Внеклассная работа по химии Химический КВН

Организация внеклассной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения. Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия.   Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами. Предлагаемое внеклассное ме...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Лицей № 107»








Внеклассная работа по химии

«Химический КВН»



Подготовила:

Учитель химии

МОУ «Лицей № 107» г. Саратова

Фирсова Н.К.





Саратов 2014

Пояснительная записка

Организация внеклассной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения.

Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия. Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.

Предлагаемое внеклассное мероприятие рациональнее всего проводить среди старшеклассников. В качестве играющих команд выступают учащиеся 9-х и 10-х классов. Классные руководители помогают ребятам подготовить название, девиз и эмблему. Перед началом мероприятия необходимо выбрать жюри.

Этапы подготовки мероприятия:

выбор места проведения мероприятия (кабинет химии, актовый зал), оформление аудитории, привлечение учащихся к составлению сценария, распределение ролей и обязанностей среди учащихся, репетиции, формирование команд игроков, болельщиков, приглашение членов жюри.

Цель мероприятия:

  • в игровой форме привлечь внимание учащихся к изучению дополнительного материала по химии;

  • выявить творческие способности;

  • умения работать с дополнительной литературой по предмету;

  • умения говорить, объяснять и слушать товарищей

Задачи:

  • развивать интерес учащихся к химии и активизировать их познавательную деятельность, развивать коллективизм, артистизм, креативность, умения выслушивать разные точки зрения и делать правильные выводы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приветствие учителя, сообщение цели мероприятия

Презентация команд. В игре участвуют три команды («Индикаторы», «Кислоты», «Щелочи»).

На сцену выходят участники команд. У каждого на голове белая повязка с надписями (формулы кислот, щелочей). Они скороговоркой представляют свои «индикаторы». На сцену появляются Лакмус, Метилоранж, Фенолфталеин, которые в нужный момент показывают изменение окраски индикаторов сменой повязки на шее (в виде шарфика) соответствующих цветов. В заключительный момент участники команды поворачиваются к зрителям и членам жюри спиной, и на их спинах буквы, которые образуют название «Индикатор».

Презентация команд «Кислоты» и «Щелочи» начинается с выхода участников с перевязанными руками. Они ведут диалог о несоблюдении правил безопасности при выполнении опытов. Демонстрируется слайд о соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.

В перерывах между конкурсами устраивается музыкальная пауза.

Разминка.

Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе:

  • Автор атомно-молекулярного учения (Ломоносов);

  • Определенный вид атомов (химический элемент);

  • Физический процесс разделения нефти (перегонка);

  • Растворимые в воде основания (щелочи);

  • Химик, который ввел современное обозначение химических элементов (Берцелиус);

  • Все ли вещества состоят из молекул (нет);

  • Природные источники углеводородов (нефть, газ, каменный уголь);

  • Вращение электрона вокруг собственной оси (спин);

  • Масса одного моля вещества (молярная).

Конкурс капитанов. Каждому капитану предлагается распознать вещества по запаху: уксусная кислота, ацетон, этанол.

Затем последнее испытание для капитанов.

Даны три стакана с растворами:

а) воды;

б) гидрокарбоната натрия;

в) нитрата серебра.

Даны три вещества: соляная кислота, фенолфталеин и хлорид натрия. Необходимо выбрать из этих трех веществ одно, с помощью которого можно определить все три вещества (а-в) в стаканах, определить, что в каком стакане, и объяснить, какие реакции при этом протекают. Записать уравнения химических реакций и сдать жюри.

Конкурс регламентирован по времени.

Конкурс кроссвордов. Данный конкурс предназначен для команд.

1-я команда.

  1. Единица количества вещества.

  2. Русский композитор и химик-органик.

  3. Темно-бурая жидкость, галоген.

  4. Химический элемент, самый легкий газ.

  5. Инертный газ.

  6. Лабораторный сосуд.

  7. Диметилзамещенное бензола.

  8. Радикал пропана.

  9. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.

Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого-энцеклопедиста.




2-я команда.

  1. Вид ковалентной связи.

  2. Химический элемент, входящий в состав головок спичек.

  3. Радикал этилена.

  4. Углеводороды с двумя двойными связями.

  5. Тип химических реакций, характерных для алканов.

  6. Гомолог бензола.

  7. Смесь углеводородов, маслянистая жидкость.

  8. Основной продукт пиролиза нефти.

  9. То, из чего состоит тело.

Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого, автора периодического закона химических элементов.

В результате жеребьевки каждая команда получает конверт с заданием.

  • Выберите из списка три пары солей, которые будут взаимодействовать друг с другом: карбонат натрия, сульфат бария, силикат натрия, фосфат калия, нитрат серебра, и составьте молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.

  • Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

  • Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.

При представлении результатов учитываются соблюдение правил безопасности, грамотность проведения эксперимента.

Игра со зрителями

Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня - огонь потух.

(О т в е т. Кислород.)

Я - блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил.

(О т в е т. Магний.)

Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - амфотерный.

(О т в е т. Алюминий.)

Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!

(О т в е т. Медь.)

Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа.

(О т в е т. Вода.)

В заключение члены жюри делятся своими впечатлениями о конкурсе, оценивают выступления команд, вручают призы.

Литература:

1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия»; Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.

2. Научно-практический журнал «Химия для школьников» изд-ва «Школьная Пресса» 2010/2011 г.

3. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе»: «ЦентрХимпресс», 2001, № 2.

4. Шульгин Г.Б. «Химия для всех»; Народный университет, Москва, 1987.



© 2010-2022