Рабочая программа по химии 2014

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский колледж электронного приборостроения»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.06 Химия

для специальностей:

09.02.02 Компьютерные сети

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

11.02.01 Радиоаппаратостроение

11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем

09.02.05 Прикладная информатика



















2014



Утверждена

директор ГБПОУ КК ККЭП

____________ С.В. Касаткин

_____________ 20_______г.

Рассмотрена

ПЦК естественно - научных дисциплин

Протокол от ____ 20_____г. № _____

Председатель А.Н. Акользина

Одобрена

на заседании Педагогического совета колледжа

Протокол от _________ 20_____г. №_____

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 Химия разработана на основе примерной программы Химия (авторы О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов одобрена ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, от 10.04.2008г.) разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский колледж электронного приборостроения».

Разработчик: Субботина Е.А., преподаватель,

ГБПОУ КК ККЭП _______________

(подпись)

Рецензенты: Акользина А.Н., преподаватель

ГБПОУ КК ККЭП, учитель биологии, химии ________________

(подпись)

Лукинова И.Ю., преподаватель ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им Г.В.Плеханова Краснодарский филиал, отдел СПО, химик - биолог

________________

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответст­вии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы сред­него (полного) общего образования в образовательных учреждениях на­чального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федера­ции, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180).Является ча­стью основной профессиональной образовательной программы и состав­лена в соответствии с ФГОС СПО по специаль­ностям: 09.02.02, 09.02.01, 11.02.01, 11.02.10, 09.02.04, 10.02.03, 09.02.05

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно - оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, анилин, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

В результате освоения данной образовательной программы у студента должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки 117 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы 39 часов.

1. 6 Пояснительная записка.

Программа учебной дисциплины Химия предназначена для изуче­ния химии в учреждениях среднего профессионального образования, реа­лизующих образовательную программу среднего (полного) общего обра­зования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Химия в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении специальностей СПО технического профиля в учреж­дениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требова­ниями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  • материальное единство веществ природы и их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойст­вами и применением веществ;

  • познаваемость мира и закономерностей химических процессов;

  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;

  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте хи­мических веществ и в химической эволюции;

  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологи­чески безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;

  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем чело­вечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитыва­лась объективная реальность - небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям разви­вающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смеще­ны к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактиче­ский материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и клас­сификация и др.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специ­альностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Со­держание учебной дисциплины». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефе­ратов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной дея­тельности под руководством преподавателя (выполнение химического экс­перимента - лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять про­стые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на произ­водстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоя­тельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями техниче­ского профиля в учреждениях СПО.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске ин­формации в средствах масс - медиа, Интернет, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результа­тов.

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. Итоговая оценка выставляется с учетом зачётов по лабораторным работам, положительных оценок по практическим работам, и итогам рубежных аттестаций.







































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


Лабораторные работы

20

Практические работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ

Разделы, темы

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная нагрузка на студента

Обязательные учебные занятия

Теоретические

Практические

Лабораторные

Введение

1


1



Раздел 1. Общая и неорганическая химия

58

20

20

6

10

1.1. Основные понятия и законы

6

3

1

2


1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

6

2

2

2


1.3. Строение вещества

4

2

2



1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

5

3

2



1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

8

4

2


2

1.6. Химические реакции

10

2

4

2

2

1.7. Металлы и неметаллы

Контрольная работа №1

18

4

6


6

Раздел 2. Органическая химия

59

19

22

6

10

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

6

4

2



2.2. Углеводороды и их природные источники

19

5

8

4

2

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Контрольная работа №2

18

4

6

2

4

2.4. Углеводы

6

2

2


2

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

10

4

4


2

ВСЕГО

117

39

42

12

20

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1

1

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

58


Тема 1.1

Основные понятия и законы химии


Содержание учебного материала:

6


Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.


1




2




Практическое занятие №1 Расчеты по химическим формулам и уравнениям.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, количества вещества, количества структурных единиц, массы вещества. (Работа с книгой, конспектом.)

Формы и методы контроля: проверка письменных работ, оценка и анализ и конспектов.

3

3


3


Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

6


Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома. Распределение электронов в атомах. Валентные возможности атомов. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.


2





2




Практическое занятие №2 Составление электронных формул атомов элементов, графических схем (энергетических диаграмм) заполнение их электронами.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.


2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником, составление конспекта);

2. Подготовка рефератов и мультимедийных презентаций на темы:

  • Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

  • «Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».

  • Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков. Изотопы водорода.

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный опрос по темам: «Периодический закон и периодиче­ская система Д.И.Менделеева», «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева».

  2. Проверка письменных домашних заданий по теме «Основные понятия и законы химии».

3. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

2

2


3

Тема 1.3

Строение вещества

Содержание учебного материала:

4


Виды химической связи. Способность атомов образовывать молекулы. Полярная и неполярная ковалентная связь. Электроотрицательность различных атомов. Ионная связь. Водородная связь. Степень окисления элементов в сложных веществах, правила ее нахождения. Понятие о донорно-акцепторном механизме связи.

Агрегатные состояния веществ. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.


2







2






Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Плазма - четвертое состояние вещества.

  • Аморфные вещества и ионные соединения в природе, технике, быту.

  • Жидкие кристаллы. Приборы на жидких кристаллах.

Формы и методы контроля:

  1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

  2. Индивидуальный опрос по теме «Строение вещества».

2


2






3




Тема 1.4

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

5


Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.


2






2





Самостоятельная работа обучающихся

1. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. (Работа с учебником - составление конспекта).

2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Растворы вокруг нас.

  • Вода как реагент и как среда для химического процесса.

  • Типы растворов.

  • Использование электролитов в технике.

  • Современные методы обеззараживания воды.

  • Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

  • Использование электролитов в технике.

Формы и методы контроля:

  1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

  2. Индивидуальный опрос по теме.

  3. Проверка письменных заданий.

3

3


3

Тема 1.5

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала:

8


Кислоты, основания, соли как электролиты, основные способы их получение и свойства. Классификация кислот по различным признакам. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

Кислотность растворов pH среды.


2









2








Лабораторная работа №1 Испытание растворов солей индикаторами. Кислотность растворов.

pH среды. Гидролиз солей.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2. Диссоциация кислот, оснований, солей. Составление уравнений гидролиза. (Работа с книгой, конспектом.)

3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Серная кислота - «хлеб химической промышленности».

  • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

  • Оксиды и соли как строительные материалы.

  • История гипса.

  • Поваренная соль как химическое сырье.

  • Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

Формы и методы контроля:

  1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

  2. Индивидуальный опрос по теме.

  3. Проверка письменных заданий.

4

2




2


3




3

Тема 1.6

Химические реакции

Содержание учебного материала:

10


Классификация химических реакций. Реакции ионного обмена. Составление уравнений ионных реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Электролиз. Составление схем электролиза. Процессы, протекающие на катоде и аноде.


4









2





2


2

Лабораторная работа №2 Реакции ионного обмена.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.


2


2

Практическая работа №3. Составление реакции ОВР методом электронного баланса.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником - составление конспекта).

2. Определение степени окисления в сложных веществах. Составление

окислительно - восстановительных реакций. (Работа с книгой, конспектом.)

3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Значение о.в.р. в природе и технике.

Формы и методы контроля:

  1. Проверка письменных домашних работ.

  2. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

2

1


1


3

Тема 1.7

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала:

18


Общая характеристика металлов по положению в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические и химические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Металлы побочных подгрупп. Характеристика железа и его соединений. Расчёт массовой доли компонентов смеси веществ.

Общая характеристика неметаллов по положению в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества.

Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.


2





2


2


2





2


2

Лабораторные работы

3 Общие свойства металлов.

4 Получение и окислительные свойства железа и его гидроксидов. Качественные реакции на ионы железа''2+''и''3+''.

5 Качественные реакции на хлорид, сульфат, фосфат и карбонат анионы.

Решение экспериментальных задач.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.


2

2


2


2

2


2

Контрольная работа

2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов.

Подготовка реферативных сообщений, выполнение презентаций на темы:

  • История получения и производства алюминия.

  • Электролитическое получение и рафинирование меди.

  • Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

  • История отечественной черной металлургии.

  • История отечественной цветной металлургии.

  • Сплавы черные и цветные.

  • Современное металлургическое производство в России и Краснодарском крае.

  • Металлы в современной технике.

  • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

  • Инертные или благородные газы.

  • Проблемы накопления в среде вредных веществ.

2. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений)

Формы и методы контроля:

  1. Фронтальный и индивидуальный опросы.

  2. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

4

2














2


3


Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

40


Тема 2.1

Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений


Содержание учебного материала:

6


Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.


2










2









Самостоятельная работа обучающихся

1. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником - составление конспекта).

Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Краткие сведения по истории возникновения и развития органиче­ской химии.

  • Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

  • Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой ор­ганической химии.

  • Современные представления о теории химического строения.

Формы и методы контроля:

  1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

2. Фронтальный и индивидуальный опросы.

4

4


3

Тема 2.2

Углеводороды

и их природные источники

Содержание учебного материала:

19


Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура свойства, получение. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства, получение. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетический каучук. Резина.

Алкины: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства, получение. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.

Природные источники углеводородов, состав, переработка и применение. Природный газ, каменный уголь состав, переработка и применение. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.


2



2






2



2


2



2






2



2

Практические работы

4 Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре алканов.

5 Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре непредельных углеводородов.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ.


2


2


2


2

Лабораторные работы №6 Получение и свойства непредельных углеводородов на примере этилена.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся

1.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником - составление конспекта).

2.Решение задач по уравнению химических реакции. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по плотности и массовой доле или продуктам сгорания.

3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

  • Экономические аспекты международного сотрудничества по исполь­зованию углеводородного сырья.

  • История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации в Краснодарском крае.

  • Углеводородное топливо, его виды и назначение.

  • Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного междуна­родного сотрудничества.

  • Альтернативные источники энергии.

  • Ароматические углеводороды как сырье.

  • Углеводы и их роль в живой природе.

Формы и методы контроля:

1. Проверка письменных работ.

3. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

5

2



2


1


3



3

Тема 2.3

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала:

18


Строение, номенклатура свойства, получение предельных одноатомных спиртов. Гидроксильная функциональная группа. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Строение, номенклатура свойства, получение альдегидов. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Представление о кетонах как изомерах альдегидов.

Строение, номенклатура свойства, получение предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.


2







2




2




2







2




2

Лабораторные работы

7 Химические свойства спиртов и альдегидов.

8 Химические свойства предельных и непредельных карбоновых кислот.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторных работ.


2

2



2

2


Практические работы

6 Составление структурных формул, изомеров, номенклатура, кислородсодержащих органических соединений.

Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ.


2



2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Представление о сложных эфирах и жирах. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений. Применение жиров на основе свойств. Мыла. "Металлические мыла" их применение. Синтетические моющие средства. (Работа с учебником - составление конспекта)

2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Метанол: хемофилия и хемофобия.

  • Этанол: величайшее благо и страшное зло.

  • Алкоголизм и его профилактика.

  • Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

  • Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

  • История уксуса.

  • Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

  • Жиры как продукт питания и химическое сырье.

  • Замена жиров в технике непищевым сырьем.

  • Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

  • Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических со­единений.

  • Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.

Формы и методы контроля:

1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

2. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства кислордсодержащих органических соединений.

4

2



2


3

Контрольная работа №2

2


Тема 2.4

Углеводы



Содержание учебного материала:

6


Углеводы, их классификация. Строение свойства, получение, применение глюкозы. Моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

2

2

Лабораторная работа №9 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Качественная реакция на крахмал.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Углеводы и их роль в живой природе.

  • Развитие сахарной промышленности в России.

Формы и методы контроля:

1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.

2. Проверка письменных работ.

2

3

Тема 2.5

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры


Содержание учебного материала:

8


Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура, свойства, получение. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Белки. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры.


2





2




Лабораторная работа №10 Химические свойства белка куриного яйца. Качественные реакции белков.

Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.


2


2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником - составление конспекта)

2. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме)

Формы и методы контроля:

1. Устный опрос.

2. Проверка письменного конспекта.

4

2




2


3




3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет Химии;

п/п

Наименование оборудова­ния

Количество

Год

приобретения

Столы ученические

16

2007

    Стулья

    32

    2007

      Вытяжной шкаф

      1

      2007

        Доска

        1

        2012

          Информационные стенды

          1

          2010

            Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

            1

            2012

              Таблица растворимости кислот, солей и оснований

              1

              2012

                Электрохимический ряд напряжений металлов

                1

                2013

                  Портреты ученых- хими­ков, биологов

                  8

                  2011

                    Химические реактивы, хи­мическая посуда, нагрева­тельные приборы.

                    Ежегодное пополнение

                      Аптечка

                      1

                      2014

                        Огнетушитель

                        1

                        2011


                        3.2. Информационное обеспечение обучения

                        Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

                        Для обучающихся

                        1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М., 2008.

                        2. Ю. М. Ерохин. Химия: Учеб. для студ. Учреждений сред. проф. Образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013 (и другие годы издания).

                        3. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.

                        4. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2009.

                        5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.

                        6. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2008.

                        7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2008.

                        8. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. - М., 2000.

                        9. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М., 2004.

                        10. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия, 10 и 11 классы. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.

                        Для преподавателей

                        1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.

                        2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2009.

                        3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2009.

                        4. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004.

                        5. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2003.

                        6. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 20010.

                        7. auk-olymp.ru/doc.v?d=19courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

                        courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html

                        ikt.ru

                        prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html

                        akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny

                        2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm

                        yuspet.narod.ru/disMeh.htm

                        philist.narod.ru/articles/orlova.htm


                        4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

                        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

                        преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,

                        тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,

                        исследований.

                        Формой итогового контроля является зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.

                        Результаты обучения

                        (освоенные умения, усвоенные знания)

                        Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

                        Уметь:


                        • называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;

                        Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».

                        • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,

                        • характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,

                        • изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

                        • характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

                        • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

                        • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

                        • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;



                        • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

                        Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: «Строение вещества».

                        Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции».

                        Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений».

                        Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий.


                        Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий


                        ______________________________

                        Экспертная оценка выполненных лабораторных и практических работ


                        Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества.

                        ________________________________

                        Экспертная оценка выполненных реферативных работ, сообщений, конспектов, кроссвордов.


                        Знать:


                        • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

                        • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно - оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

                        • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;

                        • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию, химическую кинетику и химическую термодинамику);

                        • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;



                        • природные источники углеводородов и способы их переработки;


                        • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

                        Фронтальный и индивидуальный опрос

                        Фронтальный опрос, в форме химического диктанта, проверочных работ,






                        Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии».

                        ________________________________

                        Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции».

                        Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».

                        ______________________________

                        Экспертная оценка выполненных заданий по теме: «Углеводороды и их природные источники»

                        Экспертная оценка выполненных реферативных работ, сообщений, конспектов, презентаций.



                        9


                        © 2010-2022