- Преподавателю
- Химия
- Внеклассная работа по химии Химический КВН
Внеклассная работа по химии Химический КВН
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фирсова Н.К. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Лицей № 107»
Внеклассная работа по химии
«Химический КВН»
Подготовила:
Учитель химии
МОУ «Лицей № 107» г. Саратова
Фирсова Н.К.
Саратов 2014
Пояснительная записка
Организация внеклассной работы по химии считаю важной, поскольку она способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения.
Химический КВН целесообразно проводить на предметной неделе, во время которой по всем предметным дисциплинам устраиваются различные мероприятия. Предметные недели активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными делами.
Предлагаемое внеклассное мероприятие рациональнее всего проводить среди старшеклассников. В качестве играющих команд выступают учащиеся 9-х и 10-х классов. Классные руководители помогают ребятам подготовить название, девиз и эмблему. Перед началом мероприятия необходимо выбрать жюри.
Этапы подготовки мероприятия:
выбор места проведения мероприятия (кабинет химии, актовый зал), оформление аудитории, привлечение учащихся к составлению сценария, распределение ролей и обязанностей среди учащихся, репетиции, формирование команд игроков, болельщиков, приглашение членов жюри.
Цель мероприятия:
-
в игровой форме привлечь внимание учащихся к изучению дополнительного материала по химии;
-
выявить творческие способности;
-
умения работать с дополнительной литературой по предмету;
-
умения говорить, объяснять и слушать товарищей
Задачи:
-
развивать интерес учащихся к химии и активизировать их познавательную деятельность, развивать коллективизм, артистизм, креативность, умения выслушивать разные точки зрения и делать правильные выводы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветствие учителя, сообщение цели мероприятия
Презентация команд. В игре участвуют три команды («Индикаторы», «Кислоты», «Щелочи»).
На сцену выходят участники команд. У каждого на голове белая повязка с надписями (формулы кислот, щелочей). Они скороговоркой представляют свои «индикаторы». На сцену появляются Лакмус, Метилоранж, Фенолфталеин, которые в нужный момент показывают изменение окраски индикаторов сменой повязки на шее (в виде шарфика) соответствующих цветов. В заключительный момент участники команды поворачиваются к зрителям и членам жюри спиной, и на их спинах буквы, которые образуют название «Индикатор».
Презентация команд «Кислоты» и «Щелочи» начинается с выхода участников с перевязанными руками. Они ведут диалог о несоблюдении правил безопасности при выполнении опытов. Демонстрируется слайд о соблюдение техники безопасности при работе с кислотами, щелочами.
В перерывах между конкурсами устраивается музыкальная пауза.
Разминка.
Ведущий задает каждой команде по 10 вопросов в быстром темпе:
-
Автор атомно-молекулярного учения (Ломоносов);
-
Определенный вид атомов (химический элемент);
-
Физический процесс разделения нефти (перегонка);
-
Растворимые в воде основания (щелочи);
-
Химик, который ввел современное обозначение химических элементов (Берцелиус);
-
Все ли вещества состоят из молекул (нет);
-
Природные источники углеводородов (нефть, газ, каменный уголь);
-
Вращение электрона вокруг собственной оси (спин);
-
Масса одного моля вещества (молярная).
Конкурс капитанов. Каждому капитану предлагается распознать вещества по запаху: уксусная кислота, ацетон, этанол.
Затем последнее испытание для капитанов.
Даны три стакана с растворами:
а) воды;
б) гидрокарбоната натрия;
в) нитрата серебра.
Даны три вещества: соляная кислота, фенолфталеин и хлорид натрия. Необходимо выбрать из этих трех веществ одно, с помощью которого можно определить все три вещества (а-в) в стаканах, определить, что в каком стакане, и объяснить, какие реакции при этом протекают. Записать уравнения химических реакций и сдать жюри.
Конкурс регламентирован по времени.
Конкурс кроссвордов. Данный конкурс предназначен для команд.
1-я команда.
-
Единица количества вещества.
-
Русский композитор и химик-органик.
-
Темно-бурая жидкость, галоген.
-
Химический элемент, самый легкий газ.
-
Инертный газ.
-
Лабораторный сосуд.
-
Диметилзамещенное бензола.
-
Радикал пропана.
-
Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого-энцеклопедиста.
2-я команда.
-
Вид ковалентной связи.
-
Химический элемент, входящий в состав головок спичек.
-
Радикал этилена.
-
Углеводороды с двумя двойными связями.
-
Тип химических реакций, характерных для алканов.
-
Гомолог бензола.
-
Смесь углеводородов, маслянистая жидкость.
-
Основной продукт пиролиза нефти.
-
То, из чего состоит тело.
Написав правильные ответы, в выделенном столбце можно будет прочитать фамилию русского ученого, автора периодического закона химических элементов.
В результате жеребьевки каждая команда получает конверт с заданием.
-
Выберите из списка три пары солей, которые будут взаимодействовать друг с другом: карбонат натрия, сульфат бария, силикат натрия, фосфат калия, нитрат серебра, и составьте молекулярные и ионные уравнения соответствующих реакций.
-
Получите кислород, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
-
Получите углекислый газ, соберите его в пробирку и докажите наличие этого газа.
При представлении результатов учитываются соблюдение правил безопасности, грамотность проведения эксперимента.
Игра со зрителями
Нахожусь, друзья, везде:
В минералах и в воде.
Без меня вы, как без рук:
Нет меня - огонь потух.
(О т в е т. Кислород.)
Я - блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил.
(О т в е т. Магний.)
Я - металл незаменимый,
Очень летчиком любимый,
Легкий, электропроводный,
А характер - амфотерный.
(О т в е т. Алюминий.)
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша!
(О т в е т. Медь.)
Хоть составчик мой несложный,
Без меня жить невозможно.
Я - отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель,
А разрушите, так сразу
Вы получите два газа.
(О т в е т. Вода.)
В заключение члены жюри делятся своими впечатлениями о конкурсе, оценивают выступления команд, вручают призы.
Литература:
1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия»; Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999.
2. Научно-практический журнал «Химия для школьников» изд-ва «Школьная Пресса» 2010/2011 г.
3. Научно-теоретический и методический журнал «Химия в школе»: «ЦентрХимпресс», 2001, № 2.
4. Шульгин Г.Б. «Химия для всех»; Народный университет, Москва, 1987.