Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей
растворенного вещества

Практическая работа (1 ч) 8 класс

Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов.

Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

Задачи урока и планируемые умения:

Задачи урока

Универсальные учебные действия

Образовательные:

выявить и закрепить основные понятия по теме, изучить практическую значимость процесса растворения и его зависимость от различных факторов,повторить и использовать правила ТБ, формированать навыков решения задач на нахождение массовой доли растворенного вещества

Познавательные:

знать определение основных понятий, уметь систематизировать и структурировать результаты,практически применить знания о растворах и массовой доле растворённого вещества,

Развивающие: формировать и совершенствовать умения практической работы с реактивами и оборудовании в химическом кабинете, формировать навыки работы в группе, развить общенаучные и метапредметные умения, формировать экспериментальных умений готовить растворы заданной концентрации.

Личностно -регулятивные:

уметь прогнозировать и оценивать результаты практической деятельности, развивать навык познавательной деятельности, самооценки и саморегуляции.

Воспитательные: воспитывать культуру обучения в сотворчестве с преподавателем, классом в целом и малой группой, формировать навыки учебно-познавательного процесса.

Коммуникативные: уметь организовывать работу в сотрудничестве, участвовать в обсуждении, аргументировать позицию.

Методы и методологические приемы:

Данный урок предполагает работу в малых группах с использованием технологии обучения в сотрудничестве и компетентностного подхода, методов активного обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение.

Аннотация:

Данная разработка предназначена для обучающихся 8 класса (УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана) по разделу программы «Растворы. Вода». Интеграция имеющихся у обучающихся знаний, предлагает обучающимся творчески освоить данный материал, выявив межпредметные, метапредметные связи дисциплины, целостность явлений, охватывающих разные аспекты человеческой деятельности.

В ходе урока применяется беседа , с помощью которой повторяются основные понятия темы как: растворы, растворимость.

Воспроизведение полученных знаний контролируется через самостоятельную работу, а правила по технике безопасности - тест. В целях самостоятельного решения предусмотрена практическая работа, в ходе которой можно проследить умения обучающихся работать в парах. Для полноценного усвоения опыта предлагается примеры, связанное с жизнью - на основании натуральных объектов (растворы йодной настойки, капли в нос - «називин», минеральная вода, пачка яблочного сока, перекись водорода и т. п.)

Оборудование для учителя и обучающихся:

Инструкция по технике безопасности при работе в химическом кабинете (презентация).

Технологическая карта деятельности для различных групп обучающихся.

Мультимедийная презентация «Вода. Растворы».

Тестовый тренажер

Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, колба под приготовленный раствор.

Реактивы. Кристаллическое вещество, вода.

Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

индивидуальная

групповая

познавательные

регулятивные, личностные

1

Подготовка к этапу мотивирования.

Приветствует класс. Производит деление класса на группы. Опрашивает правила техники безопасности.

Вспоминают правила техники безопасности.

Распределяются на группы.

Знание правил поведения при работе с веществами и оборудованием

Сотрудничество с учителем и коллективом в ходе формирования групп и дальнейшей работе.

Мотивация к учебной деятельности.

Установочные задания: демонстрация смесей различного типа.

Ученики вспоминают виды смесей, выделяют их существенные характеристики, работают по карточкам с самопроверкой

Готовят смеси различных веществ. Определяют тип смеси. Представляют полученные результаты перед классом. Заполнение ТК.

Определение типа смеси, индивидуальных веществ, образующие ее. Анализ и аргументация типа полученной смеси перед классом.

Уметь работать в группе, правильно оценивать результаты работы группы и индивидуально

2

Формулировка цели. Постановка задачи.

Используя примеры смесей, подводит обучающихся к формулировании темы и цели урока.

Фронтальный опрос. Установление причинно-следственных связей. Выступление с сообщением: «Вода».

Логическое сопоставление ранее изученных фактов и понятий с темой и целью данного урока.

Умение точно выражать мысль, передавать и фиксировать факты,

3

Актуализация материала. Первичное применение знаний

Использует слайды презентации и видеозапись для актуализации материала.

Организует лабораторный опыт по изучению растворения.

Координирует выполнение ЛР по ТК для групп учеников. Организует текущий контроль.

Самостоятельно формируют новые понятия в рабочих тетрадях.

Принимают участие в дискуссии, в работе своей группы.

Просматривают материал, уточняют и прописывают данные в ТК с применением новых знаний.

Построение, фиксация и самопроверка изучаемого материала. Знание понятий: раствор, суспензия, эмульсия, растворимость, насыщенный, ненасыщенный раствор.

Знание факторов, влияющих на растворимость.

Умение формулировать мысль, выявляют логические зависимости, оценивание возможностей самостоятельной деятельности, аргументация позиции.

Решение практико-ориентационных задач.

Используя материалы презентации и учебника, актуализирует понятие «массовая доля вещества». Координирует работу по ТК по типу проблемной ситуации. Стимулирует обучающихся к систематизации полученных сведений.

Осуществляют фиксирование и анализ переданной информации, производят решение задач в тетради.

Решение практико-проблемной задачи по приготовлении раствора определенной концентрации, записывают результаты в ТК.

Знание понятия «массовая доля»и способа ее вычисления. Умение решать практико-ориентированные задачи, выполнять различные роли в малой группе.

Приготовить раствор нужной концентрации.

Уметь организовать свою работу в сотворчестве , фиксировать и применять полученные знания, аргументировать и сравнивать свою работу с работой партнеров по группе.

4

Закрепление проверка полученных знаний

Проводит тестовый контроль

Выстраивает причинно-следственные связи, участвует в систематизации и обобщении материала, выполняет тестовое задание. Осуществляет контроль и оценку своей деятельности.

Уметь систематизировать и оценивать результаты деятельности.

Знать изученный материал. Связывать практически полученные факты и явления из повседневной жизни с изученным материалом, объяснять полученные результаты.

5

рефлексия

Подводит обучающихся к обсуждению полученного материала, прогнозированию и обобщению результатов деятельности..

Осознанно подводит итоги личной работы на уроке, работы в группе и работы группы в целом. Оценивает свою деятельность.

Оценивает свой вклад и работу группы в целом.

Умение точно и свободно выражать мысли, трезво оценивать работу на уроке.

Уметь оценивать свои знания и знания других, уметь вести дискуссию и применять материал урока на практике.

Объяснение домашнего задания

Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Воспринимают информацию, фиксируют выбранное задание для домашнего выполнения, записывают в дневник.

Уметь выбрать уровневое задание, объективно оценить свой уровень знаний

Прогнозирование результатов и уровня усвоения.

6

Дополнительный материал

Фиксирует внимание на экологическом аспекте

Просматривают материал о антропогенном загрязнении окружающей среды. Предлагают способы решения проблемы. Связывают изученную тему с просмотренными факторами

Получают коллективное задание для домашнего выполнения

Уметь связывать материал с возможными экологическими и здоровьесберегающими проблемами окружения.

Уметь высказывать личное мнение, находить причинно-следственные связи между явлениями и результатами.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада вас видеть.Урок яхочу начать словами М.В.Ломоносоа:

Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.

2.Постановка темы и цели урока.

Я прошу обратить ваше внимание на различные предметы (различные растворы йодной настойки, капли в нос - «називин», минеральная вода, пачка яблочного сока, перекись водорода и т. п.) и слайд.

-Назовите то, что изображено на фотографии. Как можно назвать одним словом?

-Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

-И чего состоит раствор?

Пример: растворим сахар в чае(по 1,2,3 кусочка в разные стаканы )

Какой чай будет более сладким? Почему? (разная масса растворённого вещества, а масса воды одинакова)

-Как называется отношение массы растворённого вещества к массе раствора?(массовая доля)

Наши ключевые слова раствор, доля

-Какие растворы встречаются в природе, в быту?

-А надо ли обычному человеку уметь готовить раствор? Приведите примеры.

-Как вы думаете какая тема урока сегодня?

- Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

-Чему можно научиться при изучении данной темы?

В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4-5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.

3. Основная часть урока. (Теоретическая часть)

- вам предлагются задачи в трёх вариантах.(В каждом варианте свой цвет)

Перепишите расчёты в виде задачи в тетрадь для практических работ - эта решённая задача является частью оформления практической работы.

Вариант № 1

В 98 г воды растворено 2 г сульфата никеля. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе.

Вариант № 2

Какие массы сульфата никеля и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 0,1?

Вариант № 3

Определите массы воды и сульфата никеля, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 20%

Проверим результаты

Масса вещества

Масса воды

Масса раствора

Массовая доля

1 вариант

2 г

98 г

100 г

2%

2 вариант

5 г

45г

50 г

10%

3 вариант

10 г

40 г

50 г

20 %

В случае неправильных ответов, необходимо показать на доске (учащиеся) правильное решение.

3. Основная часть урока. (Практическая часть)

Правила техники безопасности

- Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.

16. Слайд: тест по правилам техники безопасности:

1. Вещества на вкус:

А) можно пробовать

Б) нельзя пробовать

В) надо спросить у учителя.

2. Твердые вещества берут:

А) рукой

Б) ложечкой

В) как придется

Г) не знаю.

3. Посуду при работе надо использовать:

А) чистую

Б) грязную

В) с трещинами

4. К работе в лаборатории можно приступать:

А) когда захочешь

Б) с разрешения учителя

В) когда будешь готов.

5. Объем воды измеряют:

А) на весах

Б) в мерном цилиндре

В) в мерном стакане.

Итог:

1) Нельзя пробовать вещества на вкус.

2) Нельзя брать вещества руками.

3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать (выливать) обратно в банку (склянку).

4) Нюхать вещества с осторожностью.

5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.

6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли

Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
брать вещества руками (б),
оставлять неубранными рассыпанные
или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями
и банки с сухими веществами (г);
работу проводить только над столом (д)

Карточка оценивания

Операции работы

Верно выполнено +

Проведение расчётов

Знание правил техники безопасности

Совпадение цвета приготовленного раствора с образцом















Инструкция по выполнению практической работы

Ход работы.

1. После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6-7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду!

Взвешивание
(6-7 мин)

· Отрегулируйте весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей - на правую чашку кладут вещество, на левую - разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы.

Жидкости на весах не взвешивают!

Приготовление раствора

Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1-2 мин).

. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!

. В отчете опишите последовательность ваших действий. (5 мин).
Склянку с растворомсравните с образцом учителю.

- Составьте краткое описание выполненной работы и самостоятельно сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

(5-6 мин).
Приведите рабочее место в порядок (1-2 мин).Сдайте тетради на проверку.



Образцы отчета о проделанной
практической работе

Вариант № 1

Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли

Взвешиваю на весах 5 г сульфата никеля и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Вариант № 2

Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли

Взвешиваю 5 г сулфата никеля и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.



Вариант № 3

Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли

Взвешиваю 1 г сульфата никеля, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

4. Итог урока.

Рефлексия

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).

И чего состоит раствор?

Как называется отношение массы растворённого вещества к массе раствора?(массовая доля)

- Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

- Повторить устно вывод о последовательности действий при приготовлении растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.

- Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

- Что вы сегодня получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)

- Ребята, сдайте тетради для практических работ, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.

Литература для учителя и обучающихся:

1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.

© 2010-2022