- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии 1-2 курс СПО
Рабочая программа по химии 1-2 курс СПО
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кускова А.В. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
"Сахалинский политехнический центр № 4"
РАБОЧая ПРОГРАММа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ. 07 ХИМИЯ
ПО ПРОФЕССИЯМ СПО:
08.01.10. Мастер жилищно-коммунального хозяйства
15.01.05. Сварщик (электросварочные и газосварочные
работы)
ОДБ. 08 ХИМИЯ
39.01.01. Социальный работник
2015-2018г.г.
Долинск, 2015
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, примерной программы общеобразовательной дисциплины «Химия» ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),
Организация-разработчик: ГБПОУ СахПЦ № 4
Разработчик:
Кускова Ангелина Валерьевна, преподаватель химии
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
12
-
условия реализации РАБОЧЕй программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ учебной дисциплины
17
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Место учебной дисциплины «Химия» - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
-
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания;
-
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
-
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
1.4. Количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки - 105 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки - 70 часов;
- самостоятельной работы - 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
Практические работы
12
Контрольные работы
4
Самостоятельная работа
35
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план
№ темы
Вид учебной работы
Содержание обучения
Кол-во часов
Аудиторные занятия
Раздел 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
38
1.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
8
1.2
Углеводороды и их природные источники.
10
1.3
Кислородсодержащие органические соединения.
12
1.4
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
8
Раздел 2. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
32
2.1
Введение.
1
2.2
Основные понятия и законы.
3
2.3
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
4
2.4
Строение вещества
3
2.5
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
5
2.6
Классификация неорганических соединений и их свойства
6
2.7
Химические реакции
5
2.8
Металлы и неметаллы
5
Итого
70
Внеаудиторная самостоятельная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Самостоятельное изучение тем.
Работа с интернет ресурсами.
35
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
105
2.3. Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел. 1 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
38
Тема 1.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений.
№ урока
Содержание:
8
2
1
Предмет органической химии.
1
2-3
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова.
2
4
Строение атома углерода.
1
5
Классификация органических веществ.
1
6
Основы номенклатуры органических веществ.
1
7
Изомерия, ее виды.
1
8
Классификация реакций в органической химии.
1
Тема 1.2. Углеводороды и их природные источники.
Содержание:
10
2
1
Алканы.
1
2
Практическая работа № 1 «Качественный анализ органических соединений»
1
3
Циклоалканы.
1
4
Алкены.
1
5
Практическая работа № 2 «Получение и свойства этилена»
1
6
Диены и каучуки.
1
7
Алкины.
1
8
Арены.
1
9
Природные источники углеводородов.
1
2
10
Контрольная работа № 1 «Основные понятия органической химии. Углеводороды и их природные источники».
1
Тема 1.3.
Кислородсодержащие органические соединения.
Содержание:
12
2
1
Спирты.
1
2
Многоатомные спирты.
1
3
Практическая работа № 3 «Изучение свойств спиртов»
1
4
Фенолы.
1
5
Альдегиды.
1
6
Практическая работа № 4 «Изучение свойств предельных альдегидов».
1
7
Карбоновые кислоты.
1
8
Практическая работа № 5 «Исследование свойств карбоновых кислот»
1
9
Сложные эфиры.
1
10
Углеводы.
1
11
Полисахариды.
1
12
Практическая работа № 6 «Исследование свойств глюкозы и крахмала».
1
Тема 1.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Содержание:
8
2
1
Амины. Анилин.
1
2
Аминокислоты.
1
3
Белки. Строение.
1
4
Практическая работа № 7 «Идентификация органических соединений»
1
5
Полимеры.
1
6
Синтетические волокна и каучуки.
1
7
Практическая работа № 8 «Изучение свойств пластмасс и волокон»
1
8
Контрольная работа № 2 «Азотсодержащие органические соединения».
1
Самостоятельна работа при изучении Раздела 1
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Самостоятельное изучение тем.
Работа с интернет ресурсами.
20
№
темы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Кол-во
часов
1
Составить презентацию по теме «Предельные углеводороды»
4
2
Составить презентацию по теме «Непредельные углеводороды»
4
3
Составить презентацию по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
4
4
Составить презентацию по теме «Азотсодержащие органические соединения»
4
5
Составить презентацию по теме «Синтетические волокна и каучуки»
4
Итого:
20
Всего:
58
Раздел. 2 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
32
Тема 2.1. Введение.
Содержание:
1
2
1
Научные методы познания веществ и химических явлений.
1
Тема 2.2. Основные понятия и законы.
Содержание:
3
2
1
Основные понятия химии.
1
2
Основные законы химии.
1
3
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
1
Тема 2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание:
4
2
1
Периодический закон Д.И. Менделеева.
1
2
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.
1
3
Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона
1
4
Контрольная работа № 3 «Основные понятия и законы химии, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома».
1
Тема 2.4. Строение вещества
Содержание:
3
2
1
Ионная и ковалентная химические связи.
1
2
Металлическая и водородная связи. Агрегатные состояния веществ.
1
3
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.
1
Тема 2.5. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание:
5
2
1
Вода. Растворы. Растворение.
1
2
Массовая доля растворенного вещества. Решение задач
1
3
Электролитическая диссоциация.
1
4
Сильные и слабые электролиты.
1
5
Практическая работа № 9: «Приготовление раствора заданной концентрации».
1
Тема 2.6. Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание:
6
2
1
Кислоты и их свойства.
1
2
Основания и их свойства.
1
3
Соли и их свойства.
1
4
Практическая работа № 10: « Гидролиз. Реакции ионного обмена»
1
5
Оксиды и их свойства.
1
6
Контрольная работа № 4: «Строение вещества. Электролитическая диссоциация. Классификация неорганических соединений».
1
Тема 2.7. Химические реакции
Содержание:
5
2
1
Классификация химических реакций.
1
2
Окислительно-восстановительные реакции.
1
3
Скорость химических реакций.
1
4
Практическая работа № 11: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
1
5
Обратимость химических реакций.
1
Тема 2.8. Металлы и неметаллы
Содержание:
5
2
1
Металлы.
1
2
Общие способы получения металлов.
1
3
Неметаллы.
1
4
Практическая работа № 12: «Решение экспериментальных задач». Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений или получение газов
1
5
Дифференцированный зачет
1
Самостоятельна работа при изучении Раздела 2
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Самостоятельное изучение тем.
Работа с интернет ресурсами.
15
№
темы
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Кол-во
часов
6
Составить презентацию по теме «Основные понятия и законы химии»
4
7
Составить презентацию по теме «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»
4
8
Составить презентацию по теме «Виды химической связи»
4
9
Составить конспект по теме «Электролитическая диссоциация»
1
10
Изобразить схемы генетической связи между классами неорганических и органических веществ
2
Итого:
15
Всего:
47
ИТОГО ВСЕГО
105
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Важнейшие химические понятия
Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология
Основные законы химии
Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.
Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.
Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева
Основные теории химии
Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений
Важнейшие вещества и материалы
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (I и II групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII , VII, VI групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалка- нов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс
Химический язык и символика
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.
Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Химические реакции
Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.
Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса.
Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Химический эксперимент
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.
Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента
Химическая информация
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Расчеты по химическим формулам и уравнениям
Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.
Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям
Профильное и профессионально значимое содержание
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников
4. условия реализации программы ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета химии
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству студентов;
-комплект учебно-наглядных пособий;
-оборудование лаборатории.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 2-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2011.
2. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник / О.С. Габриелян, И.С.Остроумов, - М.: «Академия», 2010г.
Дополнительная литература:
1. Химия. 10 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 3 - е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2007.
2. Химия. 11 класс. Базовый уровень : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - 2 - е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2007.
3. Химия. 10 класс : метод. пособие / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов 4 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
4. Химия. 11 класс : метод. пособие / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова 4 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
5. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс : учеб. пособие для общеобразоват. учреждений/ О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова. - 3 - е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2005.
Интернет ресурсы:
Википедия
Интернет-библиотека
chem.msu.su (Электронная библиотека по химии). enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»). 1september.ru (методическая газета «Первое сентября»). hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
5. Контроль и оценка результатов освоения
ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, проведения контрольных и практических работ, а также при выполнении студентами индивидуальных заданий.
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
-
личностных:
-
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
-
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
-
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
-
метапредметных:
-
использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Предметных:
Результаты обучения
(предметные результаты базового уровня)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
собеседование;
практические работы;
контрольные работы;
дифференцированный зачет;
внеаудиторная самостоятельная работа