- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Изменения, происходящие с веществами (8 класс)
Урок по химии Изменения, происходящие с веществами (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нуянзина М.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Изменения, происходящие с веществами».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических и химических явлениях, химических реакциях, их классификации и сущности.
Задачи урока:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям.
Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, cпособствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.
Оборудование и реактивы: компьютер, экран, проектор, штатив с пробирками, спиртовка, держатель, стеклянная палочка, спички; алюминий, йод, вода, натрий, железная скрепка, фенолфталеин, дихромат аммония, оксид меди (II), растворы азотной кислоты, сульфата меди (II), хлорида железа (III), гидроксида натрия.
Тип урока. Урок коррекции знаний, умений и навыков.
Ход урока:
(слайд 1)
Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических и химических явлениях, химических реакциях, их классификации и сущности.
Открываем рабочие тетради и записываем тему урока…
(слайд 2)
- А начать урок мне хотелось бы словами Николая Николаевича Семенова: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии».
- Что такое физические и химические явления?
Ученик. Физическими называются явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие. Химическими - явления, когда из одних веществ образуются новые вещества.
Учитель. Чем химические явления отличаются от физических?
Ученик. При физических явлениях молекулы веществ сохраняются, а при химических - разрушаются.
(слайд 3)
Учитель. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие - химическими:
• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• разрезание бумаги;
• горение дров.
Учитель. Химические явления иначе называются химическими реакциями. Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы произошла химическая реакция?
Ученик.
1. Привести реагирующие вещества в тесное соприкосновение;
2. Измельчить (растворить) вещества;
3. Нагреть.
Учитель. По каким признакам можно судить о том, что реакция произошла?
Ученик. Признаки химических реакций:
- изменение цвета;
- выделение газа;
- изменение запаха;
- образование или растворение осадка;
- выделение света;
- выделение или поглощение теплоты.
Учитель. Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции?
Ученик. Химическое уравнение - условная запись химической реакции посредством химических формул и математических знаков.
Учитель. На основе какого закона составляют химические уравнения?
Сформулируйте его.
Ученик. Закон сохранения массы вещества: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции.
(слайд 4)
Учитель. Определите, какие из предложенных ниже записей можно назвать химическим уравнением:
а) H2 + Сl2 → НСl
б) 2Mg + O2 → 2MgО
в) Ca + НСl → CaCl2 + H2
Учитель. А теперь рассмотрим классификацию реакций. Как делятся реакции по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции? Дайте им определения.
Ученик. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
Учитель. По тепловому эффекту?
Ученик. Экзотермические и эндотермические.
Учитель. По использованию катализатора?
Ученик. Каталитические и некаталитические.
(слайд 5) Учитель. Т. о., химические реакции делятся…
(слайд 6)
- Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации
t,MnO2
2КClO3 →2KCl + 3O2↑- Q
2NO + O2 → 2NO2 + Q
2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O + Q
(слайд 7)
Учитель. Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:
t
а) оксид ртути (II) → ртуть + кислород
б) серная кислота + гидроксид калия → сульфат калия + вода
в) алюминий + хлорид меди (II) → хлорид алюминия + медь
г) оксид азота (V) + вода → азотная кислота
- Рассмотрим некоторые типы реакций на примерах:
(выполняются учителем)
Л.о. №1 Взаимодействие натрия с водой.
Л.о. №2 Взаимодействие алюминия с йодом.
Л.о. №3 «Извержение вулкана».
(запись в тетради уравнений реакций)
- А теперь вы самостоятельно проведите химические реакции, соблюдая правила по технике безопасности.
(слайд 8)
Лабораторный опыт
Проведите реакции между:
1 ряд - оксидом меди (II) и раствором азотной кислоты;
2 ряд - железной кнопкой и раствором сульфата меди (II);
3 ряд - растворами хлорида железа (III) и гидроксида натрия.
Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите тип химической реакции.
(слайд 9)
Решить задачи:
1. Какая масса оксида магния образуется при сжигании 12,5г магниевых стружек, содержащих 4% примесей?
2. Рассчитайте объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции с 1 моль водорода.
(слайд 10)
Учитель. Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Невозможно, даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся - и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.
С химическими реакциями мы встречаемся не только на уроках химии. Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.
Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорания топлива, выплавки металлов и другие.
Домашнее задание: повторить § 26-34
Подведение итогов.