Методическая разработка по химии на тему Жиры

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ ВО «Воронежский индустриальный колледж»











Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине химия



Тема урока

Жиры





Преподаватель химии:

С.С. Пикулина











Воронеж 2015 г

Тема урока: Жиры



Урок проводится в группе № 15, курс I

Профессия - Машинист крана

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  1. Образовательная:

  • сформировать у студентов представление о жирах как о химических веществах;

  • познакомить студентов со строением жиров, физическими и химическими свойствами жиров и их применением;

  • показать биологическое значение жиров.


  1. Воспитательная:

    • показать студентам, что здоровье человека - это главная ценность жизни и необходимо заботиться о сохранении своего здоровья;

    • привитие студентам культуры питания.

  2. Развивающая:

    • развитие умения у студентов выбирать главное, делать выводы;

    • развитие понятийного мышления таких операций, как анализ, сравнение, обобщение;

    • развитие у студентов таких качеств, как объективность, самоконтроль и активность;

Оборудование:

  1. Учебник Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара, «Химия-10», мультимедийное оборудование, презентация «Жиры», тестовые задания, сигнальные карточки, опорный конспект «Жиры», листок контроля знаний обучающихся.



  1. Демонстрационное - образцы жиров (подсолнечное масло, оливковое масло, пачка сливочного масла, пачка маргарина, свеча, образцы мыла, бутылка олифы).

Реактивы:

1. Вода Н2О, этиловый спирт C2H5OН, бензин, жир (подсолнечное масло), раствор КМnO4, раствор бромной воды Br2, фильтровальная бумага, пробирки средние, сухое горючее, пипетки.

2. Лабораторное (14 наборов) - вода Н2О, этиловый спирт C2H5OН, жир (подсолнечное масло), раствор КМnO4, раствор бромной воды Br2, фильтровальная бумага, пробирки средние.


  1. Актуализация опорных знаний

Организационный момент. Проверка наличия учащихся.

Сообщение темы урока. Запись темы на доске и в тетрадях учащихся.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что дороже всего на свете?»

Ответ: здоровье.

Правильно, здоровье самое главное наше богатство. Наш организм создан, чтобы прожить 120 лет жизни. Если мы живем меньше, то причина этого не в недостатках организма, а в том, как мы с ним обращаемся. Образ жизни определяет наше здоровье на 53%.

Из факторов, относящихся к образу жизни, культура питания стоит на третьем месте после курения и употребления алкоголя.

Чтобы продлить жизнь и быть здоровым человеком, необходимо не употреблять спиртные напитки и не курить, т.е. вести здоровый образ жизни.

А сегодня мы поговорим о питании и о роли жиров, которые входят в состав нашей пищи.

Эпиграфом нашего урока будут слова греческого врача Гиппократа: «Пусть пища ваша будет вашим лекарством».



  1. Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтального опроса учащихся и индивидуального опроса у доски.

У доски работают двое учащихся. Один учащийся выполняет задание: в предложение вставить пропущенные слова, чтобы получилась правильная фраза. Второй учащийся выполняет задание на определение соответствия названий веществ и их формул.

Проводится беседа по следующим вопросам:

1. Что такое рациональное питание?

Ответ: Рациональное питание (от латинского слова «rationalis»-это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов. В рационе питания четко выделяются временные промежутки: завтрак, обед, полдник, ужин.

Рациональное питание - это питание в котором присутствуют белки, жиры, углеводы и другие вещества.

2. Почему жиры должны входить в рацион питания автомехаников и водителей?

3. Какие химические элементы входят в состав жиров?

4. Приведите примеры продуктов питания, в которых высокое содержание жиров?

5. Какая функциональная группа входит в состав карбоновых кислот?

Подведение итогов работы обучающихся у доски



  1. Изучение нового материала.

Преподаватель химии:

Сообщение темы и целей урока.

Все вещества, которые у меня на демонстрационном столе: подсолнечное масло, оливковое масло, пачка сливочного масла, пачка маргарина, бутылка олифы, свеча, мыло - мы используем в своей повседневной жизни.

Как вы назовете их, одним словом?

Учащиеся: жиры.

Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни.

Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда.

Жиры - основной источник нашего питания. Но неправильное питание, малоподвижный образ жизни приводит к избыточному весу.

Сегодня на уроке мы должны выяснить: Что же такое жиры? Зло или благо для нашего здоровья?

Жиры широко распространены в природе.
Животные пустынь запасают жир как источник энергии и воды. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного ледовитого океана. Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных - это коровы, овцы, свиньи, куры, рыбы.

Растительные жиры -- это жиры таких растений, как подсолнечник, лен, соя, арахис, кунжут, кукуруза, кокос, облепиха, шиповник.

Преподаватель химии:

Рассмотрим виды жиров. Из различных источников выделено более 600 различных видов жиров, из них -- 420 растительного происхождения и более 180 видов растительного происхождения.

Вопрос: Приведите примеры продуктов питания, в которых содержатся жиры?

Лабораторный опыт: учащиеся рассматривают образцы животных и растительных жиров.

Преподаватель химии:

Вопрос: Назовите животные жиры, которые являются жидкостями?

Ответ: рыбий жир.

Вопрос: Назовите растительные жиры, которые являются твердыми веществами?

Ответ: кокосовое масло.

Физические свойства жиров:

Выполнение лабораторных опытов:

Знакомство с техникой безопасности.

Обучающиеся наливают в две пробирки по 1 мл воды и спирта, помещают в пробирки несколько капель растительного масла. Учащиеся наблюдают, что происходит в пробирках.

Обучающиеся делают выводы.

Жиры не растворимы в воде. Плотность их меньше 1 г/см3.

Животные жиры, как правило, твердые вещества.

Растительные жиры чаще бывают жидкими, их называют маслами.

У жиров низкие температуры кипения.

Выполнение демонстрационного опыта:

1. Обучающийся наливает в пробирку бензин, помещает в пробирку несколько капель растительного масла. Учащиеся наблюдают, что происходит в пробирке.

Обучающиеся делают выводы.

2. Несколько капель раствора жира в спирте и бензине нанесите на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете после испарения растворителя?

Обучающиеся делают выводы.

Выполнение лабораторного опыта:

В раствор мыла обучающиеся добавляют несколько капель растительного масла. Наблюдают, что происходит. Учащиеся делают выводы.

Преподаватель химии:

Функции жиров.

Жиры выполняют различные функции: строительную, энергетическую (1г жира дает 9 ккал энергии), защитную. Запасающую. Жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку. Поэтому человеку необходимо потреблять 70-80 г. жиров в день. Жиры составляют 10-20% от массы тела здорового человека. Жиры являются незаменимым источником жирных кислот. Многие животные и человек используют жир в качестве теплоизолирующей оболочки, например, у некоторых морских животных толщина жирового слоя достигает метра. Кроме того, в организме жиры являются растворителями вкусовых веществ и красителей. Многие витамины, например, витамин А растворяются только в жирах. Некоторые животные используют жиры для смазки своих собственных мышечных волокон. Жиры повышают эффект насыщения пищевыми продуктами, т.к. они перевариваются очень медленно и задерживают наступление чувства голода.

Строительная, теплоизоляционная, энергетическая, запасающая.


Преподаватель химии:

Строение жиров.

Строение жиров было установлено благодаря трудам М. Шевреля и М. Бертло. М. Шеврель установил, что присоединяя воду, жиры разлагаются на глицерин и карбоновые кислоты --- стеариновую, олеиновую, и другие. М. Бертло осуществил обратную реакцию. Он нагревал смесь глицерина с кислотами и получил при этом вещества, аналогичные жирам. Очевидно, М.Шеврель провел реакцию гидролиза сложного эфира, а М. Бертло осуществил реакцию этерификации.

Выступление обучающегося о биографии ученых М. Шевреля и

М. Бертло (опережающее задание).

Определение жиров.

Жиры - это сложные эфиры , образованные трехатомным спиртом -глицерином и высшими карбоновыми кислотами.

Общая CH2-O-CO-R1

формула I

жиров CH-О-CO-R2

I

CH2-O-CO-R3

Методическая разработка по химии на тему Жиры



Химические свойства жиров.

Важнейшим свойством жиров является - гидролиз

Методическая разработка по химии на тему Жиры

Методическая разработка по химии на тему Жиры

Методическая разработка по химии на тему Жиры

Преподаватель химии:

Рассказывает о системе органов пищеварения:

Система органов пищеварения.

  1. Ротовая полость.

  2. Глотка

  3. Пищевод.

  4. Желудок.

  5. Печень.

6, 7, 9. Протоки желчного пузыря

8. Желчный пузырь.

10, 14. Тонкий кишечник.

12. Поджелудочная железа.

13. Толстая кишка.

15. Аппендикс.

Жиры хорошо усваиваются организмом, имеют высокую калорийность, содержат биологически активные вещества (ненасыщенные жирные кислоты, витамины А, Д, Е, F)

Животные жиры содержат холестерин.

Преподаватель химии:

Рассказ о получении маргарина.

Впервые маргарин - заменитель сливочного масла был получен французским химиком Мерс-Мурье из говяжьего жира в 1870 г.

Методическая разработка по химии на тему ЖирыПрименение жиров.


Получение мыла

Методическая разработка по химии на тему Жиры

Рассказ о Воронежском жиркомбинате.

Преподаватель биологии: Культура питания.

Методическая разработка по химии на тему Жиры

Закрепление:

Проводится фронтальный опрос обучающихся. Работа с тестовыми заданиями.

Беседа с обучающимися по вопросам.

Домашнее задание:

Учебник Н.Е. Кузнецова Химия 10 класс

Глава 9, § 29, задания № 1, 2, 5, 7.

Итог урока:

Подводит преподаватель.

Оценки за урок:

Подводится итог работы всей группы и дается оценка работы отдельных обучающихся (с комментариями преподавателя).

Заключение (вывод):

Вот и прожили мы с вами небольшой миг нашей жизни - этот урок, я надеюсь, что вы вынесли главное - это забота о здоровье.





© 2010-2022