Урок по химии на тему

Конспект к уроку  по химии "Сложные эфиры" 10 класс. Это урок изучения нового материала  с элементами исследования. Урок сопровождается презентацией. Цели урока: рассмотреть строение и виды изомерии сложных эфиров. Познакомить  учащихся с номенклатурой этого класса соединений. Изучить особенности реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров.   Рассказать о распространённости сложных эфиров в природе. Развивать умения  анализировать, исследовать, формировать аналитическое мышление, воспитывать внимательность, аккуратность. Учитель ставит перед учащимися задачу: используя знания по смещению химического равновесия выбрать условия выполнения реакции этерификации.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кривоносовская СОШ









Урок по химии в 10 классе

«Сложные эфиры»







Учитель химии IКК

Кривоносова Ирина Павловна























2013г

Это урок изучения нового материала (10 класс) с элементами исследования. На нем использованы методы беседы, практического исследования, приемы сравнения и анализа. Урок сопровождается презентацией.

Цели урока: рассмотреть строение и виды изомерии сложных эфиров. Познакомить учащихся с номенклатурой этого класса соединений. Изучить особенности реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров. Рассказать о распространённости сложных эфиров в природе. Развивать умения анализировать, исследовать, формировать аналитическое мышление, воспитывать внимательность, аккуратность.

Оборудование и реактивы: шаростержневые модели молекул сложных эфиров, безводный ацетат натрия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спиртовка, пробиркодержатель, мультимедийный проектор, компьютер.

Девиз урока: «Может тот, кто думает, что может».

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. На экране появляется слайд №1 с девизом и темой урока, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель предлагает учащимся сформулировать определение сложных эфиров по формуле: (слайд №2). Учащиеся записывают общую формулу сложных эфиров и предлагают определение, исходя из практической работы «Карбоновые кислоты», где был получен сложный эфир.

Урок по химии на темуУрок по химии на темуO

R - C - O - R1

Учитель предлагает учащимся демонстрационный эксперимент по получению сложного эфира. (В практической работе был получен изоамиловый эфир уксусной кислоты - запах грушевой эссенции). В данном эксперименте помещаем в пробирку немного ацетата натрия, добавляем несколько капель этилового спирта и 2 капли концентрированной серной кислоты. Пробирку осторожно нагреваем над пламенем горелки. Через несколько секунд появляется освежающий запах. Данный запах применяют как отдушку в производстве мыла.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

- Назовите формулу сложного эфира, который был получен при взаимодействии уксусной кислоты и этилового спирта?

(Этиловый эфир уксусной кислоты.)

- Откуда в смеси появилась уксусная кислота?

(При взаимодействии ацетата натрия и серной кислоты.) (Слайд №3)



  1. Номенклатура сложных эфиров.

Учитель объясняет учащимся принцип построения названий сложных эфиров.

- По систематической номенклатуре названия сложных эфиров образуются путем прибавления к названию аниона кислоты и приставки, с названием углеводородного радикала спирта. Название аниона кислоты оканчивается на -ат или -оат. Например: метилацетат, этилформиат.

Названия сложным эфирам дают по названию кислот и спиртов, из которых они образованы. Часто названия соединений данного класса

составляют из названий углеводородных радикалов, образующих спирт и названий кислотных остатков. Метиловый эфир уксусной кислоты, этиловый эфир муравьиной кислоты. (Слайд №4)



  1. Изомерия сложных эфиров. (Слайд №5)



  • Общая формула сложных эфиров СnH2nO2

  • Такая же формула у предельных одноосновных карбоновых кислот, значит есть межклассовая изомерия

  • Изомерия сложных эфиров связана с изомерией УВ радикалов кислот и спиртов, входящих в состав эфиров - изомерия углеродного скелета

Учитель предлагает учащимся составить структурные формулы изомерных соединений состава С3Н6О2, дать названия изомерам и указать вид изомерии. (Слайд №6)

Учащиеся составляют структурные формулы сложных эфиров: этилформиат и метилацетат - изомерия углеродного скелета; пропионовая кислота - межклассовая изомерия.

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуО О О

НУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на тему - С СН3 - С СН3 - СН2 - С

Урок по химии на темуО - СН2 - СН3 О - СН3 О - ОН

Этиловый эфир муравьиной Метиловый эфир уксусной Пропионовая кислота

кислоты (этилформиат) кислоты (метилацетат)



  1. Особенности реакций этерификации и гидролиза сложных эфиров.

Учитель напоминает учащимся по какой реакции могут быть получены сложные эфиры. (Слайд №7)

Реакции взаимодействия кислот и спиртов, при которых образуется сложный эфир и вода, называются реакцией этерификации ,от лат. «этер»,что в переводе означает «эфир».

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуО Н+ О

CУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуH3-C + HO-C2H5 CH3-C + H2O

ОН O-C2H5

Особенности реакции этерификации:

1.Обратима

2.Протекает в присутствии ионов Н+(ускоряет оба противоположно направленных процесса: как прямой, так и обратный)

3.От кислоты отщепляется группа ОН-

Долгое время ученые предполагали, что при взаимодействии кислот со спиртами водород должен отщепляться от молекулы кислоты, а гидроксильная группа - от молекулы спирта.

Однако при помощи изотопа кислорода с атомной массой 18 ученым удалось установить, что гидроксильная группа отщепляется от молекулы карбоновой кислоты. (Слайд №8)

Противоположный процесс реакции этерификации называется гидролиз сложного эфира. (Слайд №9)

Особенности данного типа реакций: гидролиз сложных эфиров протекает как в кислой, так и в щелочной среде.

Кислотный гидролиз

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуO H+ O

RУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на тему1- C + H2O R1- C + HO - R2

Урок по химии на темуR2OH

Щелочной гидролиз

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуO Н2О O

RУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на тему1- C + NaOH R1- C + HO - R2

О - R2 ONa

*Учитель ставит перед учащимися задачу: используя знания по смещению химического равновесия выбрать условия выполнения реакции этерификации.

Задача первая: Смещение химического равновесия реакции этерификации в сторону образования сложного эфира.

Ответы учащихся: повысить концентрацию реагентов - кислоты и спирта, тем самым увеличить скорость прямой реакции, удалить полученные в результате реакции продукты - воду и эфир (уменьшаем концентрации этих веществ, соответственно снижаем скорость реакции с их участием).

Учащиеся делают краткую запись в тетради.

Задача вторая: Смещение химического равновесия реакции гидролиза сложного эфира в сторону образования спирта и кислоты.

Учитель объясняет учащимся, что при кислотном гидролизе для смещения химического равновесия в сторону образования спирта и кислоты добавляется избыток воды. На каком принципе основан этот метод смещения равновесия?

Ответы учащихся: Скорость реакции зависит от концентрации реагирующих веществ. Чем больше концентрация воды, тем быстрее протекает гидролиз сложного эфира.

Учитель обращает внимание учащихся, что при щелочном гидролизе происходит «связывание» кислоты, которая переходит в соль. Соли и спирты не взаимодействуют между собой, поэтому реакция необратима. Щелочь в реакции не катализатор, а расходный материал. В результате получаются соль карбоновой кислоты и спирт:

Урок по химии на темуR1COOR2 + NaOH R1COONa + R2OH

Таким образом, количество добавленной кислоты в ходе реакции не изменяется, в случае кислотного гидролиза расходуется вода, а в случае щелочного гидролиза расходуется щелочь, но не вода.

  1. Распространение сложных эфиров в природе.

Сложные эфиры входят в состав эфирных масел растений, придавая им цветочный или фруктовый аромат. (Слайд №10)

Важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры.

Сложные эфиры высших карболовых кислот и высших спиртов называют восками. (Слайд №11)

  1. Свойства сложных эфиров. (Слайд №12)

Физические свойства: бесцветные жидкости, нерастворимые в воде и обладающие невысокими температурами кипения.

Многие эфиры имеют приятный запах и являются хорошими растворителями органических веществ. В воде растворимы только сложные эфиры с небольшой относительной молекулярной массой.

Химические свойства: гидролиз сложных эфиров.

  1. Применение сложных эфиров. Самостоятельная работа учащихся с учебником. (Итоги на слайде №13).

  2. Подведение итогов урока. Организация процесса рефлексии. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задания в тетради.

Задания: (Слайды №14,15)

  1. Назовите сложные эфиры по предложенной формуле.

  2. Какие вещества называют сложными эфирами? Составьте 3 примера реакций их образования.

  3. Какой вид изомерии характерен для сложных эфиров? Напишите формулы 2-3 изомеров для вещества С5Н10 О2 и дайте названия.

  4. Приведите уравнения реакций получения этилформиата, пентилацетата, метилакрилата.

  5. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.

Реагенты Тип реакции

А) C2Н2 + Н2О 1) Гидролиз

Б) CaC2 + Н2О 2)Гидратация

В) CH3COOH + CH3OH 3) Гидрирование

Г) CH3CHO + Н2 4) Галогенирование

5) Этерификация

Домашнее задание:§21, д/з может быть направлено как на индивидуальные задания для учащихся, так и для класса. Можно предложить задание такого типа: Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения, укажите условия протекания реакций, определите вещество Х.

CУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуaC2 X CH3CHO C2H5OH CH3CHO

Урок по химии на темуУрок по химии на темуУрок по химии на темуCH3COOH CH3COOCH3CH3OH.

© 2010-2022