• Преподавателю
  • Химия
  • Статья по химии Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышления

Статья по химии Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышления

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. В стандартах второго поколения в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышления.

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки

содержания образования. Развивающемуся обществу нужны образованные,

нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству. В стандартах второго поколения в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается достижение поставленной задачи, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

ТРКМ - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным. Эта технология использует совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нѐм исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания, что, соответственно, и ведет к повышению знаний.

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, данный термин означает высокий уровень осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.

Основу ТРКМ составляет трехфазный процесс: вызов - реализация смысла (осмысление содержания) - рефлексия (размышление).

1 этап - "Вызов"

На этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

*самостоятельная актуализация имеющихся знаний по теме и пробуждение познавательной активности;

*самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;

*на этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: «Что это значит для меня?», «Зачем это мне нужно?

От учителя требуется организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Происходит пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой.

2 этап - "Осмысление".

Основными задачами на этом этапе являются:

*организация активной работы с информацией;

*самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными и мнениями

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). В ходе работы с информацией ученик выделяет главное, дает оценку содержания: «это я знаю», «знал, но забыл», «это противоречит моим представлениям», «не знал», «никогда не подумал, что так бывает» и т.д.

3 этап - "Рефлексия" (размышление).

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал, определить направления для дальнейшего изучения темы.

Предлагаю познакомиться с опытом построения урока химии в 9 классе по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» на основе технологии развития критического мышления.

Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома

Задачи урока:

Обучающие: продолжить формировать умение характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов; применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ; продолжить формировать умение ориентироваться в ПСХЭ

Воспитывающие: продолжить формировать умение работать в группе, слушать и слышать друг друга; продолжать воспитывать у учащихся чувство гордости за российскую науку.

Развивающие: продолжить формировать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать критическое мышление учащихся через различные приемы на разных этапах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Стадия вызова

В жизни каждого человека, даже не имеющего никакого отношения к науке, бывают минуты, когда он задумывается над тайнами мироздания.

Прием «Три картинки - одно слово»

Посмотрите на эти изображения? Каким одним словом можно их объединить? (периодичность)

Статья по химии Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышления Статья по химии Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышленияСтатья по химии Повышение качества знаний по химии посредством технологии критического мышления

- Попробуем сформулировать понятие периодичности? Как вы его понимаете? (Периодичность - это универсальное явление закономерностей, повторяемости, изменения явлений и свойств.)

периодичность - условие постоянства структур, функционирование систем.
Действительно, пока электрон периодически движется вокруг ядра, атом остаётся целым (не говоря о внутренних процессах). Пока земля периодически движется вокруг Солнца, как и остальные планеты, с Солнечной системой всё «в порядке». Пока ровно стучит сердце, с ним всё «в порядке».

- Вспомните, где и когда вы встречались с этим словом?

- Почему мы начали говорить о периодичности?

- Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Попробуем все вместе сформулировать цель нашего урока. (систематизировать и обобщить знания о периодическом законе, периодической системе и строении атома).

Актуализация ранее изученных знаний

Прием «Верные и неверные утверждения»

1. Период - это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.

2. Формально периодический закон звучит так: свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел, стоят в периодической зависимости от их атомного веса.

3. В периодической системе больше металлов, чем неметаллов.

4. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева состоит из 10 групп.

5. По периодической системе химических элементов можно определить атомную массу химического элемента.

Прием «Мозговой штурм»

- Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химических элементов в ПСХЭ, численно равны между собой .

Строение атома

Положение хим.эл.в системе

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

г

д

ж

Число электронов в атоме

е

з

к

Число протонов в ядре

л

м

н

Число нейтронов в ядре

ю

у

с

Число электронов в наружном слое

о

п

и

Число электронных слоев

ч

й

я

Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в солнечном спектре.

  1. Стадия осмысления

Прием «Корзина идей» - работа в группах

Попытаемся собрать всю информацию, которую мы умеем извлекать из Периодической системы. Берем конкретный химический элемент. Например, азот.

Ответы групп.

  • Положение в ПС: 2 период, 5А группа (или 5 группа, главная подгруппа)

  • Порядковый номер - 7

  • Относительная атомная масса - 14

  • Состав атома: 7 протонов, 7 электронов, 7 нейтронов

  • Заряд ядра +7

  • 2 энергетических уровня

  • Распределение электронов: 2, 2, 3

  • Электронная формула: 1s22s22p3

  • Относится к p-семейству

  • Типичный неметалл

  • Возможные степени окисления: -3, 0, +1, +2, +3, +4, +5

  • Высший оксид: N2O5 - кислотный

  • Высший гидроксид - HNO3 - сильная кислота

  • Летучее водородное соединение - NH3

Каждая группа учеников перечисляет всю информацию, которую можно узнать из Периодической системы об этом элементе. Будем подсчитывать вклад каждой группы в общую копилку. Каждое свойство засчитывается только той группе, которая назовет его первым.

Итак, мы свами вместе составили план характеристики химического элемента.

Прием «Расскажи мне обо мне»

Каждая группа получает задание: охарактеризовать химический элемент по его положения в периодической системе (натрий, сера, хлор, кальций, кислород, алюминий). После обсуждения в группе один каждый представитель рассказывает о своем элементе.

Скажите, а свойства элементов будут изменяться и если да, то как?

Работа с текстом «Значение периодического закона и периодической системы Д. И. Менделеева»

Прочитать текст «Значение Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева». На основе полученной информации и своих знаний дать (четко по пунктам) ответ на вопрос: какое значение имело открытие Периодического закона.

Возможные ответы обучающихся:

  • Стал основой систематизации химических элементов

  • Обобщил сведения о соединениях химических элементов

  • Позволил предсказать неоткрытые химические элементы и описать их свойства

  • Позволил исправить неверные значения относительных атомных масс ряда элементов

  • Позволил уточнить степени окисления элементов

  • Стимулировал поиск причин закономерностей, что привело к открытию строения атома

  • На его основе предсказали и открыли благородные газы

  • Служит основой для синтеза новых химических элементов

  1. Стадия рефлексии

Прием «Рефлексивный комментарий»

Подведем итоги. Взял ли каждый что-либо полезное для себя на уроке? Варианты начала вашего комментария: «Мое открытие: …», «Я узнал, …», «Я бы хотел узнать еще…». Могут быть и ваши собственные.

  1. Домашнее задание Почему водород в периодической системе расположен в I и VII группах? Первый вариант - доказать, что водород - элемент 1 группы, второй вариант - доказать, что водород - элемент 7 группы.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов

© 2010-2022