Успешность обучения химии и пути ее достижения

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Успешность обучения химии и пути ее достижения

Шило И.А.

Успешность - понятие неоднозначное. По мнению большинства психологов и педагогов, успешность - это достижение определённых целей в качестве результата выполнения определённой деятельности. «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Для реализации успеха обучающегося на уроках, учитель, и, желательно, члены семьи обучающегося, должны участвовать в организации учебного процесса и тактично подготовить стратегию создания для обучающегося возможных ситуаций успеха. Данные ситуации - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной личности, так и коллектива в целом. Данный подход в обучении, описанный в книге А.С.Белкина «Ситуации успеха при обучении», безусловно, эффективен, но, применяется в настоящее время недостаточно широко. Надо сказать, что при организации учебного процесса на таких сложных для понимания дисциплинах как химия, данный подход следует дополнять новыми педагогическими приёмами, подбираемыми индивидуально для каждой группы обучающихся.

Общеизвестно, что дисциплина «Химия» всегда вызывала у учащихся помимо интереса большие трудности при её изучении. Эти трудности связаны, как правило, со следующими причинами:

-большой объём теоретического материала;

-сложный для понимания учащихся язык изложения учебного пособия;

-недостаточная сформированность общеучебных умений и как следствие - развитие таких черт личности как невнимательность, неусидчивость, отсутствие мотивации изучать химию. Обучающийся рассматривает себя неуспешным при изучении данной дисциплины, не прослеживает связи химии с его будущей профессиональной деятельностью.

Рассмотрим возможные пути преодоления трудностей при изучении химии.

Одним из таких путей является создание и апробация методического подхода к обучению химии, направленного на обучение учащихся планировать собственную успешность на уроках. А также на формирование основных компетенций обучающихся через успешность.

Проблема мотивации учебной деятельности является актуальной для современной школы. Учебный предмет «химия» школьники начинают изучать в подростковом возрасте. Физиологическая перестройка организма в период взросления, посторенние отношений с окружающей действительностью, самоутверждение, самооценка и другие особенности школьников этого периода создают определенные трудности для учителя в преподавании предмета. В этом периоде школьники отдают предпочтение общению, и у многих падает интерес к учебе. В связи с этим учителю необходимо направлять свои усилия на повышение учебной мотивации. Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего потенциала личности ученика.

Способы повышения мотивации, используемые на уроке:

- развитие интереса к предмету;

- дифференцированные задания;

- развитие ключевых компетенций учащихся, умения организовать свой учебный процесс;

- нестандартные задания (составить шпаргалку по теме, разгадать кроссворд, использование Интернет-ресурсов);

- коллективные формы работы; взаимопомощь, работа консультантов, взаимодействие с другими людьми;

- побуждение активности, самостоятельности, разнообразие деятельности;

самооценка;

- взаимоотношения с учащимися по принципу сотрудничества, отзывчивости, доброжелательности, заинтересованности в успехе ученика, радости и одобрения его успехов и маленьких побед.

Круглый стол - МО ДОШ №7, 05.11.14г



© 2010-2022