- Преподавателю
- Химия
- Урок Вода (физические свойства) 5-6 кл (Презентация к уроку см. в моих материалах)
Урок Вода (физические свойства) 5-6 кл (Презентация к уроку см. в моих материалах)
Раздел | Химия |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фёдорова Н.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ВОДА И ЕЁ СВОЙСТВА.
Цель:
1. В процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды.
2. Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения.
3. учить детей делать выводы по результатам наблюдений.
4. учить понимать детей роль воды в жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала, урок - исследование.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация, лабораторная работа.
Оборудование: вода, активированный уголь, перманганат калия, сахар, соль, стаканы пластмассовые и химические, ложка, колба, пробирка.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Загадка (приложение 1):
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я? (ВОДА)
- А как вы догадались, что это вода?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда! (приложение 1)
- Итак, тема сегодняшнего урока «ВОДА»
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с формулой воды, строением её молекулы, некоторыми свойствами.
-
Попробуем стать исследователями, поставим несколько опытов и проведём наблюдения.
-
Поговорим о роли воды в жизни человека.
III. Изучение нового материала.
- Вода считается самым драгоценным ископаемым на нашей планете. А из каких элементов она состоит?
Давайте найдём в ПС элемент под номером 1. Где он стоит? Как называется? (водород 1 группа, 1 период). А теперь элемент номер 8? (кислород, 6 группа, 2 период). Так вот, чтобы собрать молекулу воды, необходимо взять 2 атома водорода и 1 атом кислорода.
У вас на столах есть вырезанные кружочки разного диаметра и цвета. Как вы думаете, какие из них принадлежат водороду, а какие кислороду? Почему? (водород меньше)
Кислород стоит посередине, а водород слева и справа. Попробуйте у себя в тетради собрать такую молекулу (учитель рисует на доске, дети клеят в тетради).
Следовательно, формула будет HOH или H2O (записать в тетради)
- А сейчас мы с вами побудем исследователями. Попробуем выяснить некоторые свойства воды. Представьте…
к нам в лабораторию поступило вещество неизвестного происхождения.
Наша цель:
-
установить его свойства и определить, что это за вещество
-
научиться правильно оформлять выводы.
На столе возьмите бланк регистрации результатов исследования. В нём вы будете отмечать свойства этого вещества (приложение 2). Итак, приступим…
Опыт 1. Переливание воды из одного стакана в другой (текучесть в жидком состоянии)
Опыт 2. Определение запаха (без запаха)
Опыт 3. Определение вкуса (без вкуса)
Опыт 4. Опускание ложки (прозрачность)
Опыт 5. Цвет в большом объёме воды и в малом (без цвета)
Опыт 6. Переливание воды в разные сосуды (не имеет формы)
Опыт 7. Растворение в воде сахара и песка ( вода - растворитель, не все вещества растворяются в воде)
Вывод: это вещество - вода.
ФИЗМИНУТКА.
- Ребята, представьте, что эта вода из реки? Можно ли её пить? Почему? (нет, грязная) А кто знает , какой путь проходит вода от реки до крана?
Оказывается, сначала её закачивают в большой бетонный резервуар - отстойник. Там оседают крупные частицы грязи и мусор. Потом воду пропускают через угольный фильтр и в нём остаются вещества, растворённые в ней. Такие фильтры используют и в домашних условиях. А знаете ли вы, как это происходит? Давайте попробуем очистить воду от перманганата калия активированным углём.
Демонстрация очистки воды.
Но бактерии ещё меньше молекул этих веществ и проскальзывают через фильтр. Тогда воду хлорируют. Хлор убивает бактерии и улетучивается из воды. И только после этого она попадает к нам в кран.
- А нужна ли нам вода?
- Где мы используем её свойства? (мытьё посуды, стирка белья, приготовление пищи и т.д.)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
-
В человеке весом 70 кг 50 кг воды!
-
Сколько воды человеку нужно в день? 2л! А за 70 лет человек выпивает 50т воды!
- Да, важное вещество - вода!
Антуан де Сент-Экзюпери когда то сказал о воде так:
«Вода. У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаютя, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть.»
IV. Домашнее задание.
-
Учебник: с. 38.
-
Задание для Золушки:
Мачеха приготовила смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?