- Преподавателю
- Химия
- Урок Общие химические свойства металлов
Урок Общие химические свойства металлов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стулень О.Г. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА
(11 класс)
ОБЩИЕ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ
Тема. Общие химические свойства металлов.
Цели урока:
- изучить химические свойства металлов;
- уметь записывать уравнения реакций в молекулярном виде и окислительно-восстановительные реакции;
- уметь объяснять изменения физических и химических свойств металлов в периоде и в группе, подчеркнуть причинно-следственную зависимость состава, строения и свойств металлов.
Наглядность:
- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- ряд активности металлов;
- оборудование и реактивы для демонстрации опытов;
- таблица «Светофор».
Базовые понятия и термины:
- электрохимический ряд напряжений металлов;
- металлы и неметаллы;
- галогены;
- соли: сульфиды, нитриды, фосфиды, гидриды.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- проверка выполнения домашнего задания;
- повторение опорных знаний учащихся о положении металлов в Периодической системе химических элементов и их физических свойствах.
III. Изучение нового материала.
Химические свойства металлов:
1. Взаимодействие металлов с простыми веществами-неметаллами;
2. Взаимодействие металлов со сложными веществами:
- водой;
- кислотами;
- солями.
IV. Закрепление изученного материала.
- выполнение заданий по карточкам.
V. Домашнее задание: прочитать П.18 (с.148-150), выполнить задание №1,2 (с.154), №6*(с.154).
VI. Подведение итогов урока.
Ход урока
1-й этап урока. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
2-й этап урока. Актуализация опорных знаний учащихся, подготовки к изучению нового материала.
- фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Как расположены металлы в Периодической системе?
2. Сколько электронов находится на внешнем электронном уровне атомов металлов?
3. Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного?
4. В состав каких классов неорганических соединений входят металлы?
- фразеологический диктант.
Самый легкий металл - ...
Единственный жидкий металл - ...
Самый тугоплавкий металл - ...
Физическая величина, по которой металлы делят на легкие и тяжелые - ...
Соединения металлов с кислородом - ...
3-й этап урока. Изучение нового материала.
1. Взаимодействие с простыми веществами-неметаллами:
а) с галогенами - галогениды (при нагревании или освещении)
2Al + 3Br2 = 2AlBr3
б) с кислородом - оксиды (Li, Ca - самопроизвольно, при обычных условиях)
4Li + O2 = 2Li2O
(Fe, Zn, Mg, Cu - при нагревании)
3Fe + 2O2 = Fe3O4 (FeO*Fe2O3)
2Cu + O2 = 2CuO
(Au, Pt, Pd - не окисляются)
в) с серой - сульфиды (при нагревании, с расплавленной серой)
Cu + S = CuS
Hg + S = HgS (демеркуризация)
г) с азотом - нитриды (Li - самопроизвольно на воздухе, остальные - при нагревании)
6Li + N2 = 2Li3N
3Mg + N2 = Mg3N2
д) с фосфором - фосфиды (при нагревании)
3Mg + 2P = Mg3P2
е) с углеродом - карбиды (при сильном нагревании)
ж) с водородом - гидриды (при нагревании)
2Al + 3H2 = 2AlH3
2. Взаимодействие металлов со сложными веществами:
а) взаимодействие с водой (только щелочные и щелочноземельные!)
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2
(Mg, Zn, Fe - при сильном нагревании)
Mg + H2O = MgO + H2
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
(Ag, Au, Pt, Hg, Cu - не реагируют с водой!)
б) взаимодействие с кислотами по схеме:
металл + кислота = соль + водород
- демонстрация взаимодействия магния с соляной кислотой:
Mg + 2HCl = MgCl2 + H2
! Металлы, расположенные в ряду активности до водорода, замещают атомы водорода в кислотах, образуя соль.
! Концентрированные HNO3 и H2SO4 реагируют с металлами иначе!
в) взаимодействие с солями.
- демонстрация взаимодействия железа с сульфатом меди (II):
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
! Более активные металлы вытесняют менее активных из растворов их солей.
4-й этап урока. Закрепление изученного материала:
- выполнение заданий по карточкам.
1. Расставьте коэффициенты:
а) Al + O2 = Al2O3 в) Ca + N2 = Ca3N2
б) Na + Cl2 = NaCl г) Li + O2 = Li2O
2. Допишите уравнения практически осуществимых реакций:
а) Fe + HCl =
б) Ag + H3PO4 =
в) Al + HCl =
г) Zn + Pb(NO3)2 =
д) Fe + MgCl2 =
Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнение в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение задания.
! В помощь ученику - таблица «Светофор».
5-й этап урока. Домашнее задание: прочитать П.18 (с.148-150), выполнить задание №1,2 (с.154); для сильных учащихся дополнительно №6*(с.154).
6-й этап урока. Подведение итогов урока.