- Преподавателю
- Химия
- Урок с мультимедийным сопровождением
Урок с мультимедийным сопровождением
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лепешенко Т.И. |
Дата | 15.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 61
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ»
Преподаватель химии высшей квалификационной категории Лепешенко Татьяна Ивановна
г. Новошахтинск 2014 год
| ||
Тема урока | Карбоновые кислоты, их строение, свойства, получение и применение. | |
Дисциплина | Химия | |
Курс 2 | Группа 24 | |
Автор урока | Лепешенко Татьяна Ивановна преподаватель химии и биологии высшей квалификационной категории | |
Образовательное учреждение | Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области профессиональное училище №61 им. Героя Советского Союза Вернигоренко И.Г. | |
Республика/край, город/поселение | Россия, Ростовская область, город Новошахтинск | |
Методическая информация | ||
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цели урока
| Образовательная: Ознакомить обучающихся с понятием карбоновых кислот и их классификации; свойствами карбоновых (горение, этерификация), на примере муравьиной и уксусной кислот; применения карбоновых кислот на основе их свойств. Воспитательная: Воспитывать позитивное отношении к химии. Развивающая: развить умения называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре; определять типы реакций, в которые вступают карбоновые кислоты; характеризовать строение и свойства карбоновых кислот; объяснять зависимость реакционной способности карбоновых кислот от строения их молекул; выполнять химический эксперимент по получению солей уксусной кислоты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (безопасная работа с веществами в лаборатории и в быту); умения готовить растворы заданной концентрации. | |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: | Словесно-логические - рассказ, объяснение, беседа; Активные- проблемное изложение материала; Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации; Практические - работа с опорным конспектом, выполнение тестовых заданий, работа с наглядным пособием, учебниками, конспектом. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят /др. обучающиеся в ходе урока | Главная задача урока - сформировать знания о строении карбоновых кислот, а стержневая - знания о свойствах и применении карбоновых кислот. Особенности группы учтены, как при фронтальном опросе, так и в индивидуальной работе с обучающимися.
| |
Время реализации урока | 45 минут | |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, раздаточный материал - опорный конспект, учебники, ПК, мультимедийная презентация, видео, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, лучина, спички, фенолфталеин, уксусная кислота, магний, оксид меди, гидроксид натрия, карбонат натрия. Список учебной и дополнительной литературы: Основная:
| |
Подробный конспект урока | ||
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
Организационный
| Здравствуйте ребята, Сегодня мы проведем с вами немного необычный урок. Чтобы понять, в чем его необычность ответьте, пожалуйста, на вопрос? Вопрос: Какую науку называют царицей всех наук? Слайд 1,2 | Приветствие преподавателя. Подготовка к уроку. Предполагаемый ответ: Как говорил великий астроном Г. Галилей «Математика - это язык, на котором написана книга природы». Химия -одна из наук о природе, изучение которой невозможно без покровительственной поддержки «Царицы наук». Записывают тему в тетрадь. |
Актуализация знаний
| Сегодня мы продолжаем изучение органических кислородосодержащих соединений. Мы уже знакомы со спиртами и альдегидами. На этом уроке нам предстоит знакомство с карбоновыми кислотами. Мы познакомимся с их строением, классификацией, свойствами, получением и применением. Слайд 3 А сначала вспомним
Из вашего ответа можно сделать вывод, что следующая группа кислородосодержащих органических веществ - карбоновые кислоты.
| Слушают преподавателя, формулируют цели урока. Предполагаемый ответ: Альдегидами называются органические вещества, молекулы которых содержат функциональную группу атомов - СОН, соединенную с углеводородным радикалом. Предполагаемый ответ: Карбонильная - - С = О; ! Альдегидная - - С = О ! Н Предполагаемый ответ: Реакции присоединения и окисления. Предполагаемый ответ: Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводороды. Отвечают на вопросы (проверка на слайде)
|
Формирование знаний
| Сегодня мы должны рассмотреть строение, номенклатуру, свойства, применение и получение карбоновых кислот в основном на примерах муравьиной и уксусной кислот. Слайд 4 Давайте вместе поставим цели урока и сравним с целями поставленными мною. Слайд 5 Теперь рассмотрим строение карбоновых кислот. Слайды 6,7
Рассмотрим на слайде 8 простейшие карбоновые кислоты, а на слайде 9 модели муравьиной и уксусной кислот. Теперь приступаем к изучению классификации карбоновых кислот. Слайд 10 Карбоновые кислоты классифицируются: По характеру радикала; По числу карбоксильных групп. Затем ответим на вопрос: К какому классу относятся следующие кислоты? Слайд 10
Давайте теперь разберемся в номенклатуре карбоновых кислот. Слайд 11 А теперь проверим, что вы запомнили. Слайд 12
Рассмотрим физические свойства карбоновых кислот и подтвердим эти свойства на примерах муравьиной и уксусной кислот. Слайды 13 - 17 Вот мы и дошли до химических свойств, которые мы изучим и опытным путем. Слайд 18 (видео опыты: Вз. с металлом, Вз. со щелочами, Вз. с оксидом меди, реакция этерификации) Рассмотрим способы получения карбоновых кислот. Слайд 19 Попробуем рассмотреть применение некоторых карбоновых кислот Слайд 20
| Слушают преподавателя и смотрят слайды презентации, записывают тему урока в тетрадь. Предполагаемые цели: Изучить строение, свойства получение и применение карбоновых кислот.
Предполагаемый ответ: 1) алкановая или одноосновная кислота; 2) двухосновная кислота; 3) алкеновая кислота; 4) циклоалкановая кислота. Предполагаемый ответ: СН3 - СН2 - СН - СООН ! СН3 СН3 ! СН3 - С - СООН ! СН3 СН3 - (СН2)2 -СCl2 - CH2 -CH3 2,3,4 триметил бутановая кислота 3,3 диметил бутановая кислота Смотрят демонстрационные и видео опыты. Записывают уравнения в тетрадь. |
Закрепление знаний
| Контрольные вопросы 1.Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз: а)муравьиной кислоты, б) муравьиного альдегида 2. Как снять боль от ожога, вызванного выделениями крапивы: а) смыть водой, б) смыть слабым раствором щелочи, в) смыть слабым раствором уксусной кислоты. 3. Структурную формулу муравьиной кислоты можно записать и таким образом НО-СОН. Следовательно, эта кислота будет являться веществом с двойственной функцией. Как можно назвать ее: а) спирт, б) альдегидоспирт, в) кислота 4. Можно ли рассматривать переход количественных отношений в качественные на примере изменения физических свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду? 5. Выпишите формулы карбоновых кислот из предложенных формул и назовите их: СН3, СН3СООН, С2Н5ОН, СН3СОН, С2Н4, С15Н31СООН, С6Н6, С5Н11СООН, С3Н7СООН 6. С какими веществами будет взаимодействовать уксусная кислота: а) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, спирт (этиловый) б) цинк, оксид натрия, гидроксид магния, карбонат натрия, метан Запишите уравнения реакций. Слайды 21 - 22 | ВЗАИМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ 1) а; 2) б; 3) б; 4) можно, по физическим и химическим свойствам; 5) СН3СООН, С15Н31СООН, С5Н11СООН, С3Н7СООН; 6) а. 2СН3СООН + Zn = (СН3СОО)2 Zn + Н2↑ 2СН3СООН + MgО = (СН3СОО)2 Mg + Н2О 2СН3СООН + Mg(ОН)2 = (СН3СОО)2 Mg + 2Н2О 2СН3СООН + Na2CO3 = 2СН3СООNa + Н2CO3 СН3СООН + C2Н5ОН= СН3СОО C2Н5 + Н2О
|
Подведение итогов
| Выводы Слайд23
Домашнее задание стр. 153-157 Химия, учебник для профессий технического цикла, М, «Академия», 2011 год. Слайд 24 Рабочая тетрадь по органической химии стр.21 Оценивание работы учащихся. | Делают выводы из полученных знаний. Записывают домашнее задание. |