Рабочая программа по химии к учебнику «Химия» Л. С. Гузей, Р. П. Суворовцева

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов,

из них 4 часа резервное время)

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы к учебнику «Химия» Л.С.Гузей, Р.П.Суворовцева (второй год обучения).

Цели и задачи:

1.Знать положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

2.Знать общие химические и физические свойства металлов и неметаллов,

их промышленное и лабораторное производство.

3.Научить решать расчетные задачи.

4.Научить различать неорганические и органические вещества.

5.Дать основные понятия о строении и свойствах органических веществ на основании теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

Программа включает в себя основы общей и неорганической химии, а также краткие сведения об органических веществах. Нормативная продолжительность изучения этого содержания определена в соответствии с федеральным Базисным планом основного общего образования. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по химии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников.

Изучение химии в основной школе призвано обеспечить:

-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике: формирование основ химического знания - важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;

-развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;

-формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

-выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

-развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Содержание программы составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами

В программе названы основные разделы курса, для каждого их них перечислены подлежащие изучению вопросы, виды расчетов, химический эксперимент (демонстрации, лабораторные опыты, практические работы).

Решению задач воспитания у учащихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Характеристика 9 классов.

В 9 классах всего 31 человек, неплохо занимаются и имеют «5» и «4» 12 человек.

Из них высокие способности к предмету имеют 2 учащихся, которые могут не только воспроизводить пройденный материал и решать задания по алгоритму, предложенному учителем, но и находить свои пути решения, справляться с заданиями повышенной трудности.

12 человек имеют средние способности, стабильно занимаются. Выполняют задания повышенной трудности с учителем.

Оставшиеся учащиеся занимаются в меру своих способностей. Некоторые темы знают и охотно отвечают по этим темам (Периодическая система химических элементов и строение атома), другие темы вызывают затруднения (химические реакции и условия их протекания). Они плохо запоминают материал. Не связывают изученный материал с повседневной жизнью и не применяют полученные знания на практике.

На основании этого я использую следующие методы обучения:

Традиционные методы обучения репродуктивные воспроизводящие изученное: лекции, беседы, диалоги.

Продуктивные, развивающие и проблемные методы, самостоятельные и практические работы,

дифференцированный подход в обучении - работа в парах («консультант» сильный ученик - «ученик» слабый учащийся), творческие работы, исследовательские работы, консультации

Содержание программы химии 9 класс(2 ч в неделю; всего 70 ч,

из них 4ч - резервное время)

Тема 14. Повторение курса химии 8 класса (4ч)

Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Атомная орбиталь. s-Орбиталь и р-орбиталь. Энергетические диаграммы. Атомный (порядковый) номер химического элемента - заряд ядра атома. Химическая связь. Образование ионов. Основные классы неорганических соединений.

Тема 15. Строение вещества (5ч)

Агрегатные состояния вещества. Кристаллическая решетка. Стеклообразное состояние вещества. Вещества молекулярного строения. Молекулярные кристаллы.

Атомные кристаллы. Ионные кристаллы на примере галогенидов и щелочей.

Тема 16. Электролитическая диссоциация (11ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Кислоты, основания, амфолиты. Соли. Реакции в растворах электролитов. Обратимые и необратимые реакции. Полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов. Химическое равновесие. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Закон действующих масс. Константа равновесия.

Константы диссоциации кислот и оснований. Химические свойства кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации.

Практическое занятие. 10. Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты». Решение расчетных задач на вычисление массы или количества продукта реакции, если один из реагентов взят в избытке.

Тема 17. Химические элементы 3-го периода периодической системы (4ч)

Электронное строение и свойства атомов химических элементов 3-го периода. Проявляемые валентности. Образование ионной и ковалентной химической

связи. Свойства оксидов и гидроксидов, образованных элементами 3-го периода.

Практическое занятие. 11. Изучение влияния условий на скорость химической реакции.

Тема 18. Химия неметаллических элементов (17 ч)

Сера. Строение атома. Физические и химические свойства серной кислоты. Получение серной кислоты; химические процессы при ее производстве контактным способом. Химическое равновесие. Условия смещения равновесия на примере реакции окисления кислородом оксида серы (IV).Катализ. Расчетные задачи типа «Определение выхода продукта реакции в процентах от теоретического».

Азот. Строение молекулы. Свойства простого вещества. Получение аммиака. Физические и химические свойства аммиака. Гидроксид аммония. Производство аммиака.

Практическое занятие. 12. Получение аммиака и изучение его свойств. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.

Оксиды азота. Азотная кислота. Получение (физико-химические основы производства), физические и химические свойства. Применение азотной кислоты и ее солей.

Фосфор. Положение в периодической системе, электронное строение атома, проявляемые валентности. Аллотропия. Основные химические свойства (взаимодействие с кислородом). Применение фосфорной кислоты и ее солей.

Практическое занятие. 13. Распознавание минеральных удобрений.

Углерод. Строение атома и проявляемые валентности. Строение и свойства аллотропных модификаций углерода. Применение алмаза, графита, сажи.

Практическое занятие. 14. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Решение расчетных задач на вычисление объема газообразного продукт реакции, полученного из вещества, содержащего примеси.

Гидролиз солей Обратимый и необратимый гидролиз.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота. Силикаты.

Практическое занятие. 15. Решение экспериментальных задач по разделу «Неметаллы».

Тема 19. Органические соединения (15ч)

Предмет органической химии. Углеводороды. Производные углеводородов.

Особенности строения атома углерода и образования им химических связей.

Строение предельных углеводородов. Гомология. Изомерия.

Практическое занятие. 16. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах. Ненасыщенные углеводороды. Алкены, алкины, арены.

Практическое занятие. 17. Получение этена и изучение его свойств.

Полимеризация непредельных углеводородов. Полиэтилен. Углеводороды в природе. Природный газ, нефть, уголь. Углеводородное топливо. Теплотворная способность. Экологические проблемы сжигания углеводородов. Переработка нефти: фракционная перегонка, крекинг. Спирты: метанол, этанол; горение спиртов. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота; реакция этерификации. Биологически важные органические вещества: жиры, углеводы, белки.

Тема 20. Химия металлических элементов (10ч)

Ряд активности металлов. Металлические свойства веществ. Сплавы. Коррозионная стойкость. Алюминий. Алюминотермия. Амфотерность оксида и гидроксида. Применение алюминия и его оксида.

Кальций. Соединения кальция в природе. Оксид и гидроксид кальция. Карбонат и гидрокарбонат кальция.

d-Элементы. Электронное строение и характерные свойства. Железо. Физические свойства. Электронное строение атома. Полиморфизм металлического железа.

Химические свойства железа. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III).Амфотерность оксида и гидроксида железа (III). Производство чугуна и стали.

Практическое занятие. 18. Изучение свойств железа и его соединений.

Практическое занятие. 19. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».

Ожидаемые результаты обучения химии в 9 классе.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;

-овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использовании веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, нанесении вреда здоровью человека и окружающей среде.

Учащийся должен освоить следующие требования:

1.Называть:

1.1.Свойства неорганических и органических веществ.

1.2.Признаки и условия осуществления химических реакций.

1.3.Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.

2.Определять (распознавать, вычислять):

2.1.Качественный и количественный состав вещества

2.2.Принадлежность веществ к определенному классу.

2.3.Степень окисления химических элементов в различных соединениях.

2.4.Вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях: а) щелочной металл - галоген; б) водород - типичные неметаллы.

2.5.Типы химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по выделению или поглощению теплоты; в) по изменению степеней окисления химических элементов; г) по признаку обратимости и необратимости химических реакций.

2.6.Продукты химической реакции по формулам исходных веществ.

2.7.Исходные вещества по формулам продуктов химической реакции.

2.8.Хлорид-, сульфат -, карбонат - ионы в растворах.

2.9..Массовую долю химического элемента по формуле вещества; количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.

3. Характеризовать (описывать):

3.1.Химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева

и строению их атомов.

3.2.Свойства высших оксидов элементов (№ 1-20), а также свойства соответствующих им кислот и оснований.

3.3.Химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений.

3.4.Химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве.

3.5.Способы защиты окружающей среды от загрязнения.

3.6.Биологически важные соединения (углеводы, белки, жиры).

3.7.Строение и общие свойства металлов.

3.8.Реакции восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II) и алюминием (алюмотермия).

3.9.Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением.

3.10.Свойства и области применения металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент).

3.11.Свойства и физиологическое действие на организм ртути, этилового спирта, бензина.

3.12.Состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки.

3.13.Условия и способы предупреждения коррозии металлов посредством различных покрытий.

3.14.Условия горения и способы его прекращения.

3.15.Круговороты углерода, азота в природе (по схемам).

3.16.Правила поведения в конкретной ситуации, способствующие защите окружающей среды от загрязнения.

4. Объяснять (составлять):

4.1.Физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

4.2.Закономерности изменения свойств химических элементов в пределах: а) малых периодов; б) главных подгрупп.

4.3.Сходство и различие в строении атомов химических элементов, составляющих: а) один период; б) одну главную подгруппу периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

4.4.Причины многообразия веществ: а) различие в качественном составе; б) различие в строении молекул

4.5.Формулы веществ различных классов неорганических соединений (по валентности и степени окисления химических элементов).

4.6.Схемы строения атомов химических элементов (№ 1-20) с указанием числа электронов в электронных слоях.

4.7.Уравнения химических реакций различных типов.

4.8.Уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей.

4.9.Полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

5. Следовать правилам:

5.1.Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).

5.2.Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.

5.3.Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.


© 2010-2022