• Преподавателю
  • Химия
  • Выступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихся

Выступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихся

Новые технологии развития творческого мышления учащихся основана и рассматривается через семь модулей Программы взаимосвязанных как отдельные стратегии и новые  подходы применяемых на уроках. Модули программы: Первый модуль - Новые подходы в преподавании и обучение: 1.1    Обучение через диалог – обучение и преподавании на основе диалога предполагает подход при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.... Предположения Новая информация         После того как работа в парах выполнена, идет обсуждение анонсов содержания лекции уже в мини-группах. Группам предоставляется возможность выразить свое осмысление в виде видеоролика или презентации. Роль метода «продвинутая лекция»: данный метод способствует развитию навыку самостоятельной работы с большим объемом информации, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, приводить примеры. Также учащиеся учатся работать самостоятельно и  в группах. При изучении темы «Озон, распространение... Ключевые понятия Определения           Данная стратегия эффективна тем, что ученик самостоятельно работает с информацией и ищет данные определения. Стратегия «ЗХУ» применима практически на каждом уроке химии. Суть данной стратегии заключается в том, что я знаю о новой теме, что хочу узнать и, что узнал. Для этого учащимся предлагается заполнить таблицу 3. Таблица 3. Знаю Хочу узнать Узнал              Положительные стороны данной стратегии заключаются в том, что в конце урока учитель может проанализировать эффективность проведенного урока.                                                 Заключение • Роль метода «Мозговой штурм»: способствует развитию логического мышления, расширению кругозора учащихся, позволяет разить межпредметную связь, после обсуждения, позволяет комбинировать и развить представления учащихся. • Роль метода «Карусель»: Дает возможность взаимодополнения, в результа...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихсяВыступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихсяВыступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихсяВыступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихсяНовые технологии развития творческого мышления учащихся основана и рассматривается через семь модулей Программы взаимосвязанных как отдельные стратегии и новые подходы применяемых на уроках. Модули программы:

Первый модуль - Новые подходы в преподавании и обучение:

  1. Обучение через диалог - обучение и преподавании на основе диалога предполагает подход при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление.

    1. Обучение тому, как обучаться - построение обучения таким образом, чтобы учащийся смог продолжить обучение самостоятельно.

Второй модуль - Обучение критическому мышлению - рассматривается в двух аспетах:

2.1. Развитие критического мышления у учащихся - синтез информации, достоверность информации, умение делать выбор в отношении своего обучения.

2.2. Развитие критического мышления преподавателей - включает в себя оценивание практики работы, и применение и оценивание новых методов и подходов.

Третьи модуль - Оценивание для обучения и оценивание обучения.

3.1. Оценивание для обучения - это формативное оценивание (взаимооценивание, самооценивание).

3.2. Оценивание обучения - это суммативное оценивание (тесты, контрольные работы).

Четвертый модуль - Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в преподавании и обучении.

Пятый модуль - Обучение талантливых и одаренных учеников. (Дифференцированные задания - задания a, b, c)

Шестой модуль - Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

Седьмой модуль - Управление и лидерство в обучении.

Выступление на городском семинаре: Новые технологии развития творческого мышления учащихся

В настоящее время система обучения требует от учителя охвата большого объема информации и ориентирована на уровни "знания" и "понимания". Данные уровни достигаются посредством использования активных стратегий обучения.

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.

Проблема эффективности обучения в данное время очень актуальна. Изменяется позиция учителя по отношению к ученику, к себе самому. Учитель становится не только носителем предметных знаний, но и помощником в становлении и развитии личности ученика, уважающий эту личность независимо от его знания или незнания. Изменяется характер воздействия на ученика. Позиция учителя становится более активной.

Меняется и позиция ученика, для которого главным становится не полученная оценка, а активное взаимодействие с учителем и другими учениками с целью получения знаний [1].

Метод «Мозговой штурм» достаточно оперативен и надежен, максимум идей за короткий отрезок времени, отсутствие какой-либо критики, развитие как своих, так и чужих идей [3]. Данный метод можно применить для изучения темы «Воздух». Перед учениками ставится три стакана, в первом - вода, во втором - песок и третий - пустой. Задача учащихся - определить, что в третьем стакане находится воздух. После определения каждый вписывает те факты, которые он знает о воздухе. Далее учениками самостоятельно формируется цель урока.

Роль метода «Мозговой штурм»: способствует развитию логического мышления, расширению кругозора учащихся, позволяет разить межпредметную связь, после обсуждения, позволяет комбинировать и развить представления учащихся.

Метод «Карусель» можно применить при изучении темы: «Вода». Суть данного метода заключается в том, что ученики делятся на микро-группы и каждая получает свое задание. Учащиеся составляют кластер и обмениваются между собой и дополняют ответы друг друга.

Роль метода «Карусель»: Дает возможность взаимодополнения, в результате осуществляется взаимообучение, что очень важно в современной системе обучения.

Стратегию «Делегат» можно применить при изучении темы «Разделение и очистка смесей». Каждой группе нужно будет рассмотреть все способы разделения и очистки смесей и затем выбрать наиболее эффективный по их мнению. После изучения материала и его обсуждения в группах, делегат из каждой группы идет в другие. Когда работа всех групп будет выслушана и зафиксирована группы выражают свое окончательное мнение.

Роль стратегии «Делегат»: формирует ораторские способности, умение правильно падать полученную информацию, отстоять свою точку зрения.

Метод «Древо решений» продуктивно применить при изучении темы «Загрязнение атмосферы». В группах ребята работают над проблемой о способах предотвращения загрязнения окружающей среды, предлагая два варианта решения проблемы, выделяя плюсы и минусы данных решений. Например, выглядеть выполненная работа в группах может следующим образом:

Загрязнение атмосферы


1 вариант решения 2 вариант решения

Использование очистительных Строительство объектов дальше

фильтров от городов

+ не требует больших затрат + экономия места

- не является 100 % защитой - загрязнение атмосферы

неизбежно

Ответы и предложенные варианты решения проблем могут быть самыми не предсказуемыми.

Роль метода «Древо решений»: изучив какую либо проблему учащимся предоставляется возможно предложить возможные варианты решений данной проблемы, это способствует развитию логического и креативного мышления. Можно стимулировать у учащихся интерес в решении каких либо проблем, возможно даже на глобальном уровне.

Метод «продвинутая лекция» так же применим для изучения темы; «Общие свойства металлов». Проблема: какими свойствами обладают металлы. Учащиеся делятся на группы и разбиваются по парам. Каждой паре лекцию можно изложить в виде раздаточного материала или предложить работу с учебником. После того как они познакомятся с лекцией, учащимся предстоит заполнить портовой журнал (таблица 1).

Таблица 1.

Предположения

Новая информация


После того как работа в парах выполнена, идет обсуждение анонсов содержания лекции уже в мини-группах. Группам предоставляется возможность выразить свое осмысление в виде видеоролика или презентации.

Роль метода «продвинутая лекция»: данный метод способствует развитию навыку самостоятельной работы с большим объемом информации, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, приводить примеры. Также учащиеся учатся работать самостоятельно и в группах.

При изучении темы «Озон, распространение в природе. Свойства озона» можно применить метод «Займи позицию». После ознакомления учащихся с основными причинами разрушения озонового слоя: 1. Запуск космических ракет; 2. Самолеты, высота полета которых 12-16 км; 3. Выброс в атмосферу фреонов.

Формулируется утверждение: «Для сохранения озонового слоя необходимо прекратить запуск космических ракет; производство самолетов, высота полета которых 12-16 км; производство фреонов. Необходимо ли принятие данных мер?». После постановки проблемы учащиеся решают и определяются, какую из трех позиций они займут: «Да ∕ Нет ∕ Воздержусь». Каждому из ребят необходимо отстоять свою точку зрения приводя аргументы и доводы в сторону своей позиции.

Роль метода заключается том, что ребята могут научиться точно определять сою позицию и уметь ее отстоять, аргументировать, приводить доводы, выслушивать другие методы.

Стратегия «я, ты, мы» заключается в том, что учащиеся делятся на группы. Сначала работают самостоятельно, затем обсуждают свои заметки в парах и только потом - в группе. Данную стратегию можно применить при изучении темы: «Типы химических реакций». Предлагается заполнить таблицу 2, где ученики в первый столбик выписывают термины или ключевые понятия, а во втором столбце дают им понятия.

Таблица 2.

Ключевые понятия

Определения

Данная стратегия эффективна тем, что ученик самостоятельно работает с информацией и ищет данные определения.

Стратегия «ЗХУ» применима практически на каждом уроке химии. Суть данной стратегии заключается в том, что я знаю о новой теме, что хочу узнать и, что узнал. Для этого учащимся предлагается заполнить таблицу 3.

Таблица 3.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Положительные стороны данной стратегии заключаются в том, что в конце урока учитель может проанализировать эффективность проведенного урока.

Заключение

Роль метода «Мозговой штурм»: способствует развитию логического мышления, расширению кругозора учащихся, позволяет разить межпредметную связь, после обсуждения, позволяет комбинировать и развить представления учащихся.

Роль метода «Карусель»: Дает возможность взаимодополнения, в результате осуществляется взаимообучение, что очень важно в современной системе обучения.

Роль стратегии «Делегат»: формирует ораторские способности, умение правильно падать полученную информацию, отстоять свою точку зрения.

Роль метода «Древо решений»: изучив какую либо проблему учащимся предоставляется возможность предложить возможные варианты решений данной проблемы, это способствует развитию логического и креативного мышления. Можно стимулировать у учащихся интерес в решении каких либо проблем, возможно даже на глобальном уровне.

Роль метода «продвинутая лекция»: данный метод способствует развитию навыку самостоятельной работы с большим объемом информации, умение выделять главное, анализировать, сравнивать, приводить примеры. Также учащиеся учатся работать самостоятельно и в группах.

Роль метода «Займи позицию» заключается том, что ребята могут научиться точно определять сою позицию и уметь ее отстоять, аргументировать, приводить доводы, выслушивать другие методы.

Стратегия «Я, Ты, Мы» эффективна тем, что ученик самостоятельно работает с информацией и ищет данные определения.

Стратегия «ЗХУ» - положительные стороны данной стратегии заключаются в том, что в конце урока учитель может проанализировать эффективность проведенного урока.

В результате рассмотрения всех стратегий и методов, мы считаем что стратегии и методы активного обучение влияют и способствуют формированию и развитию творческого мышления учащихся.



© 2010-2022