• Преподавателю
  • Химия
  • Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя

Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя

 Учитель, его знания и умения являются ключевым ресурсом модернизации экономики. Наиболее эффективным и личностно значимым средством повышения педагогического капитала учителя является педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская-это объединение учителей, созданное с целью изучения и внедрения в практику работы эффективных технологий обучения. Существуют педагогические мастерские, которые являются особой формой организации научно-методической работы учителя по моделированию собственного ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андреева Любовь Сергеевна,

учитель химии высшей категории,

г. Березники, Пермский край



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ

Учитель, его знания и умения являются ключевым ресурсом модернизации экономики. Наиболее эффективным и личностно значимым средством повышения педагогического капитала учителя является педагогическая мастерская. Педагогическая мастерская-это объединение учителей, созданное с целью изучения и внедрения в практику работы эффективных технологий обучения. Существуют педагогические мастерские, которые являются особой формой организации научно-методической работы учителя по моделированию собственного педагогического опыта, по экспериментальной проверке эффективности своей модели, по разработке методических рекомендаций на основе собственных достижений учителя. Важно, что такие педагогические мастерские в отличие от разовых форм работают в течение длительного времени. (Герасимова Т.Ю.)

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. (Поташник М.М.)

Практика преподавания химии в школе, изучение опыта работы учителей по действующим программам и учебникам, свидетельствуют о невысоком уровне выполнения учащимися химического эксперимента и недостаточной эффективности его применения в учебном процессе. Учащиеся часто не получают необходимых экспериментальных знаний, не умеют объяснить причины и следствия наблюдаемых химических явлений. Причины этого, конечно, разные, но главная из них заключается в том, что в школах недостаточное внимание обращается на выполнение проблемных экспериментов с целью развития учащихся.

Поэтому одним из средств инновационной деятельности в практике моей работы является использование проблемных и исследовательских экспериментов.

Решение учениками проблем с применением исследовательских методов характеризуется как сложное учебное умение, которому нужно специально обучить. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путем создания противоречий), а исследовательский эксперимент направлен на ее решение. Хотя нужно отметить, что и исследовательский эксперимент тоже может приводить к созданию проблемных ситуаций, а они, в свою очередь, потребуют проведения новых или дополнительных исследований.

Проблемно-развивающие опыты влияют на уровень теоретических знаний учащихся. Если в ходе экспериментов они получают новые, неожиданные факты, противоречащие сложившимся у них теоретическим представлениям, то, пытаясь эти факты осмыслить и объяснить, они целенаправленно выводятся на новый уровень понимания материала. Именно поэтому, при обучении химии необходимо проводить проблемные эксперименты, которые обогащают знания учащихся новыми или необычными фактами. Разрешение противоречий происходит только тогда, когда учащиеся переходят на новый уровень мышления. Вследствие этого и возникает новое решение, появляется ясность в изучаемом вопросе. (Сурин Ю.В.)

Являюсь руководителем педагогической мастерской, которая была организована для учителей химии города. Тема: «Развивающий эксперимент как средство развития химических компетенций учащихся».

Цели и задачи педагогической мастерской:

- создание методического пространства, позволяющего педагогам повысить профессиональный уровень и уровень методического мастерства, определить своё место в педагогической практике;
 создание условий для формирования мотивации педагога на преобразование своей деятельности, использование в педагогической практике эффективных технологий, форм и средств обучения, систем работы, обеспечивающих решение задач, стоящих перед современным образованием;

- поиск идей по развитию мышления учащихся, стимулирующих их творческий рост.

За основу работы взята методика выполнения проблемных и развивающих экспериментов Ю.В. Сурина. Техника выполнения большинства экспериментов очень проста, не требует какого-либо сложного оборудования. Учителя - предметники выполняли лабораторные работы по предложенному плану. К каждому занятию готовилась соответствующая презентация и методика выполнения эксперимента. В течение года было проведено 4 заседания, где рассматривались следующие вопросы:

  1. «Развивающие эксперименты по изучению взаимодействия металлов с растворами солей».

  2. «Эксперименты при изучении свойств средних солей»

  3. «Эксперименты при изучении свойств кислых солей».

  4. ««Эксперименты при изучении свойств соединений железа и меди».

В результате работы педагогической мастерской был обобщен педагогический опыт по применению проблемных и развивающих экспериментов, разработаны рекомендации для учителей по подготовке учащихся к ЕГЭ.

Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя

Педагогическая мастерская как средство раскрытия творческого потенциала учителя

Литература:

  1. Герасимова Татьяна Юрьевна. Педагогическая мастерская [Текст]

// Ресурсы сети Интернет.

  1. Поташник М.М., Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. [Текст] /Поташник М.М.//М.: Центр педагогического образования, 2010. С. 448.

  2. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента [Текст] / Ю.В.Сурин //Химия в школе.-№10, 2007.С. 39-43.

  3. Ресурсы сети Интернет.

3


© 2010-2022