Урок по химии Изменения, происходящие с веществами (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Изменения, происходящие с веществами».


Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических и химических явлениях, химических реакциях, их классификации и сущности.


Задачи урока:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о химических реакциях, повторить простейшие расчеты по химическим уравнениям.


Развивающие: продолжить развитие умений объяснять смысл изученных понятий, устанавливать причинно-следственные связи между ними, делать выводы. Наблюдать и объяснять результаты химического эксперимента.


Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, чувства взаимного уважения между школьниками, cпособствовать созданию положительной психологической атмосферы в классе.


Оборудование и реактивы: компьютер, экран, проектор, штатив с пробирками, спиртовка, держатель, стеклянная палочка, спички; алюминий, йод, вода, натрий, железная скрепка, фенолфталеин, дихромат аммония, оксид меди (II), растворы азотной кислоты, сульфата меди (II), хлорида железа (III), гидроксида натрия.


Тип урока. Урок коррекции знаний, умений и навыков.






Ход урока:


(слайд 1)

Учитель. Сегодня заключительный урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о физических и химических явлениях, химических реакциях, их классификации и сущности.

Открываем рабочие тетради и записываем тему урока…

(слайд 2)

- А начать урок мне хотелось бы словами Николая Николаевича Семенова: «Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии».

- Что такое физические и химические явления?

Ученик. Физическими называются явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие. Химическими - явления, когда из одних веществ образуются новые вещества.

Учитель. Чем химические явления отличаются от физических?

Ученик. При физических явлениях молекулы веществ сохраняются, а при химических - разрушаются.

(слайд 3)
Учитель. Определите, какие явления в приведенном перечне являются физическими, а какие - химическими:

• кипение воды;
• образование на деревьях инея;
• скисание молока;
• ржавление гвоздя;
• таяние льда;
• горение бенгальских огней;
• гниение растений;
• разрезание бумаги;
• горение дров.


Учитель. Химические явления иначе называются химическими реакциями. Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы произошла химическая реакция?

Ученик.
1. Привести реагирующие вещества в тесное соприкосновение;

2. Измельчить (растворить) вещества;
3. Нагреть.

Учитель. По каким признакам можно судить о том, что реакция произошла?

Ученик. Признаки химических реакций:
- изменение цвета;
- выделение газа;
- изменение запаха;
- образование или растворение осадка;
- выделение света;
- выделение или поглощение теплоты.

Учитель. Сущность химических реакций выражается с помощью химических уравнений. Что мы называем уравнением химической реакции?

Ученик. Химическое уравнение - условная запись химической реакции посредством химических формул и математических знаков.

Учитель. На основе какого закона составляют химические уравнения?

Сформулируйте его.

Ученик. Закон сохранения массы вещества: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате этой реакции.

(слайд 4)

Учитель. Определите, какие из предложенных ниже записей можно назвать химическим уравнением:

а) H2 + Сl2 → НСl
б) 2Mg + O2 → 2MgО
в) Ca + НСl → CaCl2 + H2

Учитель. А теперь рассмотрим классификацию реакций. Как делятся реакции по числу вступивших в реакцию веществ и числу получившихся в реакции? Дайте им определения.


Ученик. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Учитель. По тепловому эффекту?

Ученик. Экзотермические и эндотермические.

Учитель. По использованию катализатора?

Ученик. Каталитические и некаталитические.

(слайд 5) Учитель. Т. о., химические реакции делятся…

(слайд 6)

- Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации

t,MnO2

2КClO3 →2KCl + 3O2↑- Q

2NO + O2 → 2NO2 + Q

2NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2H2O + Q


(слайд 7)

Учитель. Напишите уравнения реакций по схемам, определите типы химических реакций:

t

а) оксид ртути (II) → ртуть + кислород
б) серная кислота + гидроксид калия → сульфат калия + вода
в) алюминий + хлорид меди (II) → хлорид алюминия + медь

г) оксид азота (V) + вода → азотная кислота

- Рассмотрим некоторые типы реакций на примерах:

(выполняются учителем)

Л.о. №1 Взаимодействие натрия с водой.

Л.о. №2 Взаимодействие алюминия с йодом.

Л.о. №3 «Извержение вулкана».

(запись в тетради уравнений реакций)

- А теперь вы самостоятельно проведите химические реакции, соблюдая правила по технике безопасности.


(слайд 8)

Лабораторный опыт

Проведите реакции между:

1 ряд - оксидом меди (II) и раствором азотной кислоты;

2 ряд - железной кнопкой и раствором сульфата меди (II);

3 ряд - растворами хлорида железа (III) и гидроксида натрия.

Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите тип химической реакции.

(слайд 9)

Решить задачи:
1. Какая масса оксида магния образуется при сжигании 12,5г магниевых стружек, содержащих 4% примесей?


2. Рассчитайте объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции с 1 моль водорода.

(слайд 10)

Учитель. Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Невозможно, даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся - и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.
С химическими реакциями мы встречаемся не только на уроках химии. Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.
Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорания топлива, выплавки металлов и другие.

Домашнее задание: повторить § 26-34
Подведение итогов.









© 2010-2022