- Преподавателю
- Химия
- Неметаллы. Общая характеристика. Аллотропия
Неметаллы. Общая характеристика. Аллотропия
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рагзина Г.Г. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по химии, 9класс.(О.С.Габриелян)
НЕМЕТАЛЛЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. АЛЛОТРОПИЯ.
Цель: Используя противопоставление с металлами, рассмотреть положение неметаллов в ПСМ и особенности строения атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропия и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические свойства. Рассмотреть состав воздуха. Роль неметаллов в живой и неживой природе.
Оборудование: мультимедийная установка, электронная библиотека «Просвещение», аэрозольные упаковки с бытовыми ядохимикатами, дезодоранты, лаки, кристаллические решетки алмаза и графита, алюминиевая и медная проволока.
Тип урока:комбинированный.
План урока
Ӏ.Мотивационно-ориентировочный этап
1)Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке
2)Постановка целей урока
ӀӀ.Операционно-исполнительский этап
1)Положение неметаллов в таблице Д.И. Менделеева
2)Агрегатное состояние
3)Аллотропия
4)Состав воздуха
5)Области применения неметаллов
ӀӀӀ. Оценочно-рефлексивный этап
-
Контроль и самоконтроль: работа с тестами
-
Выводы
-
Домашнее задание.
Ӏ. Все химические элементы делятся на металлы и неметаллы в зависимости от строения и свойств их атомов. На металлы и неметаллы делятся и простые вещества, образованные этими элементами исходя из физических и химических свойств. С металлами вы уже познакомились. А сегодня, используя противопоставление с металлами, рассмотрим свойства неметаллов.
ӀӀ.Заполнить таблицу, используя таблицу Менделеева и диск по химии.(у каждого на парте образец пустой таблицы)
Сравнительная характеристика металлов и неметаллов.
характеристика
металлы
неметаллы
Строение атома
От 1до 3-х электронов
Более 4-хэлектронов
радиус
большой
Маленький
Химические свойства
восстановители
Окислители. Фтор самый сильный окислитель
Агрегатное состояние
Твердые(исключение ртуть)
Твердые, жидкие, газы
цвет
Серебристо-серые(искл.золото,медь)
Спектр цветов
блеск
металлический
Нет
электропроводность
Проводят ток
Не проводят(искл.графит)
Смотрите таблицу, и сделайте вывод.
Вывод: Неметаллы -это химические элементы, которые образуют простые вещества, не обладающие свойствами металлов.
Температура плавления от 3800(графит) до - 210(азот). Такой широкий диапозон объясняется двумя видами кристаллических решеток: молекулярная (О2 , О3) и атомная(графит, алмаз).
Если металлы -простые вещества образованы металлической связью, то для неметаллов -простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь.
Разным строением кристаллических решеток объясняется явление аллотропия.
Дайте определение аллотропии.
Красный фосфор-атомная решетка(применяется в производстве спичек и удобрений)
Белый фосфор - молекулярная(Р4) в производстве удобрений, в военном деле: дымовые шашки, ядохимикаты.
Графит-атомная (показать решетку). Ногинский графитовый рудник
Алмаз -атомная (Якутия).
Вторая причина аллотропии-разное количество атомов(кислород и озон).Это газы сильные окислители. Ультрафиолетовое солнечное излучение расщепляет часть молекул кислорода на отдельные атомы, которые взаимодействуют с кислородом и образуется озон. На высоте 25км находится озоновый слой. Он действует как экран, защищает Землю от жесткого УФ излучения. Выхлопные газы самолетов, некоторые аэрозоли вещества, используемые в холодильных агрегатах(фреон) разрушают озоновый слой. От появления дыры в озоновом слое страдают растения, и увеличивается риск заболеваний раком кожи.
Озон образуется после грозы, в сосновом лесу, на морском побережье.
Откройте учебник на стр.90. Давайте сравним простые вещества кислород и озон
кислород
озон
Бесцветный
Светло-синий
Без запаха
С сильным запахом
Малорастворим в воде
Растворим в воде
Не ядовит
Ядовит в больших концентрациях
Содержание в воздухе 21%
2×10-10
Поддерживает горение, дыхание
Применяется для обеззараживания, для отбеливания тканей
Молодцы!
Озон относится к переменным составляющим воздуха. А что такое воздух?
Диск: Состав воздуха. Записать состав в тетрадь . Молярная масса воздуха -29.
Применение газов, входящих в состав воздуха(В аквалангах водолазов-смесь кислорода и гелия, т.к. азот под давлением опасен) гелий используется при изготовлении лазеров, дающий устойчивый световой луч с одной длиной волны.
Вывод: Что на уроке узнали нового о неметаллах?
Работа с тестами 5-6минут, собрать листочки.
Домашнее задание: §15,стр.93 «5»№2,3а),4
«4»-№2,3б)
«3»- №6 (как предупредить озоновые дыры)
ТЕСТ.
1.Неметаллы расположены в периодической системе:
А)в начале периода
Б)в конце периода
В)во всех группах
Г)в больших периодах
2.Атомам неметаллов соответствуют электронные формулы
А)3S23P1 и 2S2 2 P1 Б)2S2 2P1 и 3S2 3 P1
В) 2S2 2P1 и 2S2 2 P2 Г) 3S2 3P1 и 4S2
3.Газом среди предложенных неметаллов является:
А)С б) В В)Вr2 Г)О3
4. Выберите пары аллотропных модификаций?
А) S и Р Б) О2 и О3 В) С и S Г) В и Р