- Преподавателю
- Химия
- Презентация по химии на тему
Презентация по химии на тему
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Шевченко С.Н. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок в 9 классе по учебнику Рудзитиса
Продолжительность-45 мин
Тема 4 «Углерод и кремний», № урока- 40 , урок в теме - 6
Тема урока: «Кремний и его соединения»
Цель: изучить свойства кремния и его соединений, совершенствовать знания о строении атомов, о свойствах кислотных оксидов.
Задачи:
-образовательные: познакомить с кремнием и его соединениями, как необходимым элементом для жизни растений, животных и человека; совершенствовать умения обучающихся составлять окислительно-восстановительные, молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие свойства кремния, кремниевой кислоты, силикатов..
- развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, исходя из строения и свойств, умение владеть химической терминологией, чётко формулировать и высказывать мысли, развивать интерес к предмету
- воспитательные: формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; укрепление положительной мотивации учебной деятельности
Тип урока: изучение нового материала с элементами проблемного обучения
Методы обучения:
-
работа с учебником
-
беседа
-
демонстрации
-
фронтальный опрос
-
исследовательская работа
Оборудование и реактивы: СД(диск) , кристаллическая решетка алмаза, соляная кислота, силикатный клей, пробирки
Наглядные пособия: презентация
Планируемые результаты обучения: знать аллотропные модификации кремния , тип кристаллической решетки и свойства кремния и оксида кремния, знать вещества силан, силициды, карборунд, силикаты.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Повторение
Проверка домашнего задания.
К доске выходят 3 учащихся и выполняют индивидуальные задания:
1 учащийся: Сравнить строение атомов углерода и кремния. Возможные степени окисления углерода и примеры соединений с данными степенями окисления.
2 учащийся: Дать характетистику СО2 по плану./Таблица заранее написана на доске, вторая половина таблицы не заполняется/
признаки
СО2
1. тип крист.реш
2. тип связи
3.физические свойства
4.химические свойства
(тип оксида)
3 учащийся: Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
С_____СО2 ____СО____СО2____С
2-е уравнение как ОВР
Классу - фронтальный опрос:
1. Что такое аллотропия?
2. Какие элементы дают аллотропные модификации?
3. Назвать и дать краткую характеристику аллотропным модификациям углерода.
4.Как доказать , что они аллотропны? /кристалл. решетку алмаза/
Проверяют и записывают цепочку превращений с 3-м учащимся.
После этого учащиеся проверяют ответ 2-го отвечающего у доски.
Заслушивается ответ 1-го учащегося.
III..Изучение нового материала.(работа с презентацией)
Актуализация: слайд 1
Сегодня мы изучаем формы существования следующего элемента, который открыл в 1823 году шведский химик Берцелиус. Именно этот элемент открыл начало каменному веку и появились …. орудия труда. Русское название этого элемента происходит от греческого слова - скала, утес./ «кремнос»/ Назовите этот элемент
Латинское название (силициум) берет начало от латинского слова силекс - /кремень./
Сформулируйте тему нашего урока?
Учащиеся формулируют тему слайд 2
Сформулируйте цели урока. Что на данном уроке мы будем изучать?
/учащиеся предлагают строение атома кремния, строение и свойства ипростого вещества кремния/
Кремний находится в одной подгруппе с углеродом. 1-й учащийся назвал сходные и отличительные свойства в строении этих элементов. Посмотрим как это отразится на физических и химических свойствах кремния.
Кремний в природе. (слайд 3)
В свободном виде кремний в природе не встречается, только в соединениях.
Основные природные соединения :
Диоксид кремния. SiO2 (слайд 4)
Кремнезем, кварц, кварцевый песок, горный хрусталь, аметист, оникс, агат - полудрагоценные камни. Запишите эти примеры
Алюмосиликаты : гранит, базальт, гнейсы, глина. Т.е. то что слагает земную кору. Сделайте вывод , если углерод - это элемент жизни, чем тогда является кремний?
Вывод 1: кремний - основной элемент неживой природы. Запишите вывод.
Но оксид кремния входит в состав и живых организмов - прочные стебли камыша , тростника, хвощ, пшеница; чешуя рыб, крылья бабочек, панцирь насекомых.(слайды 5,6) Запишите примеры
Кремний как простое вещество.(слайд 7)
Кремний кристаллический Кремний аморфный
Темно-серое вещество со порошок бурого цвета,
стальным блеском, более реакционноспособен
полупроводник
Запишите схему в тетрадь. Как называются такие вещества? /аллотропные видоизменения/ Что такое аллотропия? Запишите в тетрадь вывод 2
Вывод 2: Кремний кристаллический и кремний аморфный - аллотропные видоизменения элемента кремния.
Проблема 1:
Кристаллические решетки алмаза и кремния кристалл. схожи (атомная тетраэдрическая), но алмаз не проводит ток , а кремний кристалл.-полупроводник?
/т.к радиус атома кремния больше атома углерода, ковалентные связи слабее, они разрушаются и появляются свободные электроны./
Химические свойства кремния.(слайд 8)
Вспомните с чем реагирует углерод?
В сравнении написать уравнения реакций , отражающих свойства кремния:
Кремний + кислород
Кремний + фтор
Кремний + магний
Определить в этих реакциях окислитель и восстановитель.
Кремний + водород (не идет)
Реакции записывает у доски учащийся
Просмотр опыта из СД № 171: прослушать и определить продукты реакции, записать уравнение реакции
Кремний + гидроксид натрия + вода
Применение кремния. (слайд 11)
Назовите области применения кремния по слайду.
Соединения кремния.(слайд 9)
Запишите эту схему в тетрадь
1. Диоксид кремния. SiO2
Проблема2: Почему углерод и кремний - элементы одной группы - образуют высшие оксиды, резко отличающиеся по своим физическим свойствам?
/Уч-ся выясняют, что это частный случай одной из основных причинно-следственных закономерностей в химии: зависимости свойств вещества от особенностей его состава и строения. Выдвижение предположения: различие физических свойств высших оксидов углерода и кремния определяется особенностями их кристаллического строения. Предполагают тип кристаллической решетки-атомная/
Заполните вторую половину таблицы на доске, первая половина которой отражала свойства оксида углерода и заполнялась при повторении. (заполняется в сравнении)
Тип кристалл.реш -атомная
Тип связи - ковал.пол
Физические свойства- очень твердое, темп плавл-1728
Химические свойства:
Исходя из свойств оксида углерода написать уравнения реакций, отражающих свойства оксида кремния.
Все реакции идут при нагревании!
Оксид кремния + гидроксид натрия
Оксид кремния + оксид кальция
Оксид кремния + вода ( не идет)!
Оксид кремния + магний
Учащиеся работают самостоятельно. Один из учащихся на доске пишет свои варианты, класс проверяет и исправляет ошибки свои и учащегося.
Просмотр СД № 170
2. Силицид магния Mg2Si
№ 13. 35 стр 254 * прослушать и написать уравнение химической реакции
Mg2Si + 2HCl = MgCl2 + SiH4
Силан
Уравнение реакции записывают самостоятельно с проверкой у доски.
после записи просмотр - СД № 173
Силан - зто газ самовоспламеняющийся на воздухе. Написать уравнение реакции
SiH4 + 2 O2 = SiO2 + H2O
Почему силан более реакционноспособен , чем метан?
3.Карбид кремния (карборунд) SiC
По твердости уступает только алмазу
4..Силикаты
Это соли кремниевой кислоты.
Лабораторный опыт проводят учащиеся. Силикат натрия + соляная кислота
Вспомните правила ТБ при работе с кислотами.
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде, используя таблицу растворимости. Сделайте вывод о свойствах кремниевой кислоты.
/Очень слабая, нерастворимая в воде, образует студнеобразный осадок./
Силикаты находят широкое применение, образуя целую отрасль - силикатную промышленность - это получение керамики, стекла, цемента. (слайд 12-15)
IV. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Что вызвало затруднения?
Заполнение кроссворда «Кремний» (слайд 16)
V. Домашнее задание: § 30, 31, записи в тетради.
* Дополнительная использованная литература:
Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова «Занимательные задания и эффектные опыты по химии»
№ 13. 35 стр 254