• Преподавателю
  • Химия
  • Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ХИМИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Найдина

учитель химии, МБОУ СОШ №13 г. Арзамаса

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА-ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) необходимы коренные изменения в методике проведения современного урока, перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся. Одним из наиболее важных условий эффективности современного урока становится занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, т.е. использование в практике работы школьного учителя технологий продуктивного образования [5, 6]. Деятельность учителя при этом заключается в проектировании, организации и управлении учебной деятельностью учащихся.

Одной из наиболее эффективных технологий продуктивного образования, используемой при организации учебно-воспитательного процесса при изучении естественнонаучных дисциплин, химии в том числе, по нашему мнению, является технология исследовательской деятельности, так как она позволят использовать новые формы ее организации, такие как урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок - защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей. При ее использовании появляются новые возможности для проведения учебного эксперимента, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов. Открываются новые возможности для использования домашнего задания исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

При организации исследовательской деятельности мы руководствуемся тезисом о том, что «…развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнерами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида» [3, с.52]

Использование исследовательского метода в обучении требует от учителя значительно больше усилий, времени на подготовку к уроку. Кроме этого, «чтобы с успехом пользоваться исследовательским методом, надо кроме предмета знать еще и детей, их силы и способности, а главное - необходимо умение руководить самостоятельными работами детей» [1, с.159]. Все это становится особенно актуальным в условиях введения профессионального стандарта педагога [ 2, 4].

В своей работе мы широко используем уроки-исследования, которые направлены на самостоятельный поиск знаний учащимися. Урок-исследование является составной частью формирования исследовательского типа мышления учащихся, средством получения новых прочных знаний по предмету. Проведение таких уроков позволяет нам не только знакомить учащихся с современной научной информацией, но и формировать у учащихся мотивацию и практическую деятельность, связанную с исследованием окружающего мира.

При подготовке уроков особое внимание мы уделяем таким его этапам, как:

  • выход на проблему;

  • выдвижение рабочей гипотезы,

  • исследование темы урока через призму рабочей гипотезы,

  • выдвижение итоговой версии исследования (возврат к гипотезе),

  • подведение итогов исследования

Проектируя урок, мы составляем его технологическую карту , в которой отражаем виды деятельности учащихся на уроке в целом и его отдельных этапах. Представляем пример технологической карта урока-исследования на тему «Коррозия металлов» (9 класс).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

Мотивационно - целевой

Прием «Кот в мешке». О каком процессе идет речь?

- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз - тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса в 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.

Определите тему урока.

Что будет являться целью нашего урока?

Внимательно слушают, предлагают варианты ответа.

Учащиеся определяют тему урока: «Коррозия металлов»

Учащиеся формулируют цель урока «Познакомиться с понятием коррозии, ее значением и способами защиты»

Актуализация знаний.

Эпиграфом к нашему уроку выбрано высказывание академика Несмеянова "Знать - значит победить." Человек проникает во все окружающие его тайны природы, процессов, протекающих вокруг, чтобы использовать полученные знания для блага людей.

Учащиеся осмысливают значение эпиграфа и настраиваются на работу

Усвоение новых знаний

Класс делится на группы по 4-5 человек.

  1. Теоретическая. Дать определение процесса коррозии, рассказать о его значении для природы и человека.



  1. Историческая. Рассказать об истории знакомства человека с коррозией.



  1. Научная. Рассказать о видах коррозии.



  1. Экспериментальная. Расписать реакцию, лежащую в основе коррозии, рассмотреть ее как ОВР, составить модель продукта реакции.



  1. Лаборатория. Из предложенных образцов эксперимента выбрать процессы, связанные с коррозией(железный гвоздь в воде, в соленой воде, гвоздь с медной проволокой и цинковой пластинкой)



  1. Практическая. Рассказать о способах защиты от коррозии.

Учащиеся работают с учебником и дополнительной статьей по теме, составляют сообщение для одноклассников.

Учащиеся работают в сети интернет по предложенным ссылкам, находят материал, составляют сообщение для одноклассников.

Учащиеся работают с учебником и статьей, составляют сообщение для одноклассников.

Учащиеся рассматривают химизм процесса, составляют шаростержневую модель молекулы.

Учащиеся делают выводы по предложенному эксперименту.





Учащиеся работают с учебником, составляют сообщение о способах защиты от коррозии.

Рефлексивно - оценочный

Выступление групп учащихся.

По ходу выступления одноклассников вы будете заполнять рабочие листы по теме. Они лежат у вас на столе. В конце урока все работы будут сданы. С учетом работы в группах и заполнения листов вы получите оценки за урок.

Составить синквейн со словом «коррозия».

Выполняют поставленную задачу, заполняют рабочие листы.


Составляют синквейн.

Информирует учащихся о домашнем задании

Задаёт задание: параграф 10, составить рассказ по теме «Коррозия - рыжая крыса, грызет металлический лом».

Записывают домашнее задание

По ходу урока учащиеся заполняют «Рабочий лист по теме «Коррозия металлов» :

Фамилия, Имя ученика ____________________________________

Определение

Значение

а) для человека

б)для природы

История (с именами каких ученых связано изучение)


Виды коррозии по процессам

1.

2.

Суммарное уравнение коррозии ОВР

Fe +

Способы защиты

1.

2.

3.

4.

Синквейн

Коррозия

2 прилаг.

3 глагола

Фраза

Существ.

Ценность такого урока-исследования мы видим в полной самостоятельности учащихся на уроке, начиная от определения темы урока и цели, заканчивая формулировкой выводов и подведения итогов.

Литература:

  1. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения./В.П.Вахтеров. - М.: Педагогика, 1987.

  2. Галкина Е.А. Актуализация учебных программ ВПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога / Е.А.Галкина, А.В.Марина, О.Б.Макарова // Вестник НГПУ. - 2015.-№3. -С.22-33.

  3. Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация./Н.И.Запрудский // Физика: проблемы преподавания. -2009. - №4. - С.51-57.

  4. Концепция и содержание профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф (дата обращения: 27.11.2015)

  5. Марина А.В. Продуктивный характер современных инновационных технологий школьного биологического образования/ А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В.Новаева // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8-2 (36). - С. 19-23.

  6. Марина А.В. Технологии продуктивного образования как инновационные технологии школьного биологического образования в условиях перехода на новые стандарты общего образования //Актуальные проблемы биологии и методики ее преподавания в школе и вузе: Материалы I международной научно-практической заочной конференции, посвященной 80-летию Омского государственного педагогического университета (Омск, 30 октября- 1 ноября 2012 года). - Омск: Полиграф. центр КАН, 2012. - С. 128-134

© 2010-2022