Конспект урок по теме: Фосфор

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АННОТАЦИЯ

В данной методической разработке отражена методика проведения урока по химии на тему «Фосфор и его соединения» с использованием интенсивных обучающих технологий интерактивного характера.

На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:

- образовательная (предметная): сформировать у обучающихся представление об элементе, строении атома, способах его получения, физических и химических свойствах и его применение;

- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;

- воспитательная (личностная): развивать культуру общения, интерес к предмету химия.

В ходе урока, который представлен в методической разработке будут реализованы элементы следующих педагогических технологий: коммуникативно-диалоговая; информационная; технология исследовательской направленности.

Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как:

- словесный (рассказ с элементами беседы);

- опытно-исследовательский;

- диалоговый;

- наглядный.

Основными структурными элементами урока будут являться:

1. Организационный момент, в ходе которого учитель постарается создать эмоционально-комфортную обстановку и вызвать интерес у учеников к получению знаний;

2. Мотивация учебной деятельности. Здесь будут использованы примеры из жизни, художественные образы, которые помогут ученикам самим осмыслить значение предлагаемого к изучению материала.

3. Актуализация опорных знаний. На данном этапе урока в ходе беседы обучающимся представится возможность показать свои знания о фосфоре.

4. Изучение нового материала пройдет в традиционной обстановке. Ученики, используя слайды презентации, рассмотрят строение атома, аллатропные модификации фосфора, его физические и химические свойства и его применение.

5. Закрепление нового материала. Ученикам будет предложено выполнить упражнение по данной теме и решить задачу.

6. Подведение итогов урока предполагает выяснить достигнуты ли цели и задачи урока. Завершить урок перспективами химии, ее необычайной важностью в жизни общества и каждого человека на земле.





СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………4

  2. Основная часть……………………………………………………… 6

  3. Заключение……………………………………………………………14

  4. Литература……………………………………………………………15

  5. Приложения………………………………………………………… 16

Приложение 1.

Презентация к уроку…………………………………………………….…..14

Приложение 2.

Дидактический материал к уроку……………………………………….… 34






ВВЕДЕНИЕ

Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить нашему предмету в условиях, когда все меньше учеников мотивированно на учение вообще и на изучение химии. Запомнить необходимые знания можно либо заставить ученика выучить материал, либо заинтересовать его. Для проведения урока, выбрана тема «Фосфор и его соединения». Представленные сведения об истории открытия фосфора, его соединениях и областях применения, отрывки произведений помогут повысить интерес обучающихся к изучаемой теме. Не исключено, что материал данной темы, ученики смогут применить в своей профессиональной деятельности и просто в жизни. Чтобы помочь ученикам разобраться в многообразии материала по данной теме, отобран и включен в урок наиболее качественный научный материал, который соответствует требованиям программы. Ученики начнут лучше разбираться в изучаемом материале, смогут восстановить уже имеющиеся знания по теме, а также получить самостоятельно новые знания или проверить сомнительные факты. При изучении материала можно увидеть связь между различными элементами знаний не только в пределах изучаемой темы, но и всего учебного курса (внутри предметная связь).

На уроке будет поставлена цель: изучить особенности строения и свойства фосфора и его соединений. А также реализованы следующие задачи:

- образовательная (предметная): сформировать у обучающихся представление об элементе, строении атома, свойствах и применении;

- развивающая (метапредметная): способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления, умения работать в заданном темпе;

- воспитательная (личностная): развивать культуру общения, интерес к предмету химия.

Для достижения поставленных задач урока будут использованы разнообразные методы обучения такие как: словесный (рассказ с элементами беседы); опытно-исследовательский; диалоговый; наглядный.

Ученик должен уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с ме­таллами, кислородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

Перечень средств: мультимединое оборудование, презентация, коллекция минералов и раздаточный материал.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент.

Приветствие, создание эмоционально- комфортной обстановки и интереса к получению знаний.

Обстановка у нас непривычная

Но работать мы будем обычно,

Приложим вместе старания и

Получим новые знания.

Я- ваш преподаватель, вы улыбнитесь

Если, что на меня не сердитесь.

II. Этап подготовки к усвоению нового материала.

Учитель зачитывает отрывок из произведения, а ребятам необходимо определить, что это за произведение и его автора: «Чудовище лежало перед нами…

Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящей головы и, подняв руку, увидел, что мой пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я».( №3)

Итак тема урока - «Фосфор». Как вы думаете, что это за произведение и кто его автор?

III. Этап усвоения новых знаний.

На данном этапе урока мы с вами рассмотрим историю открытия и изучения фосфора (показ слайдов №2, 3).

Итак, фосфор простое вещество.

Сейчас, ребята необходимо дать характеристику элементу с порядковым номером 15 по периодической системе Д. И. Менделеева по следующему плану:

А) строение атома;

Б) электронно-графическая формула;

В) электронная формула.

Фосфор необходимый элемент в природе, в этом легко убедится, просмотрев слайды №4 - 8.(Показ слайда сопровождается демонстрацией образцов минералов, содержащих фосфор). Может кто-то из вас еще может дополнить биологическое значение фосфора?

Рассмотрим физические свойства фосфора, посмотрев на экран (слад №9). Подведем итог, какие вы узнали аллотропные модификации фосфора и чем они отличаются друг от друга? Белый фосфор светится в темноте, в древние времена люди заметили, что над кладбищем в ночное время появляется свет. Они это явление объясняли тем, что ведьмы и черти летают над могилами умерших.(№2) Сейчас данный процесс можно объяснить окисление фосфора. Из-за медленного окисления, протекающего даже при обычной температуре, белый фосфор светится в темноте (отсюда и название «светоносный»). Вокруг кусочка фосфора в темноте появляется зеле­новатое светящееся облачко, которое при колебании фосфора при­водится в волнообразное движение.

Фосфоресценция (свечение фосфора) объясняется медленным окис­лением кислородом воздуха паров фосфора до фосфористого и фосфор­ного ангидрида с выделением света, но без выделения тепла. При этом выделяется озон, а воздух вокруг ионизируется (см. опыт, показывающий медленное горение белого фосфора).

Фосфоресценция зависит от температуры и концентрации кисло­рода. При 10° и нормальном давлении фосфоресценция протекает слабо, а в отсутствие воздуха не происходит вовсе.(№5).

Изучив физические свойства, перейдем к химическим свойствам. Каждому из вас теперь надо у доски уровнять реакцию методом электронного баланса и проверить себя с реакциями на экране (слады №10 - 16).

Обобщим еще раз химические свойства данного вещества:

  1. с какими простыми веществами взаимодействует фосфор и как он меняет свою степень окисления в данных реакциях?

  2. с какими сложными веществами взаимодействует фосфор и как он меняет свою степень окисления в данных реакциях?

Ну а сейчас, перейдем к способам получения фосфора (слад №10). Реакции уровняйте методом электронного баланса. У доски это сделают 2 ученика.

Ребята, как вы думаете для чего применяют фосфор? Выслушав, ответы учеников, учитель демонстрирует слайд №18.

На Украине в 2007 году сошли с рельсов 15 вагонов с фосфором. В понедельник в Бузском районе Львовской области 15 вагонов грузового поезда, перевозившего желтый фосфор, сошли с рельсов.

Причина происшествия пока не установлена. На месте крушения поезда начался пожар, по некоторым данным, часть вагонов уже удалось потушить. Сложность тушения заключается в том, что горение фосфора нельзя остановить обычными способами.

Поскольку при горении желтый фосфор выделяет ядовитые вещества, в украинском МЧС не исключают эвакуацию в ближайшее время людей из населенного пункта, расположенного в 11 километрах от места аварии.(№5)

IV этап усвоения новых знаний:

  1. Отрывок из какой книги прозвучал в начале урока?

  2. Кто автор?

  3. Каковы аллотропные модификации фосфора?

  4. С какими физическими свойствами фосфора мы познакомились?

  5. Перечислите химические свойства фосфора.

V этап повторения пройденного материала:

1. Выполнить упражнение 2 на стр. 125

2. Решить задачу: какова масса фосфора в нашем теле, если известно, что фосфор составляет примерно 1% от массы тела?(№1)

VI этап информации о домашнем задании.

1. Изучить параграф 27

2. Раздать ученикам распечатанный текст, им надо прочитав текст письменно ответить на вопросы.

Это случилось в 1910г. В купе первого класса железнодорожного вагона сидело четверо: молодой человек в студенческой форме, старичок-профессор и двое молчаливых людей неизвестной профессии. Молодой человек перелистывал толстую книгу.

- Послушайте только, профессор, какую чепуху городили эти алхимики: "Вот пламя, минеральное, ровно, продолжительно. Оно тонко, воздушно, не жестко, не опаляет и не жжётся, если только его не сильно возбуждать. Это Холодный Огонь философов. Храни его в темноте: от человеческого взора он наливается кровью и теряет силу. Заключи его в тесную темницу и нагревай сильнее, и Холодный Огонь воскреснет из праха, обретя прежний вид и прежнюю силу. Я преподал слишком много и слишком ясно, ибо Холодный Огонь - столь великой важности, что надлежит остерегаться открывать его жадным людям".

- Это не чепуха, молодой человек,- возразил профессор.

- Да, да… Не совсем это самое… Холодный Огонь существует.

Он взял портфель, бережно вынул из него чёрный футляр и открыл его.

- Вот Холодный Огонь,- сказал он просто.

На фоне чёрного бархата в запаянной стеклянной трубке покоились два крупных красиво огранённых кристалла изумрудной чистоты. Они сверкали и искрились на солнце, чаруя глаза игрою всех цветов радуги.

- Да ведь это… алмазы!- воскликнул студент. Он протянул руку к футляру, но профессор поспешно убрал его обратно в портфель.

- Нет, нет, молодой человек. Они мне стоили большого труда. Не забывайте: Холодный Огонь не выносит человеческих взоров.

Молчаливые спутники, казалось, не были заинтересованы разговором соседей. Но когда футляр скрылся в портфеле, субъект с рыжей бородой сделал едва заметный знак и вышел из купе в коридор вагона; другой, с чёрной бородой последовал за ним. Они стояли у окна и, закурив, некоторое время любовались пейзажем. Затем первый сказал вполголоса:

- Бриллианты. Факт.

- Хотел бы я знать,- заметил второй,- не согласится ли старичок подарить нам эти безделушки. Признаться, я с детства питаю какую-то страсть ко всему, что сильно блестит.

- Вряд ли,- в том же тоне ответил первый.- Вероятно, он заплачет, как тот, помнишь, киевский ростовщик, и будет уверять, что безделушки дороги ему, как память о покойной бабушке.

- Жалко! Впрочем, искусный взмах бритвы, надеюсь, не очень испортит портфель.

Возвратившись в купе, приятели застали профессора и студента в разгаре их учёного спора. Вскоре поезд остановился, и молчаливые люди покинули купе.

- Чистое дело,- сказал человек с чёрной бородой.- Теперь я направо, ты налево и - ходу. Встретимся на квартире.

Через некоторое время приятели любовались добычей. Они не могли оторвать глаз от прекрасных кристаллов.

- Воображаю, как расстроен бедный старичок. Он, вероятно, уже заявил в полицию, если только его не хватил удар. Это было бы, пожалуй, самое лучшее и для нас, и для него. Да, это, несомненно, бриллианты, но… но, знаешь ли, кажется, они не такой чистой воды, как нам показалось вначале. Посмотри: у них появился какой-то красноватый оттенок. Впрочем-за дело. Старичок вообразил, что в запаянной трубке они будут сохраннее, но это прискорбное заблуждение,- и человек с чёрной бородкой ударил чем-то по стеклу.

Верхняя часть пробирки отлетела. Но в это время раздался стук в дверь, и человек с чёрной бородкой молниеносно спрятал пробирку с кристаллами в карман брюк.

- Приветствую джентльменов,- произнёс вошедший, но вдруг оборвал свою речь, воззрившись на хозяина комнаты.

- Что с вами?!

Человек с чёрной бородой сидел с выпученными глазами, словно прислушиваясь к чему-то, потом, вдруг вскочив, полез рукою в карман, но сейчас же выдернул руку.

- Это какая-то чертовщина!- растерянно вскричал он.- Они обожгли меня.

Из кармана валил белый дым. Человек с проклятиями заметался по комнате, потом вдруг остановился, схватил всею пятернёю карман и отчаянным рывком выдрал его из брюк. Тут произошло что-то необыкновенное: казалось, вся комната наполнилась огненным дождём.

А через полчаса в городскую больницу был доставлен человек с тяжёлыми ожогами ног, рук и лица и безумно блуждающим взглядом.

- Странно, странно,- задумчиво бормотал врач, исследуя пострадавшего.- Ведь эти ожоги… он наклонился и втянул в себя воздух.- Как это случилось?- обратился он к больному.

- Не знаю… Они жгутся, как черти…

- Кто "они"?

- Алмазы. Старичок заколдовал их.

- Ничего не понимаю. Какой старичок? Какие алмазы? Вы бредите!

Врач внимательно взглянул на пациента и вдруг заметил, что чёрная борода его почти отвалилась. Это его ещё более озадачило. Странные ожоги… фальшивая борода… алмазы…

- Пригласите-ка сюда полицию,- шепнул он сестре.

Вечером два дюжих полицейских, стараясь не слишком сильно топтать, поднялись по лестнице, остановились у закрытой двери, прислушались и вдруг сильным ударом ноги вышибли дверь и ворвались в комнату. Но ещё быстрее они выскочили обратно и уставились вдруг на друга выпученными глазами.

- С нами крёстная сила! Видел?

- Ну и напасти! Там полно чертей! Уставились зелёными глазищами… словно кошки… Что ж делать?

Из-под двери шёл дым. Начинался пожар. Но когда пожарные прискакали, было уже поздно. Комната была объята пламенем, и тайна заколдованных алмазов погибла в огне.

Впрочем, через день профессор, сильно расстроенный кражей, наткнулся, читая газету, на подробное описание загадочных обстоятельств поимки крупного вора. Он отложил в сторону газету, снял очки, заботливо потёр их и пробормотал:

- Дурачьё… да, да…Они в самом деле вообразили, что это алмазы. А это всего-навсего…да, да, вот это самое…

  1. Что же представляет собой вещество, которое алхимики называли "Холодным Огнём"?

  2. Что происходит с ними, когда оно остаётся на свету?

  3. Что происходит с ними при "огненной пытке в тесной темнице"?

  4. Какая химическая реакция стала причиной пожара?

  5. Что представляет собой белый дым?(№4).









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Химия, как известно, довольно- таки сложная наука. Не всем она понятна и доступна. В итоге интерес к дисциплине теряется, так как если не интересно, то и учится все с трудом.

Поэтому чтобы заинтересовать ребенка, пересмотреть свои взгляды относительно химии проводится этот урок. Нетрадиционная форма урока с проведением демонстрационного опыта, самостоятельной работы с текстом, презентации расширяет кругозор учеников, заставляет логически мыслить, делать выводы, анализировать, выбирать главное, следовательно, повышается эффективность обучения. Ученики понимают, что химия важна как в будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной человеческой жизни. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

На основе имеющегося опыта проведения подобных уроков можно сделать следующий вывод: подавляющее большинство учеников положительно относятся к внедрению в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий и считают, что их следует применять чаще.

Кроме того, применение интерактивных технологий способствует развитию творческого мышления, формированию творческого взгляда у обучающихся и у педагогов.



ЛИТЕРАТУРА:

1. С. В. Бочарова. Химия. 9 класс. Поурочные планы. Волгоград. 2003.

  1. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия 9 класс. М.:Дрофа.2002г.

  2. А. К. Дойль. Собака баскервилей. Википия.

4. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии в 2ч.- М.: Просвещение, 1993г-192с.

5. Редецкий А.М. Химия. Дидактический материал: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., « Просвещение» 2011г.

6. Ю. В. Ходаков. Рассказ-задача по химии, учпедиздат 1957г.

7. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы. - М.: Просвещение, 1993-96с.

8. ссылка из интернета: lenta. ru/ news/2007/

9. nsportal. ru

10. festival. 1 september. ru




ПРИЛОЖЕНИЯ.

Это случилось в 1910г. В купе первого класса железнодорожного вагона сидело четверо: молодой человек в студенческой форме, старичок-профессор и двое молчаливых людей неизвестной профессии. Молодой человек перелистывал толстую книгу.

- Послушайте только, профессор, какую чепуху городили эти алхимики: "Вот пламя, минеральное, ровно, продолжительно. Оно тонко, воздушно, не жестко, не опаляет и не жжётся, если только его не сильно возбуждать. Это Холодный Огонь философов. Храни его в темноте: от человеческого взора он наливается кровью и теряет силу. Заключи его в тесную темницу и нагревай сильнее, и Холодный Огонь воскреснет из праха, обретя прежний вид и прежнюю силу. Я преподал слишком много и слишком ясно, ибо Холодный Огонь - столь великой важности, что надлежит остерегаться открывать его жадным людям".

- Это не чепуха, молодой человек,- возразил профессор.

- Да, да… Не совсем это самое… Холодный Огонь существует.

Он взял портфель, бережно вынул из него чёрный футляр и открыл его.

- Вот Холодный Огонь,- сказал он просто.

На фоне чёрного бархата в запаянной стеклянной трубке покоились два крупных красиво огранённых кристалла изумрудной чистоты. Они сверкали и искрились на солнце, чаруя глаза игрою всех цветов радуги.

- Да ведь это… алмазы!- воскликнул студент. Он протянул руку к футляру, но профессор поспешно убрал его обратно в портфель.

- Нет, нет, молодой человек. Они мне стоили большого труда. Не забывайте: Холодный Огонь не выносит человеческих взоров.

Молчаливые спутники, казалось, не были заинтересованы разговором соседей. Но когда футляр скрылся в портфеле, субъект с рыжей бородой сделал едва заметный знак и вышел из купе в коридор вагона; другой, с чёрной бородой последовал за ним. Они стояли у окна и, закурив, некоторое время любовались пейзажем. Затем первый сказал вполголоса:

- Бриллианты. Факт.

- Хотел бы я знать,- заметил второй,- не согласится ли старичок подарить нам эти безделушки. Признаться, я с детства питаю какую-то страсть ко всему, что сильно блестит.

- Вряд ли,- в том же тоне ответил первый.- Вероятно, он заплачет, как тот, помнишь, киевский ростовщик, и будет уверять, что безделушки дороги ему, как память о покойной бабушке.

- Жалко! Впрочем, искусный взмах бритвы, надеюсь, не очень испортит портфель.

Возвратившись в купе, приятели застали профессора и студента в разгаре их учёного спора. Вскоре поезд остановился, и молчаливые люди покинули купе.

- Чистое дело,- сказал человек с чёрной бородой.- Теперь я направо, ты налево и - ходу. Встретимся на квартире.

Через некоторое время приятели любовались добычей. Они не могли оторвать глаз от прекрасных кристаллов.

- Воображаю, как расстроен бедный старичок. Он, вероятно, уже заявил в полицию, если только его не хватил удар. Это было бы, пожалуй, самое лучшее и для нас, и для него. Да, это, несомненно, бриллианты, но… но, знаешь ли, кажется, они не такой чистой воды, как нам показалось вначале. Посмотри: у них появился какой-то красноватый оттенок. Впрочем-за дело. Старичок вообразил, что в запаянной трубке они будут сохраннее, но это прискорбное заблуждение,- и человек с чёрной бородкой ударил чем-то по стеклу.

Верхняя часть пробирки отлетела. Но в это время раздался стук в дверь, и человек с чёрной бородкой молниеносно спрятал пробирку с кристаллами в карман брюк.

- Приветствую джентльменов,- произнёс вошедший, но вдруг оборвал свою речь, воззрившись на хозяина комнаты.

- Что с вами?!

Человек с чёрной бородой сидел с выпученными глазами, словно прислушиваясь к чему-то, потом, вдруг вскочив, полез рукою в карман, но сейчас же выдернул руку.

- Это какая-то чертовщина!- растерянно вскричал он.- Они обожгли меня.

Из кармана валил белый дым. Человек с проклятиями заметался по комнате, потом вдруг остановился, схватил всею пятернёю карман и отчаянным рывком выдрал его из брюк. Тут произошло что-то необыкновенное: казалось, вся комната наполнилась огненным дождём.

А через полчаса в городскую больницу был доставлен человек с тяжёлыми ожогами ног, рук и лица и безумно блуждающим взглядом.

- Странно, странно,- задумчиво бормотал врач, исследуя пострадавшего.- Ведь эти ожоги… он наклонился и втянул в себя воздух.- Как это случилось?- обратился он к больному.

- Не знаю… Они жгутся, как черти…

- Кто "они"?

- Алмазы. Старичок заколдовал их.

- Ничего не понимаю. Какой старичок? Какие алмазы? Вы бредите!

Врач внимательно взглянул на пациента и вдруг заметил, что чёрная борода его почти отвалилась. Это его ещё более озадачило. Странные ожоги… фальшивая борода… алмазы…

- Пригласите-ка сюда полицию,- шепнул он сестре.

Вечером два дюжих полицейских, стараясь не слишком сильно топтать, поднялись по лестнице, остановились у закрытой двери, прислушались и вдруг сильным ударом ноги вышибли дверь и ворвались в комнату. Но ещё быстрее они выскочили обратно и уставились вдруг на друга выпученными глазами.

- С нами крёстная сила! Видел?

- Ну и напасти! Там полно чертей! Уставились зелёными глазищами… словно кошки… Что ж делать?

Из-под двери шёл дым. Начинался пожар. Но когда пожарные прискакали, было уже поздно. Комната была объята пламенем, и тайна заколдованных алмазов погибла в огне.

Впрочем, через день профессор, сильно расстроенный кражей, наткнулся, читая газету, на подробное описание загадочных обстоятельств поимки крупного вора. Он отложил в сторону газету, снял очки, заботливо потёр их и пробормотал:

- Дурачьё… да, да…Они в самом деле вообразили, что это алмазы. А это всего-навсего…да, да, вот это самое…

19

© 2010-2022