Из опыта работы. «Использование системно-деятельностной технологии»

Уже второй  год я  участвую в работе муниципальной творческой группы по теме «Системно-деятельностный подход на уроках химии».  Очевидно, что традиционный объяснительно -  иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящённых особенностям мышления школьников. Я изучила результаты  психолого – педагогических исследований Л.С.Выготского...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

на педагогическом совете

«Использование системно-деятельностной технологии»


учителя химии МОУ «СОШ №16» г.Ухты

Сириной Галины Ивановны

Уже второй год я участвую в работе муниципальной творческой группы по теме «Системно-деятельностный подход на уроках химии». Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящённых особенностям мышления школьников. Я изучила результаты психолого - педагогических исследований Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В, Давыдова .

Проанализировав те причины, которые, по мнению авторов, препятствуют внедрению идей развивающего обучения в практику работы массовой общеобразовательной школы, была разработана технология обучения, практически целесообразная и отражающая основные теоретические результаты психолого - педагогических исследований - Технология деятельностного метода.

Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Основные задачи обучения:

  • Обучение деятельности;

  • Формирование личностных качеств и системы ценностей;

  • Формирование целостной картины мира.

Технология деятельностного метода представляет собой последовательность деятельностных шагов, которые можно пронаблюдать на разных фрагментах уроков.

Самоопределение к деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделяется содержательная область («могу»), актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). Это необходимо для создания эмоционального настроя и развития интереса к новой теме. Если ученик заряжен «положительно», у него хорошее самочувствие, отсюда вытекает высокая работоспособность, отсутствие тревожности, напряженности и как результат - сохранение психического и физического здоровья.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, тренировку соответствующих мыслительных операций. Здесь простор для мыслительной деятельности ученика любого уровня обученности. Особенно удачно было бы спрашивать знакомый материал у ребят с низкими учебными возможностями для создания им ситуации успеха при вхождении в новую тему. В завершение этапа учащиеся сталкиваются с ситуацией затруднения и фиксируют её.

Это можно увидеть на примере фрагмента урока «Разделение смесей»

Учитель: «Назовите находящееся в черном ящике вещество, которое в Средние века использовали в качестве денег».

Ученик. Каменная соль, кристаллы которой служили денежной единицей в Китае.

Демонстрируем слайды мультимедийной презентации «Способы разделения смесей», рассказываем об образовании поваренной соли в природе и способах её добычи человеком.

Чтобы вызвать познавательный интерес, задаем вопрос:

«Каким образом в лабораторных условиях можно получить особо чистую соль сорта «экстра»?

Учащиеся обсуждают способ получения поваренной соли без примесей. Затем они коллективно вспоминают правила безопасности, которые следует соблюдать при работе с реактивами и оборудованием, отвечая на вопросы вводного текста слайда презентации. Далее фронтальный опрос, осуществляя актуализацию знаний с помощью вопросов по ранее изученным темам.

* Чем отличаются однородные и неоднородные смеси?

* Какие способы разделения смесей вам известны?

* Как осуществить декантацию смеси растительного масла и воды?

Один из учеников, отвечая на последний вопрос, демонстрирует процесс разделения смеси в виртуальном режиме с отключенным звуковым сопровождением (Виртуальная лаборатория, 8-11 класс.- Мультимедиа МАРГТУ, 2004. Тема 1. «Оборудование лаборатории». 1.5. Лабораторная работа «Приборы для фильтрования»», 1.5.2. Лабораторный опыт «Декантация») Поясняет этапы работы. Остальные учащиеся наблюдают за процессом и по окончании эксперимента комментируют ответ.

  1. Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой или уточнением темы урока.
При изучении темы «Чистые вещества и смеси. Способы очистки и разделения смесей»» на уроке предлагается опыт: в первой пробирке находится вода с пленкой нефти на поверхности, во второй пробирке - вода, нефть и побег растения, в третьей пробирке - вода и побег растения. Я организую побуждающий диалог.
Учитель: - Как вы думаете, почему уровень воды в пробирках разный?
Ученик: - В двух пробирках нефть мешает испарению.
Учитель: - А почему в первой пробирке уровень воды выше, чем во второй?
Ученик:- Наверное, это из-за того, что там находится растение.
Учитель: - Правильно. Что нам сегодня потребуется выяснить на уроке, чтобы объяснить проведенный опыт?
Ученик: - Нефть мешает испарению. Как очистить воду от нефтяного загрязнения.
Учитель: - Верно. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Ученик: - Разделение смесей веществ. .

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» учащимися нового знания).

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и, на основе выбранного метода, выдвижение и проверка гипотез. После построения и обоснования нового способа действий новый способ фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.

8 класс. Изучение темы « Физические и химические явления» начинается с проведения ряда лабораторных опытов (горение древесины, визуальный анализ ржавого гвоздя, испарение и замерзание воды, взаимодействие кусочка мела с соляной кислотой, реакция хлорида бария с серной кислотой). Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать причину деления всех явлений на физические и химические и разделить их на группы. Учащиеся, проанализировав результаты экспериментов, безошибочно устанавливают основной принцип деления всех явлений.


5. Первичное закрепление c проговариванием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Ученики выполняют типовое задание, чтобы закрепить новый способ действий. Один из учеников проговаривает вслух стадии эксперимента при отключенном звуковом сопровождении флэшанимации процессов фильтрования и выпаривания. Остальные учащиеся наблюдают процесс, по мере необходимости дополняя ответ. Учитель комментирует и корректирует все ответы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
На данном этапе я провожу несложные тестовые задания, задания типа «найди пару», «продолжи ряд», «верно-неверно», «допиши фразу», «цепочка». Задания выполняются самостоятельно с последующей самопроверкой и самооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
При успешном прохождении учащимися предыдущего этапа я использую решение творческих задач.
Химия 10 класс. «Химические свойства предельных углеводородов».

При изучении явления изомеризации записываем уравнение:

С4 Н10 → С4 Н10

Объяснение механизма реакции представляет собой исследование, так как до этих пор учащиеся не встречались с реакциями, при которых не происходит изменение состава вещества. Несмотря на кажущуюся сложность, проблема решается с помощью дополнительных вопросов: «Какими еще формулами можно отобразить эту реакцию? «Какие изменения могут произойти в молекуле кроме количественных». В результате ребята обращаются к написанию структурных формул и использовали их для объяснения качественных изменений, произошедших в молекуле. Перед ними раскрывается принцип взаимообусловленности как философской закономерности, реализуемой на химическом уровне. Владея определенной информацией, они получили возможность прогнозировать последствия своих действий и предугадывать пути развития событий.

Для соблюдения здоровьесберегающих принципов минимакса и вариативности в заданной технологии учащимся предлагается комплект разнотипных заданий и предоставляется возможность выбора.
Химия 8 класс. Урок «Основания».

Вариант 1.

1. Приведите формулы оксидов, соответствующих основаниям: Zn(OH)2, Fe(OH)3, RbOH.

2. Приведите формулы оснований, образованных элементами: Na, Mn (в соединении проявляет валентность II), Sr. Назовите основания. Подчеркните формулы нерастворимых оснований.

3. Прочитайте текст: « Гашеная известь - это тривиальное название гидроксида кальция. Гашеная известь - твердое, белон вещество, ограниченно растворимое в воде. Взвесь гашеной извести называется известковым молоком, а прозрачный раствор - известковой водой. Реакция известковой воды с углекислым газом является качественной реакцией на углекислый газ. Эта же реакция протекает при схватывании гашеной извести при затвердевании строительных растворов».

Задания:

1) Прочитайте текст, выбирите из теста новые для вас сведения.

2) Выпишите фразы, характеризующие физические свойства вещества.

3) Приведите формулу основания и соответствующего ему оксида.

4) Рассчитайте количество вещества гидроксида кальция, масса которого 14,8 г.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке.

Химия 8 класс. Урок «Типы химических реакций»

На слайде текст задания:

« Во время занятий в школьной лаборатории один из школьников провел следующие эксперименты. Он поместил в пробирку гранулы цинка и прилил к нему раствор хлороводороной кислоты. Выделившийся бесцветный газ, не имеющий запаха, он пропустил через заранее расплавленную серу. Из колбы вновь выделился газ, имеющий запах тухлых яиц. В колбе ученик растворил сульфат меди (II) и через прозрачный голубой раствор пропустил полученный газ, после чего в колбе образовался черный осадок.

Задание:

  1. Выпишите признаки химических реакций.

  2. Укажите условия протекания реакций.

  3. Приведите химические уравнения и укажите типы реакций.

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и по возможности намечаются цели последующей деятельности. Определяются задания для самоподготовки.
Использую индивидуальные домашние задания, творческие домашние задания.

9 класс. «Щелочноземельные металлы». Знать записи в конспекте урока. Индивидуальные задания по смешанным группам учащихся. Создать презентации:

1. Щелочноземельные металлы в народном хозяйстве.

2. Биологическая роль щелочноземельных металлов.

3. А знаете ли вы....

4. Составить задачи по свойствам щелочноземельных металлов.

Технология деятельностного метода интересна, продуктивна, но и требует от учителя творческого подхода к организации уроков, продуманности каждого его этапа.
Применение здоровьесберегающей технологии деятельностного метода и техник педагогической поддержки, безусловно, влияют на самочувствие и настроение учащихся, сохраняя их психическое, а отсюда и физическое здоровье.
I. Использование на уроках техник и приёмов уровневой дифференциации совместно с технологией деятельностного метода позволяет решать следующие задачи здоровьесбережения:
• Снижение нервно-психической нагрузки учащихся. Мои ученики с удовольствием приходят на урок химии. Они ждут открытий и прежде всего- в себе самом!
• Создание на уроке положительного психо-эмоционального настроя - личное обояние учителя, умение устанавливать доброжелательные отношения, побуждать своим примером к активной учебно-познавательной деятельности.
• Осуществление комфортного перехода от незнания к знанию.
II. Уроки с использованием технологии деятельностного метода позволяют выходить за рамки школьного учебника, оптимизировать учебный материал, побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Одновременное использование с ней приёмов и техник педагогической поддержки показывает высокие результаты сохранения душевного здоровья, а именно отсутствие психологической напряженности, тревожности, хронической усталости, присутствие хорошего самочувствия и мотивированного отношения к учёбе.
Заниматься психолого - педагогическим исследованием для меня оказалось трудно, но интересно. Внешней, временной проблемой в использовании техник педагогической поддержки оказалось то, что результат не мгновенный, надо проводить большую диагностическую работу. Основная трудность, с которой я столкнулась при использовании технологии деятельностного метода, заключается в необходимости тщательного отбора содержания урока для постановки проблемы, что требует значительных временных затрат при подготовке урока. Для меня в исследовательской деятельности важен не только конечный результат, но прежде всего процесс движения к познанию.


© 2010-2022