- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии 2014
Рабочая программа по химии 2014
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Субботина Е.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский колледж электронного приборостроения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 Химия
для специальностей:
09.02.02 Компьютерные сети
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
11.02.01 Радиоаппаратостроение
11.02.10 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
10.02.03 Информационная безопасность автоматизированных систем
09.02.05 Прикладная информатика
2014
Утверждена
директор ГБПОУ КК ККЭП
____________ С.В. Касаткин
_____________ 20_______г.
Рассмотрена
ПЦК естественно - научных дисциплин
Протокол от ____ 20_____г. № _____
Председатель А.Н. Акользина
Одобрена
на заседании Педагогического совета колледжа
Протокол от _________ 20_____г. №_____
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.06 Химия разработана на основе примерной программы Химия (авторы О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов одобрена ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, от 10.04.2008г.) разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Организация - разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский колледж электронного приборостроения».
Разработчик: Субботина Е.А., преподаватель,
ГБПОУ КК ККЭП _______________
(подпись)
Рецензенты: Акользина А.Н., преподаватель
ГБПОУ КК ККЭП, учитель биологии, химии ________________
(подпись)
Лукинова И.Ю., преподаватель ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им Г.В.Плеханова Краснодарский филиал, отдел СПО, химик - биолог
________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180).Является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 09.02.02, 09.02.01, 11.02.01, 11.02.10, 09.02.04, 10.02.03, 09.02.05
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно - оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
-
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов и способы их переработки; вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, анилин, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
-
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
-
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
В результате освоения данной образовательной программы у студента должны быть сформированы общие компетенции, включающие в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 117 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 78 часов;
самостоятельной работы 39 часов.
1. 6 Пояснительная записка.
Программа учебной дисциплины Химия предназначена для изучения химии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Химия в учреждениях начального профессионального образования (далее - НПО) и среднего профессионального образования (далее - СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 78 часов.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:
-
материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
-
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
-
познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
-
объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
-
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
-
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
-
наука и практика взаимосвязаны: требования практики - движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность - небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем, чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента - лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.
При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического профиля в учреждениях СПО.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс - медиа, Интернет, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта. Итоговая оценка выставляется с учетом зачётов по лабораторным работам, положительных оценок по практическим работам, и итогам рубежных аттестаций.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
Лабораторные работы
20
Практические работы
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Разделы, темы
Максимальная учебная нагрузка
Самостоятельная нагрузка на студента
Обязательные учебные занятия
Теоретические
Практические
Лабораторные
Введение
1
1
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
58
20
20
6
10
1.1. Основные понятия и законы
6
3
1
2
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
6
2
2
2
1.3. Строение вещества
4
2
2
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
5
3
2
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
8
4
2
2
1.6. Химические реакции
10
2
4
2
2
1.7. Металлы и неметаллы
Контрольная работа №1
18
4
6
6
Раздел 2. Органическая химия
59
19
22
6
10
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
6
4
2
2.2. Углеводороды и их природные источники
19
5
8
4
2
2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Контрольная работа №2
18
4
6
2
4
2.4. Углеводы
6
2
2
2
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
10
4
4
2
ВСЕГО
117
39
42
12
20
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
1
1
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
58
Тема 1.1
Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала:
6
Основные понятия и законы химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
1
2
Практическое занятие №1 Расчеты по химическим формулам и уравнениям.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
-
Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, количества вещества, количества структурных единиц, массы вещества. (Работа с книгой, конспектом.)
Формы и методы контроля: проверка письменных работ, оценка и анализ и конспектов.
3
3
3
Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала:
6
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома. Распределение электронов в атомах. Валентные возможности атомов. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
2
2
Практическое занятие №2 Составление электронных формул атомов элементов, графических схем (энергетических диаграмм) заполнение их электронами.
Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником, составление конспекта);
2. Подготовка рефератов и мультимедийных презентаций на темы:
-
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
-
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».
-
Синтез 114-го элемента - триумф российских физиков-ядерщиков. Изотопы водорода.
Формы и методы контроля:
-
Фронтальный опрос по темам: «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева».
-
Проверка письменных домашних заданий по теме «Основные понятия и законы химии».
3. Защита рефератов и демонстрация презентаций.
2
2
3
Тема 1.3
Строение вещества
Содержание учебного материала:
4
Виды химической связи. Способность атомов образовывать молекулы. Полярная и неполярная ковалентная связь. Электроотрицательность различных атомов. Ионная связь. Водородная связь. Степень окисления элементов в сложных веществах, правила ее нахождения. Понятие о донорно-акцепторном механизме связи.
Агрегатные состояния веществ. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Плазма - четвертое состояние вещества.
-
Аморфные вещества и ионные соединения в природе, технике, быту.
-
Жидкие кристаллы. Приборы на жидких кристаллах.
Формы и методы контроля:
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
-
Индивидуальный опрос по теме «Строение вещества».
2
2
3
Тема 1.4
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала:
5
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. (Работа с учебником - составление конспекта).
2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Растворы вокруг нас.
-
Вода как реагент и как среда для химического процесса.
-
Типы растворов.
-
Использование электролитов в технике.
-
Современные методы обеззараживания воды.
-
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
-
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
-
Использование электролитов в технике.
Формы и методы контроля:
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
-
Индивидуальный опрос по теме.
-
Проверка письменных заданий.
3
3
3
Тема 1.5
Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала:
8
Кислоты, основания, соли как электролиты, основные способы их получение и свойства. Классификация кислот по различным признакам. Химические свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.
Кислотность растворов pH среды.
2
2
Лабораторная работа №1 Испытание растворов солей индикаторами. Кислотность растворов.
pH среды. Гидролиз солей.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
2. Диссоциация кислот, оснований, солей. Составление уравнений гидролиза. (Работа с книгой, конспектом.)
3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Серная кислота - «хлеб химической промышленности».
-
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
-
Оксиды и соли как строительные материалы.
-
История гипса.
-
Поваренная соль как химическое сырье.
-
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
Формы и методы контроля:
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
-
Индивидуальный опрос по теме.
-
Проверка письменных заданий.
4
2
2
3
3
Тема 1.6
Химические реакции
Содержание учебного материала:
10
Классификация химических реакций. Реакции ионного обмена. Составление уравнений ионных реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Электролиз. Составление схем электролиза. Процессы, протекающие на катоде и аноде.
4
2
2
2
Лабораторная работа №2 Реакции ионного обмена.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
Практическая работа №3. Составление реакции ОВР методом электронного баланса.
Формы и методы контроля: анализ и оценка практической работы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником - составление конспекта).
2. Определение степени окисления в сложных веществах. Составление
окислительно - восстановительных реакций. (Работа с книгой, конспектом.)
3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Значение о.в.р. в природе и технике.
Формы и методы контроля:
-
Проверка письменных домашних работ.
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
2
1
1
3
Тема 1.7
Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала:
18
Общая характеристика металлов по положению в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические и химические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Металлы побочных подгрупп. Характеристика железа и его соединений. Расчёт массовой доли компонентов смеси веществ.
Общая характеристика неметаллов по положению в периодической системе химических элементов. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества.
Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы
№3 Общие свойства металлов.
№4 Получение и окислительные свойства железа и его гидроксидов. Качественные реакции на ионы железа''2+''и''3+''.
№5 Качественные реакции на хлорид, сульфат, фосфат и карбонат анионы.
Решение экспериментальных задач.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
2
2
2
2
Контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов.
Подготовка реферативных сообщений, выполнение презентаций на темы:
-
История получения и производства алюминия.
-
Электролитическое получение и рафинирование меди.
-
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
-
История отечественной черной металлургии.
-
История отечественной цветной металлургии.
-
Сплавы черные и цветные.
-
Современное металлургическое производство в России и Краснодарском крае.
-
Металлы в современной технике.
-
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
-
Инертные или благородные газы.
-
Проблемы накопления в среде вредных веществ.
2. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений)
Формы и методы контроля:
-
Фронтальный и индивидуальный опросы.
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
4
2
2
3
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
40
Тема 2.1
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала:
6
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником - составление конспекта).
Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.
-
Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.
-
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
-
Современные представления о теории химического строения.
Формы и методы контроля:
-
Защита рефератов и демонстрация презентаций.
2. Фронтальный и индивидуальный опросы.
4
4
3
Тема 2.2
Углеводороды
и их природные источники
Содержание учебного материала:
19
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура свойства, получение. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства, получение. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетический каучук. Резина.
Алкины: гомологический ряд, изомерия, номенклатура, свойства, получение. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств.
Природные источники углеводородов, состав, переработка и применение. Природный газ, каменный уголь состав, переработка и применение. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
2
2
2
2
2
2
2
2
Практические работы
№4 Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре алканов.
№5 Составление структурных формул изомеров и названий по систематической номенклатуре непредельных углеводородов.
Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ.
2
2
2
2
Лабораторные работы №6 Получение и свойства непредельных углеводородов на примере этилена.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником - составление конспекта).
2.Решение задач по уравнению химических реакции. Определение молекулярной формулы газообразного углеводорода по плотности и массовой доле или продуктам сгорания.
3. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
-
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
-
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации в Краснодарском крае.
-
Углеводородное топливо, его виды и назначение.
-
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
-
Альтернативные источники энергии.
-
Ароматические углеводороды как сырье.
-
Углеводы и их роль в живой природе.
Формы и методы контроля:
1. Проверка письменных работ.
3. Защита рефератов и демонстрация презентаций.
5
2
2
1
3
3
Тема 2.3
Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала:
18
Строение, номенклатура свойства, получение предельных одноатомных спиртов. Гидроксильная функциональная группа. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Строение, номенклатура свойства, получение альдегидов. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Представление о кетонах как изомерах альдегидов.
Строение, номенклатура свойства, получение предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы
№7 Химические свойства спиртов и альдегидов.
№8 Химические свойства предельных и непредельных карбоновых кислот.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторных работ.
2
2
2
2
Практические работы
№6 Составление структурных формул, изомеров, номенклатура, кислородсодержащих органических соединений.
Формы и методы контроля: анализ и оценка практических работ.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Представление о сложных эфирах и жирах. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений. Применение жиров на основе свойств. Мыла. "Металлические мыла" их применение. Синтетические моющие средства. (Работа с учебником - составление конспекта)
2. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Метанол: хемофилия и хемофобия.
-
Этанол: величайшее благо и страшное зло.
-
Алкоголизм и его профилактика.
-
Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.
-
Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.
-
История уксуса.
-
Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.
-
Жиры как продукт питания и химическое сырье.
-
Замена жиров в технике непищевым сырьем.
-
Мыла: прошлое, настоящее, будущее.
-
Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.
-
Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.
Формы и методы контроля:
1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.
2. Проверка письменных работ. Анализ написания химических реакций, характеризующих химические свойства кислордсодержащих органических соединений.
4
2
2
3
Контрольная работа №2
2
Тема 2.4
Углеводы
Содержание учебного материала:
6
Углеводы, их классификация. Строение свойства, получение, применение глюкозы. Моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
2
2
Лабораторная работа №9 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка рефератов и презентаций на темы:
-
Углеводы и их роль в живой природе.
-
Развитие сахарной промышленности в России.
Формы и методы контроля:
1. Защита рефератов и демонстрация презентаций.
2. Проверка письменных работ.
2
3
Тема 2.5
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала:
8
Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура, свойства, получение. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Белки. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Белки и полисахариды как биополимеры.
2
2
Лабораторная работа №10 Химические свойства белка куриного яйца. Качественные реакции белков.
Формы и методы контроля: анализ и оценка лабораторной работы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником - составление конспекта)
2. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме)
Формы и методы контроля:
1. Устный опрос.
2. Проверка письменного конспекта.
4
2
2
3
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины есть в наличии учебный кабинет Химии;
№
п/п
Наименование оборудования
Количество
Год
приобретения
Столы ученические
16
2007
Стулья
32
2007
Вытяжной шкаф
1
2007
Доска
1
2012
Информационные стенды
1
2010
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
1
2012
Таблица растворимости кислот, солей и оснований
1
2012
Электрохимический ряд напряжений металлов
1
2013
Портреты ученых- химиков, биологов
8
2011
Химические реактивы, химическая посуда, нагревательные приборы.
Ежегодное пополнение
Аптечка
1
2014
Огнетушитель
1
2011
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
-
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М., 2008.
-
Ю. М. Ерохин. Химия: Учеб. для студ. Учреждений сред. проф. Образования - М.: Издательский центр «Академия», 2013 (и другие годы издания).
-
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.
-
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2009.
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2008.
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. - М., 2008.
-
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. - М., 2000.
-
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М., 2004.
-
И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Химия, 10 и 11 классы. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.
Для преподавателей
-
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2009.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2009.
-
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004.
-
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2003.
-
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 20010.
-
auk-olymp.ru/doc.v?d=19courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
ikt.ru
prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
yuspet.narod.ru/disMeh.htm
philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Формой итогового контроля является зачет. Зачет выставляется студентам, имеющим положительные оценки по всем практическим работам, прошедшим тестирование и выполнившим творческие работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
-
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
Проверка и анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».
-
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки,
-
характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов,
-
изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
-
характеризовать: s-, p-, d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
-
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
-
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
-
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
-
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Оценка освоенных умений в ходе фронтального опроса и опроса по индивидуальным заданиям по теме: «Строение вещества».
Проверка письменных домашних заданий по теме: «Химические реакции».
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия органической химии и теории строения органических соединений».
Оценка освоенных умений в ходе опроса по индивидуальным заданиям. Проверка письменных домашних заданий.
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий
______________________________
Экспертная оценка выполненных лабораторных и практических работ
Анализ выполнения расчетов на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, массовой доли растворенного вещества.
________________________________
Экспертная оценка выполненных реферативных работ, сообщений, конспектов, кроссвордов.
Знать:
-
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
-
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно - оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
-
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
-
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию, химическую кинетику и химическую термодинамику);
-
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
-
природные источники углеводородов и способы их переработки;
-
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
Фронтальный и индивидуальный опрос
Фронтальный опрос, в форме химического диктанта, проверочных работ,
Индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий по теме «Основные понятия и законы химии».
________________________________
Проверка письменных домашних заданий по темам: «Химические реакции», «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация», «Химические реакции».
Анализ письменных домашних заданий и самостоятельных работ по темам: «Классификация неорганических соединений и их свойства», «Углеводороды и их природные источники», «Кислородсодержащие органические соединения».
______________________________
Экспертная оценка выполненных заданий по теме: «Углеводороды и их природные источники»
Экспертная оценка выполненных реферативных работ, сообщений, конспектов, презентаций.
9