Урок с мультимедийным сопровождением

Методическая разработка урока по теме "Карбоновые кислоты" содержит методическую часть урока, подробный конспект урока, ссылка на презентацию (с указанием номера слайда на различных этапах урока) и ссылки на видеоопыты к уроку, актуализация опорных знаний и закрепление знаний с предполагаемыми ответами, домашнее задание со ссылкой на страницу рабочей тетради по органической химии. А так же практическая часть урока с указанием проведения демонстрационных опытов, химических реактивам к этим опытам...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 61





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ»

«КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ»



Урок с мультимедийным сопровождением





Преподаватель химии

высшей квалификационной категории

Лепешенко Татьяна Ивановна











г. Новошахтинск

2014 год


Тема урока

Карбоновые кислоты, их строение, свойства, получение и применение.

Дисциплина

Химия

Курс 2

Группа 24

Автор урока

Лепешенко Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №61 им. Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г.

Республика/край, город/поселение

Россия, Ростовская область, город Новошахтинск

Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цели урока


Образовательная:

Ознакомить обучающихся с понятием карбоновых кислот и их классификации; свойствами карбоновых (горение, этерификация), на примере муравьиной и уксусной кислот; применения карбоновых кислот на основе их свойств.

Воспитательная:

Воспитывать позитивное отношении к химии.

Развивающая: развить умения называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять типы реакций, в которые вступают карбоновые кислоты; характеризовать строение и свойства карбоновых кислот; объяснять зависимость реакционной способности карбоновых кислот от строения их молекул; выполнять химический эксперимент по получению солей уксусной кислоты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (безопасная работа с веществами в лаборатории и в быту); умения готовить растворы заданной концентрации.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа;

Активные- проблемное изложение материала;

Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;

Практические - работа с опорным конспектом, выполнение тестовых заданий, работа с наглядным пособием, учебниками, конспектом.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока

Главная задача урока - сформировать знания о строении карбоновых кислот, а стержневая - знания о свойствах и применении карбоновых кислот. Особенности группы учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с обучающимися.


Время реализации урока

45 минут

Необходимое оборудование

и материалы

Мультимедийное оборудование, раздаточный материал - опорный конспект, учебники, ПК, мультимедийная презентация, видео, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, лучина, спички, фенолфталеин, уксусная кислота, магний, оксид меди, гидроксид натрия, карбонат натрия.

Список учебной и дополнительной литературы:

Основная:

  1. Химия для профессий технического профиля: Учебник/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.- 3-е изд.,- М.: изд. центр «Академия»,2011.-256с.

  2. Химия О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Пособие для преподавателей, М., Академия 2012 год.


Подробный конспект урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный






Здравствуйте ребята, Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок. Чтобы понять, в чем его необычность ответьте, пожалуйста, на вопрос?

Вопрос: Какую науку называют царицей всех наук?

Слайд 1,2

Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку.

Предполагаемый ответ: Как говорил великий астроном Г. Галилей «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Химия -одна из наук о природе, изучение которой невозможно без покровительственной поддержки «Царицы наук».

Записывают тему в тетрадь.

Актуализация знаний
































































Сегодня мы продолжаем изучение органических кислородосодержащих соединений. Мы уже знакомы со спиртами и альдегидами. На этом уроке нам предстоит знакомство с карбоновыми кислотами. Мы познакомимся с их строением, классификацией, свойствами, получением и применением.

Слайд 3

А сначала вспомним

  1. Какие соединения относятся к альдегидам?





  1. Какая функциональная группа называется карбонильной и какая - альдегидной? Какая между ними разница?



  1. Какие реакции наиболее характерны для альдегидов?

  2. Перечислите основные классы органических соединений, относящихся к кислородсодержащим соединениям.

Из вашего ответа можно сделать вывод, что следующая группа кислородосодержащих органических веществ - карбоновые кислоты.


Слушают преподавателя, формулируют цели урока.

Предполагаемый ответ: Альдегидами называются органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу атомов - СОН, соединенную с углеводородным радикалом.

Предполагаемый ответ:

Карбонильная - - С = О;

!

Альдегидная - - С = О

!

Н

Предполагаемый ответ: Реакции присоединения и окисления.

Предполагаемый ответ: Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводороды.

Отвечают на вопросы (проверка на слайде)


Формирование знаний


































Сегодня мы должны рассмотреть строение, номенклатуру, свойства, применение и получение карбоновых кислот в основном на примерах муравьиной и уксусной кислот.

Слайд 4

Давайте вместе поставим цели урока

и сравним с целями поставленными мною.

Слайд 5

Теперь рассмотрим строение карбоновых кислот.

Слайды 6,7

Урок с мультимедийным сопровождением

Урок с мультимедийным сопровождениемРассмотрим на слайде 8 простейшие карбоновые кислоты, а на слайде 9 модели муравьиной и уксусной кислот.

Теперь приступаем к изучению классификации карбоновых кислот.

Слайд 10

Карбоновые кислоты классифицируются:

По характеру радикала;

По числу карбоксильных групп.

Затем ответим на вопрос: К какому классу относятся следующие кислоты?

Слайд 10



Давайте теперь разберемся в номенклатуре карбоновых кислот.

Слайд 11

А теперь проверим, что вы запомнили.

Слайд 12







Рассмотрим физические свойства карбоновых кислот и подтвердим эти свойства на примерах муравьиной и уксусной кислот.

Слайды 13 - 17

Вот мы и дошли до химических свойств, которые мы изучим и опытным путем.

Слайд 18 (видео опыты: Вз. с металлом, Вз. со щелочами, Вз. с оксидом меди, реакция этерификации)

Рассмотрим способы получения карбоновых кислот.

Слайд 19

Попробуем рассмотреть применение некоторых карбоновых кислот

Слайд 20


Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации, записывают тему урока в тетрадь.

Предполагаемые цели: Изучить строение, свойства получение и применение карбоновых кислот.





















Предполагаемый ответ:

1) алкановая или одноосновная кислота;

2) двухосновная кислота;

3) алкеновая кислота;

4) циклоалкановая кислота.

Предполагаемый ответ:

СН3 - СН2 - СН - СООН

!

СН3

СН3

!

СН3 - С - СООН

!

СН3

СН3 - (СН2)2 -СCl2 - CH2 -CH3

2,3,4 триметил бутановая кислота

3,3 диметил бутановая кислота

Смотрят демонстрационные и видео опыты. Записывают уравнения в тетрадь.

Закрепление знаний








Контрольные вопросы

1.Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз:

а)муравьиной кислоты, б) муравьиного альдегида

2. Как снять боль от ожога, вызванного выделениями крапивы:

а) смыть водой, б) смыть слабым раствором щелочи,

в) смыть слабым раствором уксусной кислоты.

3. Структурную формулу муравьиной кислоты можно записать и таким образом НО-СОН. Следовательно, эта кислота будет являться веществом с двойственной функцией. Как можно назвать ее:

а) спирт, б) альдегидоспирт, в) кислота

4. Можно ли рассматривать переход количественных отношений в качественные на примере изменения физических свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду?

5. Выпишите формулы карбоновых кислот из предложенных формул и назовите их:

СН3, СН3СООН, С2Н5ОН, СН3СОН, С2Н4, С15Н31СООН, С6Н6, С5Н11СООН, С3Н7СООН

6. С какими веществами будет взаимодействовать уксусная кислота:

а) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, спирт (этиловый)

б) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, метан

Запишите уравнения реакций.

Слайды 21 - 22

ВЗАИМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

1) а; 2) б; 3) б;

4) можно, по физическим и химическим свойствам;

5) СН3СООН, С15Н31СООН, С5Н11СООН, С3Н7СООН; 6) а.

2СН3СООН + Zn = (СН3СОО)2 Zn + Н2

2СН3СООН + MgО = (СН3СОО)2 Mg + Н2О

2СН3СООН + Mg(ОН)2 = (СН3СОО)2 Mg + 2Н2О

2СН3СООН + Na2CO3 = 2СН3СООNa + Н2CO3

СН3СООН + C2Н5ОН= СН3СОО C2Н5 + Н2О


Подведение итогов
















Выводы

Слайд23

Урок с мультимедийным сопровождением

Домашнее задание стр. 153-157 Химия, учебник для профессий технического цикла, М, «Академия», 2011 год.

Слайд 24

Рабочая тетрадь по органической химии стр.21

Оценивание работы учащихся.

Делают выводы из полученных знаний.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022