- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли
Урок по химии для 8 класса Приготовление раствора определённой массовой доли
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Табуева Н.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Приготовление растворов солей с определенной массовой долей
растворенного вещества
Практическая работа (1 ч) 8 класс
Практическая работа выполняется по инструкции и содержит несколько вариантов.
Цели. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.
Задачи урока и планируемые умения:
Задачи урока
Универсальные учебные действия
Образовательные:
выявить и закрепить основные понятия по теме, изучить практическую значимость процесса растворения и его зависимость от различных факторов,повторить и использовать правила ТБ, формированать навыков решения задач на нахождение массовой доли растворенного вещества
Познавательные:
знать определение основных понятий, уметь систематизировать и структурировать результаты,практически применить знания о растворах и массовой доле растворённого вещества,
Развивающие: формировать и совершенствовать умения практической работы с реактивами и оборудовании в химическом кабинете, формировать навыки работы в группе, развить общенаучные и метапредметные умения, формировать экспериментальных умений готовить растворы заданной концентрации.
Личностно -регулятивные:
уметь прогнозировать и оценивать результаты практической деятельности, развивать навык познавательной деятельности, самооценки и саморегуляции.
Воспитательные: воспитывать культуру обучения в сотворчестве с преподавателем, классом в целом и малой группой, формировать навыки учебно-познавательного процесса.
Коммуникативные: уметь организовывать работу в сотрудничестве, участвовать в обсуждении, аргументировать позицию.
Методы и методологические приемы:
Данный урок предполагает работу в малых группах с использованием технологии обучения в сотрудничестве и компетентностного подхода, методов активного обучения, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение.
Аннотация:
Данная разработка предназначена для обучающихся 8 класса (УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана) по разделу программы «Растворы. Вода». Интеграция имеющихся у обучающихся знаний, предлагает обучающимся творчески освоить данный материал, выявив межпредметные, метапредметные связи дисциплины, целостность явлений, охватывающих разные аспекты человеческой деятельности.
В ходе урока применяется беседа , с помощью которой повторяются основные понятия темы как: растворы, растворимость.
Воспроизведение полученных знаний контролируется через самостоятельную работу, а правила по технике безопасности - тест. В целях самостоятельного решения предусмотрена практическая работа, в ходе которой можно проследить умения обучающихся работать в парах. Для полноценного усвоения опыта предлагается примеры, связанное с жизнью - на основании натуральных объектов (растворы йодной настойки, капли в нос - «називин», минеральная вода, пачка яблочного сока, перекись водорода и т. п.)
Оборудование для учителя и обучающихся:
Инструкция по технике безопасности при работе в химическом кабинете (презентация).
Технологическая карта деятельности для различных групп обучающихся.
Мультимедийная презентация «Вода. Растворы».
Тестовый тренажер
Оборудование. Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, колба под приготовленный раствор.
Реактивы. Кристаллическое вещество, вода.
Технологическая карта урока
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
индивидуальная
групповая
познавательные
регулятивные, личностные
1
Подготовка к этапу мотивирования.
Приветствует класс. Производит деление класса на группы. Опрашивает правила техники безопасности.
Вспоминают правила техники безопасности.
Распределяются на группы.
Знание правил поведения при работе с веществами и оборудованием
Сотрудничество с учителем и коллективом в ходе формирования групп и дальнейшей работе.
Мотивация к учебной деятельности.
Установочные задания: демонстрация смесей различного типа.
Ученики вспоминают виды смесей, выделяют их существенные характеристики, работают по карточкам с самопроверкой
Готовят смеси различных веществ. Определяют тип смеси. Представляют полученные результаты перед классом. Заполнение ТК.
Определение типа смеси, индивидуальных веществ, образующие ее. Анализ и аргументация типа полученной смеси перед классом.
Уметь работать в группе, правильно оценивать результаты работы группы и индивидуально
2
Формулировка цели. Постановка задачи.
Используя примеры смесей, подводит обучающихся к формулировании темы и цели урока.
Фронтальный опрос. Установление причинно-следственных связей. Выступление с сообщением: «Вода».
Логическое сопоставление ранее изученных фактов и понятий с темой и целью данного урока.
Умение точно выражать мысль, передавать и фиксировать факты,
3
Актуализация материала. Первичное применение знаний
Использует слайды презентации и видеозапись для актуализации материала.
Организует лабораторный опыт по изучению растворения.
Координирует выполнение ЛР по ТК для групп учеников. Организует текущий контроль.
Самостоятельно формируют новые понятия в рабочих тетрадях.
Принимают участие в дискуссии, в работе своей группы.
Просматривают материал, уточняют и прописывают данные в ТК с применением новых знаний.
Построение, фиксация и самопроверка изучаемого материала. Знание понятий: раствор, суспензия, эмульсия, растворимость, насыщенный, ненасыщенный раствор.
Знание факторов, влияющих на растворимость.
Умение формулировать мысль, выявляют логические зависимости, оценивание возможностей самостоятельной деятельности, аргументация позиции.
Решение практико-ориентационных задач.
Используя материалы презентации и учебника, актуализирует понятие «массовая доля вещества». Координирует работу по ТК по типу проблемной ситуации. Стимулирует обучающихся к систематизации полученных сведений.
Осуществляют фиксирование и анализ переданной информации, производят решение задач в тетради.
Решение практико-проблемной задачи по приготовлении раствора определенной концентрации, записывают результаты в ТК.
Знание понятия «массовая доля»и способа ее вычисления. Умение решать практико-ориентированные задачи, выполнять различные роли в малой группе.
Приготовить раствор нужной концентрации.
Уметь организовать свою работу в сотворчестве , фиксировать и применять полученные знания, аргументировать и сравнивать свою работу с работой партнеров по группе.
4
Закрепление проверка полученных знаний
Проводит тестовый контроль
Выстраивает причинно-следственные связи, участвует в систематизации и обобщении материала, выполняет тестовое задание. Осуществляет контроль и оценку своей деятельности.
Уметь систематизировать и оценивать результаты деятельности.
Знать изученный материал. Связывать практически полученные факты и явления из повседневной жизни с изученным материалом, объяснять полученные результаты.
5
рефлексия
Подводит обучающихся к обсуждению полученного материала, прогнозированию и обобщению результатов деятельности..
Осознанно подводит итоги личной работы на уроке, работы в группе и работы группы в целом. Оценивает свою деятельность.
Оценивает свой вклад и работу группы в целом.
Умение точно и свободно выражать мысли, трезво оценивать работу на уроке.
Уметь оценивать свои знания и знания других, уметь вести дискуссию и применять материал урока на практике.
Объяснение домашнего задания
Записывает на доске и комментирует дифференцированное домашнее задание.
Воспринимают информацию, фиксируют выбранное задание для домашнего выполнения, записывают в дневник.
Уметь выбрать уровневое задание, объективно оценить свой уровень знаний
Прогнозирование результатов и уровня усвоения.
6
Дополнительный материал
Фиксирует внимание на экологическом аспекте
Просматривают материал о антропогенном загрязнении окружающей среды. Предлагают способы решения проблемы. Связывают изученную тему с просмотренными факторами
Получают коллективное задание для домашнего выполнения
Уметь связывать материал с возможными экологическими и здоровьесберегающими проблемами окружения.
Уметь высказывать личное мнение, находить причинно-следственные связи между явлениями и результатами.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада вас видеть.Урок яхочу начать словами М.В.Ломоносоа:
Химии никоим образом научиться невозможно,
не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.
2.Постановка темы и цели урока.
Я прошу обратить ваше внимание на различные предметы (различные растворы йодной настойки, капли в нос - «називин», минеральная вода, пачка яблочного сока, перекись водорода и т. п.) и слайд.
-Назовите то, что изображено на фотографии. Как можно назвать одним словом?
-Ребята, вспомним, что такое растворы? (Однородные системы, состоящие из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)
-И чего состоит раствор?
Пример: растворим сахар в чае(по 1,2,3 кусочка в разные стаканы )
Какой чай будет более сладким? Почему? (разная масса растворённого вещества, а масса воды одинакова)
-Как называется отношение массы растворённого вещества к массе раствора?(массовая доля)
Наши ключевые слова раствор, доля
-Какие растворы встречаются в природе, в быту?
-А надо ли обычному человеку уметь готовить раствор? Приведите примеры.
-Как вы думаете какая тема урока сегодня?
- Тема нашего урока посвящена выработке практического умения приготовления растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
-Чему можно научиться при изучении данной темы?
В письменном отчете записываются название темы, цели, оборудование, реактивы (4-5 мин).
Предлагается несколько вариантов расчетных задач для приготовления растворов и пример решения задачи.
3. Основная часть урока. (Теоретическая часть)
- вам предлагются задачи в трёх вариантах.(В каждом варианте свой цвет)
Перепишите расчёты в виде задачи в тетрадь для практических работ - эта решённая задача является частью оформления практической работы.
Вариант № 1
В 98 г воды растворено 2 г сульфата никеля. Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе.
Вариант № 2
Какие массы сульфата никеля и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 50 г с массовой долей соли 0,1?
Вариант № 3
Определите массы воды и сульфата никеля, необходимые для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 20%
Проверим результаты
Масса вещества
Масса воды
Масса раствора
Массовая доля
1 вариант
2 г
98 г
100 г
2%
2 вариант
5 г
45г
50 г
10%
3 вариант
10 г
40 г
50 г
20 %
В случае неправильных ответов, необходимо показать на доске (учащиеся) правильное решение.
3. Основная часть урока. (Практическая часть)
Правила техники безопасности
- Практическую часть начнём с проверки знаний правил ТБ, которые важно помнить при выполнении работы.
16. Слайд: тест по правилам техники безопасности:
1. Вещества на вкус:
А) можно пробовать
Б) нельзя пробовать
В) надо спросить у учителя.
2. Твердые вещества берут:
А) рукой
Б) ложечкой
В) как придется
Г) не знаю.
3. Посуду при работе надо использовать:
А) чистую
Б) грязную
В) с трещинами
4. К работе в лаборатории можно приступать:
А) когда захочешь
Б) с разрешения учителя
В) когда будешь готов.
5. Объем воды измеряют:
А) на весах
Б) в мерном цилиндре
В) в мерном стакане.
Итог:
1) Нельзя пробовать вещества на вкус.
2) Нельзя брать вещества руками.
3) Если взяли реактива больше, чем требуется, нельзя высыпать (выливать) обратно в банку (склянку).
4) Нюхать вещества с осторожностью.
5) Работать аккуратно и внимательно , соблюдая порядок и дисциплину.
6) По окончанию работы привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Запрещается пробовать вещества на вкус (а),
брать вещества руками (б),
оставлять неубранными рассыпанные
или разлитые реактивы (в),
оставлять открытыми склянки с жидкостями
и банки с сухими веществами (г);
работу проводить только над столом (д)
Карточка оценивания
Операции работы
Верно выполнено +
Проведение расчётов
Знание правил техники безопасности
Совпадение цвета приготовленного раствора с образцом
Инструкция по выполнению практической работы
Ход работы.
1. После произведенных расчетов по одному из вариантов оформите их в тетради (6-7 мин).
2. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в колбу на 200 мл.
Помните! К соли приливают воду!
Взвешивание
(6-7 мин)
· Отрегулируйте весы.
· Взвешиваемое вещество кладите на левую чашку весов, разновесы на правую. (Для левшей - на правую чашку кладут вещество, на левую - разновесы.)
· Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть сразу в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
· После взвешивания чашка весов должна оставаться чистой.
· По окончании работы проверьте разновесы.
Жидкости на весах не взвешивают!
Приготовление раствора
Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем жидкости и вылейте в стакан с солью или водой (1-2 мин).
. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов!
. В отчете опишите последовательность ваших действий. (5 мин).
Склянку с растворомсравните с образцом учителю.
- Составьте краткое описание выполненной работы и самостоятельно сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
(5-6 мин).
Приведите рабочее место в порядок (1-2 мин).Сдайте тетради на проверку.
Образцы отчета о проделанной
практической работе
Вариант № 1
Взвешиваю на весах 5 г сульфата никеля и помещаю соль в химический стакан. Мерным цилиндром отмериваю 45 мл воды и добавляю к соли. Для лучшего растворения соли перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку.
Вариант № 2
Взвешиваю 5 г сулфата никеля и помещаю в химический стакан вместимостью 50 мл (или 100 мл). Добавляю воды до метки 50 мл. Вещество растворяется. для его полного растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Получила 10%-й раствор . Переливаю раствор в склянку с этикеткой.
Вариант № 3
Взвешиваю 1 г сульфата никеля, помещаю его в стакан и добавляю к веществу воды до метки 50 мл. Вещество растворяется в воде. Для его лучшего растворения перемешиваю раствор стеклянной палочкой. Переливаю раствор в приготовленную склянку с этикеткой.
Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство.
В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.
4. Итог урока.
Рефлексия
- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).
И чего состоит раствор?
Как называется отношение массы растворённого вещества к массе раствора?(массовая доля)
- Какие действия для этого следует выполнить? ( Провести расчёт масс растворённого вещества и воды, необходимых для приготовления раствора, взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)
- Повторить устно вывод о последовательности действий при приготовлении растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
- Где можно воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)
- Что вы сегодня получили? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором данной соли с определённой массовой долей растворённого вещества)
- Ребята, сдайте тетради для практических работ, приведите в порядок рабочее место (Разобрать весы, вымыть и поставить на место химическую посуду) и вымойте руки с мылом.
Литература для учителя и обучающихся:
1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение.