• Преподавателю
  • Химия
  • Индивидуальное сопровождение учащегося в подготовке исследовательских проектов

Индивидуальное сопровождение учащегося в подготовке исследовательских проектов

В работе показано как начиная со средней школы можно планомерно вести ребёнка, развивая его от проекта к проекту. Как сделать так, что б одарённый ребёнок не потерялся, а развивался и проявлял инициативу. Показано какие результаты это приносит. Счастье учителя – в его учениках. Приятно осознавать, что в прекрасном лебеде, выросшем из гадкого утенка, есть и моя капля усилий и стараний. В будущей студенческой жизни Ольге пригодится все, чему она научилась, что освоила, ведь учеба на этом не заканч...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Змеева И.В.

МКОУ СОШ№7 г.Ревда

Индивидуальное сопровождение учащегося в подготовке исследовательских проектов

Если говорят, что любой ребёнок рождается одарённым, значит, задача учителя найти своего ребёнка - или же ребёнку найти своего учителя.

Мне очень повезло. В 2007году я вела пропедевтический курс химии в 7 классе. Класс был хороший, много сильных, старательных девочек, которые всегда готовились к уроку, выполняли нестандартные задания, отвечали на проблемные вопросы. И всё-таки интуитивно я обратила внимание на Ольгу Столбову, и когда она, посмотрев рекламу по телевизору, спросила, что такое рН, я поняла, что это мой ребенок, и мы начали работать.

Прочитав литературу, которая была у меня и, сопоставив с тем, что она видела, мы определились с темой: «Изготовление природных индикаторов и проверка ими моющих средств». Тема Оле очень понравилась, но было мало опыта в поиске информации. Информацию мы искали вместе, спорили, выбирали, искали снова. Я не давила, давала полную свободу, и здесь Ольга приобрела навык поиска необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств.

Когда перешли к практической части, Оля дома изготовляла индикаторы, проверяла ими моющие средства, и сравнивала результаты с заводскими индикаторами. Мне она приносила только готовые результаты. Вот здесь у неё уже проявилось качество исследователя. Здесь же проявился системно-деятельностного подход, интегрирующий достижения науки и практики.

Затем мы вместе создавали презентацию - для неё это тоже было новое, и здесь она проявила регулятивные УУД, которые обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, в частности, целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

И, наверное, самое сложное для семиклассницы - представить свою работу публично, на городской конференции «Первые шаги исследователя», которая в 2007-2008 уч.году впервые была организована в Ревде. Но Ольга показала умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, с уверенностью отвечала на вопросы членов комиссии, а это не что иное, как коммуникативные умения. На этой конференции Ольга заняла I место, а на областном конкурсе «Юный аграрий - 2009» во Дворце Молодёжи - III место.

Побывав во Дворце Молодёжи и увидев у других участников, что можно самостоятельно изготовлять косметику, Ольга сразу взялась за новый проект. При этом она самостоятельно планировала свою работу, определяла последовательность действий (регулятивные УУД). Сначала она изготовляла косметику по рецептам из интернета, но затем, изучив свойства растений и кожи, она внесла необходимые дополнения и коррективы в свой план и стала изготавливать косметику по собственным рецептам. Она тщательно подбирала косметику для родных и близких друзей, и, по отзывам, им косметика очень нравилась. С проектом «Изготовление растительной косметики в домашних условиях». Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие», участвовала в Международной конференции в УрГСХА «Молодежь и наука 2011», межтерриториальной конференции «Одиссея разума», и получила I место в заочном туре в краеведческой конференции (в очном туре не участвовала из-за болезни).

Затем Ольга решила изготовить косметику с аромадобавками, но после долгих раздумий и обсуждений мы остановились на теме «Аромасвечи, или подарок на Новый Год». Она изучила изготовление свечей в домашних условиях, аромадобавки, которые полезны для организма, и цветовую гамму, которая индивидуальна для каждого человека. Проявив личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, Ольга принялась за новый проект. С огромной любовью она подбирала свечи для родных и близких друзей и доказала, что такой подарок более экономичен и индивидуален. С этим проектом Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие» в 2011году.

В 2011 году мы побывали в УрГСХА на конференции «Молодежь и наука - 2011», услышали работу старшего преподавателя Шевцовой Татьяны Ревовны, которая определяла токсичность воды в г. Екатеринбурге методом биотестирования. В качестве тест - культуры выбрана хлорелла. Результаты по г. Екатеринбургу были неутешительны, и Ольге захотелось узнать, какая же вода у нас в Ревде.

Получив разрешение от декана технологического факультета на проведение биотестирования на кафедре, Ольга принялась за работу. Нужно было определить точки взятия проб, найти карты, на которых можно определить эти точки, взять пробы, определить органолептические свойства всех проб, затем поехать в Екатеринбург и провести биотестирование с помощью специального оборудования, составить сравнительные таблицы и сделать выводы, а затем составить мультимедийную презентацию проекта и подготовиться к защите. Ольга все это сделала самостоятельно! Работая над проектом «Мониторинг природных вод Ревдинского района с спользованием методики биотестирования», Ольга проявила познавательные УУД, включающие общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

С этим проектом Ольга стала лауреатом городского конкурса «Поиск и открытие» в 2012, заняла I место в конкурсе исследовательских работ НСММЗ «Испытай себя на пути в студенчество», участвовала в Международной конференции «Молодёжь и наука - 2012» и победила в номинации «Лучшее представление проекта» в Межтерриториальном конкурсе научно-исследовательских работ школьников памяти первого директора ОАО «Русский магний» А.А. Щелконогова.

Я являлась руководителем Олиных проектов в течение 5 лет, мы проработали с ней на одной волне, очень не хочется с ней расставаться, и я надеюсь, что ещё минимум год мы будем работать вместе, несмотря на то, что она уже будет студенткой, т.к. она хочет доработать последний проект, передать его кому-нибудь из учащихся и помогать мне в работе.

Счастье учителя - в его учениках. Приятно осознавать, что в прекрасном лебеде, выросшем из гадкого утенка, есть и моя капля усилий и стараний. В будущей студенческой жизни Ольге пригодится все, чему она научилась, что освоила, ведь учеба на этом не заканчивается, учиться ей предстоит всю жизнь, а это она умеет.

Легко работать с такими людьми, которые понимают тебя с полуслова, которые не только исполняют все, что задумали вместе, но и проявляют инициативу и самостоятельность, Именно поэтому наши проекты получили высокую оценку, положительные отзывы и хорошие рекомендации.

Сейчас Ольга студентка Тюменского университета. Учится она,конечно, на отлично. Но ни это главное. Она участвует во всех конкурсах, призентациях и везде она первая.

Одаренность - это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.



© 2010-2022