• Преподавателю
  • Химия
  • Опыт эффективного применения информационных технологий на уроках химиив в условиях воспитательной колонии

Опыт эффективного применения информационных технологий на уроках химиив в условиях воспитательной колонии

В настоящее время в России идет реформирование системы исполнения уголовных наказаний. Пенитенциарная система становится более открытой, ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и ресоциализация их после отбытия наказания. Подросток, попадающий в воспитательную колонию, имеет большой отрицательный жизненный опыт. Большие пробелы в знаниях, перерыв в обучении, недостатки развития и воспитания затрудняют учебно-воспитательный процесс. Химия, как учебная дисциплина, не пол...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт эффективного применения

информационных технологий на уроках химии

в условиях воспитательной колонии.

Заместитель директора школы по УВР

учитель химии высшей квалификационной категории

Постникова Людмила Анатольевна

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой деятельности. Для нынешнего школьника компьютер стал неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образовании.

Развитие личности ученика средствами своего предмета, изменение отношения воспитанников к учению - моя главная профессиональная линия.

Состав учащихся в нашей школе неоднороден. Большие пробелы в знаниях, перерыв в обучении, недостатки развития и воспитания затрудняют учебно-воспитательный процесс. А пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Изоляция человека от общества уже ущербна для психики подростка, а в сочетании с непростыми условиями отбывания наказания, она ущербна вдвойне. Моя задача: в кратчайшие сроки, буквально с первых дней пребывания осужденного в колонии сделать все возможное, чтобы сохранить в подростке то немногое человеческое, которое спрятано глубоко в душе, помочь поверить, что каждый из них может быть уникальным не только в криминальном мире, что радость и восторг можно испытать в процессе познания нового.

Химия, как учебная дисциплина, не пользуется популярностью у вновь прибывших в колонию воспитанников, однако, именно она несет мощную мировоззренческую, экологическую, нравственную нагрузку. Кажущаяся «необязательность» изучения химии побудила меня к поиску ответа на вопросы: как повысить интерес обучающихся к изучению предмета и сделать процесс обучения доступным каждому, как привить воспитанникам нравственное отношение к знаниям, необходимым для их успешной социализации на свободе?

Старт к мышлению дается интересом к предмету - то, что кажется новым, неизвестным, поражает воображение и заставляет удивляться. Одним из таких средств являются новые информационные технологии.

Несмотря на то, что уже накоплен богатый опыт в области компьютерного обучения, многие преподаватели-предметники с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Многолетний опыт позволил мне создать собственную модель педагогической деятельности с использованием компьютерной технологии на уроках и внеурочной деятельности. Использование виртуальной лаборатории и мультимедийное сопровождение на уроках разных типов, и на любом этапе делает учебно-воспитательный процесс доступным, наглядным и эффективным.

Химия - особая учебная дисциплина, при изучении которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчетные умения и навыки. Чтобы уроки химии не были скучными, серыми просто необходимо обеспечить яркий наглядный химический эксперимент. Отсюда вытекает необходимость использования ИКТ практически на каждом уроке химии в условиях воспитательной колонии. Хотя я разделяю мнение коллег - учителей, считающих, что замена химического эксперимента на «видеофрагменты» аналогична виртуальному питанию.

Однако, при отсутствии оборудованного химического кабинета, для проведения демонстрационного эксперимента и проведения лабораторных работ, целесообразно использовать именно виртуальные лаборатории, позволяющих моделировать поведение объектов реального мира. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится более запоминающимся, легко усваивается.

Исходя из целей урока использую различные электронные пособия для изучения нового материала, презентации созданные в программе Microsoft Power Point, программы для решения расчетных задач, проведения практических и лабораторных работ; тестового контроля знаний. Программные средства иметь высокую степень наглядности, простоту использования.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все обучающие программы оказались эффективными. Многие из них настолько скучные и неинтересные, что от них пришлось отказаться.

В последнее время отдаю предпочтение использованию электронных продуктов Федерального цифрового образовательного ресурса (www//fcior.ru.) и уникальному по эргономическим характеристикам и содержанию электронному изданию «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», разработанному в Лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технологического университета.

Виртуальная лаборатория включает более 150 химических опытов и полностью охватывает весь курс школьной химии. Химические опыты проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории со всем необходимым оборудованием и химической посудой (пробирки, стаканы, колбы, ступки, штативы и т.п.), а также химическими реагентами.

На всех этапах выполнения лабораторной работы программой осуществляется контроль за действиями учащихся, и даются соответствующие комментарии и рекомендации в виде текста или реплик анимированного персонажа «Химика». Программой предусмотрено выполнение опытов с различными параметрами.

При проведении практических и лабораторных работ у ребят развивается наблюдательность, умение делать выводы, а также умения переносить реальную задачу в модельные условия, и наоборот.

Опираясь на продолжительный опыт использования компьютерной модели химической лаборатории, могу утверждать, что включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Компьютер становится средством подачи материала, контроля знаний и средством личного самообразования.

Несмотря на то, что есть определенные достижения в решении проблемы качества школьного химического образования в условиях уголовно-исполнительной системы на основе использования ИКТ, впереди ещё много нерешённых проблем, связанных с поиском оптимальных форм и методов обучения. Да, на этом пути есть трудности, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех - это горящие глаза учеников, их желание строить свой жизненный путь по-новому.

Наш великий современник академик Д.С. Лихачев неоднократно указывал на самую большую проблему и большую беду современных образования и культуры. Он видел ее в том, что в образовании и культуре бывает зачастую потеряна их воспитательная составляющая. Мы растим специалистов, в нужно воспитывать людей - достойных и красивых, вызывающих уважение, способных творчески самораскрываться, умеющих доставлять радость другим и себе. Людей счастливых и одухотворенных.


© 2010-2022