ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ СПИРТЫ

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есенгулова Шинар Калменбаевна

Интегрированный урок химии и биологии

Тема: Спирты

Цели урока :

-обобщение и закрепление знаний по изученной теме; -совершенствование навыков по составлению химических уравнений, решению задач; -развитие познавательного интереса к изучению биологии и химии; -развитие творческих способностей учащихся; -привитие навыков критического мышления, воспитание активной жизненной позиции; -формирование основ здорового образа жизни.

Задачи: -интегрировать знания о свойствах и значении спиртов, полученные на уроках химии, биологии; -систематизировать знания о физических и химических свойствах спиртов, о типах химической связи на примере водородной связи; -раскрыть роль спиртов в жизни человека.

Оборудование: компьютер, программные диски (химия, биология), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, видеофильм «Спирт».

Реактивы и приборы: спирт этиловый, металлический натрий, молоко, яичный белок, пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы.

Ход урока: 1.Организационный момент. Мотивация учащихся, общеорганизационные вопросы. 2.Основная (теоретическая) часть 1.Введение. История открытия спиртов. 2.Строение, состав, номенклатура , изомерия спиртов. 3. Применение и значение спиртов. 4.Выполнение дифференцированных задач по теме. 5.Коллаж по теме «Вред спирта организму» 6. Подведение итогов.

Учитель биологии: Всем известно, что в этиловом спирте десятилетиями сохраняются биологические структуры(кусочки тканей, органы) . Это возможно только потому, что все процессы жизнедеятельности в спирте прекращаются

Ученик используя дополнительные материалы рассказывает о истории открытия спирта.

Учитель химии: Спиртами (или алканолами) называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп (групп -ОН), соединенных с углеводородным радикалом. Общая формула класса спиртов; R - OН где R - углеводородный радикал, ОН - функциональная группа

Физические свойства спиртов

Высшие спирты при комнатной температуре - твердые вещества. Низшие спирты имеют характерный алкогольный запах и жгучий вкус, они хорошо растворимы в воде. По мере увеличения углеводородного радикала растворимость спиртов в воде ослабевает.

Изомерия спиртов

-Изомерия положения ОН-групп -Изомерия углеводородного скелета -Межклассовая изомерия с простыми эфирами -Например, одну и туже молекулярную формулу С2Н6О имеют:

СН3-СН2-ОН и СН3-О-СН3

этиловый спирт диметиловый эфир

Классификация спиртов .

По числу гидроксильных групп: одноатомные, двухатомные, трехатомные или многоатомные. По характеру углеводородного радикала предельные, непредельные, ароматические

Спиртам характерны следующие реакции:

1. Замещения: 2C2H5OH + 2Na 2C2H5O - Na + H2

2. Дегидратации: H2SO4

CH3CHCH2  CH3CH=CH2 + H2O

| | t > 140C

H OH

3. Этерификации: CH3-OH + СН3-СО-ОН  CH3-СО-О-СН3 + H2О

метанол уксусная кислота метилацетат

4. Окисления: [O] [O]

R-СН2-OH  R-СН=O  R-СOOH - -H2О альдегид карбоновая кислота

Учитель биологии : Этиловый спирт является мощным наружным антисептиком и надежным консервантом. Легко понять: если вещество вызывает моментальное прекращение жизни и гибель микробов, то такое же действие оно окажет на наш организм. В качестве примера демонстрация опыта : учитель берет молоко наливает в пробирку , затем в молоко наливает спирт. Мы видим, что молоко моментально свернулось. С яичным белком проделываем то же самое. Выводы.

Ученики представляют подготовленный ими коллаж . 3. Закрепление изученного:

Учитель химии: выполнение дифференцированных заданий учащимися

1-й уровень .

1.В молекуле спиртов функциональной группой является а)карбонильная б)гидроксильная в)карбонильная 2.Этиловый спирт относится к а)одноатомным спиртам б)двухатомным спиртам в)трехатомным спиртам. 3.Общая формула спиртов а) СН3 - OН б) R - ОOН в) R - OН 4.По международной номенклатуре ИЮПАК названия спиртов образуются от названия соответствующих углеводородов с добавлением суффикса а)-аль б)-ол в)-илен 5.Относительная молекулярная масса СН3ОН а)32 б)35 в)30

2-й уровень. 1.В зависимости от углеводородного радикала, этанол относится к а)насыщенным б)ненасыщенным в) ароматическим. 2.Какие вещества образуются при горении пропанола : а)СО и Н2О б)СО2 и Н2 в) СО2 и Н2О 3.Что является качественной реакцией для первичных спиртов а) окисление оксидом меди б)взаимодействие с оксидом серебра в)взаимодействие с оксидом цинка 4.Синтетическим путем этиловый спирт получают гидратацией а)ацетилена б)этилена в)бутадиена 5.Не имеют изомеров а)метанол и этанол б)этанол и пропанол в)метанол и бутанол.

Решение задач :

задача №1 Какая масса этилового спирта образуется при гидратации 33,6л(н.у.) этилена ?

задача №2 Сколько литров водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 4,6г этилового спирта с металлическим натрием?

задача №3 Какой объем кислорода (н.у.) израсходуется при полном сгорании 20г пропилового спирта ?

задача №4 В лаборатории было получено 18г уксусного альдегида из 23г этилового спирта. Сколько процентов составит это от теоретически возможного выхода?

задача №5 Каковы массовые доли элементов в метиловом спирте ? Учитель биологии : Викторина 1.Медицинский спирт (этиловый) 2.Древесный спирт(метанол) 3. Продуктом брожения глюкозы является (этанол) 4.Формула бутанола (С4Н9ОН) 5. При получении спирта исходным сырьем служат пищевые продукты (картофель, зерна хлебных злаков)

4. Итоги урока, оценка работы учащихся, домашнее задание : параграф 47, упражнение 7,8,9(на выбор), творческая работа.


© 2010-2022