- Преподавателю
- Химия
- Вода – важнейшее вещество на Земле
Вода – важнейшее вещество на Земле
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Празян В.Г. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Вода - важнейшее вещество на Земле
Учитель химии МБОУ СОШ № 80 г. Краснодар,
Празян Валентина Григорьевна
Цели:
Образовательные:
-
Обобщить и закрепить знания учащихся о свойства воды;
-
Доказать, что вода - одно из важнейших веществ на Земле.
Развивающие:
-
Развивать познавательный интерес;
-
Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: Содействовать эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.
Оборудование:
-
Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
-
Презентация к уроку;
-
Выставка дополнительной литературы;
-
Выставка работ учащихся;
-
Информационные плакаты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель. Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, с её строением, ее физическими и химическими свойствами, нахождением в природе, значением и круговоротом в природе.
Запишите тему нашего урока. «Вода - важнейшее вещество на Земле».
2. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён.
Ученик.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет - все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
Учитель. Давайте зачитаем слова о воде французского писателя Антуан де Сент - Экзюпери.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать - тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое.
Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете »
Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле. Выступление учащегося.
«Вода на Земле»
Вода - это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1км3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км3.
Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из -за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из -за рубежа. Воду надо беречь.
Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.
Сколько воды в организме человека? (65%- 75%)
А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды.
Выступление учащегося.
«Вода в живом организме»
Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем - животные, на последнем - человек.
Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа - 90%. Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная - зубная эмаль- всего лишь 0,2%.
Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.
У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.
Строение воды.
Учитель. «Вода одно из начал всего существующего на Земле. Вода - простое и неделимое» считали ещё в древнее время. Первым, кто опроверг представление о воде, как о простом веществе, был Антуан Лавуазье. 24.06.1783 г. с коллегой П. Лапласом получил Н2О из О2 и Н2. И исследовали массу воды, которая равнялась массе начальным продуктам. Так стало известно что вода состоит из 2-х элементов - О2 и Н2. По валентности выводим формулу Н2О Ребята, как вы считаете, вода простое или сложное вещество? Какой вид химической связи в молекуле воды? Запишем схему образования молекулы воды.
Куда смещаются электроны?
Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение.
В силу высокой полярности молекул - вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.
По отношению к воде вещества делятся на какие группы? Приведите примеры.
-
растворимые
-
нерастворимые
-
малорастворимые
(1 ученик выполняет задание на доске)
Задание №1
Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.
Даны вещества:
Ba(OH)2, KCl, BaSO4, CaSO4, NaNO3, CuSO4, HNO3, AgCl, FeS, Ca(OH)2
Физические свойства.
Такое химическое строение позволяет воде обладать уникальными свойствами. Ребята, какими физическими свойствами обладает вода?( Это вещество без цвета, запаха и вкуса, имеет 3 агрегатных состояния, замерзает при температуре 100, максимальная плотность при температуре +4).
Химические свойства.
Вода - одно из наиболее реакционно-способных веществ.
-
Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
-
Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?
Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)
Задание №2
Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций
-
SO2 + H2O =
-
N2O5+ H2O =
-
СaO + H2O =
-
SiO2 + H2O =
-
CuO + H2O =
Дополнительные вопросы.
-
Какие оксиды не взаимодействуют с водой?
-
Назовите тип реакций
-
Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?
Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вспомним, вода проявляет окислительные свойства в реакции с какими простыми веществами? (С активными металлами, например с натрием) Посмотрим опыт, запишите уравнение реакции.
Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.
Запишите уравнение реакции, расставьте степени окисления.
Учитель: В некоторых случаях вода проявляет восстановительные свойства
Например, при взаимодействии с фтором. Запишите уравнение:
2 F2 +2H2O = 4HF+ O2
Учитель: В одной книге один писатель - фантаст написал, что если чайник с водой очень долго кипятить на плите, то произойдет взрыв, так как вода разлагается на водород и кислород. Может ли такое быть?
Нет, так как вода разлагается при t = 2000°C или при пропускании электрического тока.
Запишите уравнение реакции.
2H2O = 2H2 + O2
С какими сложными веществами взаимодействует вода?
С оксидами. Какие продукты при этом получаются? Особенно опасны реакции кислотных оксидов с водой в атмосфере, так как это приводит к кислотным дождям. Какой ущерб они наносят? Выступление учащегося.
Вода вступает в реакцию с некоторыми солями, образуя кристаллогидраты.
Уравнение реакции:
CuSO4 + 5H2O = CuSO4•5H2O
Теперь выполним задание.
Учитель. (Слайд 30).
В природе путешествует Н2О.
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким долинам,
Вдруг в небо взорвется, дождями вернется,
Вокруг оглянись, в природу вглядись -
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебное чудо - вода!
Учитель. Вода - труженица, у нее много дел и обязанностей. Она строит сушу и разрушает горы, переносит на себе корабли, опускается на землю теплым туманом, поливает ее теплым дождем, укрывает снегом. Но что бы ни делала вода, в каком бы состоянии ни была - она всегда в пути. Это путешествие - «круговорот воды в природе». Давайте вспомним, как происходит круговорот воды в природе?
Учитель. Все более значительной становится роль человека в этом круговороте. Деятельность человека порой приводит к загрязнению природных вод. Запасы чистой воды постепенно сокращаются. Поэтому ее нужно расходовать экономно. Один из основных загрязнителей воды - нефть и нефтепродукты. Ответственность за сохранность водных ресурсов лежит на нас с вами. 22 марта - это всемирный день воды. В этом учебном году во всех школах проводился Всемирный День чистой воды. Посмотрим видеофрагмент.
3. Подведение итогов урока
Теперь давайте составим синквейн в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.
-
Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
-
Подберите к этому слову 2 прилагательных
-
Подберите к этому слову 3 глагола
-
Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова
-
Подберите синоним к этому слову.
Пример «синквейна», написанного учащимися.
-
Вода.
-
Бесцветная, жидкая.
-
Растворяет, орошает, питает.
-
Не все то золото, что блестит.
-
Жизнь.
Фронтальная беседа/Выставление оценок
4. Домашнее задание.