Образовательная программа химико-экологического кружка

"Описание материала: "Данная образовательная программа составлена на основе программы Золотавиной Елены Аркадьевны учителя химии и биологии МАОУ «СОШ №1» г Заводоуковска. "Программа состоит из: Учебно-тематического плана, куда включены такие разделы: введение; лаборатория юного химика, именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы; домашняя химия; увлекательная химии для экспериментаторов; исследовательские работы; химия за пределами дома; нужные , но опасные; садовый участок...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»



Рассмотрена Утверждена приказом на методическом совете директора МОБУ ДОД

МОБУ ДОД ДДТ «Радуга» ДДТ «Радуга»

№___от «__»______20 _г №___от «__»______20 _г

директор Прудко Т.М.

_____________________

(подпись и печать)




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МИР ХИМИИ»





Педагог - Учитель химии МОБУ СОШ с. Октябрьское Исхакова Р.У.

Возраст детей: 13-16

Срок реализации: 1год




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «АМЕТИСТ»

МИР ХИМИИ

Пояснительная записка

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена рабочая программа кружка. Занятия рассчитаны для проведения 16 раз в месяц по 45 мин, всего 96 занятий за учебный год.

Цель программы: Углубить базовые знания учащихся по химии, повысить творческую активность и расширить кругозор учащихся, научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развитие интереса к предмету.

Задачи программы:

  • укрепить положительную мотивацию учебы в школе;

  • расширить кругозор знаний об окружающем мире;

  • дополнить курс химии;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • изучить характеристику веществ используемых человеком (их классификация, происхождение, номенклатура, получение, применение, свойства);

  • формирование ярких зрительных образов химических процессов в ходе лабораторного эксперимента;

  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической научно - популярной литературы, подготовка рефератов и исследовательских работ, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы учителя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента, викторины, игры, участие в НПК.

Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, экологии.

Ожидаемые результаты: В результате посещения кружка «Мир химии» учащиеся повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Формы контроля: устные опросы, отчет о проделанной работе, рефераты, сообщения, презентация, итоговая конференция.

Содержание занятий:

  • использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);

  • частая смена видов деятельности (за 30-45 мин от 3 до 5 раз);
    использование разнообразных организационных форм;

  • особое внимание уделить на практические виды деятельности;

  • для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами;

  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.


























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Введение (2)

Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ.

Ее величество - Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия - творение природы и рук человека. Химик - преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Демонстрация: взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом; химический хамелеон; химическая радуга.

Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени


Лаборатория юного химика. (13)

Цель: знакомство с простейшими химическими явлениями.

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.

Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.

Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород - источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.

Демонстрационный опыт

Горение свечи на воздухе. Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе. Получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.

Практическая работа

Изменение окраски индикаторов в различных средах

Очистка загрязненной поваренной соли

Выращивание кристаллов поваренной соли

Признак химической реакции - выделение газа и изменение запаха

Признак химической реакции - изменение цвета

Признак химической реакции - растворение и образование осадка

Растворимые и нерастворимые вещества в воде

Приготовление раствора соли

Получение кислорода из перекиси водорода

Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты

Очистка воды

Лабораторный опыт

Приготовление лимонада. Гашеная известь и углекислый газ. Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета. Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа).


Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы. (4)

Цель: знакомство со структурой периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, химическими элементами.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.

Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента


Домашняя химия. (16)

Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу.

Белки, значение и применение. Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.

Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище). Польза жиров в питании человека.

Углеводы = углерод + вода - не все так просто. Сахар - еще не значит «сладкий». Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?

Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.

Состав продуктов питания. Пищевые добавки.

Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое. Правила использования и хранения лекарств. Качественные реакции на функциональные группы.

Бытовые химикаты, их классификация на основе применения. Правила обращения с препаратами бытовой химии. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.

Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.

Состав косметических средств. рН. Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.

Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты.

Состав акварельных красок. Правила обращения с ними.

Практическая работа

Обнаружение белков в продуктах питания

Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания

Обнаружение витаминов в продуктах питания

Анализ пищевых продуктов

Содержимое домашней аптечки

Удивительные опыты с лекарственными веществами

Опыты с бытовыми химикатами

Выводим пятна

Изготовим духи сами

Секретные чернила

Получение акварельных красок

Лабораторный опыт

Сворачивание белка куриного яйца при нагревании. Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта. Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом. Измерение рН моющих средств


Увлекательная химия для экспериментаторов. (4)

Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.

Практическая работа

Получение фараоновых змей

Разноцветный фейерверк

Химические водоросли

Изготовление елок и игрушек

Исследовательские работы. (34)


Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ. Форма исследовательской работы (доклад, научная статья, научный отчёт, реферат, монография). Структура исследовательской работы

Как работать с научной литературой. Этапы работы с литературными источниками (общее ознакомление, внимательное чтение по главам и разделам, выборочное чтение, составление плана прочитанного материала, выписка из прочитанного, сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками), содержание этапов.

Как оформить результаты научного исследования. Требования к содержанию отчёта о проведённом исследовании. Элементы письменного отчёта о проведённой научно-исследовательской работе (тема исследования, актуальность выбора темы исследования, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, гипотеза, теоретическая и прикладная ценность полученных результатов, указание на методы исследования, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, выводы и рекомендации).

  1. Изучение показателей качества воды. Очистка воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам Анализ источников информации. Отбор проб и хранение. Выявление источников загрязнения воды. Способы очистки воды. Характеристика фильтрующих материалов

  2. Анализ прохладительных напитков.

  3. Анализ чипсов. Химический состав чипсов. Разновидности жиров. Поваренная соль как консервант. Качественные реакции на жиры, крахмал, хлорид натрия.

  4. Качественный анализ шоколада. История появления шоколада. Химический состав шоколада. Схема производства шоколада.

  5. Качественный состав мороженого. Замороженный продукт разнообразных вкусов. Пищевые добавки, входящие в состав мороженого. Схема производства мороженого.

  6. Определение качественного состава мёда.

  7. Определение качественного состава соков

  8. Качественный анализ жевательной резинки. История появления жевательной резинки. Каучук - полимерная основа. Пищевые добавки в составе жевательной резинки.

Химия за пределами дома. (10)

Химические вещества в хозяйственном и продуктовом магазине.

Аптека - рай для химика.

Исследование берега пруда. Сбор материала для практической работы.

Нужные, но опасные. (9)

Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. «Паяльная кислота». Щёлочи и щелочесодержащие смеси. Каустическая сода. Известь. Отбеливатели. Цемент. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду. Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.

Горючие и взрывоопасные вещества. Ацетон. Бензин. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.


Садовый участок. (4)

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Лабораторные и практические работы


1


Введение



2

Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени


2.

Лаборатория юного химика

13

Практическая работа № 2

«Изменение окраски индикаторов в различных средах»

Практическая работа № 3

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Практическая работа № 4

«Выращивание кристаллов поваренной соли»

Практическая работа № 5. «Признак химической реакции - выделение газа и изменение запаха»

Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».

Практическая работа № 6.

«Признак химической реакции - изменение цвета»

Практическая работа № 7. «Признак химической реакции - растворение и образование осадка»

Лабораторный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.

Практическая работа № 8 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде»

Практическая работа № 9 «Приготовление раствора соли»

Практическая работа № 10. «Получение кислорода из перекиси водорода»

Практическая работа № 11 «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».

Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных

источниках воды (водопровод, аквариум, река, пруд, лужа)».

Практическая работа № 12 «Очистка воды»

3

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы

4


4

Домашняя химия


16

Практическая работа № 13 «Обнаружение белков в продуктах питания»

Лабораторный опыт «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта». «Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания»

Практическая работа № 14 «Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания»

Лабораторный опыт

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».Анализ пищевых продуктов

Практическая работа № 15 «Обнаружение витаминов в продуктах питания»

Практическая работа № 16 «Анализ пищевых продуктов»

Практическая работа №17 «Содержимое домашней аптечки»

Практическая работа № 18 «Удивительные опыты с лекарственными веществами»

Практическая работа № 19 "Опыты с бытовыми химикатами"

Практическая работа № 20 "Выводим пятна"

Практическая работа № 21. «Изготовим духи сами»

Лабораторный опыт «Измерение рН моющих средств»

Практическая работа № 22 "Секретные чернила"

Практическая работа № 23 "Получение акварельных красок"

5

Увлекательная химия для экспериментаторов


4

Практическая работа № 24 "Получение фараоновых змей"

Практическая работа № 25 "Разноцветный фейерверк"

Практическая работа № 26 "Химические водоросли"

Практическая работа № 27 "Изготовление химических елок и игрушек"

6

Исследовательские работы


34

Практическая работа №28. «Определение органолептических свойств воды. Определение температуры, мутности, цветности и запаха воды. Анализ воды. Определение кислотности воды. Оформление отчёта. Определение минерального состава воды (определение общей и карбонатной жёсткости, определение хлорид-иона, определение сульфат-ионов, определение содержания нитрат-ионов)»

Практическая работа №29. «Очистка воды»

Практическая работа №30.

Практическая работа №31

Практическая работа №32. «Обнаружение в шоколаде белков, жиров, углеводов»

Практическая работа №33. «Обнаружение в мороженом белков, жиров, углеводов, лимонной кислоты. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике»

Практическая работа №34. «Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда»

Практическая работа №35. «Определение кислотности и сухих веществ в соках»

Практическая работа №36. «Свойства резиновой основы жвачки. Определение многоатомных спиртов (ксилит, маннит). 2. Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки»

7

Химия за пределами дома

10

Практическая работа №37. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.

Практическая работа №38. Качественные реакции на карбонаты.

8

Нужные, но опасные

9


9

Садовый участок.

4

Всего: 96 часов


УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН


№/п

Темы занятий

Количество часов

Календарные сроки

Лабораторные практические работы, демонстрация

оборудование

Примечание

По плану

фактически

1


Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.

1

2.11


Демонстрация:

взаимодействие раствора тиосульфата натрия с йодом;

химический хамелеон;

химическая радуга.


2

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

3.11.


Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени

3

Понятие об индикаторах





1

6.11


Практическая работа № 2

«Изменение окраски индикаторов в различных средах»

4

Способы разделения смесей.


1


7.11


Практическая работа № 3

«Очистка загрязненной поваренной соли»


5


Понятие о кристаллах

1

9.11


Практическая работа № 4

«Выращивание кристаллов поваренной соли»

6

Понятие о химических реакциях

1



10.11


Практическая работа № 5. «Признак химической реакции - выделение газа и изменение запаха»

Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».

Провести опыт «Гашение соды лимонной кислотой»

7

Признаки химической реакции

1

13.11.

Практическая работа № 6.

«Признак химической реакции - изменение цвета»


8

Признаки химической реакции

1

14.11

Практическая работа № 7. «Признак химической реакции - растворение и образование осадка»

Лабораторный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.


9

Понятие о растворах

1

16.11


Практическая работа № 8 «Растворимые и нерастворимые вещества в воде»


Проверить вещества на растворимость в воде

10

Приготовление раствора массо -объемным способом

1

17.11.


Практическая работа № 9 «Приготовление раствора соли»


11.

Свойства и применение кислорода

2

20.11

21.11.

Практическая работа № 10. «Получение кислорода из перекиси водорода»

12.

Свойства и применение углекислого газа

1

23.11


Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» - получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.

Практическая работа № 11 «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».

13.


Чудесная жидкость - вода.


1



24.11.


Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, пруд, лужа)».



14.

Очистка загрязненной воды

1

27.11.


Практическая работа № 12 «Очистка воды»


15.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

1

28.11.



Презентация «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»

16.

Понятие о химическом элементе

1

1.12.


Игра «Найди элемент»

Составить загадки, шарады и т.п. о химических элементах

17.

Относительная атомная и молекулярная массы

1

4.12.




18

Решение задач с использованием понятия массовая доля химического элемента

1

5.12.





19.

Основные компоненты пищи. Белки

1

7.12.


Практическая работа № 13 «Обнаружение белков в продуктах питания»

Лабораторный опыт «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».


20.



Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.


1

8.12.


Практическая работа № 14 «Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания»

Лабораторный опыт

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».


21.

Основные компоненты пищи. Витамины.

1

11.12.


Практическая работа № 15 «Обнаружение витаминов в продуктах питания»

22.

Анализ продуктов питания

2

12.12.

14.12.


Практическая работа № 16 «Анализ пищевых продуктов»


Принести этикетки от продуктов питания

23.

Понятие о лекарственных препаратах

1

15.12.


Практическая работа № 17 «Содержимое домашней аптечки»

Проанализировать содержимое домашней аптечки

24.

Удивительные опыты с лекарственными веществами

1

18.12.


Практическая работа № 18 «Удивительные опыты с лекарственными веществами»


25.

Знакомство с бытовами химикатами

1

19.12.

Практическая работа № 19 "Опыты с бытовыми химикатами"

Проанализировать правила хранения препаратов бытовой химии

26.

Азбука химчистки

1

22.12.


Практическая работа № 20 "Выводим пятна"


27

Знакомство с косметическими средствами

2

23.12.

25.12.


Практическая работа № 21. «Изготовим духи сами»

Лабораторный опыт «Измерение рН моющих средств»


28.

Понятие о симпатических чернилах

1

26.12.


Практическая работа № 22 "Секретные чернила"


29.

Состав акварельных красок

1

29.12.


Практическая работа № 23 "Получение акварельных красок"

30.

Изготовление фараоновых змей

1

8.01.


Практическая работа № 24 "Получение фараоновых змей"

31.

Знакомство с реакциями окрашивания пламени

1

9.01


Практическая работа № 25 "Разноцветный фейерверк"

32.

Водоросли в колбе

1

11.01.


Практическая работа № 26 "Химические водоросли"

33.

Химический новый год

1

12.01


Практическая работа № 27 "Изготовление химических елок и игрушек"

34.

Этапы работы над научным исследованием. Виды исследовательских работ. Форма исследовательской работы (доклад, научная статья, научный отчёт, реферат, монография).

2

15.01

16.01



35.

Структура исследовательской работы

Как работать с научной литературой.

1

18.01



36

Изучение показателей качества воды.

Очистка воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам Анализ источников информации. Отбор проб и хранение. Выявление источников загрязнения воды. Способы очистки воды. Характеристика фильтрующих материалов

2

19.01

22.01


Практическая работа №28.Определение органолептических свойств воды. Определение температуры, мутности, цветности и запаха воды. Анализ воды. Определение кислотности воды. Оформление отчёта. Определение минерального состава воды (определение общей и карбонатной жёсткости, определение хлорид-иона, определение сульфат-ионов, определение содержания нитрат-ионов). Оформление отчета

Практическая работа №29.Очистка воды. Оформление отчёта.

37

Выпуск стенгазеты "Мир воды".

1

23.01




38

Как оформить результаты научного исследования.

2

24.01

25.01




39

Анализ прохладительных напитков

3

26.01

29.01

30.01

Практическая работа №30.

40

Анализ чипсов

3

31.01

1.02.

2.02.

Практическая работа №31

41

Качественный анализ шоколада. История появления шоколада. Химический состав шоколада. Схема производства шоколада.

3

5.02.

6.02.

8.02.


Практическая работа №32.Обнаружение в шоколаде белков, жиров, углеводов. Оформление отчёта.

43

Оформление информационного листка "Вся правда о шоколаде".

2

9.02.

12.02.



44

Качественный состав мороженого. Замороженный продукт разнообразных вкусов. Пищевые добавки, входящие в состав мороженого. Схема производства мороженого.

4

13.02.

15.02.

16.02.

19.02.



Практическая работа №33. Обнаружение в мороженом белков, жиров, углеводов, лимонной кислоты. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике. Оформление отчёта.

45

Определение качественного состава мёда.

4

20.02.

21.02.

22.02.

26.02


Практическая работа №34. Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда. Оформление отчёта.

46

Определение качественного состава соков.

4

27.02.

1.03.

2.03.

5.03.


Практическая работа №35. Определение кислотности и сухих веществ в соках. Оформление отчёта.

47

Качественный анализ жевательной резинки. История появления жевательной резинки. Каучук - полимерная основа. Пищевые добавки в составе жевательной резинки.

3

6.03.

12.03.

13.03


Практическая работа №36.Свойства резиновой основы жвачки. Определение многоатомных спиртов (ксилит, маннит). Оформление отчёта. 2. Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки. Оформление отчёта.

48

Занимательная химия. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

2

15.03

16.03.


Показ демонстрационных опытов. "Вулкан" на столе, "Зелёный огонь", "Вода-катализатор", «Звездный дождь», «Разноцветное пламя», « Химические водоросли», «Норсульфазоловая змея», «Оригинальное яйцо», «Минеральный «хамелеон».


49

Химия за пределами дома

Магазин. За реактивами в хозяйственный магазин

1

19.03.




50

Хозяйственный магазин каждому необходим. Сера молотая - для чего она и что с ней можно сделать. Калийная селитра (калиевая селитра) и аммиачная селитра. А при чём тут порох?

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

2

20.03.

22.03.



Презентация «Хозяйственный магазин»

51

Продуктовый магазин.

Этот прозаический крахмал!

Зачем в продуктовом магазине сорбит. Сорбит тоже спирт, только многоатомный. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

2

23.03.

26.03.


Практическая работа №37. Опыты с крахмалом. Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений.


Презентация «Продуктовый магазин»

52

Знакомые незнакомцы.

2

27.03.

29.03



Конкурс презентаций о продуктах питания

53

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов?

1

30.03.




54

Аптека - рай для химика. Экскурсия в аптеку.

1

2.04.




55

Каждое лекарство - химический реактив. Начинаем с перекиси водорода. Ядовитый формалин и бесценная глюкоза - что же между ними общего.

1

3.04.




56

Индикаторы для кислот и щелочей из аптеки. Опыты с фенолфталеином, сушёной черникой, исландским мхом и другими лекарствами. Ещё необычные лекарства. «Карболен», «Вьетнамский бальзам», «Ликоподий» и опыты с ними.

1

5.04




57

Берег реки. Экскурсия.

Как отличить мрамор от кварцита. Распознаём карбонатные породы.

2

6.04

9.04.


Практическая работа №38. Качественные реакции на карбонаты.


58

Нужные, но опасные

Кислоты и их воздействие на организм человека. Вездесущая серная кислота. Химическое воздействие серной кислоты на металлы, натуральные и синтетические ткани, белок и другие органические вещества. Меры первой помощи при попадании кислот на окружающие предметы, одежду, кожу. «Паяльная кислота».

2

10.04.

12.04.




59

Щёлочи и щелочесодержащие смеси. Каустическая сода. Известь. Отбеливатели. Цемент. Меры первой помощи при попадании щелочей и щелочесодержащих смесей на кожные покровы и одежду.

2

13.04.

16.04.



Информация о заводе «Каустик»

60

Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлениях химикатами.

1

19.04.




61

Горючие и взрывоопасные вещества. Ацетон. Бензин. Природный газ. Полимерные материалы. Предотвращение случайного возгорания этих и подобных им веществ. Меры по тушению очагов возгорания. Первая помощь при термических ожогах.

1

20.04.





62

Садовый участок.

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

1

23.04




63

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

1

24.04




64

Подготовка к итоговому занятию. Создание презентации о деятельности кружка.

Итоговое занятие.

2

26.04.

27.04.








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Анкеты.

  • Методики выполнения практических работ.

  • Инструкционные карты по выполнению практических работ.

  • Оборудование и реактивы:

Практическая работа

Оборудование и реактивы

Практическая работа № 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами»

Лабораторное оборудование

Практическая работа № 2. «Изменение окраски индикаторов в различных средах»

Растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, метилового оранжевого, лакмуса; чайная заварка.

Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Загрязненная поваренная соль, химические стаканы, воронка, спиртовка, выпарительная чашка, стеклянная палочка, фильтр.

Практическая работа № 4. «Выращивание кристаллов поваренной соли»

Поваренная соль, химические стаканы, стеклянная палочка, нитка, затравка, горячая вода, таблица «Растворимость веществ в воде», глауберова соль

Практическая работа № 5. «Признак химической реакции - выделение газа и изменение запаха»

Лабораторный опыт «Приготовление лимонада».

Карбонат натрия, мел, соляная кислота, соль аммония, гидроксид натрия, спиртовка

Практическая работа № 6.

«Признак химической реакции - изменение цвета»


Соли железа, красная и желтая кровяная соль, роданид калия, сульфат меди, гидроксид аммония

Практическая работа № 7. «Признак химической реакции - растворение и образование осадка»

Лабораторный опыт «Гашеная известь + углекислый газ». Продувание выдыхаемого воздуха в трубку через раствор гашеной извести.


Сульфат меди, гидроксид натрия, йодид калия, ацетат свинца, известковая вода, баритовая вода

Практическая работа № 8. «Растворимые и нерастворимые вещества в воде»

Различные вещества, вода, химические стаканы, стеклянные палочки

Практическая работа № 9. «Приготовление раствора соли»


Весы, разновесы, соль, вода, стаканы, воронка, мерный цилиндр, стеклянная палочка

Практическая работа № 10. «Получение кислорода из перекиси водорода»

Демонстрационный опыт «Горение свечи на воздухе», «Окисление свежей картофельной или яблочной дольки на воздухе»


5% раствор перекиси водорода, диоксид марганца, лучинка, спички, свеча

Практическая работа № 11. «Получение углекислого газа из питьевой соды и лимонной кислоты».

Демонстрационный опыт «Углекислый газ Лимонада Лимонадыча» - получение углекислого газа из газированного напитка взбалтыванием и сбор газа в воздушный шар.

Питьевая сода, лимонная кислота, метилоранж, фенолфталеин, газированная вода, воздушный шарик

Лабораторные опыты «Выпаривание капли воды на предметном стекле и обнаружение на поверхности стекла белого налета», «Определение и сравнение содержания посторонних веществ в разных источниках воды (водопровод, аквариум, река, море, лужа)».


Вода из разных источников, предметное стекло (выпарительная чашка), спиртовка, пробиркодержатель

Практическая работа № 12. «Очистка воды»

Загрязненная вода, химические стаканы, воронка, спиртовка, выпарительная чашка, стеклянная палочка, фильтр.

Практическая работа № 13. «Обнаружение белков в продуктах питания»

Лабораторный опыт «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».


Белок куриного яйца, продукты, содержащие белки, концентрированная азотная кислота, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, ацетата свинца, спиртовка, пробирки

Практическая работа № 14. «Обнаружение углеводов и жиров в продуктах питания»

Лабораторный опыт

«Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».


Продукты, содержащие глюкозу и жиры, раствор глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, нитрата серебра, гидроксида аммония, спиртовки, пробирки

Практическая работа № 15. «Обнаружение витаминов в продуктах питания»


Яблоки, фруктовые соки, раствор перманганата калия

Практическая работа № 16. «Анализ пищевых продуктов»


Этикетки от пищевых продуктов, продукты, концентрированная азотная кислота, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, ацетата свинца, спиртовка, пробирки, нитрата серебра, гидроксида аммония, спиртовки, раствор перманганата калия

Практическая работа № 17. «Содержимое домашней аптечки»


Аптечка, образцы лекарственных препаратов

Практическая работа № 18. «Удивительные опыты с лекарственными веществами»


Лекарственные препараты и реактивы для качественного анализа (в зависимости от препаратов)

Практическая работа № 19. «Опыты с бытовыми химикатами»

Бытовые химикаты, (реактивы в зависимости от анализируемого препарата)

Практическая работа № 20. «Выводим пятна»

Растворы тиосульфата натрия, крахмала, лимонной или аскорбиновой кислоты, горячая и холодная вода

Практическая работа № 21. «Изготовим духи сами»

Лабораторный опыт «Измерение рН моющих средств»


Пробирки с пробками, спирт этиловый, свежесорванные лепестки розы, сирени, фиалки и т.п., листья тополя, пахучей герани, корки лимона и апельсина, хвоя сосны, ели, пихты.

Растворы моющих средств, индикаторы

Практическая работа № 22. «Секретные чернила»

Вода, раствор йода в йодистом калии и соляной кислоте, раствор крахмала

Практическая работа № 23. «Получение акварельных красок»

Оксид алюминия, «цветные» растворы

Практическая работа № 24. «Получение фараоновых змей»


Сахар, питьевая сода, песок, спирт, дихромат калия, нитрат натрия, дихромат аммония, нитрат аммония, лекарственные препараты

Практическая работа № 25. «Разноцветный фейерверк»


Нитраты натрия, лития, калия, кальция, бария, меди, полоски фильтровальной бумаги

Практическая работа № 26. «Химические водоросли»


Канцелярский клей, колбы, кристаллы окрашенных солей

Практическая работа № 27. «Изготовление елок и игрушек»


Бензойная кислота, веточки ели или сосны, нитки, трафареты, насыщенные растворы солей

Практическая работа №28. «Определение органолептических свойств воды». Определение температуры, мутности, цветности и запаха воды.

Анализ воды. Определение кислотности воды. Оформление отчёта. Определение минерального состава воды (определение общей и карбонатной жёсткости, определение хлорид-иона, определение сульфат-ионов, определение содержания нитрат-ионов).

Практическая работа №29. «Очистка воды»

Дистиллированная вода, раствор трилона Б, буферный раствор, индикаторы: хромоген и эриохром, сульфат бария, нитрат серебра; пробирки, мерные колбы, бюретка.

Фильтры, ионит.

Практическая работа №30. «Качественный анализ газированных прохладительных напитков, популярных в молодёжной среде (по желанию учащихся). Определение оксида углерода (IV), кислоты, красителя»

Соляная кислота. Колбы, пробирки.

Практическая работа №31. «Качественные определение жиров, крахмала, хлорида натрия в чипсах»

Спиртовый раствор йода, нитрат серебра, пробирки, колбы

Практическая работа №32. «Обнаружение в шоколаде белков, жиров, углеводов»

Дистиллированная вода,2 М раствор NaOH, 10%-ный раствор CuSO4, спиртовый раствор йода, пробирки, колбы.

Практическая работа №33. «Обнаружение в мороженом белков, жиров, углеводов, лимонной кислоты. Обнаружение крахмала в вафельном стаканчике»

Дистиллированная вода,2 М раствор NaOH, 10%-ный раствор CuSO4, спиртовый раствор йода, пробирки, колбы.

Практическая работа №34. «Определение содержания глюкозы в разных сортах мёда»

Нитрат серебра, нашатырный спирт,

Практическая работа №35. «Определение кислотности и сухих веществ в соках»

Дистиллированная водой, 0,1 М раствором NaOH, фенолфталеин, пробирки, колбы.

Практическая работа №36. «Свойства резиновой основы жвачки.

Определение многоатомных спиртов (ксилит, маннит)»

«Свойства красителей, входящих в состав жевательной резинки»


1 мл 2 М раствора гидрооксида натрия NaOH,10%-ный раствора сульфата меди(II) CuSO4; 5 мл 96%-ного этиловый спирт, бензин, ацетон, концентрированные серная, азотная и соляная кислоты; пробирки, колбы, держатель, спиртовка


Практическая работа №37. Опыты с крахмалом. Его

обнаружение в продуктах питания и листьях растений.


Спиртовый раствор йода, пробирки, колбы.


Практическая работа №38. Качественные реакции на карбонаты.

Известняк, мел, мрамор, соляная кислота, известковая вода, нагревательный прибор, газоотводная трубка, ступка, фарфоровая чашечка.






ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Учащиеся должны знать:

- место химии среди естественнонаучных дисциплин

- основные методы изучения естественных наук: наблюдение, моделирование, эксперимент

- признаки химических реакций и условия их протекания

- вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения.

Учащиеся должны уметь:

- обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента

- проводить простейшие исследования свойств веществ

- использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий

- оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

- работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания

- обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе в химической лаборатории;

  • операции химического эксперимента;

  • устройство простейших химических приборов;

  • отличительные признаки веществ и физических тел; физических и химических явлений;

  • вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.), и экологические последствия их применения

Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

  • использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий

  • нагревать вещества, проводить фильтрование и выпаривание;

  • проводить простейшие исследования свойств веществ

  • оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента

  • уметь выбирать способ разделения смесей на основании знаний о различии свойств веществ;

  • готовить водные растворы;

  • распознавать кислоты и щёлочи индикаторами

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • работать индивидуально, в парах, группах, используя полученные знания

  • обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, средствами Интернета, мультимедийными пособиями.


ЛИТЕРАТУРА


  • Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «Дрофа», М., 2002

  • Книга по химии для домашнего чтения. Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. «ХИМИЯ», М., 1995.

  • Исследовательская деятельность учащихся по химии. Е.В. Тяглова. Москва «Глобус», 2007.

  • Практикум по общей и неорганической химии. Н.Н. Павлова, В.И. Фролова. Москва «Дрофа», 2002.

  • Проектная деятельность учащихся. Н.В. Ширшина. Волгоград «Учитель». 2007.

  • Интеллектуальные игры по химии. С.М. Курганский. Москва «5 за знания», 2006.

  • Практикум по экологии. С.В. Алексеев и др. Москва, АО МДС, 1996

  • Определения, понятия, термины в химии. А.И. Бусев, И.П. Ефимов. Москва «Просвещение», 1981.

  • 200 вопросов любознательному ученику. Т.А. Маликова. Уфа 2000.
















Образовательная программа химико-экологического кружкаОбразовательная программа химико-экологического кружка

24

© 2010-2022