Практическое занятие по теме «Гидролиз»

После изучения данного модуля будут реализованы следующие цели Студенты будут знать: Ø  что такое гидролиз; Ø   сущность гидролиза солей; Студенты будут уметь: Ø  составлять уравнения реакций гидролиза солей; Ø  определять тип среды раствора солей. Воспитательные цели: Ø  воспитание внимательности при выполнении заданий; Ø  воспитание культуры общения через работу в парах.   Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, вид уравнения гидролиза (молекулярный, полный и кратк...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по теме «Гидролиз»

дисциплина «ХИМИЯ»



Специальность: 060501 «Сестринское дело»

1 курс



















Купино

2014 г.

Рассмотрена на заседании

предметно цикловой методической комиссии

общеобразовательных, общих гуманитарных и

социально - экономических, математических

и естественнонаучных дисциплин

Протокол №_____ от ______________

Председатель ______________ М.А. Папшева







Автор - составитель: преподаватель химии высшей категории

Веде Ирина Викторовна














Оглавление:

  1. Ход занятия …………………………………………………………………………...…4

  2. Хронокарта занятия……………………………………………………………….……..9

  3. Контроль исходного уровня знаний…………………………………………..……….10

    • тестовая самопроверка

    • составить уравнения диссоциации

  1. Выходной контроль знаний………………………..………………………………......12

    • определить среду и силу электролита

    • составить уравнения гидролиза

    • выполнить тестовое задание

  2. Литература ……………………………………………………………………………...14

  3. Приложение…………………………………………………………………….……….14

    • Эталоны ответов













« Гидролиз»


Вид занятия: практическое

Продолжительность: 90 минут


Цели обучения и воспитания по модулю занятия


После изучения данного модуля будут реализованы следующие цели

Студенты будут знать:

  • что такое гидролиз;

  • сущность гидролиза солей;

Студенты будут уметь:

  • составлять уравнения реакций гидролиза солей;

  • определять тип среды раствора солей.

Воспитательные цели:

  • воспитание внимательности при выполнении заданий;

  • воспитание культуры общения через работу в парах.

Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, вид уравнения гидролиза (молекулярный, полный и краткий ионный), реакция среды.

Оснащение занятия: таблица растворимости, таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», ТСО, презентация.

Оборудование: Н2О (дистиллированная), AlCl3, Na2CO3, NaCl, Na2SO3, ZnCl2,NaNO3, KI, K2SO3, (NH4)2SO4, синий лакмус, спиртовки, пробирки держатели.

Ход занятия:

Учебный элемент

Познавательная часть модуля

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения

УЭ-0

Изучив данный модуль, студенты:

сформулируют определение понятие «гидролиз»;

  1. научатся объяснять химические процессы, протекающие в водных растворах солей;

  2. научатся записывать уравнения гидролиза,

  3. научатся определять тип среды раствора солей;

  4. познакомятся с ролью гидролиза солей в природе, хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека.

Слушают

Монологическое изложение


Учебный элемент

Познавательная часть модуля

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения

УЭ-1

Цель: Объяснить значение данной темы в системе знаний, понять процессы протекающие в организме, в биологических растворах, ознакомить с планом работы

В медицине соли широко применяются, их растворы обладают терапевтическими свойствами и используются для лечения множества заболеваний нашего организма. Они способны поддерживать все процессы жизнедеятельности, определенная реакция среды организма. Для лучшего понимания этих процессов необходимо знать механизмы протекания процессов гидролиза.

Студенты знакомятся с основными этапами учебной работы:

  • Выполнение заданий в тестовой форме, для выявления знаний лекционного материала предыдущей темы

  • Проводится самооценка и выставляются оценки

  • Выполнение эксперимента

  • Выполнение письменных заданий, для закрепления материала

Преподаватель объясняет студентам из чего будет складываться интегрированная оценка: из оценок за задание в тестовой форме, за выполнение эксперимента, за выполнение заданий предложенных в блоке контроля знаний.

Слушают, а затем записывают тему

Монологическое изложение

УЭ-2

Цель: Актуализация и проверка знаний о законах химических процессов.

  1. Охарактеризовать следующие понятия: химические явления, растворы, индикатор, соли, кислоты, основания сточки зрения ТЭД.

  2. Индивидуальные ответы по домашним заданиям:

  • Составить уравнение электролитической диссоциации кислот: HCl, H2SO4, H2CO3.

  • Составить уравнение диссоциации оснований: NaOH, Ba(OH)2,Fe(OH)2.

Критерии оценки:

«5» - задание выполнено полностью и точно

«4» - задание выполнено но есть 1 ошибка

«3» - задание выполнено но есть 2 ошибки

«2» - задание не выполнено, уравнение составлено неправильно

  1. Выполнить тестовое задание.

(контроль исходного уровня знаний)

Отвечают на вопросы, выполняют тестовые заданий

Беседа

УЭ-3


Цель: Познакомить с причинами изменения среды при растворении солей, с гидролизом солей.

При объяснении нового материала используется презентация по теме: «Гидролиз».

1. Работа с опорным конспектом.

2.Проведение эксперимента: Определение среды электролитов- растворов солей универсальным индикатором.

3. Заполнение таблицы:

индикатор

рН=7

нейтральный

рН > 7

кислая

рН < 7 щелочная

Н2О

бесцветный

AlCl3


красный


Na2CO3


синий

NaCl

бесцветный

Работа проводится малыми группами.

Студентам предлагается:

  • заполнить таблицу после проведения эксперимента,

  • записать теоретический материал из опорного конспекта, основные правила необходимые для составления уравнений гидролиза солей.

  • составить уравнения гидролиза для веществ участвующих в эксперименте пользуясь алгоритмом.

Студенты записывают в тетради уравнения гидролиза, делают общий вывод проведенного в начале занятия эксперимента:

Соли подверглись гидролизу, вследствие чего раствор вызвал определенную реакцию среды.




Записывают схемы и правила реакций гидролиза












Студенты записывают в тетради уравнения гидролиза, делают общий вывод проведенного в начале занятия эксперимента.



Объяснительно-иллюстративный

УЭ-4

Цель: Закрепить умения составлять уравнения гидролиза, проведение эксперимента

Проведение практической работы с целью сформировать умения.

Работа проводится малыми группами по вариантам. Затем студенты обмениваются выполненными заданиями и проверяют их. В результате этой работы студенты научатся:

  • составлять уравнения гидролиза;

  • определять среду раствора соли;

  • проводить химический эксперимент;

  • применять полученные знания при выполнении проверочных работ.

При работе над заданиями можно использовать учебник химии для учащихся медицинских училищ.

После выполнения заданий для самостоятельной работы, проводится проверка с разбором заданий, выставляются оценки.

Задания:

1. Составьте уравнение гидролиза растворов солей сульфит натрия, хлорит цинка, нитрат натрия, определите среду, заполните таблицу:


Уравнение гидролиза

среда раствора

окраска индикатора

(лакмус)

Na2SO3

ZnCl2

NaNO3


Составляют уравнений гидролиза различных солей.

Определяют среду различных солей.

Проблемное обсуждение


Учебный элемент

Познавательная часть модуля

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения


2. Среди перечисленных ниже солей укажите те, которые в растворе подвергаются гидролизу: CuSO4, AlBr3, K2SiO3, NaCl. Составьте осуществимые уравнения гидролиза.

Критерии оценки:

«5» - задание выполено полность и точно по алгоритму

«4» - задание выполнено, но есть недочёты

«3» - задание выполнено, но есть ошибки при написании уравнений

«2» - задание не выполнено, уравнения составлены неправильно


Выполняют задания и составляют уравнения гидролиза

Проблемное обсуждение

УЭ-5



























УЭ-6

Цель: Проверить усвоение знаний о гидролизе солей.

Задания:

1.Определить среду и силу электролита, составить уравнения гидролиза, заполнить таблицу:

KI

AlCl3

K2SO3

(NH4)2SO4

Среда


Сила

эл-та



Критерии оценки:

«5» - задание выполено полность и точно по алгоритму

«4» - задание выполнено, но есть недочёты

«3» - задание выполнено, но есть ошибки при написании уравнений

«2» - задание не выполнено, уравнения составлены неправильно

2. Выполнение тестового задания.

Критерии оценки:

«5» - задание выполено полность

«4» - задание выполнено, но есть 1-2 недочёта

«3» - задание выполнено, но есть ошибки (3-6)

«2» - задание не выполнено, содержит больше 6 ошибок

Цель: Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

1. Гидролиз - взаимодействие соли с водой с образованием слабого электролита и изменением реакции среды.

2. Гидролиз - обратимый процесс, который может идти как по катиону, так и по аниону.

3. Реакция среды зависит от соотношения электролитов, образовавших соль. Если хотя бы один из продуктов гидролиза уходит из сферы реакции, то гидролиз необратим.

Гидролиз имеет большое значение в живом организме. Благодаря солям, входящим в состав крови поддерживается определённая реакция среды (рН капиллярной крови = 7,36-7,42). В ротовой полости также поддерживается определенная среда (рН=7-7,5), рН внеклеточной жидкости в норме в среднем равно 7,4. Жидкости организма благодаря содержащимся в них электролитам получаемым при гидролизе солей, являются буферными растворами. Наибольшая роль в сохранении кислотно-основного равновесия принадлежит бикарбонатной буферной системе [ HCO3 ]/ [ H2CO3].

Выполняют задания, исправляют свои ошибки

























При подведении итогов занятия студенты делают выводы.





Репродуктивный



























Беседа


УЭ-7

Домашнее задание:

  1. Укажите, какие из солей подвергаются гидролизу: а) КСl, б) NH4NO3, в) Na2CO3.

Напишите уравнения реакций гидролиза этих солей.

  1. Составьте уравнения реакций гидролиза целлюлозы и сахарозы. Что общего в составе их продуктов?

  2. Прочитайте § 4.10, выполните задание №68

  3. Напишите реферат на тему: «Буферные системы крови».

При выполнении домашнего задания студенты будут пользоваться литературой.

Литература:

  1. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия - М.: Альянс 2009.

Записывают домашнее задание в тетради

Объяснение




Хронокарта занятия



п/п

Этап занятия

Вре

мя (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методы, приемы, средства обучения

1.

Организационный момент

5

Проверка присутствующих на занятии, наличие белого халата

Подготовка к занятию

Беседа


3.

Мотивация учебной деятельности

5

Объясняет значение данной темы в системе знаний, знакомит с планом работы

Слушают, а затем записывают тему и содержание урока

Монологическое изложение

2.

Актуализация и коррекция опорных знаний-умений

10

Проверка качества усвоения материала, изученного на предыдущем занятии

Отвечают на вопросы, выполняют тестовые заданий

Объяснение

4

Изложение нового материала

20

Объяснение основных терминов и понятий

Записывают основные термины и понятия

Записывают схемы и правила реакций гидролиза

Объяснительно-иллюстративный

5

Операционно-познавательный блок

30

Студентам предлагается работа малыми группами

Раздача заданий

Инструктирует студентов

Составляют уравнений гидролиза различных солей.

Определяют среду различных солей.

Проблемное обсуждение

6

Закрепление знаний

15

Задания на уточнение усвоения материала

Исправляют свои ошибки

Репродуктивный

7

Домашнее задание

5

Просит записать домашнее задание и объясняет ключевые моменты его решения

Записывают домашнее задание в тетради

Объяснение


  • Режим времени по каждому этапу занятия и методу индивидуален и зависит от уровня базисной подготовки и коллективной работоспособности студентов. Самооценка позволяет студентам оценить степень достижения поставленных целей.










Контроль исходного уровня знаний

  1. Тестовая самопроверка


Инструкция:

Прочитайте внимательно каждый вопрос и выпишите один правильный из всех перечисленных ответов.

1. Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить:
а) в воду;
б) в гидроксид меди (II);
в) в расплав хлорида калия;
г) правильного ответа нет.
2. Какой вклад в химическую науку внес С.Аррениус?
а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;
б) выдвинул идею о гидратации ионов растворе;
в) экспериментально определил размер некоторых ионов в растворе;
г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;
3. Что называется гидратацией?
а) процесс растворения веществ в воде;
б) реакция обмена, в которой участвует вода;
в) процесс взаимодействия атомов или ионов с молекулами воды;
г) процесс распада воды на ионы;
4. Какие вещества называются электролитами?
а) вещества, проводящие электрический ток;
б) вещества, водные растворы или расплавы, которых проводят электрический ток;
в) вещества, имеющие атомную кристаллическую решетку;
г) вещества, реагирующие с водой;
5. Какой вклад сделал Д.И.Менделеев в науку о растворах?
а) сформулировал основные положения теории электролитической диссоциации;
б) открыл химическую сущность процесса растворения;
в) выдвинул идею о гидратации ионов в растворе;
г) объединил теорию растворов с представлениями об электролитической диссоциации;
6. Какие вещества называются кристаллогидратами?
а) твердые вещества, в состав которых входит химически связанная вода;
б) твердые вещества, растворимые в воде;
в) твердые вещества, реагирующие с водой;
г) твердые вещества. нерастворимые в воде;
7. Какое утверждение верно?
а) анион движется в растворе хаотично;
б) анионы заряжены отрицательно;
в) анионы заряжены положительно;
г) анионы не имеют заряда;
8. При диссоциации, каких веществ образуются анионы только одного вида - гидроксид-ионы?
а) основные соли;
б) средние соли;
в) кислоты;
г) щелочи;
9. Какие ионы не могут находиться в растворе одновременно?
а) Н+ и ОН-;
б) Ва2+ и ОН-;
в) Н+ и NO3-;
г) Na+ и SO42-;
10. Что обозначает выражение: «Степень диссоциации кислоты равна 25%»?
а) 25% всех молекул кислоты не диссоциируют на ионы;
б) 25% всех молекул кислоты диссоциирует на ионы;
в) 25 всех частиц в растворе кислоты - молекулы;
г) 25% всех частиц в растворе кислоты - ионы;
11. При диссоциации какого вещества образуется больше всего видов ионов?
а) CaCl2;
б) HCl;
в) Al2(SO4)3;
г) H2CO3;
12. В каком из примеров уравнение диссоциации азотной кислоты записано верно?
а) HNO3 = H+ + NO3-;
б) HNO3 = H- + 3NO3+;
в) HNO3 = H- + NO+;
г) правильного ответа нет

Критерии оценки:

«5» - задание выполнено полностью и точно

«4» - задание выполнено но есть 1 ошибка

«3» - задание выполнено но есть 3 ошибки

«2» - задание не выполнено, допущено больше 3 ошибок


  1. Cоставить уравнения диссоциации

1. Составить уравнение электролитической диссоциации кислот: HCl, H2SO4, H2CO3.

1. Составить уравнение диссоциации оснований: NaOH, Ba(OH)2,Fe(OH)2.

Критерии оценки:

«5» - задание выполнено полностью и точно

«4» - задание выполнено но есть 1 ошибка

«3» - задание выполнено но есть 2 ошибки

«2» - задание не выполнено, уравнение составлено неправильно



















Выходной контроль знаний


С целью определения эффективности обучения, а также закрепления материала предлагаются следующие письменные задания:

  1. Определить среду и силу электролита, составить уравнения гидролиза, заполнить таблицу:

KI

AlCl3

K2SO3

(NH4)2SO4

Среда


Сила эл-та


Критерии оценки:

«5» - задание выполено полность и точно по алгоритму

«4» - задание выполнено, но есть недочёты

«3» - задание выполнено, но есть ошибки при написании уравнений

«2» - задание не выполнено, уравнения составлены неправильно


  1. Выполнение тестового задания:

Инструкция: выберите один вариант ответа.

1. Укажите группу слабых электролитов:

А. AlCl3, Pb(NJ3)2

Б. Hg2Cl2, NH4Cl

В. CuS, Ca3(PO4)2

Г. BaSO4, MgSO4

2. Напишите ионное уравнение реакции растворения сульфида марганца в соляной кислоте. Чему равна сумма коэффициентов в уравнении этой реакции:

А.5

Б.8

В.6

Г.10

3. Какая группа солей не гидролизуется:

А. Kcl, AlCl3

Б. BaCl2, RbCl

В. MgCl2, NH4NO3

Г. Cr(NO3)3, MnCl2

4. Раствор какой соли имеет pH<7? Приведите уравнение реакции гидролизе в ионной форме:

А. NaCl

Б. (NH4)3PO4

В. (NH4)2S

Г. NH4H2PO4

5. Гидролизу по аниону подвергается соль:

А. хлорид бария

Б. нитрит калия

В. хлорид аммония

Г.гидрофосфат натрия

6. Гидролиз протекает при растворении в воде:

А. бромида кальция

Б. фосфата кальция

В. нитрита кальция

Г.сульфит натрия

7.Какая из ниже приведенных реакций верна:

А. Na2CO3 + Н2О = NaHCO3 + NaOH

Б. Na2CO3 + Н2О = NaHCO3 + Na(OH)2

В. Na2CO3 + Н2О = Na2HCO + NaOH

Г. NaCO3 + Н2О = Na2HCO3 + NaOH2

8.Гидролиз это:

А. реакция ионного обмена между различными веществами и бромом.

Б. реакция ионного обмена между различными веществами и водой.

В. реакция ионного обмена между различными веществами и кислородом.

Г. реакция ионного обмена между различными веществами и калием.

9. Какая из ниже приведенных реакций верна:

А. FeCl2 + HOH =Fe(OH)Cl + Cl2

Б. 2FeCl2 + HOH =Fe(OH)Cl + HCl

В. FeCl2 + HOH =Fe(OH)Cl + HCl

Г. FeCl2 + HOH =Fe(OH)3Cl2 + HCl2

10. гидролиз хлорида железа (II) включает:

А.2 ступени.

Б.1 ступень.

В.3 ступени.

Г.4 ступени.

11. Гидролиз это:

А.процесс обратимый.

Б.процесс необратимый.

В. процесс не протекаемый.

Г.обратимый только в 2 случаях.

Критерии оценки:

«5» - задание выполено полность

«4» - задание выполнено, но есть 1-2 недочёта

«3» - задание выполнено, но есть ошибки (3-6)

«2» - задание не выполнено, содержит больше 6 ошибок






Литература:

  1. Чернобельская Г.М., Чертков И.Н. Химия - М.: Альянс 2008.

Дополнительная литература:

  1. В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий Основы биохимии - М:Медицина, 1999.

  2. Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. Обшая химия - Ростов -на - Дону: Феникс 2007.

  3. Пустовалова Л.М., Никанорова И.Е. Неорганическая химия - Ростов -на - Дону: Феникс, 2007.











































Приложение 1

Эталоны ответов:

  • Ответ к контролю исходного уровня знаний

1. Уравнение электролитической диссоциации сильных кислот:

HCl ↔ H+ + Cl-

H2SO4 ↔ 2H+ + SO42-

Слабые многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней зависит от основности слабой кислоты Hx(Ac), где х - основность кислоты.

H2CO3 ↔ H+ + HCO3-

HCO3- ↔ H+ + CO32-

К1 > K2

Уравнение диссоциации сильных оснований (щелочей)

NaOH ↔ Na+ + OH-

Ba(OH)2 ↔ Ba2+ + 2OH-

Слабые многокислотные основания диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации определяется кислотностью слабого основания Ме(ОН)у , где у- кислотность основания.

Fe(OH)2 ↔ FeOH+ + OH-

FeOH+ ↔ Fe2+ + OH-

К1 > K2

2. Выполнение тестового задания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Д

А

В

Б

Б

А

Б

Г

Б

Б

В

А


  • К заданиям операционно-познавательного блока:

уравнение гидролиза

среда раствора

окраска индикатора

(лакмус)

Na2SO3

Na2SO3 +HOH↔NaHSO3+NaOH

щелочная

синий

ZnCl2

ZnCl2 + HOH ↔(ZnOH)Cl + HCl

кислая

красный

NaNO3

гидролиза нет

нейтральная

фиолетовый


  1. CuSO4, AlBr3, K2SiO3.

CuSO4 + HOH↔ (CuOH)2SO4+ H2SO4

AlBr3+ HOH ↔ (AlOH)Br2+HBr

K2SiO3 + HOH↔ KHSiO3 + KOH


  • Задания на закрепление знаний:

  1. Определить среду и силу электролита, составить уравнения гидролиза, заполнить таблицу:

KI

AlCl3

K2SO3

(NH4)2SO4

Среда

нейтральная

кислая

щелочная

кислая

Сила эл-та

сильн. осн.

сильн. кисл.

слаб. осн.

сильн. кисл.

сильн. осн.

слаб. кисл.

слаб. осн.

сильн. кисл.


  1. Выполнение тестового задания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

В

А

Б

Г

Б

В

А

Б

В

Б

А




































© 2010-2022