Разработка урока на тему: Решение качественных задач

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макоева Светлана Борисовна Решения качественных задач

Разработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задачРазработка урока на тему: Решение качественных задач

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 3»

Согласовано

председатель МО

методист _______Т.В. Бдайциева

РАЗРАБОТКА урока по теме :

«Решение качественных задач. »

Исполнитель разработки : преподаватель химии

Макоева Светлана Борисовна .

Владикавказ

2013 год

Решение качественных задач.



  1. Предложите не менее трех принципиально разных способов очистки меди от примесей цинка. (3 балла)

Способы очистки меди от примесей цинка основываются на различиях в химических свойствах этих металлов.

  1. Так при действии на очищаемый образец соляной кислотой, цинк растворится, а медь нет:

Zn +2HCl = ZnCl2 +H2

Cu + HCl =

медь отделяется фильтрованием, с дальнейшим промыванием водой.

  1. При действии на очищаемый образец концентрированным раствором щелочи цинк растворится, а медь нет:

Zn +2KOH +2H2O=K2Разработка урока на тему: Решение качественных задач +H2

Cu + KOH =

медь отделяется фильтрованием, с дальнейшим промыванием водой.

  1. Цинк также можно растворить в водном растворе хлорида аммония:

Zn +2NH4Cl +2H2O = H2 + ZnCl2 + 2NH4OH

  1. прилить раствор сульфата меди (II), при этом цинк вытеснит медь из раствора соли: Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu. Медь отделяется фильтрованием, с дальнейшим промыванием водой.

  2. Электрохимический способ. Загрязненный образец меди поместим в электролизер и сделаем его анодом. Тонкие листы чистой меди будут играть роль катода; в качестве электролита возьмем подкисленный серной кислотой раствор сульфата меди (II). При пропускании электрического тока медь и цинк будут растворяться на аноде и переходить в раствор в виде ионов:

На аноде: Cu (тв.) → Cu 2+ (водн.) + 2 е -

Zn (тв.) → Zn2+ (водн.) + 2 е -

У меди более положительное значение электродного потенциала, чем у цинка (Е0 Cu 2+/Cu0 = 0,34 В; Е0 Zn 2+/Zn 0 = − 0,76 В), это значит, что медь легче восстанавливается на катоде:

На катоде: Cu 2+ (водн.) + 2 е - = Cu (тв.)

Тщательно регулируя напряжение электролитической ячейки, можно предотвратить осаждение цинка на катоде и получить чистую медь.



  1. Имеется смесь этана, этилена, ацетилена. Как химическим путем выделить каждое соединение в индивидуальном виде? Напишите уравнения соответствующих реакций. (4 балла)

  1. Пропускаем смесь газов через аммиачный раствор оксида серебра. Образовавшаяся соль ацетиленида серебра выпадает в осадок серого цвета:

HC≡CH + 2Разработка урока на тему: Решение качественных задачOH →AgC≡CAg +4NH3+2H2O

Для выделения ацетилена, осадок отфильтровывают и разлагают кислотой:

AgC≡CAg +2HCl → C2H2↑ +2AgCl↓

  1. Смесь этана и этилена пропускаем через бромную воду. Поглощается этилен:

С2H4 +Br2 →C2H4Br2

Для регенерации этилена на 1,2 -дибромэтан действуем цинком:

C2H4Br2 + Zn →ZnBr2 +C2H4

  1. Остался в смеси только этан.

  1. Какие из перечисленных веществ могут реагировать с дихроматом калия: хлороводород, гидроксид калия, нитрат калия, серная кислота, метан, этанол. Напишите уравнения реакций и укажите условия их протекания. (5 баллов)

K2Cr2O7(тв)+14HCl(конц) = 2KCl +2CrCl3+3Cl2+7H2O

K2Cr2O7 + 2KOH(конц) = 2K2CrO4 +H2O

K2Cr2O7(тверд) + H2SO4(конц) Разработка урока на тему: Решение качественных задачK2SO4 +2CrO3↓+H2O

3C2H5OH + K2Cr2O7 +4H2SO4 Разработка урока на тему: Решение качественных задач 3CH3CHO +Cr2(SO4)3 +K2SO4+7H2O

3C2H5OH + 2K2Cr2O7 +8H2SO4 Разработка урока на тему: Решение качественных задач 3CH3COOH +2Cr2(SO4)3 +2K2SO4+11H2O



  1. Даны вещества: йодид калия, пероксид водорода, озон. Запишите уравнения всех возможных между ними реакций. (5 баллов)

H2O2+2KJ = 2KOH +J2

3H2O2 +KJ = KJO3 +3H2O (в концентрированном горячем KOH)

H2O2 +O3 = 2O2 +H2O

3O3 + KJ = KJO3+3O2

O3+H2O +2KJ = J2 +O2 +2KOH

KJ + O3 = KJO3( в слабощелочной среде)



  1. Какие два вещества и при каких условиях вступили в реакцию, если образовались следующие вещества (указаны все продукты реакции без коэффициентов) (5 баллов):

… + … KCl + NaOH

… + … HBr + KBr

… + … Ba3N2 + BaO + BaH2

… + … BaCO3 + Na2CO3 + H2O

… + … CO2 + HCl

KClO + NaH KCl + NaOH

KH + Br2 HBr + KBr

8Ba(изб) + NH4NO3 Разработка урока на тему: Решение качественных задач Ba3N2 + 3BaO + 2BaH2

Или 7Ba(изб) + NH4NO2 Разработка урока на тему: Решение качественных задач Ba3N2 + 2BaO + 2BaH2

Ba(HCO3)2 + 2NaOH BaCO3 + Na2CO3 + 2H2O или

2NaHCO3 + Ba(OH)2 BaCO3 + Na2CO3 + 2H2O

HCOOH + Cl2 CO2 + 2HCl или COCl2 + H2O CO2 + 2HCl



  1. Обсудите возможность взаимодействия следующих веществ (7 баллов):

А) стирол и перманганат калия;

Б) цинк и сульфат алюминия;

В) сульфат меди и метиламин.

а) 1. Окисление стирола водным раствором перманганата калия при нагревании:

6Н5 - СН=СН2 +10KMnO4 Разработка урока на тему: Решение качественных задач6Н5 - СООK + 10MnO2 + 3К2СО3+ KOH + 4H2O

2. Если разбавленным водным раствором перманганата калия действовать на стирол, то он превращается в многоатомный спирт:

6Н5 - СН=СН2 +2KMnO4 +4H2O 3С6Н5 - СH(ОH) - CH2(OH) + 2MnO2 + 2KOH

3. Стирол можно окислить до бензоата калия в щелочной среде:

С6Н5 - СН=СН2 +10KMnO4 +13KOH С6Н5 - СООK + 10K2MnO4 + К2СО3+ 8H2O

4. Для превращения стирола в бензойную кислоту реакцию нужно проводить в кислой среде:

С6Н5 - СН=СН2 +2KMnO4 +3H2SO4 С6Н5 - СООH + CO2 + К24+ 2MnSO4 + 4H2O

5.При сжигании стирола в перманганате идет реакция:

8H8 +40KMnO4 = 20K2CO3 +40MnO2 +4CO2+12H2O

При нагревании кристаллического перманганата со стиролом - полное окисление

С8Н8 + 20KMnO4 → 10MnO2 + 10K2MnO4 + 8CO2 +4H2O

Б) В водном растворе сульфат алюминия подвергается гидролизу. Среда кислая, цинк реагирует с образовавшемися при гидролизе ионами Н+. Суммарное уравнение примет вид:

Al2(SO4)3 +Zn +2H2O = H2 +2AlOHSO4+ZnSO4

Если вещества находятся в твердом состоянии, то при прокаливании (более 800оС) возможно протекание реакций:

2Al2(SO4)3 Разработка урока на тему: Решение качественных задачAl2O3+6 SO2 +3O2

Образовавшийся кислород начнет реагировать с цинком:

2Zn +O2 =2ZnO

Суммарное уравнение примет вид:

Al2(SO4)3 +3ZnРазработка урока на тему: Решение качественных задачAl2O3 +3ZnO +3SO2

В) Сульфат меди (II) в водном растворе подвергается гидролизу по катиону. При этом среда раствора кислая. Образовавшийся ион Н+ присоединяется к метиламину с образованием сульфата метиламмония. Итоговое уравнение примет вид:

СuSO4 +2CH3NH2+2H2O = Cu(OH)2 +(CH3NH3)2SO4

Комплексообразование (в избытке концентрированного раствора амина):

CuSO4 + 4CH3NH2 → [Cu(CH3NH2)4]SO4


  1. Как одним реактивом различить водные растворы бромоводорода, фторида натрия, гидроксида калия, хлорида алюминия? Напишите уравнения соответствующих реакций. (4 балла)

В качестве реактива используем нитрат серебра AgNO3 . Это вещество с различными ионами образует осадки разных цветов:

HBr +AgNO3 =AgBr↓ +HNO3 (AgBr -желтоватый осадок)

2KOH +2AgNO3 = Ag2O↓+H2O +2KNO3 (Ag2O - бурый осадок)

AlCl3 +3AgNO3 = 3AgCl↓ +Al(NO3)3 (AgCl -белый творожистый осадок)

NaF + AgNO3 = так как AgF растворим



  1. В двух пробирках находятся растворы хлорида алюминия и гидроксида натрия. Как, используя только одну чистую пробирку и не используя других реактивов, распознать эти вещества? Напишите уравнения соответствующих реакций. (4 балла)

Для определения в какой из пробирок содержится NaОН, а в какой AlCl3, в чистую пробирку наливаем небольшое количество раствора, например из пробирки № 2. К этому раствору добавляем раствор из пробирки № 1. При этом образуется осадок гидроксида алюминия:

AlCl3 + 3NaOH 3NaCl+Al(ОН)3

Если при дальнейшем добавлении раствора № 1 происходит растворение осадка, значит в пробирке № 1 находится щелочь. В данной реакции образуется гидроксоалюминат:

Al(ОН)3 + NaOH Na[Al(ОН)4]

Если осадок гидроксида алюминия не растворяется при добавлении раствора из пробирки № 1, значит, в этой пробирке находится хлорид алюминия.



  1. В четырех пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы гидроксида натрия, хлорида натрия, нитрата серебра, хлороводорода. Как, не используя других реактивов, распознать эти вещества? Напишите уравнения соответствующих реакций. (5 баллов)

Вещества

NaOH

NaCl

HCl

AgNO3

NaOH

-

-

+

+ Ag2O↓бурый осадок

NaCl

-

-

-

+ AgCl↓белый творожистый

HCl

+

-

-

+ AgCl↓белый творожистый

AgNO3

+

Ag2O↓ бурый

+

AgCl↓ белый творожистый

+ AgCl↓белый творожистый

-

1 осадок

1 осадок

1 осадок

3 осадка

NaOH +HCl =NaCl +H2O +Q

2NaOH + 2AgNO3=Ag2O↓ +H2O +2NaNO3

NaCl +AgNO3 =AgCl↓+NaNO3

HCl +AgNO3 =AgCl↓+HNO3

По таблице определяем растворы NaOH (один бурый осадок) и AgNO3 (один бурый осадок и 2 осадка белого цвета). Растворы HCl и NaСl дали одинаковый результат (один белый осадок). Чтобы различить эти растворы, воспользуемся осадком Ag2О, который получим при сливании растворов NaOH и AgNO3. Осадок разделим на две пробирки, в каждую из которых прильем исследуемые растворы. При взаимодействии раствора соляной кислоты с Ag2О происходит реакция: Ag2О + 2HCl= 2AgCl↓ + H2О. Мы наблюдаем растворение бурого осадка Ag2О и выпадение белого творожистого осадка AgCl. При добавлении раствора хлорида натрия к Ag2О растворения бурого осадка не происходит (можно наблюдать легкое помутнение раствора вследствие выпадения незначительного количества осадка AgCL, ведь над осадком Ag2О будут находиться ионы серебра, которые взаимодействуют с ионами натрия).

Второй способ различить растворы хлорида натрия и хлороводорода - выпарить на предметном стекле. В случае хлорида натрия останутся белые кристаллы, в случае хлороводорода остатка не будет, при выпаривании кислота «дымит».



  1. Соль «А», водный раствор которой образует с нитратом серебра белый творожистый осадок, при действии щелочи и легком нагревании выделяет газ «В» с плотностью по этану 1,5. При сгорании газа «В» образуются два газа, не поддерживающие горения, один из которых - «С» - вызывает помутнение известковой воды. Что из себя представляют вещества «А», «В» и «С»? Приведите их формулы, а также уравнения всех реакций, о которых идет речь в задании. (5 баллов)

Так как соль «А» образует белый творожистый осадок с нитратом серебра, следовательно, это вещество содержит хлорид-ион.

Определим молярную массу газа «В»:

М(В) = 1,5 •М(С2Н6) =1,5•30 =45г/моль

Так как газ «С» не поддерживает горение и вызывает помутнение известковой воды, то это дает основание предположить, что С - углекислый газ. А значит, в состав соли «А» входил и углерод.

Так как при сгорании «В» получился еще один газ, не поддерживающий горение, можно предположить, что этим газом является азот. Следовательно, в состав соли «А» входили элементы: углерод, азот, хлор и вероятно водород. Вещество «В» - является амином. По значению молярной массы (45г/моль) условию задачи удовлетворяет диметиламин или этиламин (вещество «В»)

ИТАК, вещество «А» - хлорид диметиламмония - Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl

Или хлорид этиламмония - Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl

Вещество «В» - диметиламин - (СH3)2NH

Или этиламин - C2H5NH2

Вещество «С» - углекислый газ - СО2

Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl + AgNO3 =AgCl↓+Разработка урока на тему: Решение качественных задачNO3

Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl +NaOH = NaCl +H2O +(СH3)2NH↑

4(СH3)2NH +15O2 = 8CO2 +2N2 +14H2O

CO2 +Ca(OH)2 = CaCO3+H2O

Или

Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl + AgNO3 =AgCl↓+Разработка урока на тему: Решение качественных задачNO3

Разработка урока на тему: Решение качественных задачCl +NaOH = NaCl +H2O+ C2H5NH2

4C2H5NH2+15O2 = 8CO2 +2N2 +14H2O

CO2 +Ca(OH)2 = CaCO3+H2O



  1. Имея в своём распоряжении только концентрированную азотную кислоту и воду, распознайте металлы: алюминий, серебро, железо, никель и кобальт. (5 баллов)

В концентрированной азотной кислоте пассивируются алюминий, железо, кобальт и никель. Значит с помощью концентрированной азотной кислоты можно распознать только серебро:

Ag +2HNO3(конц)= AgNO3 +NO2↑ +H2O

Далее разбавляем кислоту водой(конц. меньше 5%). При такой концентрации все оставшиеся для распознания металлы способны реагировать с ней. Причем алюминий, в отличие от железа, никеля и кобальта реагирует без выделения газообразных веществ:

8Al + 30HNO3(меньше 5%) = 8Al(NO3)3 +3NH4NO3+9H2O

Оставшиеся металлы реагируют с азотной кислотой почти одинаково, однако при этом образуются нитраты этих металлов с различной окраской. Нитрат железа (III) - белый, постепенно на воздухе приобретает коричневую окраску, нитрат кобальта (II) - розовый, а нитрат никеля (II) - изумрудно-зеленый. По окраске образовавшихся растворов можно распознать эти металлы:

Fe +4HNO3 (разб) Разработка урока на тему: Решение качественных задач Fe(NO3)3 +NO +2H2O

3Co +8HNO3 (разб) Разработка урока на тему: Решение качественных задач 3Co(NO3)2 +2NO +4H2O

3Ni +8HNO3 (разб) Разработка урока на тему: Решение качественных задач 3Ni(NO3)2 +2NO +4H2O



  1. Используя в качестве исходных веществ серу, натрий и воду, а также любое оборудование и катализаторы, получите как можно больше других веществ (полученные Вами вещества можно использовать для дальнейших превращений). (За каждое вещество - 1 балл)

S +2Na =Na2S

2Na + 2SNa2S2

2Na +2H2O =2NaOH +H2

6NaOH +3S Разработка урока на тему: Решение качественных задач2Na2S +Na2SO3 +3H2O

S+H2 =H2S

H2S +2NaOH = Na2S + 2H2O

H2S +NaOH = NaHS + H2O

2H2O Разработка урока на тему: Решение качественных задач2H2 +O2

S +O2 = SO2

2SO2 +O2 Разработка урока на тему: Решение качественных задач2SO3

SO2 +2NaOH = Na2SO3+H2O

SO2 +NaOH = NaHSO3

SO3 +2NaOH = Na2SO4+H2O

SO3 +NaOH = NaHSO4

SO2 +H2O =H2SO3

SO3 +H2O =H2SO4

2Na + H2 = 2NaH

2Na +O2 = Na2O2

Na2O2 +H2O (хол) = H2O2 +2NaOH

2Na2O2 +S Разработка урока на тему: Решение качественных задачNa2SO3 +Na2O

Na2SO3 +SO2 = Na2S2O5

Или

1. 2Na + S = Na2S (130°C)

2. 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 (н.у.)

3. S + H2 = H2S (150°C)

4. H2S + NaOH = NaHS + H2O (H2S - избыток, н.у.)

5. 2Na + H2 = 2NaH (t, p)

6. 2H2O = 2H2 + О2 (электролиз воды в присутствии

NaOH)

7. S + О2 = SО2 (горение на воздухе, 280°C)

8. 2SО2 + О2 ↔ 2SО3 (400 - 500°C, кат. Pt, V2O5, Fe2O3)

9. SО2 + NaOH = NaHSО3 (SО2 в избытке, н.у.)

10. SО2 + 2NaOH = Nа23 + H2O (SО2 в недостатке, н.у.)

11. 3О2 ↔ 2О3 (в озонаторе)

12. 4NaОН + 4O3 = 4NaO3 + 2H2O + О2 (действие озона на крист. щелочь)

озонид натрия

13. SО3 + H2O = Н24 (разб.)

14. SО3 (г) + Н24 (безводн.) = Н2S2О7 дисерная кислота

15. Н24 + NaOH = NaHSО4 + H2O (Н24 в избытке, н.у.)

16. Н24 + 2NaOH = Nа24 + 2H2O (Н24 в недостатке, н.у.)

17. SО3 + Nа24 = Nа2S2О7 (45 - 50°C)

18. Nа23 + S = Nа2S2О3 (кипячение)

19. SО2 + H2O↔ Н23 (н.у.)

20. 2Na + 2SO2 = Nа2S2О4 дитионат натрия

21. 2Na + О2 = Na2О2 (умеренное нагревание)

22. Na2О2 + 2H2O = Н2О2 + 2NaOH (на холоду)

23. Na2О2 + Na = 2Na2О (130 - 200°C )

24. Н2О2 + NaOH = NaНО2 + H2O (н.у.)

25. Н24 + H2O2 ↔ Н25 + H2O (н.у.) пероксомоносерная кислота

26. H2S + 3SО2 = H2S4О6 Тетратионовая кислота

27. Na2S + хS(pомб.)= Na2Sх+1 (при сплавлении или в концентрированном растворе) полисульфиды, где х принимает значение от 1 до 7:

28. Nа23 + SO2 = Nа2S2О5 дисульфит (конц. р-р сульфита)

29. Na2O2 + O2 = NaO2 надпероксид (при нагревании под давлением)

30. NaHSO4 + H2O2 (конц) = NaHSO5 + H2O (0оС) пероксосульфат

31. 2NaHSO4 = Na2S2O8 + H2 (электролиз насыщенного раствора) пероксодисульфат (0оС)

32. Na2S2O8 + 2Н24 (конц) = Н2S2О8 +2NaHSO4 (0оС)

Примечание: Возможны и другие продукты


  1. Приведите как можно больше способов получения сульфата свинца (II) в одну стадию из разных реагентов. (За каждый способ - 1 балл)

2O3 +PbS = PbSO4 +O2 или 4O3 +3PbS = 3PbSO4

4H2O2 + PbS = PbSO4 +4H2O

Pb + 2H2SO4(конц) = PbSO4 +SO2 +2H2O

Pb(OH)2 + H2SO4(разб) = PbSO4 +2H2O

Pb(NO3)2 + H2SO4(разб) = PbSO4 +2HNO3

PbS + 4H2SO4 (конц) = PbSO4 +4SO2 +4H2O

3PbS + 8HNO3 (разб) Разработка урока на тему: Решение качественных задач 3PbSO4 +8NO +4H2O

PbS + 2O2 Разработка урока на тему: Решение качественных задачPbSO4

2Pb(SO4)2 +2H2O = 2PbSO4+2H2SO4 +O2

PbO +H2SO4 =PbSO4 +H2O

Или

  1. Взаимодействие свинца с серной кислотой:

Pb + H2SO4 = PbSO4↓ +H2 или Pb + 2H2SO4 (конц.)= PbSO4 ↓+2H2O + SO2

  1. Взаимодействие свинца с сульфатом менее активного металла:

Pb + CuSO4 = PbSO4 +Cu

  1. Взаимодействие оксида свинца (II) c серным ангидридом

PbO + SO3 = PbSO4

  1. Взаимодействие оксида свинца (II) с серной кислотой

PbO + H2SO4 = PbSO4↓ +H2O

  1. Взаимодействие гидроксида свинца (II) c серным ангидридом

Pb(OH)2 + SO3 = PbSO4↓ +H2O

  1. Взаимодействие гидроксида свинца (II) с серной кислотой

Pb(OH)2 + H2SO4 = PbSO4↓ +2H2O

  1. Взаимодействие растворимой соли свинца с серной кислотой

Pb(NO3)2 + Н2SO4 = PbSO4 ↓+2НNO3

  1. Взаимодействие растворимой соли свинца с растворимым сульфатом

Pb(NO3)2 + Na2SO4 = PbSO4 ↓+2NaNO3

9 - 11) Окисление сульфида свинца (II) до сульфата кислородом, озоном или пероксидом водорода

PbS + 2O2 = PbSO4

3PbS + 4O3 = 3PbSO4

PbS + 4H2O2 = PbSO4 ↓+4H2O

12 - 13) Окисление сульфида свинца (II) до сульфата концентрированной серной или азотной кислотами

PbS +8HNO3 (конц.) = PbSO4 ↓+ 8NO2 +4H2O

PbS +4HSO4 (конц.) = PbSO4 ↓+ 4SO2 +4H2O

15) из оксида свинца (IV)

PbO2 + SO2 = PbSO4

PbO2 +2 H2SO4 = PbSO4 ↓+ 2H2O + O2

PbO2 +2MnSO4 + 3H2SO4 = 5 PbSO4 ↓+ 2HMnO4 + 2H2O

16) окисление сульфита

2PbSO3 + O2 = 2PbSO4

17) взаимодействие комплексной соли с серной кислотой

Na2[Pb(OH)4] + 2H2SO4 (изб) = Na2SO4 + PbSO4 + 4H2O

18) Взаимодействие основной соли с серной кислотой

(PbOH)2CO3 + 2H2SO4 = 2PbSO4 + CO2 + 3H2O

19 - 20) Нейтрализацией или разложением кислой соли

Pb(HSO4)2 + Pb(OH)2 (суспензия) = 2PbSO4 + 2H2O или

Pb(HSO4)2 + 2NaOH (суспензия) = PbSO4 + Na2SO4 + 2H2O

Pb(HSO4)2 = PbSO4 + H2SO4

Примечание: Возможны и другие способы



  1. В левом треугольнике схемы превращений все реакции протекают без изменения степени окисления, в правом - все реакции окислительно-восстановительные:

А Г

CuBr2 B SO2

Б Д

Определите неизвестные вещества и запишите уравнения соответствующих реакций. (8 баллов)

Cu(OH)2 6 S

2

1 CuBr2 Разработка урока на тему: Решение качественных задач CuS Разработка урока на тему: Решение качественных задач SO2 7 8

3

CuO H2SO4

  1. Cu(OH)2 Разработка урока на тему: Решение качественных задачCuO +H2O

  2. Cu(OH)2 +2HBr =CuBr2 +2H2O

  3. CuO +2HBr =CuBr2 +H2O

  4. CuBr2 +K2S =CuS↓ +2KBr

  5. 2CuS +3O2 Разработка урока на тему: Решение качественных задач2CuO +2SO2

  6. SO2 +2H2S = 3S +2H2O

  7. SO2 +Cl2 +2H2O = H2SO4 +2HCl

  8. 3S + 6HNO3(конц) = 3H2SO4 +6NO



  1. Определите неизвестные вещества и запишите соответствующие уравнения реакций (10 баллов):

С В А алкен изомер В изомер С

изомер А

Один из возможных вариантов решения таков:

1-бромбутан Разработка урока на тему: Решение качественных задачбутанол-1Разработка урока на тему: Решение качественных задач1-хлорбутанРазработка урока на тему: Решение качественных задачбутен-1Разработка урока на тему: Решение качественных задачбутанол-2Разработка урока на тему: Решение качественных задач2-бромбутан

Разработка урока на тему: Решение качественных задач2

2-хлорбутан

  1. CH3 - CH2 - CH2 -CH2Cl +KOH Разработка урока на тему: Решение качественных задач CH3 - CH2 - CH=CH2 +KCl +H2O

  2. CH3 - CH2 - CH=CH2 +HCl → CH3 - CH2 - CHCl - CH3

  3. CH3 - CH2 - CH2 -CH2Cl + KOH → CH3 - CH2 - CH2 -CH2OH +KCl

  4. CH3 - CH2 - CH=CH2 +H2O Разработка урока на тему: Решение качественных задач CH3 - CH2 - CHOH - CH3

  5. CH3 - CH2 - CH2 -CH2OH + HBr Разработка урока на тему: Решение качественных задач CH3 - CH2 - CH2 -CH2Br +H2O

  6. CH3 - CH2 - CHOH - CH3 +HBr Разработка урока на тему: Решение качественных задач CH3 - CH2 - CHBr - CH3 +H2O

Или

пропанальРазработка урока на тему: Решение качественных задачпропанол-1Разработка урока на тему: Решение качественных задач1-бромпропанРазработка урока на тему: Решение качественных задачпропенРазработка урока на тему: Решение качественных задачпропанол-2Разработка урока на тему: Решение качественных задачацетон

↓6

2- бромпропан

  1. CH3CH2CH2Br +NaOH Разработка урока на тему: Решение качественных задач CH3CH =CH2 +NaBr +H2O

  2. CH3CH2CH2Br +NaOH → CH3CH2CH2OH +NaBr

  3. CH3CH2CH2OH +CuOРазработка урока на тему: Решение качественных задач CH3CH2CHO +Cu +H2O

  4. CH3CH=CH2 +HOHРазработка урока на тему: Решение качественных задач CH3CH(OH)CH3

  5. CH3CH(OH)CH3 +CuOРазработка урока на тему: Решение качественных задач CH3COCH3 +Cu +H2O

  6. CH3CH =CH2 +HBr→ CH3CHBrCH3

или

Вариантов решения существует несколько.

Один из них: А - 1-хлорпропан, В - пропанол - 1, С - пропаналь, изомер А - 2-хлорпропан, изомер В - пропанол - 2, изомер С - ацетон.

  1. СН3-СН=СН2 + HBr → СН3-СНBr-СН3 (изомер А )

  2. СН3-СН=СН2 + HOH → СН3-СНOH-СН3 (изомер В )

  3. СН3-СН2-СН2Вr + КОН (спирт)→ СН3-СН=СН2 (алкен) + KBr + H2O

  4. СН3-СН2-СН2Вr + КОН (водн.)→ KBr + СН3-СН2-СН2OH (В)

  5. СН3-СН2-СН2OH + СuO → Cu + H2O + СН3-СН2-СHO ( С)

  6. СН3-СНOH-СН3 + CuO → Cu + H2O + СН3-СO-СН3 (изомер С)


Другой вариант: Алкен - пропен; А - пропанол-1; В - 1-бромпропан; С - гексан;

Изомер А - пропанол-2; Изомер В - 2-бромпропан; Изомер С - 2,3-диметилбутан

А H2SO4 (конц)

СH3−CH2−CH2−OH → СH3−CH=CH2 + H2O

t°>140°С

H2SO4, t° Изомер А

СH3−CH=CH2 + H2O → СH3−CH(ОН)−CH3

A B

СH3−CH2−CH2−OH + HBr ↔ СH3−CH2−CH2Br + H2O

B t° C

2СH3−CH2−CH2Br + 2Na → СH3−CH2−CH2− СH2−CH2−СH3 + 2NaBr

Изомер В

СH3−CH=CH2 + HBr → СH3−CHBr−CH3

Изомер В t° Изомер С

2СH3−CHBr−CH3 + 2Na → СH3−CH(CH3)−CH(CH3)−СH3 + 2NaBr


Задания взяты из следующих источников:

  1. Н.Е. Кузьменко,В.В. Еремин, С.С. Чуранов. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. - М.: Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21век»,2001.

  2. С.С. Чуранов. Химические олимпиады в школе. - М.: Просвещение, 1982.

  3. Вступительные экзамены и олимпиады по химии в Московском университете:2007/Под ред. Н.Е. Кузьменко и В.И. Теренина. - М.: Изд-во МГУ, 2008.

  4. Вступительные экзамены и олимпиады по химии в Московском университете:2010/Под ред. Н.Е. Кузьменко и В.И. Теренина. - М.: Изд-во МГУ, 2010.

Использованы материалы Денисовой В.Г., размещенные на сайте «Химоза»


© 2010-2022