- Преподавателю
- Химия
- Использование элементов исследовательской работы на уроках химии
Использование элементов исследовательской работы на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Устелемова И.А. |
Дата | 03.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
XII Территориальная ярмарка
образовательных ресурсов
«Новое образование - Поволжскому округу»
Тема: «Элементы исследовательской работы на уроках химии»
Учитель химии
ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка
Устелемова Ирина Алексеевна
2014 г.
Пояснительная записка
Сегодня наблюдается снижение интереса учеников к изучению предметов естественно-научного направления, в частности к химии. Дети не понимают, зачем им необходимо изучать химию, так как считают, что и без этих знаний смогут прожить. И как следствие, слабый интерес к предмету химии и не высокое качество усвоения, получаемых знаний. Кроме того, ученики считают химию одним из сложных предметов и для того, чтобы в ней разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно понимать.
Актуальность: заключается в развитии у учеников интереса к химии, как науке и помощнице человека, через использование элементов исследовательской работы на уроках.
Цель: - развить у учеников интерес к химии, как прикладной науке и сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, которые активизируют познавательную деятельность и, как следствие, повысить качество усвоения знаний по предмету.
Задачи:
-
развивать интерес учеников к исследовательской работе;
-
сформировать навыки по проведению исследовательских работ;
-
научить учеников пользоваться различными источниками информации (учебник, справочники, интернет и т. д.);
-
создать удобную форму обобщения полученной информации.
Школьный курс химии начинается с темы «Вещества. Свойства веществ». Ученики знакомятся со значением химии для общества, у них формируются основные понятия Вещество, Свойства вещества. На этом этапе учащиеся учатся собирать большое количество информации о различных веществах. И эти сведения необходимо каким-то образом систематизировать.
Проанализировав различные литературные и интернет источники («Поурочные разработки по химии. 8 класс» Троегубова Н.П., «Настольная книга учителя. 8 класс» Габриелян О.С. И т. д. ), и опираясь на свой опыт работы, я составила таблицу, в которую заносится информация о физических и химических свойствах различных веществ. Записи в такой таблице краткие, информативные и удобные для сопоставления. (См. Приложение 1).
Такая форма таблицы позволяет:
-
сравнивать вещества по физическим и химическим свойствам;
-
делать выводы об использовании веществ в промышленности, быту, медицине и т. д.;
-
данные таблицы можно использовать при изучении темы «Разделение смесей». Например, разделение смесей вода-масло (основано на различной плотности), песок-поваренная соль (Растворимость в воде) и т. д.
-
при подготовке и проведении практических работ;
-
информация о виде химической связи и типе кристаллической решетки легче запоминается, если она регулярно попадает «на глаза».
Ученики начинают заполнять таблицу в 8 классе и продолжают в 9 классе. Учащиеся самостоятельно выполняют поиск необходимых данных, пользуясь справочной литературой и интернет-источниками, кроме того, дети самостоятельно могут определять объем необходимой информации.
При заполнении таблицы у учащихся возникает много вопросов:
1.Почему у жидкости и твёрдых веществ большое различие по плотности?
2.Почему у исследуемых веществ близкие значения плотности?
3.Почему сода и мел взаимодействуют с кислотами по-разному, но с образованием одного и того же газа? И т. д.
Практика показывает, что использование творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулирует интерес, позволяет познакомить учащихся с достижениями учёных, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.
№ | Название вещества, формула | Вид хим. связи и тип кристалл-й решетки | Физические свойства | Химические свойства | ||||||||||
Агрегатное состояние | Цвет и блеск | Тпл Тк, 0С | Плотность, г/см3 | Растворимость в воде | Электро- и теплопроводность | Взаимодействие с кислотами
| Взаимодействие с основаниями | Взаимодействие с солями | Взаимодействие с оксидами | Взаимодействие с металлами | Взаимодействие с неметаллами | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|