• Преподавателю
  • Химия
  • Методический материал для проведения лабораторной работы по теме Качественные реакции на многоатомные спирты, альдегиды, глюкозу и крахмал

Методический материал для проведения лабораторной работы по теме Качественные реакции на многоатомные спирты, альдегиды, глюкозу и крахмал

Разработка лабораторной работы по теме "Качественные реакции на некоторые кислородсодержащие органические соединения" для групп СПО, время на выполнение 1 ч 20 мин. Цель для лабораторной работы ставится вместе со студентами. Устно обговаривается техника безопасности работы на лабораторном занятии. Для проведения данной работы необходимо изучить со студентами следующие темы: Спирты, альдегиды, углеводороды.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа №3

Тема: «Изучение качественных реакций на многоатомные спирты, альдегиды, глюкозу, крахмал»

Цель: Закрепить навыки химического эксперимента, умения составлять химические уравнения, характеризующие свойства многоатомных спиртов, альдегидов, глюкозы и крахмала.

Приобретаемые умения и навыки: уметь проводить химический эксперимент в соответствии с инструктивными указаниями и правилами техники безопасности химического эксперимента, составлять уравнения реакций с использованием частных формул.

Используемые средства и оборудование: вода дистиллированная, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, раствор формалина, раствор йода, картофель, водный раствор аммиака, раствор глюкозы, раствор нитрата серебра, глицерин, спиртовка, этиловый спирт, пробиркодержатель, пробирки, спички.

Вопросы для подготовки к работе:

  1. Какие вещества называют спиртами, альдегидами, углеводами? Приведите примеры.

  2. Химические свойства спиртов, альдегидов и углеводов.

  3. Качественные реакции на многоатомные спирты, альдегиды и углеводы.

Порядок выполнения работы:

  1. Выполнить эксперимент и оформить отчет в таблице.

  2. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические положения:

Качественные реакции - это реакции, которые позволяют обнаружить то или иное вещество или ион в присутствии других веществ или других ионов.

Таблица для оформления лабораторной работы.

Наименование опыта

Наблюдаемые явления

Уравнения реакций

Вывод


Ход работы

Экспериментальная часть

Часть №1

Изучение качественной реакции на многоатомный спирт глицерин

Опыт 1. Качественная реакция на многоатомный спирт глицерин. Взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II).

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение данной реакции.

Затем в эту же пробирку добавьте 3-4 капли глицерина. Перемешайте содержимое пробирки, используя пробку. Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции. Сделайте вывод о проделанной работе в первом опыте.

Часть №2

Изучение качественных реакций на альдегиды

Опыт 2. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором серебра - реакция «серебряного зеркала»

В пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра и столько же водного раствора аммиака. Затем прилейте 1,5 - 2 мл раствора формалина (формальдегида). Закрепите пробирку в пробиркодержатель и медленно, не доводя до кипения, нагревайте её с содержимым на спиртовой горелке до образования на стенках блестящего налета. Внимание!!! Данная реакция очень капризная, необходимо качественно выполнять условия ее проведения!!! Наблюдения и уравнения реакций запишите в таблицу и сделайте вывод о проделанной работе во втором опыте.

Опыт 3.Взаимодействие формальдегида со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II).

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение данной реакции.

Затем в ту же пробирку добавьте 1 мл раствора формалина, закрепите ее в пробиркодержателе и медленно нагрейте на спиртовой горелке. Что вы наблюдаете? Запишите наблюдения и уравнение реакции, сделайте вывод о проделанной работе в третьем опыте.

Часть 3

Изучение качественных реакций на глюкозу

Опыт 4. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором серебра - реакция «серебряного зеркала»

В пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра и столько же водного раствора аммиака. Затем прилейте 1,5 - 2 мл раствора глюкозы. Закрепите пробирку в пробиркодержатель и медленно, не доводя до кипения, нагревайте её с содержимым на спиртовой горелке до образования на стенках блестящего налета. Внимание!!! Данная реакция очень капризная, необходимо качественно выполнять условия ее проведения!!! Наблюдения и уравнения реакций запишите в таблицу и сделайте вывод о проделанной работе в четвертом опыте.

Опыт 5. Взаимодействие глюкозы со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II).

В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение данной реакции.

Затем в ту же пробирку добавьте 1 мл раствора глюкозы, закрепите ее в пробиркодержателе и медленно нагрейте на спиртовой горелке. Что вы наблюдаете? Запишите наблюдения и уравнение реакции, сделайте вывод о проделанной работе в четвертом опыте.

Часть 4

Качественная реакция на крахмал

Опыт 6. Взаимодействие крахмального клейстера с раствором йода

Вскипятите в пробирке воду. Насыпьте в другую пробирку крахмала, прилейте воды и хорошо взболтайте. Влейте раствор крахмала в горячую воду и доведите смесь до кипения. Образовался крахмальный клейстер.

В пробирку с полученным крахмальным клейстером добавьте несколько капель раствора йода. Что вы наблюдаете? Запишите свои наблюдения.

Опыт 7. Возьмите кусочек картофеля и капните его свежий срез раствором йода. Что вы наблюдаете? Запишите свои наблюдения и сделайте вывод о составе картофеля.

Теоретические вопросы

Контрольные вопросы.


  1. Какие органические вещества относятся к классам спирты, альдегиды и углеводы?

  2. Что такое функциональная группа? Назовите функциональные группы, входящие в состав спиртов и альдегидов.

  3. Почему глюкоза относится к веществам с двойственной глюкозой? Чем это можно доказать?

Сделайте вывод о проделанной работе.


Справочная литература

  1. Ерохин М.Ю. Химия для СПО. Образовательно-издательский центр «Академия». - 2008. - Глава 24. §24.1, 24.2, 24.5

  2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - Глава 2. §9, 11, 14, 15.



© 2010-2022