Использование элементов исследовательской работы на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XII Территориальная ярмарка

образовательных ресурсов

«Новое образование - Поволжскому округу»











Тема: «Элементы исследовательской работы на уроках химии»










Учитель химии

ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка

Устелемова Ирина Алексеевна





2014 г.

Пояснительная записка


Сегодня наблюдается снижение интереса учеников к изучению предметов естественно-научного направления, в частности к химии. Дети не понимают, зачем им необходимо изучать химию, так как считают, что и без этих знаний смогут прожить. И как следствие, слабый интерес к предмету химии и не высокое качество усвоения, получаемых знаний. Кроме того, ученики считают химию одним из сложных предметов и для того, чтобы в ней разбираться нужно либо зазубривать материал, либо, действительно понимать.

Актуальность: заключается в развитии у учеников интереса к химии, как науке и помощнице человека, через использование элементов исследовательской работы на уроках.

Цель: - развить у учеников интерес к химии, как прикладной науке и сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, которые активизируют познавательную деятельность и, как следствие, повысить качество усвоения знаний по предмету.

Задачи:

  • развивать интерес учеников к исследовательской работе;

  • сформировать навыки по проведению исследовательских работ;

  • научить учеников пользоваться различными источниками информации (учебник, справочники, интернет и т. д.);

  • создать удобную форму обобщения полученной информации.

Школьный курс химии начинается с темы «Вещества. Свойства веществ». Ученики знакомятся со значением химии для общества, у них формируются основные понятия Вещество, Свойства вещества. На этом этапе учащиеся учатся собирать большое количество информации о различных веществах. И эти сведения необходимо каким-то образом систематизировать.

Проанализировав различные литературные и интернет источники («Поурочные разработки по химии. 8 класс» Троегубова Н.П., «Настольная книга учителя. 8 класс» Габриелян О.С. И т. д. ), и опираясь на свой опыт работы, я составила таблицу, в которую заносится информация о физических и химических свойствах различных веществ. Записи в такой таблице краткие, информативные и удобные для сопоставления. (См. Приложение 1).

Такая форма таблицы позволяет:

  • сравнивать вещества по физическим и химическим свойствам;

  • делать выводы об использовании веществ в промышленности, быту, медицине и т. д.;

  • данные таблицы можно использовать при изучении темы «Разделение смесей». Например, разделение смесей вода-масло (основано на различной плотности), песок-поваренная соль (Растворимость в воде) и т. д.

  • при подготовке и проведении практических работ;

  • информация о виде химической связи и типе кристаллической решетки легче запоминается, если она регулярно попадает «на глаза».

Ученики начинают заполнять таблицу в 8 классе и продолжают в 9 классе. Учащиеся самостоятельно выполняют поиск необходимых данных, пользуясь справочной литературой и интернет-источниками, кроме того, дети самостоятельно могут определять объем необходимой информации.

При заполнении таблицы у учащихся возникает много вопросов:

1.Почему у жидкости и твёрдых веществ большое различие по плотности?

2.Почему у исследуемых веществ близкие значения плотности?

3.Почему сода и мел взаимодействуют с кислотами по-разному, но с образованием одного и того же газа? И т. д.

Практика показывает, что использование творческих заданий, которые заключаются в прогнозировании свойств веществ, способствует формированию исследовательских умений, стимулирует интерес, позволяет познакомить учащихся с достижениями учёных, увидеть красивые, изящные яркие примеры работы творческой мысли.









Название вещества, формула

Вид хим. связи и тип кристалл-й решетки

Физические свойства

Химические свойства

Агрегатное состояние

Цвет и блеск

Тпл

Тк,

Плотность,

г/см3

Растворимость в воде

Электро- и теплопроводность

Взаимодействие с кислотами



Взаимодействие с основаниями

Взаимодействие с солями

Взаимодействие с оксидами

Взаимодействие с металлами

Взаимодействие с неметаллами




















































































































































































































© 2010-2022