- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по теме
Конспект урока по теме
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лоскутова Л.В. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по теме « Обобщение сведений об основных классах
неорганических соединений» в 8 классе
Тема урока: « Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»
Цели урока:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о классах неорганических соединений: оксидах, основаниях, кислотах, солях, их классификации, действии на индикатор. Проверить умения учащихся составлять формулы веществ и давать им названия. Выявить пробелы в знаниях и наметить пути их ликвидации.
Развивающая: продолжить формирование умений работы с химическими реактивами; развивать химическую речь.
Воспитательная: формировать чувство ответственности, сопереживания успехам и неудачам одноклассников; наблюдательность; объективность оценки знаний.
Оборудование: на столах учащихся: пробирки с Н2О, NaOH, HCl; индикаторы - метилоранж, фенолфталеин, универсальная индикаторная и лакмусовая бумага. Лист учета и контроля, карточки с заданиями.
Тип урока: урок - игра
На доске записаны слова арабской мудрости: Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь (девиз урока).
Этапы урока
Деятельность учителя
Предполагаемая деятельность учащихся
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Совместное целеполагание
Актуализация знаний учащихся
Игра «Аукцион знаний»
Игра « Найди родственников»
Игра « Третий лишний»
Игра « Крестики - нолики»
Игра « Отгадай вещество»
Задание:
Игра « Выбери себе дорогу» (карточки прилагаются)
Игра « Химическая зоркость» (при наличии времени)
ΙΙΙ. Подведение итогов, рефлексия
ΙV. Домашнее задание (по желанию)
Приветствие, организация групп, выбор лидера в группе, ведущего учет
Ребята, посмотрите на тему урока. Как вы думаете, какие знания и умения мы должны обобщить?
На рабочих листах отметьте свое состояние, уверенность в своих знаниях.
Итак, желаю вам успехов!
Ребята, я продаю вопросы: правильный ответ - 1 балл, дополнение - 0,5 балла
-
На какие группы делятся вещества по составу?
-
Какие вещества называются простыми?
-
На какие группы можно разделить простые вещества?
-
Какие вещества называются сложными?
-
На какие классы делятся сложные вещества?
-
Что такое оксиды?
-
Как классифицируют оксиды?
-
Дайте определение основаниям
-
Как классифицируют основания?
-
Какие вещества называются кислотами?
-
Как классифицируют кислоты?
-
Что такое соли?
Распредели формулы веществ по классам и назови их:
SO2; MgSO4; H2SO4; Ba(OH)2; CaO; Al; Fe2O3; Mg; Fe(OH)2; HNO3; K3PO4; HCl; Li; Cu(OH)2; H2CO3; S; N2O5.
Данное задание выполнить на листах контроля.
Поменяйтесь работой с одноклассником и проверьте правильность выполнения задания и оцените работу.
Проверим задание, заполнив схему на доске.
Задание: найдите формулу вещества, являющееся лишним в ряду и обоснуйте свой выбор (на ватмане записаны формулы):
NaOH KOH Cu(OH)2
H2SO4 H2S H2SO3
MgO P2O5 CO2
KCl H2O Na3PO4
H2O CuO Fe2O3
NaOH HCl HJ
Fe(OH)2Fe(OH)3KOH
Определите выигрышные пути - вещества одного класса неорганичеких соединений
Актуализация знаний:
-
С помощью каких реакций можно различить вещества?
-
Какое вещество называется индикатором?
-
Отгадайте загадки:
-
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные,
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин, кто я?
-
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный,
В среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовусь я?
-
Эта желтая бумажка все укажет без труда
Посинеет - в колбе щелочь, покраснеет - кислота,
Коль нейтральная среда - не изменит цвет она.
Мы за эти указания назовем ее ……..
Ребята, в химическую лабораторию поступили три склянки с растворами без этикеток. Из накладной мы узнали, что получены растворы соляной кислоты, гидроксида натрия и воды. Как определить каждое вещество и правильно наклеить этикетки. Помогите мне, проведя необходимые исследования.
Делая выбор, помни: А - наиболее сложное задание, В - средней сложности задание, С - наименее сложное задание.
Задание: Выбери формулы класса из ряда.
- Ребята, посмотрите на цели, поставленные нами в начале урока. Все ли мы обобщили?
- Отметьте свое состояние на конец урока.
- На листе контроля запишите вопрос, который вами еще не до конца понят.
Составьте кроссворд, используя понятия, повторенные на уроке.
Оценивание знаний осуществляет учитель на основе результатов листа учета и самостоятельной работы. Оценки сообщаются на следующем уроке.
Запись на доске
Необходимо обобщить:
Определения
Классификацию
Номенклатуру
Составление формул
Составление схемы на доске:
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем проводят взаимопроверку.
От каждой группы 1 ученик заполняет свой класс на схеме:
1 группа - простые вещества
2 группа - оксиды
3 группа - основания
4 группа - кислоты
5 группа - соли
Cu(OH)2 - нерастворимое основание
Н2S - бескислородная кислота
MgO - оксид металла
Н 2О- оксид
Н2 О - оксид неметалла
NaOH - основание
KOH - щелочь
Учащиеся работают в группе, затем объясняют свой выбор.
( карточки прилагаются)
- качественные реакции
- фенолфталеин
- метилоранжевый
- универсальная
Учащиеся в три пробирки с веществами помещают один из индикаторов и по изменившемуся цвету определяют каждое вещество.
Учащиеся выбирают вариант и задание самостоятельно, используя дифференцированные карточки. Задание оценивает учитель.
Приложения
Крестики- нолики
Hg
Li2O
KOH
O2
HCl
O3
P2O5
CaO
Cu2O
H2S
Ba
KOH
K2O
NaOH
CaO
RbOH
S
HCl
H2SO3
HgO
NaOH
FeO
MgCl2
H2O
ZnI2
LiNO3
K2SO4
MgO
H2
N2O
P2O5
MgCl2
Cu2O
CuO
H2S
F2
Игра «Выбери себе дорогу»
Вариант 1
А.Составьте формулы следующих веществ: хлорида железа (ΙΙΙ), гидроксида магния, оксида хрома(VΙ), сульфата лития,
фосфата никеля (ΙΙ),оксида марганца(VΙΙ)
В. Назовите следующие вещества: Al(OH)3Cl2O7Cu(OH)2 CaF2H2SO4AlCl3
С. Из нижеприведенного списка веществ выпиши формулы оксидов:
MgCl2, BaO, Cu(OH)2, HCL, Cr2O3, Cu2O , H2S, NaOH, Ba(NO3)2, Fe2O3, HNO3, CuO
Дополнительные задания:
Выпишите формулы оснований, подчеркните щелочи:
NaOHHClCuOHFeCl2Ba(OH)2CO2Mg(OH)2Na2SCu(OH)2S
Вариант 2
А.Составьте формулы следующих веществ: гидроксида хрома (ΙΙΙ), сульфата меди (ΙΙ), нитрита калия, бромида железа(ΙΙ),
оксида алюминия , карбоната алюминия
В. Назовите следующие вещества:MgO KOH Na2SO4 K2CO3Cl2O7 BaCl2
С. Из нижеприведенного списка веществ выпиши формулы солей:
Co(NO3)2, H2S, Mn(OH)2, KNO3, MnCl2, Mn2O7, H3PO4, NaOH, AlBr3, Fe2O3, NiI2
Дополнительные задания:
Выпишите формулы кислот, подчеркните бескислородные кислоты:
MnH2SiO3Al2(SO4)3H2SCOHNO3Cu(NO3)2HNO3Na2SNO2H2OS
Вариант 3
А.Составьте формулы следующих веществ: оксида хлора(VΙΙ), сульфита натрия, сульфида алюминия, гидроксида бария,
фосфата железа (ΙΙΙ),фторида кальция
В. Назовите следующие вещества:LiOH Mn2O7NiCO3 Ca3(PO4)2H2SO4BeCl2
С. Из нижеприведенного списка веществ выпиши формулы оснований:
NiCl2, CoO, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Cl2O7, N2O , H2SO4, Be(OH)2, Cu(NO3)2, Fe(OH)3, Ni2O3,
Дополнительные задания:
Выпишите формулы оксидов, подчеркните оксиды металлов:
Al2O3MgSiO2CS2Fe2O3K2SH2OCaClCO2OF2COAlSSO2HSNO
Вариант 4
А.Составьте формулы следующих веществ: силиката хрома (ΙΙΙ), оксида брома (VΙΙ), нитрата никеля(ΙΙ), сульфата кобальта (ΙΙ)
гидроксида меди (Ι), карбоната калия
В. Назовите следующие вещества:N2O Fe(OH)3AgCl CuBr2BaSO4HNO2
С. Из нижеприведенного списка веществ выпиши формулы кислот:
H2S, Ba(OH)2, BaCl2, HNO3,Fe(OH)2, CuCl2, Fe2O3, HI, Mn2O7,H3PO4
Дополнительные задания:
Выпишите формулы солей, подчеркните растворимые соли:
NaNO2Cu(NO3)2HNO2NH3N2O5HClN2O3Al(NO3)3Mg2N3Na3NHNO3KBr
Вариант 5
А.Составьте формулы следующих веществ: фосфата бария, оксида магния, силиката натрия, сульфида кальция
оксида бериллия, нитрита цинка
В. Назовите следующие вещества: Ba(NO3)2W2O3 Na3PO4 Zn(OH)2CaSiO3 CoBr2
С. Из нижеприведенного списка веществ выпиши формулы простых веществ:
NaOH, O3, Mg, NaCl, C, H2, H2O2, Zn, CL2 , LiOH, H2SO4, B2O3, HCl, BeO
Дополнительные задания:
Выпишите формулы кислот, подчеркните двухосновные кислоты:
SO3H2CO3HNO2CaCO3N2O5BaSO4H3PO4CO2HClO3K3PO4P2O5NaNO3H2S
Лист контроля
ФИ учащегося
Конкурс 1
Конкурс 2
Конкурс 3
Конкурс 4
Конкурс5
Конкурс 6
Конкурс 7
Итого