- Преподавателю
- Химия
- Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Найдина Н.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н.В. Найдина
учитель химии, МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи.
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока, перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одним из наиболее важных условий эффективности современного урока становится занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, т.е. использование в практике работы школьного учителя технологий продуктивного образования [5, 6]. Деятельность учителя при этом заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью учащихся.
Одной из наиболее эффективных технологий продуктивного образования, используемой при организации учебно-воспитательного процесса при изучении естественнонаучных дисциплин, химии в том числе, по нашему мнению, является технология исследовательской деятельности, так как она позволят использовать новые формы ее организации, такие как урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей. При ее использовании появляются новые возможности для проведения учебного эксперимента, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Открываются новые возможности для использования домашнего задания исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
При организации исследовательской деятельности мы руководствуемся тезисом о том, что «…развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнерами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида» [3, с.52]
Использование исследовательского метода в обучении требует от учителя значительно больше усилий, времени на подготовку к уроку. Кроме этого, «чтобы с успехом пользоваться исследовательским методом, надо кроме предмета знать еще и детей, их силы и способности, а главное - необходимо умение руководить самостоятельными работами детей» [1, с.159]. Все это становится особенно актуальным в условиях введения профессионального стандарта педагога [ 2, 4].
В своей работе мы широко используем уроки-исследования, которые направлены на самостоятельный поиск знаний учащимися. Урок-исследование является составной частью формирования исследовательского типа мышления учащихся, средством получения новых прочных знаний по предмету. Проведение таких уроков позволяет нам не только знакомить учащихся с современной научной информацией, но и формировать у учащихся мотивацию и практическую деятельность, связанную с исследованием окружающего мира.
При подготовке уроков особое внимание мы уделяем таким его этапам, как:
-
выход на проблему;
-
выдвижение рабочей гипотезы,
-
исследование темы урока через призму рабочей гипотезы,
-
выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе),
-
подведение итогов исследования
Проектируя урок, мы составляем его технологическую карту , в которой отражаем виды деятельности учащихся на уроке в целом и его отдельных этапах. Представляем пример технологической карта урока-исследования на тему «Коррозия металлов» (9 класс).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя
Мотивационно - целевой
Прием «Кот в мешке». О каком процессе идет речь?
- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз - тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса в 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
Определите тему урока.
Что будет являться целью нашего урока?
Внимательно слушают, предлагают варианты ответа.
Учащиеся определяют тему урока: «Коррозия металлов»
Учащиеся формулируют цель урока «Познакомиться с понятием коррозии, ее значением и способами защиты»
Актуализация знаний.
Эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика Несмеянова "Знать - значит победить." Человек проникает во все окружающие его тайны природы, процессов, протекающих вокруг, чтобы использовать полученные знания для блага людей.
Учащиеся осмысливают значение эпиграфа и настраиваются на работу
Усвоение новых знаний
Класс делится на группы по 4-5 человек.
-
Теоретическая. Дать определение процесса коррозии, рассказать о его значении для природы и человека.
-
Историческая. Рассказать об истории знакомства человека с коррозией.
-
Научная. Рассказать о видах коррозии.
-
Экспериментальная. Расписать реакцию, лежащую в основе коррозии, рассмотреть ее как ОВР, составить модель продукта реакции.
-
Лаборатория. Из предложенных образцов эксперимента выбрать процессы, связанные с коррозией(железный гвоздь в воде, в соленой воде, гвоздь с медной проволокой и цинковой пластинкой)
-
Практическая. Рассказать о способах защиты от коррозии.
Учащиеся работают с учебником и дополнительной статьей по теме, составляют сообщение для одноклассников.
Учащиеся работают в сети интернет по предложенным ссылкам, находят материал, составляют сообщение для одноклассников.
Учащиеся работают с учебником и статьей, составляют сообщение для одноклассников.
Учащиеся рассматривают химизм процесса, составляют шаростержневую модель молекулы.
Учащиеся делают выводы по предложенному эксперименту.
Учащиеся работают с учебником, составляют сообщение о способах защиты от коррозии.
Рефлексивно - оценочный
Выступление групп учащихся.
По ходу выступления одноклассников вы будете заполнять рабочие листы по теме. Они лежат у вас на столе. В конце урока все работы будут сданы. С учетом работы в группах и заполнения листов вы получите оценки за урок.
Составить синквейн со словом «коррозия».
Выполняют поставленную задачу, заполняют рабочие листы.
Составляют синквейн.
Информирует учащихся о домашнем задании
Задаёт задание: параграф 10, составить рассказ по теме «Коррозия - рыжая крыса, грызет металлический лом».
Записывают домашнее задание
По ходу урока учащиеся заполняют «Рабочий лист по теме «Коррозия металлов» :
Фамилия, Имя ученика ____________________________________
Определение
Значение
а) для человека
б)для природы
История (с именами каких ученых связано изучение)
Виды коррозии по процессам
1.
2.
Суммарное уравнение коррозии ОВР
Fe +
Способы защиты
1.
2.
3.
4.
Синквейн
Коррозия
2 прилаг.
3 глагола
Фраза
Существ.
Ценность такого урока-исследования мы видим в полной самостоятельности учащихся на уроке, начиная от определения темы урока и цели, заканчивая формулировкой выводов и подведения итогов.
Литература:
-
Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения./В.П.Вахтеров. - М.: Педагогика, 1987.
-
Галкина Е.А. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога / Е.А.Галкина, А.В.Марина, О.Б.Макарова // Вестник НГПУ. - 2015.-№3. -С.22-33.
-
Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация./Н.И.Запрудский // Физика: проблемы преподавания. -2009. - №4. - С.51-57.
-
Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 27.11.2015)
-
Марина А.В. Продуктивный характер современных инновационных технологий школьного биологического образования/ А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В.Новаева // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8-2 (36). - С. 19-23.
-
Марина А.В. Технологии продуктивного образования как инновационные технологии школьного биологического образования в условиях перехода на новые стандарты общего образования //Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе: Материалы I международной научно-практической заочной конференции, посвященной 80-летию Омского государственного педагогического университета (Омск, 30 октября- 1 ноября 2012 года). - Омск: Полиграф. центр КАН, 2012. - С. 128-134