• Преподавателю
  • Химия
  • Химико-физический межпредметный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

Химико-физический межпредметный смотр знаний по теме «Первоначальные химические понятия»

Химия и физика являются фундаментальными  науками о природе, которые дают понимание физических законов, систем материального мира, понимание глубинного содержания самих предметов. Именно поэтому современный учитель стремиться к тому, чтобы знания и умения учащихся соответствовали не столько требованиям, предусмотренным учебной программой, а в первую очередь должны способствовать развитию личности и культуры человека. Поэтому совместные уроки физики и химии должны ориентировать учащихся на осозна...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светлана Владимировна Зайцева, учитель высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования

«Средняя школа № 3 г. Осиповичи»


Химико-физический межпредметный смотр знаний по теме

«Первоначальные химические понятия»

Цель: привлечь учащихся к активному закреплению, обобщению и развитию знаний и умений по основным понятиям: вещество, чистые вещества и смеси, физические и химические явления, молекулы и атомы.

Девиз: «Во тьме должны находиться физики и особливо химики, не зная внутреннего частиц строения» М.В. Ломоносов.

1. Вводное слово учителя.

2. С целью создания эмоционального настроя на уроке, проводится:

а) Конкурс газет, посвящённых М.В. Ломоносову. Защита газет. Краткое сообщение о М.В. Ломоносове.

б) Разгадывание ребусов и кроссвордов.

3. Проверка умений учащихся взвешивать, работать с приборами.

а) Определить массы исходных веществ, провести химическую реакцию между хлоридом бария и сульфатом натрия (I и II варианты); соляной кислотой и мелом (III и IV варианты). Повторить взвешивание после реакции.

У демонстрационного стола работают представители 4-х команд, выполняя полученные задания.

б) Два ученика от каждой команды рассказывают об устройстве и назначении калориметра, правилах определения количества теплоты. При этом один ученик рассказывает, другой дополняет или исправляет ответ.

Уточняется вопрос, почему теплота, выделенная одним телом, при измерениях оказывается не равной количеству теплоты, поглощённой другим телом.

Делается вывод о том, что в теплообменнике участвуют не только тела, выделяющие и поглощающие тепло, но и окружающие тело вещества: калориметр, воздух и т.п.

Вторая пара учеников приводит примеры сохранения и превращения энергии, используя набор таблиц по физике 7 класса.

Учащиеся делают вывод о том, что материя не исчезает и не появляется из ничего, она вечно существует, находясь в постоянном движении и изменении. Законы сохранения массы веществ и энергии - законы природы, они не создаются людьми, а существуют независимо от сознания людей.

4. Выполнение письменного задания по физике и химии.

Задание выполняется всеми учащимися в течение 12 минут. Предлагается 2 варианта.

Вариант 1.

1. Закончите уравнение реакции, укажите её тип: Fe + H2SO4

2. Какое количество теплоты потребуется для плавления 100 г олова, взятого при 120 С. Температура плавления олова 2320 С. Удельная теплоёмкость олова 230 Дж/кг∙с. Удельная теплота плавления олова 0,59∙10 Дж/кг.

Вариант 2.

1. Закончите уравнение реакции, укажите её тип: Сu + H2SO4

2. Какое количество теплоты необходимо для преобразования 1 кг спирта в пар, если начальная температура спирта 200 С? Удельная теплоёмкость спирта 2500 Дж/кг∙с. Удельная теплота парообразования 0,9∙10 Дж/кг. Температура кипения спирта 780 С.

5. Эстафета.

В эстафете участвует по 5 человек от каждой команды, выполняя поочерёдно задания:

1) Собрать штатив;

2) Приготовить фильтры;

3) Провести фильтрование смеси;

4) Определить кислоту;

5) Определить газы (воздух, кислород, углекислый газ).

Для выполнения эстафеты на демонстрационном столе находятся разнообразные приборы и реактивы (в 4-х экземплярах): штатив, воронка, кольцо, фильтровальная бумага, колба с водой, стакан со смесью речного песка и соли, стеклянная палочка с резиновым наконечником, пробирки под номерами 1 и 2 (вода и кислота), индикаторы, 3 колбы с газами (воздух, кислород, углекислый газ).

6. Устный опрос по теме «Молекулярно-кинетическая теория и атомно-молекулярное учение».

Командам предлагается ответить на вопросы:

  1. Какие явления доказывают, что вещества состоят из молекул? Делима ли молекула.

  2. Отличаются ли друг от друга молекулы разных веществ?

  3. Какими явлениями можно доказать, что молекулы находятся в движении?

  4. Как связаны между собой скорость молекул и температура тела?

  5. Почему при смешении воды и спирта объём смеси уменьшается?

  6. какими опытами можно доказать, что между молекулами существует взаимное притяжение?

  7. Молекулы газа движутся хаотично. Как вы понимаете это?

  8. Почему пыль долго не оседает?

  9. Почему молекулы кислорода диффундируют медленнее, чем молекулы водорода?

  10. Почему бессмысленно говорить «атом масла», «атом воздуха»? Что такое атом?

  11. Сколько видов атомов известно в настоящее время?

  12. Может ли в состав, какой либо молекулы входить атом углерода массой 10 а.е.м., 36 а.е.м.? Почему?

  13. В чём смысл химических реакций? Можно ли с помощью химической реакции превратить неблагородные металлы в золото?

7. Конкурс «Кто смышлёнее».

Вывешиваются 4 таблицы одинакового содержания с перечнем явлений. Один ученик от каждой команды определяет, о каком явлении идёт речь.

  1. Назвать физические и химические явления.

  2. Составить формулы оксидов, используя дидактическое пособие.

  3. Определить валентность элементов в приведённых формулах веществ.

  4. Составить формулы кислот, используя дидактическое пособие.

  5. Начертить примерный график плавления и затвердевания нафталина.

  6. Зависит ли продолжительность варки мяса от того, на сильном или слабом огне кипит бульон?

  7. Газ, в сосуде нагреваясь, поднимает поршень. Какие изменения и превращения энергии происходят в этом случае?

8. Демонстрация занимательных опытов.

Учащиеся от каждой команды демонстрируют занимательные опыты с использованием физических и химических явлений.

1. Почему картофель плавает в воде? Для проведения этого опыта в банку, наполненную до половины водой, погружают клубень картофеля. Клубень опускается на дно. После этого из другого сосуда приливают «воду» (раствор хлорида натрия), клубень всплывает. Затем добавляют воду.

Ответ. Во втором сосуде был насыщенный раствор хлорида натрия, в 3-м обыкновенная вода.

2. Странный источник тока. В яблоко вставляют две проволоки (медную и железную), примерно на расстоянии 2-3 см. Если соединить проволоки с демонстрационным гальванометром, то в цепи пойдёт ток (стрелка гальванометра отклонится на несколько делений). Почему?

Ответ. Яблоко содержит раствор кислоты. Проволочные электроды в яблоке образуют химический источник тока - гальванический элемент. Аналогично можно обнаружить ток, если взять в мокрые руки две разнородные проволоки, присоединённые к чувствительному гальванометру.

3. Ныряющее яйцо. Для опыта готовят слабый раствор соляной кислоты, в который опускают сырое яйцо. При этом наблюдают следующее: яйцо сначала тонет, затем всплывает, поднимаясь до верха, опять тонет и т.д. Яйцо самопроизвольно ныряет в воде. Как это объяснить?

Ответ. Плотность яйца меньше плотности воды. По закону Архимеда яйцо тонет. На поверхности яйца начинается химический процесс между скорлупой и соляной кислотой, в результате образуется углекислый газ, пузырьки которого пристают к скорлупе и поднимают яйцо вверх. На поверхности воды пузырьки срываются и уходят в воздух, а яйцо снова погружается на дно, затем всё повторяется. Так яйцо ныряет, пока не растворится скорлупа.

4. Примораживание стакана к столу. Металлический внутренний сосуд от калориметра с плоским дном наполняют смесью снега и поваренной соли (3 части снега и 1 часть соли). На стол наливают тонкий слой воды и ставят банку со смесью. Смесь перемешивают деревянной палочкой, наблюдается сильное охлаждение - вода на столе замерзает и банка примораживается к столу. Как объяснить это явление?

Ответ. На плавление снега необходимо затратить определённое количество теплоты, которое отнимается от внутренней энергии тела, температура резко понижается (до -18, -22 С).

5. Втягивание яйца. В бутылку с широким горлышком (из-под молока) опустить зажжённую бумагу и быстро закрыть горлышко круто сваренным и очищенным яйцом. Яйцо постепенно втягивается и проваливается внутрь бутылки. Объяснить явление.

Ответ. Пламя нагревает воздух в бутылке, и часть его выходит наружу. Когда бутылку закрывают яйцом, воздух в ней охлаждается, давление его падает и внешнее атмосферное давление загоняет яйцо в бутылку.

6. Пробирка поднимется вверх. Взять две пробирки, входящие друг в друга. В большую пробирку налить воды и вставить меньшую. Прибор перевернуть. Вода вытекает по каплям, а внутренняя пробирка поднимается вверх. Объясните явление.

Ответ. Когда вода вытекает. Давление между стенками пробирок становится меньше атмосферного и атмосферный воздух, действуя изнутри на малую пробирку, поднимет её вверх.

7. Автоматическая поилка для кур. Объясните принцип действия автоматической поилки для кур (рисунок на плакате).

Ответ. Вода выливается из сосуда А в сосуд В через трубку Д до тех пор, пока не закроет конец трубки С. После этого воздух в сосуд А через трубку С уже не поступает, в нём образуется разрежение и вода перестаёт выливаться.

9. Подведение итогов общественного смотра. После демонстрации занимательных опытов, отображающих физико-химические явления, жюри подводит итоги общественного смотра, определяет группу победительницу и учащихся, добившихся высоких результатов. Все участники общественного смотра получают отметки, исходя из набранного количества баллов.

10. Рефлексия. Учащимся предлагается закрепить на стенде с ярким солнышком улыбающиеся облака, если у них хорошее настроение и хмурое облако, если итоги урока их не удовлетворяют, строгое облако, если они поняли к чему им надо стремиться, чтобы достичь более высоких результатов.

© 2010-2022