пробирку. Добавляют немного разбавленной серной кислоты. Для начала реакции одного соприкосновения веществ недостаточно, нужно нагревание. Слегка нагревают пробирку с веществами, не доводя раствор до кипения. В результате реакции наблюдается постепенное исчезновение черного порошка оксида меди и образование раствора голубого цвета.

Подготовка эксперимента: заранее подготовить порошок оксида меди.

Техника безопасности: не допускать попадания на кожу кислоты, при нагревании держать пластину щипцами

Утилизация отходов: нейтрализовать раствор и кислоты и вылить в раковину.

Уравнение реакции:

CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O


Картотека по химии (Лабораторная работа)


4) Взаимодействие железа с серой:

Цель: Доказать, что сложные вещества образуются из простых при химических явлениях. Показать, что образуя химическую связь вещества не сохраняют свои свойства, а приобретают новые.

Оборудование: фарфоровая ступка с пестиком, пробирка, обвязанная у горлышка нитью, магнит, кристаллическая сера, порошок железа.

Ход работы:

1. Растереть кристаллики серы в порошок, обратить внимание на цвет, попробовать магнитом.

2. Рассмотреть железный порошок, всыпать его в пробирку с ниткой, попробовать магнитом, обратить внимание на отклонение пробирки в сторону магнита.

3. Всыпать в пробирку порошок серы, перемешать, несколько раз встряхнув пробирку, попробовать магнитом, обратить внимание на отклонение пробирки в сторону магнита.

4. Нагреть пробирку до саморазогревания смеси, после окончания реакции проверить магнитом.

Уравнение реакции:

Fe + S = FeS


Картотека по химии (Лабораторная работа)

5) Состав воздуха:

Цель: сформировать знания о составе и свойствах воздуха.

Оборудование:

  • Свеча, спички, стеклянный колпак, пробирки с известковой водой, стеклянные трубочки, резиновая груша;

Ход работы:

1) Экспериментальное доказательство наличия кислорода в воздухе.

Демонстрация опыта зажечь свечу и накрыть стеклянным колпаком.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

2) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в атмосферном воздухе.

Чтобы доказать наличие углекислого газа нам понадобится известковая вода. Это прозрачный раствор. При её взаимодействии с углекислым газом образуется белое вещество, поэтому происходит помутнение известковой воды.

Демонстрация опыта: при помощи резиновой груши пропустить несколько раз воздух через известковую воду (наблюдается помутнение).

3) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Перед вами пробирки с известковой водой. Предлагаю вам сделать глубокий вдох и медленно через трубочку выдохнуть воздух в пробирку. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности - вдыхать через трубочку нельзя!

Вывод: во вдыхаемом воздухе углекислого газа меньше чем в выдыхаемом.

- Почему необходимо проветривать кабинет во время перемен?

6) Реакции ионного обмена:

Цель: Доказать суть реакций ионного обмена

Оборудование: пробирки, реактивы, штатив.

Ход эксперимента:

Опыт 1. К раствору хлорида натрия прилейте раствор нитрата серебра. Запишите наблюдения.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

Опыт 2. К раствору карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдения.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

Опыт 3. В раствор гидроксида натрия капните 1 - 2 капли фенолфталеина. Прилейте раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Запишите наблюдения.

Картотека по химии (Лабораторная работа)

Уравнения реакций:

  1. NaCl+AgNO3→NaNO3+AgCl↓

  2. Na2CO3+ 2HCl=2NaCl+H2O+ CO2

  3. NaOH+ фенолфталеин = малиновое окрашивание, после приливания кислот обесцвечивание

Список используемой литературы

  1. Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1988;

  2. Макареня А.А. Повторим химию. М.: Высшая школа, 1989;

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8, 9. М.: Просвещение, 1990;

© 2010-2022