Неметаллы. Общая характеристика. Аллотропия

Цель: Используя противопоставление с металлами, рассмотреть положение неметаллов в ПСМ и особенности строения атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропия и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства.  Рассмотреть состав воздуха. Роль неметаллов в живой и неживой природе.Тип.урока: комбинированный.Рассматривается сравнительная характеристика металлов и неметаллов.После этого учащиеся сами делают вывод: Неметаллы –это хим...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по химии, 9класс.(О.С.Габриелян)

НЕМЕТАЛЛЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. АЛЛОТРОПИЯ.

Цель: Используя противопоставление с металлами, рассмотреть положение неметаллов в ПСМ и особенности строения атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропия и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства. Рассмотреть состав воздуха. Роль неметаллов в живой и неживой природе.

Оборудование: мультимедийная установка, электронная библиотека «Просвещение», аэрозольные упаковки с бытовыми ядохимикатами, дезодоранты, лаки, кристаллические решетки алмаза и графита, алюминиевая и медная проволока.

Тип урока:комбинированный.

План урока

Ӏ.Мотивационно-ориентировочный этап

1)Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке

2)Постановка целей урока

ӀӀ.Операционно-исполнительский этап

1)Положение неметаллов в таблице Д.И. Менделеева

2)Агрегатное состояние

3)Аллотропия

4)Состав воздуха

5)Области применения неметаллов

ӀӀӀ. Оценочно-рефлексивный этап

  1. Контроль и самоконтроль: работа с тестами

  2. Выводы

  3. Домашнее задание.

Ӏ. Все химические элементы делятся на металлы и неметаллы в зависимости от строения и свойств их атомов. На металлы и неметаллы делятся и простые вещества, образованные этими элементами исходя из физических и химических свойств. С металлами вы уже познакомились. А сегодня, используя противопоставление с металлами, рассмотрим свойства неметаллов.

ӀӀ.Заполнить таблицу, используя таблицу Менделеева и диск по химии.(у каждого на парте образец пустой таблицы)







Сравнительная характеристика металлов и неметаллов.

характеристика

металлы

неметаллы

Строение атома

От 1до 3-х электронов

Более 4-хэлектронов

радиус

большой

Маленький


Химические свойства

восстановители

Окислители. Фтор самый сильный окислитель

Агрегатное состояние

Твердые(исключение ртуть)

Твердые, жидкие, газы

цвет

Серебристо-серые(искл.золото,медь)

Спектр цветов

блеск

металлический

Нет

электропроводность

Проводят ток

Не проводят(искл.графит)

Смотрите таблицу, и сделайте вывод.

Вывод: Неметаллы -это химические элементы, которые образуют простые вещества, не обладающие свойствами металлов.

Температура плавления от 3800(графит) до - 210(азот). Такой широкий диапозон объясняется двумя видами кристаллических решеток: молекулярная (О2 , О3) и атомная(графит, алмаз).

Если металлы -простые вещества образованы металлической связью, то для неметаллов -простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.

Разным строением кристаллических решеток объясняется явление аллотропия.

Дайте определение аллотропии.

Красный фосфор-атомная решетка(применяется в производстве спичек и удобрений)

Белый фосфор - молекулярная(Р4) в производстве удобрений, в военном деле: дымовые шашки, ядохимикаты.

Графит-атомная (показать решетку). Ногинский графитовый рудник

Алмаз -атомная (Якутия).

Вторая причина аллотропии-разное количество атомов(кислород и озон).Это газы сильные окислители. Ультрафиолетовое солнечное излучение расщепляет часть молекул кислорода на отдельные атомы, которые взаимодействуют с кислородом и образуется озон. На высоте 25км находится озоновый слой. Он действует как экран, защищает Землю от жесткого УФ излучения. Выхлопные газы самолетов, некоторые аэрозоли вещества, используемые в холодильных агрегатах(фреон) разрушают озоновый слой. От появления дыры в озоновом слое страдают растения, и увеличивается риск заболеваний раком кожи.

Озон образуется после грозы, в сосновом лесу, на морском побережье.

Откройте учебник на стр.90. Давайте сравним простые вещества кислород и озон

кислород

озон

Бесцветный

Светло-синий

Без запаха

С сильным запахом

Малорастворим в воде

Растворим в воде

Не ядовит

Ядовит в больших концентрациях

Содержание в воздухе 21%

2×10-10

Поддерживает горение, дыхание

Применяется для обеззараживания, для отбеливания тканей

Молодцы!

Озон относится к переменным составляющим воздуха. А что такое воздух?

Диск: Состав воздуха. Записать состав в тетрадь . Молярная масса воздуха -29.

Применение газов, входящих в состав воздуха(В аквалангах водолазов-смесь кислорода и гелия, т.к. азот под давлением опасен) гелий используется при изготовлении лазеров, дающий устойчивый световой луч с одной длиной волны.

Вывод: Что на уроке узнали нового о неметаллах?

Работа с тестами 5-6минут, собрать листочки.

Домашнее задание: §15,стр.93 «5»№2,3а),4

«4»-№2,3б)

«3»- №6 (как предупредить озоновые дыры)

ТЕСТ.

1.Неметаллы расположены в периодической системе:

А)в начале периода

Б)в конце периода

В)во всех группах

Г)в больших периодах

2.Атомам неметаллов соответствуют электронные формулы

А)3S23P1 и 2S2 2 P1 Б)2S2 2P1 и 3S2 3 P1

В) 2S2 2P1 и 2S2 2 P2 Г) 3S2 3P1 и 4S2

3.Газом среди предложенных неметаллов является:

А)С б) В В)Вr2 Г)О3

4. Выберите пары аллотропных модификаций?

А) S и Р Б) О2 и О3 В) С и S Г) В и Р

© 2010-2022