- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа кружкаУвлекательный и познавательный мир химии
Рабочая программа кружкаУвлекательный и познавательный мир химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Желтова Н.Н. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю Согласовано
Директор школы______Никитина Л.Г. Зам. директора по ВР______Назарова Е. Н.
Протокол №» « от _________2014г « «____________2014г
МКОУ Перелешинская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
кружка «Увлекательный мир химии»
в 8 классе
на 2014 - 2015 уч. год
Количество часов в год: 70
из них
Количество часов в неделю
Резервное время
Федерального компонента
Регионального компонента
Школьного компонента
70
2
2
Составлено учителем ВКК Желтовой Н. Н.
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно - научного цикла
Протокол №___ от «___» __________2014г
Руководитель МО:____________Желтова Н. Н.
Пояснительная записка
Кружок " Увлекательный мир химии " организован для учащихся 8 классов по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Программа кружка ориентирована именно на 8 класс, т.к. учащиеся только начинают изучение химии, и занятия в кружке будут способствовать повышению мотивации учащихся на изучение нового предмета.
Направление программы кружка носит естественнонаучный характер.
Целью программы кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков.
Задачи:
- учащиеся должны знать области применения химии в быту и окружающей жизни;
- способствовать развитию у учащихся общеучебных УУД - умения анализировать и делать выводы по химическому эксперименту;
- воспитывать коммуникативные УУД - умение работать в команде.
Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования. В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин с экскурсиями в аптеку, химические лаборатории, чтение рефератов с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.
Программа кружка " Увлекательный мир химии " рассчитана на 70 часов, 2ч в неделю.
Разделы программы:
-
Химия в быту - 18ч
-
Химия в питании человека (16ч)
-
Химия и медицина (12ч)
-
Химия и сельское хозяйство (22ч +2ч)
В каждом разделе присутствует экспериментальная часть, занимательные химические опыты, творческие работы.
Определение цели и отбор содержания программы кружка ориентированы на повышение мотивации учащихся к изучению химии и практическое применение полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни.
Календарно - тематическое планирование
№
Кол.
час
Дата
Тема занятия
Форма занятия
По
плану
факт
Кор
рект
Химия в быту (18ч)
1
2
Знакомство с химическими веществами, которые применяются в быту
Беседа
2
2
Приготовление растворов в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы, использование их в жизни.
Беседа
3
2
Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.
Практическая работа
4
2
Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос)
Лекция
Практическая работа
5
2
Разновидности чистящих и моющих средств.
Лекция, практическая работ
6
2
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Практическая работа
7
2
Натуральные и синтетические ткани
Практическая работа
8
2
Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.
Горючие и взрывоопасные вещества. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.
Лекция с элементами беседы
Показ фильма
9
1
1
«Что мы знаем, что умеем»
«У периодической таблицы»
КВН
Игра
Химия в питании человека (16ч)
10
2
Белки - носители жизни
Беседа
Презентация
11
2
Жиры - основной источник энергии. Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».
Беседа
Презентация
12
2
Углеводы. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара.
Беседа
Лабораторные опыты
13
2
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды - сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
Беседа
Лабораторные опыты
14
2
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Беседа
Практическая работа
15
2
Поваренная соль и её свойства. Когда соль - яд.
Беседа
Лабораторные опыты
16
2
Без воды «не туды и не сюды»
Выбор тем рефератов
Беседа
17
2
Занимательные опыты
Химия и медицина (12ч)
18
2
Аптечный иод и его свойства. Почему йод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного.
Беседа
Лабораторные опыты
19
2
Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же - «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.
Беседа
Лабораторные опыты
20
2
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства.
Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.
Старые лекарства, как с ними поступить.
Беседа
21
2
Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт. Глицерин.
Беседа
22
2
Аптека - рай для химика
Экскурсия
23
2
Химические сказки
Химия и сельское хозяйство (22+2 резерв)
24
2
Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.
Беседа
Лабораторные опыты
25
2
Ядохимикаты.
Беседа
26
2
Забытые ядохимикаты: что с ними делать
Беседа
27
2
Минеральные удобрения.
Беседа
28
2
Как распознать минеральные удобрения.
29
2
Как распознать минеральные удобрения.
Практическая работа
30
2
Значение различных минеральных удобрений
31
2
Чем опасны нитраты
Реферат
32
2
Как долго хранят минеральные удобрения.
Беседа
2
Подготовка рефератов. Защита.
34
2
Подготовка презентаций. Защита
35
2
Резерв
Содержание программы обеспечивает:
- создание условий для развития личности учащихся;
- развитие мотивации личности учащихся к познанию;
- эмоциональное благополучие учащихся.
По уровню освоения программа кружка является углублённой, она направлена на выявление и развитие способностей учащихся, достижение ими уровня практического применения полученных знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы.
Условия реализации программы:
Для реализации программы имеются все необходимые условия:
- химическая посуда и реактивы, аппаратура для просмотра материалов на электронных носителях, научная и популярная литература, методические материалы;
Ожидаемые результаты: На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.
Диагностика результатов
Показатели и критерии оценки результатов соотнесены с задачами кружка.
Показатели
Критерии
Знание областей применения химии в быту и окружающей жизни
Знает 5 областей применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами - 4балла;
Знает 3-4 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами - 3балла;
Знает 1-2 области применения химии в быту и окружающей жизни и может подтвердить химическими формулами - 2 балла;
Знает 4-5 областей применения химии в быту и окружающей жизни, но не может подтвердить химическими формулами - 1 балла;
Знает 2-3 области применения химии в быту и окружающей жизни без примеров- 1 балла;
Не знает области применения химии - 0 баллов.
Умение анализировать и делать выводы по химическому эксперименту
Умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту - 5баллов;
Не умеет анализировать и делать выводы по химическому эксперименту - 0 баллов;
Умение работать в команде
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, умеет слушать других -5 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, говорит убедительно и спокойно, тактично, но других не слушает -3 баллов;
Ученик удерживает внимание членов команды, но при этом нервничает, может не тактично обратиться к другим , но умеет выслушать другое мнение -1 баллов;
Ученик не удерживает внимание членов команды, может не тактично обратиться к другим, не умеет выслушать другое мнение -0 баллов;
Литература
1.Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
2.Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание 2006.
3.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л. Химия , 1978.
4.Урок окочен - занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 2010.
5.В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
6.Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
7.А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе - М.:Просвещение 1978.
8.И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. - М.: Просвещение 1988.
9.Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
10.Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
11.Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. -М.: Просвещение 1976.
12.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
13.Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. - М. Дрофа 2001.