Внеурочная деятельность учащихся по химии в рамках реализации ФГОС

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.  Под  внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Одним из интересных направлений внеурочной деятельности по химии является подготовка школьников к предметной олимпиад...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность учащихся по химии в рамках реализации ФГОС

Андреева Любовь Сергеевна

учитель химии высшей

квалификационной категории

г. Березники Пермский край

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. (Родченкова Н.А.).

Одним из интересных направлений внеурочной деятельности по химии является подготовка школьников к предметной олимпиаде. Изучение химии начинается с 8 класса. Ученики 8 класса непосредственны, любознательны, интересны. Важно поддержать этот интерес и постараться увлечь химией. С этой целью в течение года работает факультатив «Начала экспериментальной химии», проводятся дополнительные занятия-консультации, на которых разбираются заявленные вопросы. Среди этой группы учащихся есть целесообразность проводить заочные туры олимпиад. (Грабцевич В.) Очный тур школьного этапа олимпиады проводится в конце III четверти. Так отбирается костяк команды параллели, которая приступает к серьезной подготовке для участия в городской открытой олимпиаде для восьмиклассников в конце учебного года.

В июне на базе школы начинает работу предметный профильный лагерь для восьмиклассников. Участие школьников в профильном лагере - хороший способ получить практический опыт исследовательской и проектной деятельности, пополнить свои знания, а также получить представление о различных профессиях, относящихся к образовательной области «Естествознание». Учащимся предлагается цикл практических занятий по аналитической химии. Цель практикума - научить учащихся приемам и методам решения экспериментальных олимпиадных задач по химии. Ребята знакомятся с основами:

а) качественного анализа - решают задачи на распознавание веществ, на доказательство и исследование их состава и свойств;

б) объемного анализа - изучают простейшие приемы титрования, работы с мерной пипеткой, использования индикаторов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

-определять состав бинарных соединений;

-проводить качественный и объемный анализ веществ.

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся

Объем часов

Введение.

Содержание учебного материала

2

Теория электролитической диссоциации. Теоретические основы аналитической химии.

Раздел 1. Качественный анализ

Тема 1.1.

Анализ катионов

Содержание учебного материала

2

1

Первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая аналитические группы катионов.

Лабораторные работы 1.Изучение качественных реакций катионов первой аналитической группы (на примере калия, натрия, аммония).

2.Изучение качественных реакций катионов второй аналитической группы (на примере серебра и свинца).

3.Изучение качественных реакций катионов третьей аналитической группы (на примере бария и кальция).

4.Изучение качественных реакций катионов четвертой аналитической группы (на примере цинка, хрома, алюминия).

2

Самостоятельная работа учащихся. Описание качественных реакций катионов пятой аналитической группы (на примере железа, магния, марганца). Описание качественных реакций катионов шестой аналитической группы (на примере меди).

4

Тема 1.2.

Анализ анионов

Содержание учебного материала

2

1

Качественные реакции на анионы первой, второй, третьей аналитической группы.

Лабораторная работа Изучение качественных реакций на анионы первой, второй, третьей аналитической группы.

2

Тема 1.3

Анализ солей

Содержание учебного материала

2

1 Способы выделения отдельных катионов и анионов и их анализ.

Лабораторная работа Проведение анализа соли, растворимой в воде.

2

Раздел 2

Объемный анализ

Содержание учебного материала

Простейшие приемы титрования. Индикаторы.

Лабораторная работа Определение концентрации растворов. Работа с мерной пипеткой.

2

Кроме того, предполагается проведение серии экспериментальных задач (где школьнику необходимо самому предложить план их решения), по сложности максимально приближенной к заданиям практических туров краевой олимпиады. Суммарный рейтинг успешности выполнения таких экспериментальных контрольных заданий - дополнительный критерий при формировании команды олимпиадников.

В 9 классе количество занятий увеличивается. Начинается отработка основных вопросов изученных тем, разбор олимпиад городского и краевого уровней. Для этого создан «банк» заданий. В него входят задачи, которые используются на разных этапах олимпиады или подобраны из специальной литературы.

В школе ведется факультатив «Решение нестандартных задач» для учащихся 9-11 классов, увлеченных химией и желающих изучать ее в объеме, превышающем школьную программу. На занятиях факультатива они не только изучают теоретические вопросы, но и выполняют различные практические (исследовательского характера) работы. В практике работы с учащимися физико-математических классов используется методика проведения проблемных и исследовательских опытов по химии (автор Сурин Ю.В).

Организовано сотрудничество с преподавателями химического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета, которые при поддержке Министерства образования Пермского края ведут заочную школу для олимпиадников, где обучаются, углубляют свои знания и ребята нашей школы. Совместная работа школы и вуза дает учащимся хорошие знания по предмету, возможность участия в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях, а также целенаправленную подготовку в ВУЗ.

Ежегодно в рамках подготовки к краевой олимпиаде проводятся занятия в химической лаборатории Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета. На тренингах разбираются экспериментальные задачи по неорганической, органической и физической химии. Учащиеся получают возможность познакомиться с современным лабораторным оборудованием, приобрести новые теоретические знания и потренироваться в их применении на практике.

Овладение исследовательскими умениями (ставить цель, выявлять проблему, планировать действия по ее решению, делать умозаключения) способствует формированию личностных качеств, необходимых для успешной социализации в современном мире. Такой подход в обучении учащихся позволяет добиваться отличных результатов: качество знаний по химии - 80%, на итоговой аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ (2012-2013 учебный год) средний балл равнялся 89, а максимальный 95, что является хорошей стартовой площадкой для поступления в высшие учебные заведения. Ежегодно по итогам ГИА в 9 классах успеваемость составляет 100%, все учащиеся сдают экзамен на «4» и «5».

Возможность постоянного проведения разнообразных проблемных и исследовательских экспериментов на занятиях факультатива, участие в работе летнего профильного лагеря, встречи с преподавателями вузов, сотрудниками различных лабораторий заметно повлияли на усиление интереса школьников к предмету, способствовали повышению уровня развития учащихся и привели к более высоким результатам. В период с 2008г по 2014г подготовлено более 50 победителей и призеров городских, краевых и Всероссийских олимпиад, предметных чемпионатов и турниров.

Конечно, как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть даже в сравнении с самим собой. (Можаев Г.М)

Таким образом, используя данную форму внеурочной деятельности, мы создаем условия для творческой самореализации и профессионального самоопределения учащихся, а постоянная работа над собой и серьезная, целенаправленная подготовка будут способствовать формированию компетентной, творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Библиографический список


  1. Грабцевич В. Методическое пособие для подготовки к олимпиаде по физике.

  2. Можаев Г.М. Подготовка к олимпиаде: направления и методы работы / Можаев Г.М. //Химия в школе. 2008. №7. С. 72-77.

  3. Родченкова Н.А. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС.

  4. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента / Ю.В. Сурин // Химия в школе. - 2007. №10. С.39-43.

5


© 2010-2022