Урок в СДП Типы химических реакций на примере воды

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыУрок в СДП Типы химических реакций на примере водыПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Типы химических реакций на примере свойств воды»

(с применением системно-деятельностного подхода)


Аннотация к уроку: Данный урок является девятым (последним) в изучении темы «Изменения, происходящие с веществами».

Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся об основных типах химических реакций на примере свойств воды. Поскольку этот урок завершает тему, считаю необходимым ввести в него не только взаимосвязь химических свойств воды и определённых типов реакций, но и повторение материала о составе, строении, физических свойствах воды, изученных ранее, а также затронуть в ознакомительном порядке экологические проблемы природных вод.

Урок позволяет использовать ряд приёмов, способствующих саморазвитию учащихся:

  • метод контрольных вопросов - блиц-опрос «Собери рюкзак», который позволяет получить информацию об изучаемом объекте через вопросы, учит кратко выражать свои мысли, слушать и слышать друг друга (приложение 1);

  • приём «Создай паспорт», позволяющий систематизировать и обобщить полученные знания, научиться выделять существенные и несущественные признаки изучаемого объекта, создавать краткую характеристику данного объекта (приложения 2, 3);

  • групповая работа с картами-инструкцияи позволяет за один урок систематизировать и повторить достаточно ёмкий теоретический материал о физических, химических свойствах воды, о типах химических реакций, значении воды на земле, экологических проблемах природных вод. Кроме того, каждая группа решает нестандартные задания, что также способствует творческому саморазвитию учащихся.


  1. ФИО: Кочеткова Наталья Егоровна

  2. Место работы : МОУ ООШ № 3 г. Камешково Владимирской области.

  3. Должность: учитель химии и биологии.

  4. Предмет: Химия

  5. Класс: 8

  6. Тема и номер урока в теме: Тема четвёртая «Изменения, происходящие с веществами», урок девятый (последний в теме).

  7. Базовый учебник: О. С. Габриелян «Химия - 8 класс», М.: Дрофа, 2012.

  8. Цель урока: Создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся об основных типах химических реакций на примере свойств воды.

  9. Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

- В личностном направлении:

  • способствовать формированию мотивации учебной деятельности учащихся;

  • развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;

  • развивать рефлексивные умения (самооценка и самопознание).

- В метапредметном направлении:

  • развивать умение анализировать информацию при работе с учебником и карточками;

  • организовать применение учащимися полученных знаний в процессе самостоятельной работы;

  • применять полученные знания при объяснении процессов из жизни;

  • развивать коммуникативные компетенции учащихся (умение точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника).

- В предметном направлении:

  • совершенствовать знания, умения и навыки учащихся по теме «Типы химических реакций на примере свойств воды»;

  • наблюдать и описывать химические реакции с помощью родного языка и языка химии;

  • классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.

  1. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

  2. Формы работы учащихся: групповая (класс делится на 4 группы) и индивидуальная.

  3. техническое обеспечение: таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», рабочая тетрадь на печатной основе, карты-инструкции с заданиями, карты самоконтроля, шаростержневая модель воды, справочники с физическими показателями воды, дополнительная литература с материалами о значении гидросферы и экологических проблемах водных ресурсов, мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеофрагмент «Типы химических реакций Кирилл и Мефодий»

  4. Структура и ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Предметные учебные действия

УУД

личностные, метапредметные


ЭОР

Время (в мин)

1

Самоопределение к деятельности

Проводит блиц-опрос на проверку знания понятийного аппарата по теме «Типы химических реакций» (игра «Собери рюкзак» - «складывают» знания, которые пригодятся на уроке) (Приложение 1)

Слушают вопросы, отвечают на них

Дают определения понятий.

Личностные, познавательные

4 мин.

2

Мотивация (вызов)

-Организует мотивацию учащихся (на экране картинки воды в разных агрегатных состояниях: айсберг, река, туман, мусор в океане, нефтяная плёнка, снимок «голубой» планеты из космоса. (Слайд 1)

- Организует деятельность учащихся по формированию темы урока:

- Какое вещество объединяет все эти сюжеты?

- Попробуйте назвать тему нашего урока, связав увиденные сюжеты с вопросами блиц-опроса.

- Уточняет и корректирует предположения учеников о теме урока.

Смотрят, слушают, анализируют полученную информацию.


Высказывают свои предположения о теме урока (взаимосвязь совйств воды с различными типами химических реакций)


Записывают в тетрадь тему урока «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Рассуждают, подводят под понятие «взаимосвязи свойств воды и типов химических реакций»

Личностные, познавательные, регулятивные

Презентация - сюжеты, связанные с водой

(слайд 1)

3 мин.

3

Совместная постановка цели урока и выработка плана действий

Совместно с учащимися формулирует цели урока и план действий:

- Обобщить и систематизировать знания о составе, строении, физических и химических свойствах воды, значении воды и экологических проблемах природных вод.

- Взаимосвязать свойства воды с различными типами химических реакций.

Высказывают свои мнения о предполагаемой цели урока и плане действий.

Определяют цели урока, планируют деятельность.

Личностные, познавательные, регулятивные

2 мин.

4

Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщённой деятельности

Формулирует задания:

- Какие типы химических реакций вы знаете?

-Разгадайте надписи (приём «наскальные рисунки» - определите тип реакции.

( Приложение 2)

- Охарактеризуйте состав и строение молекулы воды (приём «Учебный мозговой штурм»)

Обсуждают качественный и количественный состав воды, рассчитывают относительную молекулярную и молярную массу, составляют схему образования химической связи в молекуле воды, определяют её вид, моделируют из шаростержневых конструкторов.

Работают с таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Разгадывают надписи, определяют типы реакций.

Рассчитывают относительную молекулярную и молярную массу, вычисляют массовую долю химического элемента в веществе, конкретизируют понятия «химическая связь», «Кристаллическая решётка», определяют понятия «ковалентная полярная связь», составляют модель молекулы воды.

Познавательные, регулятивные

Презентация «Наскальные рисунки» (слайд 2)

5 мин.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации

Организует работу в группах по систематизации теоретического материала о физических свойствах воды, о химических свойствах воды в свете основных типов химических реакций; значение воды на земле и экологических проблемах гидросферы.

Предлагает группам карты-инструкции изучения вопросов темы (приложение 3)

Организует обсуждение вариантов решения творческих заданий

Задание:

1 группа. Изучите справочную литературу, прочитайте дополнительный материал, внесите в блок «Физика» своей «Карты-расследования» сведения о физических свойствах воды. Подготовьте устный ответ у доски. На доске таблица:

Свойства

Показатели

Агрегат. состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Творческое задание: Придумайте способ, позволяющий сделать воду «мягче, чтобы спортсмены при прыжках в воду не травмировались при неудачных прыжках.

2 группа

Прочитайте п. 33, стр. 169-172. Внесите в блок

«Химия» своей «Карты-расследования» сведения о химических свойствах воды, укажите признак классификации химических реакций. Подготовьте отчёт у доски. На доске таблица:

Уравнения химических реакций

Признаки классификации


Творческое задание: Придумайте химический способ обнаружения воды в топливе.

3 группа

Повторите материал п. 18, стр. 91-93, внесите в блок «Биология» своей карты-расследования информацию о значении воды в природе и жизни организмов. Подготовить устный ответ у доски

На доске таблица:

Вода в природе

Значение воды


Творческое задание:

Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара.

4 группа

Изучите справочный материал, прочитайте дополнительную литературу. Внесите в блок «Экология» своей «Карты-расследования» сведения об экологических проблемах водных ресурсов. Подготовьте устный ответ у доски. На доске таблица

Использование

Типы загрязнения

Источники загрязнения

Советы по экономии воды в быту

Советы по очистке водопроводной воды в быту.


Творческое задание. Подумайте, какими способами можно очистить от нефти сильно загрязнённые области Мирового океана.

Наблюдает и корректирует работу групп.

Подводит итоги работы групп (приложение 4)

Объединяются в группы, получают карты-инструкции, читают их, изучают справочную литературу, вносят нужную информацию в «Карты-расследования», работают с электронной презентацией.




Находят в тексте справочной литературы сведения о физических свойствах воды, заполняют таблицу.

Свойства

Показатели

Агрегат. состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Предлагают способы решения творческого задания, комментируют свой выбор, озвучивают выводы при обсуждении.



Читают п. 33, стр. 169-172. Заполняют таблицу

Уравнения химических реакций

Признаки классификации

Озвучивают отчёт о химических свойствах воды у доски, демонстрируют подготовленную электронную презентацию о химических свойствах воды. Предлагают способ решения творческой задачи, объясняют свой выбор.


Повторяют п. 18, стр. 91-93, находят в дополнительной литературе материал о значении воды в природе и жизни организмов, заполняют таблицу

Вода в природе

Значение воды


Озвучивают информацию у доски, предлагают способ решения творческого задания, комментируя свой выбор.

Находят в тексте справочной и дополнительной литературы материал об экологических проблемах водных ресурсов, заполняют таблицу.

Использование

Типы загрязнения

Источники загрязнения

Советы по экономии воды в быту

Советы по очистке водопроводной воды в быту.


Озвучивают информацию у доски, предлагают способ решения творческого задания.



Оформляют записи в тетради.

Исследуют свойства воды, наблюдают и описывают виртуальные химические реакции, делают выводы из результатов увиденного, классифицируют

химические реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции на примере свойств воды; характеризуют состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений; узнают о значении воды в природе и жизни организмов; анализируют и оценивают экологические проблемы водных ресурсов

Познавательные, регулятивные















Презентация «Химические свойства воды» (слайд 3)

17 мин.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует самостоятельную работу с самопроверкой, взаимопроверкой, самооценкой.

Задание:

1. Дополните схемы и составьте уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды:

а) Na2O + H2O -- >….

б) Cl2O7 + H2O -->….

в) …..+ 2H2O --> 2KOH + +H2

2. Определите как изменят цвета индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) в растворах продуктов реакции?

3. Укажите типы химических реакций.

Выполняют работу в тетрадях, осуществляют самопроверку, взаимопроверку, самооценку. Обсуждают допущенные ошибки, корректируют работу.

Составляют уравнения реакций. Расставляют коэффициенты в схемах химических реакций. Определяют цвета индикаторов в зависимости от среды раствора. Указывают типы химических реакций.

Познавательные, регулятивные

Презентация ответов на задание самостоятельной работы (слайд 4)

4 мин.

7

Рефлексия (подведение итогов)

Способствует рефлексивной деятельности учащихся: организует работу с картами самоконтроля «Я знаю, умею, могу» :

«Для подведения итогов работы на уроке предлагаю отметить то утверждение из представленных, которое вы для себя считаете наиболее приемлемым» (приложение 5)

Проводят работу по определению уровня эффективности работы на уроке и диагностируют отработанные умения

Подводят итоги, обобщают

Личностные, регулятивные

3 мин.

8

Домашнее задание

Даёт комментарий к домашнему заданию:

- изучить п. 33

-выполнить упр. 1-4 на стр. 114-115 в рабочей тетради на печатной основе.

- Составить вопросы, на которые вы не можете найти ответ в учебнике.

Слушают, записывают домашнее задание в дневники

2 мин.



Приложение 1


Блиц-опрос «Собери рюкзак»

  1. Химическая рекация - это…..

  2. Реакция соединения - это…..

  3. Реакция разложения - это….

  4. Реакция замещения - это….

  5. Реакция обмена - это….

  6. Исходные вещества - это…

  7. Продукты реакции - это…

  8. Экзотермические реакции - это…


  1. Эндотермические реакции - это….

  2. Катализаторы - это…

  3. Ферменты - это…

  4. Обратимая реакция - это….

  5. Необратимая реакция - это…

  6. Цепочки превращений- это…

  7. Реакция нейтрализации - это…

  8. Индикаторы - это…


Приложение 2

«Наскальные рисунки» (типы химических реакций)





1) +  + Q

2)  + - Q

3) +  +


4) +  +




Приложение 3

Инструкция проведения физического анализа

Цель: Изучить физические свойства воды.

Порядок действий:

  1. Изучите справочную литературу, прочитайте дополнительный материал.

  2. Внесите в блок «Физика» своей «Карты расследования» сведения о физических свойствах воды.

  3. Творческое задание: Тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге: «Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность приводнений и травм. Когда человек падает с высоты, вода не такая уж мягкая…» Придумайте и апробируйте на опыте способ, позволяющий сделать воду «мягче», чтобы спортсмены не травмировались при неудачных прыжках.

  4. Подготовьте устный ответ у доски.

«Физика»

Агрегатное состояние

Плотность

Температура кипения

Температура плавления

Цвет

Вкус

Запах

Особые свойства

Продолжение приложения 3

Инструкция проведения химического расследования

Цель: Выяснить химические свойства воды.

Порядок действий:

  1. Прочитайте п.33, с.169-172.

  2. В блоке «Химия» своей «карты расследования» внесите сведения о химических свойствах воды и укажите признак классификации химических реакций.

  3. Подготовьте отчет у доски.

  4. Творческое задание Наличие воды в бензине отрицательно сказывается на работе двигателя, особенно авиационного. Неполадки усугубляются, если в топливной емкости вода и бензин расслаиваются, может наступить момент, когда в двигатель начнет поступать вода. Придумайте и апробируйте на опыте химический способ обнаружения воды в топливе.

«Химия»

Уравнение химической реакции

Признак классификации



Продолжение приложения 3

Инструкция проведения биологического анализа

Цель: Выяснить значение воды в природе и жизни организмов.

Порядок действий:

  1. Повторите материал п. 18, стр. 91-93

  2. В блок «Биология» своей «карты расследования» внесите информацию о значении воды в природе и жизни организмов.

  3. Подготовьте устный ответ у доски.

  4. Творческое задание. В трудном положении оказались герои приключенческой повести шотландского писателя Алистера Маклина «Ночь без конца». В поисках спасения они покинули полярную станцию и двинулись на стареньком тракторе в сторону материка. Полярная ночь, холод, нехватка продуктов поставили маленькую экспедицию на грань гибели. Остановился вышедший им на помощь мощный снегоход: преступники насыпали сахар в бочки с запасом бензина. Помощь явно опаздывала. Предложите простой и эффективный способ очистки бензина от сахара, проверьте свои идеи экспериментально. Учтите, что сахар не растворяется в бензине, а присутствует в нем в виде взвеси, полная же очистка бензина отстаиванием или фильтрованием требует много времени.

«Биология»

Вода в природе

Значение воды



Продолжение приложения 3

Инструкция проведения «экологического расследования»

Цель: рассмотреть применение воды, круговорот воды а природе, экологические проблемы гидросферы.

Порядок действий:

  1. Прочитайте п. 33, стр. 168 - 169

  2. В блоке «Экология» своей «карты расследования» внесите сведения об экологических проблемах водных ресурсов.

  3. Подготовьте отчет у доски.

  4. Творческое задание: К катастрофическим последствиям приводит попадание нефтепродуктов в водоемы. Страдают от этого не только реки и озера, но и целые области Мирового океана: « Под вечер гладкое море было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала всеми цветами радуги, как от бензина». Конечно, чтобы ожили водоемы, нужно, прежде всего, перекрыть источники сбросов. Вместе с тем необходимо очистить от нефти уже сильно загрязненные области Мирового океана. Подумайте, какими способами это можно сделать?

«Экология»

Использование

Типы загрязнения

Источники загрязнения

Советы по экономии воды в быту

Советы по очистке водопроводной воды в быту




Приложение 4

Творческие продукты учащихся:

  • выявление ресурсов изучаемого объекта, их классификация (учащиеся самостоятельно описывают состав, строение, физические и химические свойства воды);



  • выявление связей изучаемого объекта с другими объектами и процессами окружающего мира (учащиеся самостоятельно описывают роль воды на Земле);



  • формулирование вопросов исследовательского характера (примерные вопросы учащихся: Как очистить водоемы от нефтяной пленки? Как определить наличие воды в бензине? Как разделить смесь бензина и сахара? Как сделать, чтобы спортсмен не получал травмы при неудачных прыжках в воду?);



  • выдвижение гипотез (примерные гипотезы учащихся: нефтяную пленку сжечь или собрать каким-либо веществом, например пенопластом; наличие воды в бензине можно определить с помощью вещества, с которым вода реагирует, а бензин нет; для разделения смеси сахара и бензина надо добавить воды - сахар растворится; чтобы спортсмен не получал травмы при ударе о воду надо уменьшить поверхностное натяжение воды добавлением мыла или пропусканием через воду газа);



  • выявление возможностей управления изучаемым объектом, экологическая экспертиза полученных идей (учащиеся дают советы по охране природных вод, экономичном расходовании воды в быту, очистке воды в быту и на природе);





Приложение 5

Карта самоконтроля «Я знаю, умею, могу»

В конце урока обведи то утверждение, которое ты считаешь для себя наиболее подходящим.

1. Типы химических реакций

  • знаю определения типов реакций

  • умею определять тип реакции, предложенного уравнения реакции

  • могу классифицировать химические реакции по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции на примере свойств воды

2. Свойства воды

  • знаю физические свойства воды

  • умею вычислять молекулярную и молярную массу воды

  • умею вычислять массовую долю химических элементов по формуле

  • знаю химические свойства воды

  • могу описывать химические реакции, проводимые в ходе виртуального эксперимента

  • знаю о значении воды в природе

  • знаю об экологических проблемах водных ресурсов

3. Оцени свою работу сегодня на уроке

  • Я ничего не понял(а) сегодня на уроке

  • Я понял(а) только материал, который изучала наша группа

  • Я понял(а) материал всех групп

  • Я сам(а) предложил(а) решение творческой задачи

  • Я сам(а) находил(а) нужную информацию в справочной литературе

4. Оцени своё отношение к уроку

  • мне не понравилось содержание урока

  • задания были сложные и непонятные

  • презентация мешала мне думать и сосредотачиваться

  • мне было скучно и неинтересно

  • мне не всё понравилось на уроке

  • мне было интересно

  • мне понравилось работать и отвечать на сложные вопросы


© 2010-2022