Элективный курс Глобальные экологические проблемы

Основное понятие, проходящее через весь курс, это устойчивость. Экологические проблемы изложены с точки зрения путей достижения этой цели. В каждом разделе учащиеся узнают, почему некоторые современные тенденции, включая рост численности населения, эрозию почвы, оскудение природных ресурсов и сведение лесов, свидетельствуют о неустойчивости цивилизации и как повлиять на них, чтобы ее существование стало устойчивым.   Каждый раздел завершается перечнем конкретных действий, которыми любой человек ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Город Кропоткин, Кавказский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №3 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 29 августа 2013года

Председатель педсовета

______________ /Е. Р. Еремян/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по

Элективному курсу Глобальные экологические

проблемы

Ступень обучения (класс)

среднее (полное) общее образование

( 11 класс)

Количество часов - 35

Уровень - базовый

Учитель

Мирошкина Татьяна Анатольевна

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса: А.М. Колесниковой «Глобальные экологические проблемы» Москва.: «Дрофа», 2011год и федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям, развиваться в зоне ближайшего развития. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что способствует развитию коммуникативных умений работы в команде. Наиболее целесообразна на занятиях и групповая работа учащихся с презентацией исследовательских проектов. По каждому разделу предусмотрена контрольная работа. Программа более основательно знакомит учащихся с экологическими проблемами, учит понимать экологические принципы и стремиться к гармоничному развитию в соответствии с ними.

Основное понятие, проходящее через весь курс, это устойчивость. Экологические проблемы изложены с точки зрения путей достижения этой цели. В каждом разделе учащиеся узнают, почему некоторые современные тенденции, включая рост численности населения, эрозию почвы, оскудение природных ресурсов и сведение лесов, свидетельствуют о неустойчивости цивилизации и как повлиять на них, чтобы ее существование стало устойчивым.

Каждый раздел завершается перечнем конкретных действий, которыми любой человек может помочь проведению в жизнь практических мероприятий, обеспечивающих обществу устойчивость.

Программа данного элективного курса «Глобальные экологические проблемы современности» адресована учащимся 11 классов, она рассчитана на год обучения (34 часа, 1 час в неделю, в сетке часов).

Целью курса является: знакомство учащихся с основными экологическими проблемами современности, возможностями устойчивого развития общества.

Задачи курса: углубление знаний о закономерностях устойчивого развития природных и природно-социальных экосистем;

1.формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

2.развитие способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, убеждения в возможности решения экологических проблем;

3.развитие способностей прогнозировать возможные пути сохранения генофонда биосферы и здоровья человечества.

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса «Основы химических методов исследования вещества» учащиеся далжны:

характеризовать: экологические принципы, чтобы беречь и охранять природу.

знать: данная программа учит тому, что наша жизнь в наших руках, что наше будущее зависит только от нас, что одними законодательными мерами мы не сможем спасти мир, необходимо, чтобы каждый человек на своем месте внес свой вклад в охрану природы, чтобы каждый помнил, что она нуждается в нашей защите.

объяснять: через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых экологических бедствиях. Загрязняются воздух и вода. Пища отравлена пестицидами. Кислотные дожди угрожают озерам и лесам. Эрозия приводит к потерям почвы. Разрушается озоновый слой атмосферы, который защищает все живое на Земле.

Дикая природа скудеет: тысячи видов приближаются к грани вымирания, а сотни уже перешли эту грань. Многие ресурсы истощены чрезмерным использованием. Чтобы выжить в такой сложной ситуации, необходимо научиться понимать.

уметь: от авторитарного обучения в виде лекций мы сознательно переходим к интерактивным методам обучения, повышающим активность учащихся.

Программа реализуется на базе кабинета химии, используется научно-популярная литература, средства массовой информации, микроскопы, интернет-ресурсы, предполагается проведение экскурсии.

соблюдать: правила техники безопасности при обра­щении с веществами и химической посудой, лаборатор­ным оборудованием;

понимать: важность охраны окружающей среды.

Методы обучения

Особенностью предлагаемого курса является его при­кладная направленность. Большое внимание в курсе уде­лено изучению тех

веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни. Содержание курса имеет экспериментальную направленность

Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания - то, с чем учащиеся встречаются в повседневной жизни.

Требования к результатам обучения

После изучения элективного курса «Основы химических методов исследования вещества» учащиеся дагжны:

характеризовать: скорость химической реакции, химическое равновесие,

принцип Ле Шателье, ионное произведение воды, водородный показатель и шкала рН, константы равновесия различных типов реакций,, проте­кающих в растворах (произведение растворимости, конс­танты диссоциации кислот и оснований, константы ус­тойчивости комплексов)" понятия буферные растворы, буферная емкость, фазы, гомогенные и гетерогенные сис­темы, дисперсные системы, коллоидные растворы (лиозоли), золи и гели, мицелл диспергирование, конденса­ция. пептизация, коагуляция;

знать: основные понятия координационной теории, понятия титрат, титруемое вещество, стандартный (тит­рованный) раствор, точка эквивалентности, фактор экви­валентности, индикатор; условия смещения химического равновесия, влияние различных факторов на установле­ние и смещение химического равновесия в растворах; ус­ловия выпадения и растворения осадков, зависимость полноты осаждения от различных факторов; способы по­лучения коллоидных систем, причины агрегативной и седиментационной устойчивости дисперсных систем, за­щитного действия коллоидов, отличие коллоидных рас­творов от истинных растворов; способы выражения концентрации растворов; качественные реакции на наи­более важные катионы и анионы, а также на некоторые органические вещества;

объяснять: условия смещения гетерогенных равновесий в насыщенных

растворах малорастворимых электро­литов, понимать значение реакций осаждения для хими­ческого анализа; сущность гидролиза и буферного дейст­вия, окислительно- восстановительных реакций, комплексообразования, сущность процесса титрования, особенности приготовления и стандартизации рабочих растворов;

уметь: вычислять концентрацию ионов водорода в растворах сильных и слабых кислот и оснований, конс­танты диссоциации кислот и кислых солей, произведение растворимости по известной растворимости, раствори­мость вещества в чистой воде по известному произведе­нию растворимости и растворимость вещества в присут­ствии одноименного иона; составлять полные и сокра­щенные ионные уравнения химических реакций, уравнения реакций гидролиза, уравнения окислительно-восстановительных реакций на основе электронного и электронно-ионного баланса; анализировать результаты наблюдаемых.опытов, объяснять химические, реакции с точки зрения изученных теорий;.проводить статистиче­скую обработку результатов эксперимента; готовить рас­творы заданной концентрации, приобрести навыки вы­полнения титрования, определять водородный показа­тель среды методами рН- метрии и визуального колориметрирования;

соблюдать: правила техники безопасности при обра­щении с веществами и химической посудой, лаборатор­ным оборудованием;

понимать: важность охраны окружающей среды.

Методы обучения

Особенностью предлагаемого курса является его при­кладная направленность. Большое внимание в курсе уде­лено изучению тех

веществ, которые окружают учащихся в повседневной жизни. Содержание курса имеет экспериментальную направленность

Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы, продукты питания - то, с чем учащиеся встречаются в повседневной жизни.

Таблица тематического распределения количества часов:

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

11 класс

1

Введение

1

1



2

.

Тема 1 Глобальная экология


7


7

3

Тема 2 Экологические факторы

6

6

4


Тема3 Антропогенное воздействие на биосферу


10

10

6

Тема 4 Окружающая среда и здоровье человека

6

6

7

Тема 5 Природоохранная деятельность человека


4

4

ИТОГО

34

34


2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской

программой по предмету.

3.Перечень практических работ:

Практическая работа №1 Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы

Практическая работа №2 Токсические вещества

4.Содержание учебного курса.

Введение (1 час)

Ознакомление с разделами программы, выбор учащимися тем для самостоятельного исследования, подготовки сообщений и написания рефератов.

Глобальная экология (7 часов)

Раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Биосфера и границы жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются жизнепригодные свойства среды. Понятие жизни как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов, образующих разнообразные вещества. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Экологические факторы (6 часов).

Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.

Антропогенное воздействие на биосферу (10 часов).

Современное состояние природной среды. Загрязнители природной среды и их основные виды. Мониторинг. Предельно допустимый сброс. Предельно допустимая концентрация.

Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Практическая работа №1 Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Почва - биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

Вода - основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.

Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.

Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

Окружающая среда и здоровье человека (6 часов).

Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсические вещества. Отравления. Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Практическая работа №2 Токсические вещества

Природоохранная деятельность человека (5 часов).

Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.

6.Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учащихся:

  1. Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 2008г.

  2. Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1999г.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 2000г.

  4. Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.

  5. Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.

  6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.

  7. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 2006г.

  8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 классов. М., Дрофа, 2008г.

Литература для учителя:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.

  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.

  3. Винокурова Н.Ф.,Трушин В.В. Глобальная экология.Учебник для 10-11 классов профильных школ. М.,Просвещение, 2008г.

  4. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.

  5. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.

  6. Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.

  7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.

  8. Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.

  9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.

  10. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г.

  11. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.

  12. Экологический вестник .




5.Материально - техническое обеспечение


Наименование обьектов и средств материально-технического обеспечения



1

1.1




1.2




1.3


1.4


1.5


1.6



1.7


Библиотечный фонд:

Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 класс / авторы: И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. / М.: Русское слово, 2012/.

Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия». 10 класс / авторы: И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская. / М.: Русское слово, 2012/

.И. И. Новошинский, Новошинская Н. С. Химия. 10 класс. /М.: Русское слово, 2010 г. /

И. И. Новошинский, Новошинская Н. С. Химия. 11 класс. М.: Русское слово, 2010 г.

Р. А. Бочарникова. Учимся решать задачи по химии 8-11 классы./ Волгоград: Учитель, 2008 г./.

Сборник конкурсных задач по химии с решениями под. ред. М.А. Володиной./ М.: МГУ, 1983/.

Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. / М.: 1-я федеративная книготорговая компания, 1997/



1.8


1.9

Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы./ М.: Дрофа,1999 /

А. Л. Кушнарев. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. /М.: Школа-Пресс, 1999/

2

2.1








2.2


2.3


2.3



3

3.1


3.2


3.3

3.4


3.5

3.6


4




4.1

4.2

4.3


5

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

5.6

5.7

5.8

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13


6



6.1

6.1.1

6.1.2

6.1.3

6.1.4

6.1.5

6.2

6.2.1

6.2.2

6.2.3

6.2.4

6.2.5


7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7


8



8.1


8.2

8.3

8.4

8.5

8.6

8.7

8.8

8.9

8.10


8.11

8.12

8.13

8.14

8.15


9


9.1

9.2

9.3

9.4

9.5

9.6

9.7

9.8

9.9

9.10


10


10.1

10.2

10.3

10.4

10.5

10.6

10.7

10.8

109

10.10

10.11

10.12

10.13

10.14


Печатные пособия

Серия таблиц :

по неорганической

органической химии

металлургии

химическому производству

периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

серия справочно-инструктивных таблиц по химии (справочные, инструктивные, таблицы по техники безопасности)

карты-инструкции для практических работ по неорганической химии;

карты-инструкции для практических работ по органической химии

дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся


Цифровые образовательные ресурсы

Электронное издание «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория»

образовательный комплекс «1С: Школа. Химия, 8 кл.» - интерактивный мультимедиа-курс;

интерактивный мультимедиа учебник «Органическая химия» ;

электронное издание «Химия общая и неорганическая. 10-11 класс выпущенное лабораторией систем мультимедиа, МарГТУ; Химия для всех- XXI. Решение задач.

Уроки Кирилла и Мефодия. 8-11 класс.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

комплект видеофильмов:

неорганической химии

общей химии

органической химии


Технические средства обучения (средства ИКТ)


Компьютер (DEPO Neos 230)

интерактивная доска (Panosonic UB-T780)

проектор (Toshiba TLP-XC2000)

системный блок (Depo computers)

сканер ( BearPaw 2400CU Plus)

принтер (Canon LBP6020/LBP6020B)

флэш карта (Interwrite 11-00761-01-R)

проектор (Toshiba Tip-x2000)

монитор (Acer V173 LCD)

звуковые колонки (Defender 19492008050800721)

бесперебойник (War 40305080805)

клавиатура (Depo 195543-042)

мышка (Depo 195543-042)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для

общего назначения

приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

общего назначения: Аппарат для дистилляции воды

баня комбинированная БКЛ

нагреватели (спиртовки, электрические).

демонстрационные

комплект для демонстрационных опытов по химии универсальный КДОХУ

столик подъёмный

штатив для пробирок

штатив металлический;

Специализированные приборы и аппараты

аппарат для получения газов (Киппа)

озонатор

прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества

прибор для окисления спирта над медным катализатором термометр электронный

прибор для получения твёрдых растворимых веществ

прибор для определения состава воздуха

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

весы учебные с гирями (до 100 г)

комплект мерной посуды различного назначения

набор посуды для хранения реактивов

набор пробирок

нагреватели электрические

спиртовки

прибор для получения газов

штатив лабораторный химический (ШЛХ);

комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы

бумага фильтровальная

зажимы комбинированные

очки защитные

перчатки резиновые

набор противопожарного инвентаря;


Модели

Набор кристаллических решеток:

алмаза

графита

диоксида углерода

железа

магния

меди

поваренной соли

йода

льда

конструктор для составления молекул


Натуральные объекты коллекции

раздаточный материал:

алюминий,

волокна,

каменный уголь,

каучук,

металлы,

минералы

горные породы - сырьё для химической промышленности

набор химических элементов

нефть и продукты её переработки

пластмасс

стекло и изделия из стекла

топливо

чугун и сталь,

шкала твёрдости.



1

1

1

1

2

10



10


10


10



1


1


1

1


1

1






1

1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1






1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1



1

1

1

1

1

1

1





10


10

5

5

10

2

10

1

3

1


10

10

1

1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




3

3

10

5

3

5

3

5

1

3

7

5

5

1


11


Реактивы

Наборы химической продукции



Наборы

Название


11.1

№ 1, 2ОС

«Кислоты»

1

11.2

№ 3 ОС

«Гидроксиды»

1

11.3

№ 4 ОС

«Оксиды металлов»

1

11.4

№ 5 ОС

«Металлы»;

1

11.5

№ 6 ОС

«Щелочные и щелочноземельные металлы»

1

11.6

№ 7 ОС

«Огнеопасные вещества»

1

11.7

№ 8 ОС

«Галогены»

1

11.8

№ 9 ОС

«Галогениды»

1

11.9

№ 10 ОС

«Сульфаты.Сульфиты.Сульфиды»

1

11.10

№ 11 ОС

«Карбонаты»

1

11.11

№ 12 ОС

«Фосфаты .Силикаты»

1

11.12

№ 13 ОС

«Ацетаты. Роданиды.Цианиды»

1

11.13

№ 14 ОС

«Соединения марганца»

1

11.14

№ 15 ОС

«Соединения хрома»

1

11.15

№ 16 ОС

«Нитраты»

1

11.16

№ 17 ОС

«Индикаторы»

1

11.17

№ 18 ОС

«Минеральные удобрения»

1




СОГЛАСОВАНО


СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания


Заместитель директора по УВР

методического объединения



учителей от «29 » августа 2013года


_____________ /_______________/

руководитель ШМО


« __» августа 20___года

_____________ /Мирошкина Т.А. /












4.Содержание тем учебного курса.

Глобальная экология (8 часов)

Раскрывает единство и целостность биосферы как интегральной оболочки планеты. Биосфера и границы жизни. Живое вещество биосферы обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение природы, границы которой определяются жизнепригодные свойства среды. Понятие жизни как открытой макроскопической системы, выраженной в упорядоченности и устойчивости скопления большого числа атомов, образующих разнообразные вещества. Биогеохимический круговорот веществ. Социальная и прикладная экология. Развитие цивилизации и возрастающее воздействие человека на биосферные процессы. Потребительское отношение к природе. Экологические проблемы современного человечества: демографическая, сырьевая, изменение климата и др. Угроза экологической катастрофы и пути ее предотвращения.

Экологические факторы (6 часов).

Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Закон минимума. Закон оптимума. Адаптации.

Антропогенное воздействие на биосферу (10 часов).

Современное состояние природной среды. Загрязнители природной среды и их основные виды. Мониторинг. Предельно допустимый сброс. Предельно допустимая концентрация.

Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Основные источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.

Почва - биокосная система. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.

Вода - основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.

Радиоактивность в биосфере. Особенности и источники радиоактивного заражения биосферы.

Экологические проблемы биосферы. Влияние промышленности, транспорта и сельского хозяйства на естественные природные комплексы.

Основы рационального управления природными ресурсами и их использование.

Окружающая среда и здоровье человека (6 часов).

Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсические вещества. Отравления. Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути ее предупреждения. Физические факторы среды и самочувствие человека. Питание и здоровье. Экологически чистые продукты. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Природоохранная деятельность человека (5 часов).

Экологическая этика, культура, образование, мышление, сознание. Правовая защита природы. Экологическая безопасность. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Рациональное природопользование. Экологические технологии. Предотвращение технологических и военных катастроф.








5.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.


Учащиеся должны знать:

  • направления и темпы изменений природных экосистем;

  • экологические факторы;

  • современное состояние природной среды;

  • экологические проблемы современного человечества;

  • основные источники загрязнения биосферы;

  • влияние загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять источники загрязнения окружающей среды;

  • осуществлять элементарные природоохранные мероприятия.





6.Перечень учебно-методического обеспечения.



Литература для учащихся:

  1. Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 2008г.

  2. Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1999г.

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 2000г.

  4. Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.

  5. Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.

  6. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.

  7. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 2006г.

  8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 классов. М., Дрофа, 2008г.

Литература для учителя:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.

  2. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.

  3. Винокурова Н.Ф.,Трушин В.В. Глобальная экология.Учебник для 10-11 классов профильных школ. М.,Просвещение, 2008г.

  4. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.

  5. Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.

  6. Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.

  7. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.

  8. Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.

  9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.

  10. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г.

  11. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.

  12. Экологический вестник .




7.Список литературы (основной и дополнительной).

  1. Александров А.П. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., 1995.

  2. Ваейков А.И. Воздействие человека на природу. М., издательство АНСССР, 2000г.

  3. Вернадский В.И. Биосфера. М., "Мысль", 1999г.

  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. окружающая среда и ее охрана. М., "Просвещение", 2003г.

  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология 10-11кл. М., "Дрофа", 2008г.

  6. Макарова Л.Л. Глобальная экологическая сводка. Ижевск, 2000г.

  7. Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. М., "Дрофа", 2001г.

  8. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. М., "Дрофа", 2001г.






© 2010-2022