Рабочая программа по химии 1-2 курс СПО

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

"Сахалинский политехнический центр № 4"















РАБОЧая ПРОГРАММа

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 07 ХИМИЯ



ПО ПРОФЕССИЯМ СПО:

08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства

15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные

работы)

ОДБ. 08 ХИМИЯ


39.01.01. Социальный работник


2015-2018г.г.











Долинск, 2015

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),

Организация-разработчик: ГБПОУ СахПЦ № 4

Разработчик:

Кускова Ангелина Валерьевна, преподаватель химии



СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

12

  1. условия реализации РАБОЧЕй программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины

17


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ


1.1. Область применения программы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Место учебной дисциплины «Химия» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про­фессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического зна­ния для каждого человека;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания;

  • развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оце­ночные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия реше­ний, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

1.4. Количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки - 105 часов,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 70 часов;

- самостоятельной работы - 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


Практические работы

12

Контрольные работы

4

Самостоятельная работа

35

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта










2.2. Тематический план

№ темы

Вид учебной работы

Содержание обучения

Кол-во часов


Аудиторные занятия



Раздел 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

38

1.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

8

1.2

Углеводороды и их природные источники.

10

1.3

Кислородсодержащие органические соединения.

12

1.4

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.

8


Раздел 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

32

2.1

Введение.

1

2.2

Основные понятия и законы.

3

2.3

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

4

2.4

Строение вещества

3

2.5

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

5

2.6

Классификация неорганических соединений и их свойства

6

2.7

Химические реакции

5

2.8

Металлы и неметаллы

5


Итого

70


Внеаудиторная самостоятельная работа



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Самостоятельное изучение тем.

Работа с интернет ресурсами.

35

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


Всего

105

2.3. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел. 1 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


38


Тема 1.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.

№ урока

Содержание:

8

2

1

Предмет органической химии.

1

2-3

Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.

2

4

Строение атома углерода.

1

5

Классификация органических веществ.

1

6

Основы номенклатуры органических веществ.

1

7

Изомерия, ее виды.

1

8

Классификация реакций в органической химии.

1

Тема 1.2. Углеводороды и их природные источники.


Содержание:

10

2

1

Алканы.

1

2

Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»

1

3

Циклоалканы.

1

4

Алкены.

1

5

Практическая работа № 2 «Получение и свойства этилена»

1

6

Диены и каучуки.

1

7

Алкины.

1

8

Арены.

1

9

Природные источники углеводородов.

1

2

10

Контрольная работа № 1 «Основные понятия органической химии. Углеводороды и их природные источники».

1

Тема 1.3.

Кислородсодержащие органические соединения.

Содержание:

12

2

1

Спирты.

1

2

Многоатомные спирты.

1

3

Практическая работа № 3 «Изучение свойств спиртов»

1

4

Фенолы.

1

5

Альдегиды.

1

6

Практическая работа № 4 «Изучение свойств предельных альдегидов».

1

7

Карбоновые кислоты.

1

8

Практическая работа № 5 «Исследование свойств карбоновых кислот»

1

9

Сложные эфиры.

1

10

Углеводы.

1

11

Полисахариды.

1

12

Практическая работа № 6 «Исследование свойств глюкозы и крахмала».

1

Тема 1.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.


Содержание:

8

2

1

Амины. Анилин.

1

2

Аминокислоты.

1

3

Белки. Строение.

1

4

Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений»

1

5

Полимеры.

1

6

Синтетические волокна и каучуки.

1

7

Практическая работа № 8 «Изучение свойств пластмасс и волокон»

1

8

Контрольная работа № 2 «Азотсодержащие органические соединения».

1

Самостоятельна работа при изучении Раздела 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Самостоятельное изучение тем.

Работа с интернет ресурсами.

20


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов


1

Составить презентацию по теме «Предельные углеводороды»

4


2

Составить презентацию по теме «Непредельные углеводороды»

4


3

Составить презентацию по теме «Кислородсодержащие органические соединения»

4


4

Составить презентацию по теме «Азотсодержащие органические соединения»

4


5

Составить презентацию по теме «Синтетические волокна и каучуки»

4



Итого:

20


Всего:

58


Раздел. 2 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

32


Тема 2.1. Введение.

Содержание:

1

2

1

Научные методы познания веществ и химических явлений.

1

Тема 2.2. Основные понятия и законы.

Содержание:

3

2

1

Основные понятия химии.

1

2

Основные законы химии.

1

3

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

1

Тема 2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание:

4

2

1

Периодический закон Д.И. Менделеева.

1

2

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

1

3

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона

1

4

Контрольная работа № 3 «Основные понятия и законы химии, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома».

1

Тема 2.4. Строение вещества

Содержание:

3

2

1

Ионная и ковалентная химические связи.

1

2

Металлическая и водородная связи. Агрегатные состояния веществ.

1

3

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.

1

Тема 2.5. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание:

5

2

1

Вода. Растворы. Растворение.

1

2

Массовая доля растворенного вещества. Решение задач

1

3

Электролитическая диссоциация.

1

4

Сильные и слабые электролиты.

1

5

Практическая работа № 9: «Приготовление раствора заданной концентрации».

1

Тема 2.6. Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание:

6

2

1

Кислоты и их свойства.

1

2

Основания и их свойства.

1

3

Соли и их свойства.

1

4

Практическая работа № 10: « Гидролиз. Реакции ионного обмена»

1

5

Оксиды и их свойства.

1

6

Контрольная работа № 4: «Строение вещества. Электролитическая диссоциация. Классификация неорганических соединений».

1

Тема 2.7. Химические реакции

Содержание:

5

2

1

Классификация химических реакций.

1

2

Окислительно-восстановительные реакции.

1

3

Скорость химических реакций.

1

4

Практическая работа № 11: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

1

5

Обратимость химических реакций.

1

Тема 2.8. Металлы и неметаллы

Содержание:

5

2

1

Металлы.

1

2

Общие способы получения металлов.

1

3

Неметаллы.

1

4

Практическая работа № 12: «Решение экспериментальных задач». Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений или получение газов

1

5

Дифференцированный зачет

1

Самостоятельна работа при изучении Раздела 2

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Самостоятельное изучение тем.

Работа с интернет ресурсами.

15


темы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Кол-во

часов


6

Составить презентацию по теме «Основные понятия и законы химии»

4


7

Составить презентацию по теме «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»

4


8

Составить презентацию по теме «Виды химической связи»

4


9

Составить конспект по теме «Электролитическая диссоциация»

1


10

Изобразить схемы генетической связи между классами неорганических и органических веществ

2



Итого:

15


Всего:

47


ИТОГО ВСЕГО

105


3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия

Умение давать определение и оперировать следующими хи­мическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель­ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярно­го и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восста­новитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реак­ции, скорость химической реакции, катализ, химическое равно­весие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология

Основные законы химии

Формулирование законов сохранения массы веществ и постоян­ства состава веществ.

Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современ­ной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров эле­мента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Основные теории химии

Установка зависимости свойств химических веществ от строе­ния атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и отно­сительности этой типологии.

Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строе­ния кристаллических решеток.

Формулировка основных положений теории электролитиче­ской диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.

Формулировка основных положений теории химического строе­ния органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений

Важнейшие вещества и материалы

Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших металлов (I и II групп, алюминия, желе­за, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.

Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших неметаллов (VIII , VII, VI групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и приме­нения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксус­ной кислоты, для естественно-научного профиля представите­лей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисаха­ридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс

Химический язык и символика

Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.

Название изученных веществ по тривиальной или международ­ной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо­щью химических формул.

Отражение химических процессов с помощью уравнений хими­ческих реакций

Химические реакции

Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элемен­тов, образующих вещества.

Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.

Объяснение зависимости скорости химической реакции и поло­жения химического равновесия от различных факторов

Химический экспери­мент

Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.

Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента

Химическая информа­ция

Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в раз­личных формах

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне­ниям

Профильное и профес­сионально значимое содержание

Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.

Определение возможностей протекания химических превраще­ний в различных условиях.

Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окру­жающей среде.

Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и ток­сичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на про­изводстве.

Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников



4. условия реализации программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета химии

Оборудование учебного кабинета:

-рабочее место преподавателя;

-посадочные места по количеству студентов;

-комплект учебно-наглядных пособий;

-оборудование лаборатории.

Технические средства обучения:

-компьютер, мультимедийный проектор.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 2-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2011.

2. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник / О.С. Габриелян, И.С.Остроумов, - М.: «Академия», 2010г.

Дополнительная литература:

1. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 3 - е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2007.

2. Химия. 11 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 2 - е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007.

3. Химия. 10 класс : метод. пособие / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов 4 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

4. Химия. 11 класс : метод. пособие / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова 4 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

5. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. - 3 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.

Интернет ресурсы:

Википедия

Интернет-библиотека

chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). 1september.ru (методическая газета «Первое сентября»). hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).

5. Контроль и оценка результатов освоения

ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, проведения контрольных и практических работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий.

Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной хими­ческой науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятель­ности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из­бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли хи­мических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной химической науки и химиче­ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипо­тез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон хи­мических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость стал­киваться в профессиональной сфере;

  • использование различных источников для получения химической информа­ции, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Предметных:

Результаты обучения

(предметные результаты базового уровня)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


собеседование;

практические работы;

контрольные работы;

дифференцированный зачет;

внеаудиторная самостоятельная работа



© 2010-2022