Разработка урока Первоначальные химические понятия

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-путешествие по теме: «Первоначальные

химические понятия»


Цель урока:

- повторить и обобщить материал на основе атомно-молекулярного учения;

- закрепить знания об основных химических понятиях, законах и фактах;

- развить представления учащихся о составе вещества;

Тип урока: обобщение полученных первичных знаний по предмету

Оборудование: на магнитной доске или на слайде электронной презентации изображение атомохода: «Резерфорд», карта-маршрут следования, карточки с формулами веществ; приборы для проведения эксперимента: разобранный штатив, стеклянная палочка, шпатель, чистый стакан, стакан со смесью сахара и мела, колба с водой.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас этим чудесным утром в классе. Меня зовут Марина Александровна, и сегодня я проведу с вами урок химии. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Сегодняшний урок вопреки всем правилам, мы проведем в незабываемом путешествии по « ХИМИЛЯНДИИ» на атомоходе «РНЗЕРФОРД»! Вас ждет чудесный мир веществ, тайны химических превращений, бурные реакции, загадочные формулы. Вашим капитаном буду я, а вы пассажиры, для которых химия станет, очень нужным и важным школьным предметом. И вы не будете пассивными наблюдателями, вы станете непосредственными участниками нашего путешествия, а ваши тетради будут «судовыми журналами», в которых вы будете записывать весь маршрут следования. Прежде, чем мы отправимся в путь, ознакомимся с маршрутным листом.

Этапы маршрута:

- Бухта основных химических понятий.

- Лукоморье химических знаков.

- Рифы формул химических веществ.

- Восточная река химического волшебства..

-Родник экологически чистой воды.

Учитель: Ребята желаю вам счастливого пути, положительных эмоций!

Полный вперед, отдать швартовый!!!

(звон рында) - звучит музыка.

Учитель: Ребят, слева по борту вижу « Бухта основных химических понятий»

А так как она состоит из основных химических понятий, давайте вспомним их (физические явления, химические явления, признаки химических реакций, условия протекания).

Опишите, пожалуйста, признаки и условия протекания реакций, происходящие при плавлении парафина.

( Признаки: Выделение тепла и света. Условия: доступ кислорода содержащийся в воздухе, определенная температура до полного плавления парафина)

Учитель: А теперь назовите признаки и условия протекания реакции при скисании молока.

( Признаки: Выделение газа, изменение вкуса, образование осадка. Условия: доступ кислорода, определенная температура)

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос: почему в горах молоко не скисает?

( чистый воздух, не содержащий молочнокислых бактерий, способствующих скисанию молока)

Учитель: Приведите свои примеры физических и химических явлений?

( таяние льда, испарение, кипение, замерзание, плавление, диффузия - физические,

Окисление, гниение, горение, помутнение известковой воды)

Учитель: Молодцы ребята, справились с заданием, разрешаю двигаться дальше.

(звон рында) - звучит музыка.

Учитель: Мы входим на « Лукоморье Химических Знаков»

(звучит сказочная музыка)

Учитель: Здесь на химических дорожках

Следы химических веществ,
Протопал моль на тонких ножках,
Зашел и в школьный он подъезд.
Здесь стол стоит, пробирок полный,
В пробирках тех реакций волны,
И дым из них валит густой.

Учитель: Ребята, вы же понимаете, что сказочное Лукоморье полно чудес. Они встречаются на каждом шагу. Вот вам и первое чудо.

Здесь полночною порой

Свет струится над горою,

Будто, полдени наступают

Яблочки, кругом сияют…

Учитель: Ребята, перед нами яблоня с волшебными яблочками, а на них названия химических элементов, ваша задача записать эти элементы химическими символами. Вооружитесь своими «судовыми журналами», записываем.

( хлор, магний, алюминий, кремний, калий, натрий, цинк, железо, медь, йод, бром, кислород, марганец, фтор, бор)

Учитель: Следующее задание: из выписанных вами химических элементов отобрать и подчеркнуть:

1 вариант - неметаллы

2 вариант - металлы

Учитель: Ребята, а вы знаете, что 1813 году шведский ученый Я. Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначать одной - двумя начальными буквами латинских названий.

Учитель: - Ну, что же, пора двигаться дальше…..

(звон рында) - звучит музыка. (Смотрит в бинокль)

Учитель: Внимание! Внимание! Впереди «Рифы формул химических веществ»

Их необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать рифы будем так: В два стакана нальем одинаковое количество воды, в один из них добавим хлорид натрия. А, что это за вещество ребята, и где мы с ним встречаемся?

( Именно так, это не что иное, как поваренная соль, которую мы употребляем в пищу)

В одном стакане обычная вода, в другом солевой раствор, погружаем в них куриные яйца. Что же происходит? Может кто-то может объяснить, почему в обыкновенной воде яйцо тонет, а в соленой оно всплывает на поверхность?

( плотность соленой воды настолько высока, что способна вытолкнуть яйцо на поверхность)

Учитель: Я хочу напомнить, что в химии соли не ограничиваются лишь поваренной. Ведь соли это класс веществ, которые мы сейчас вспомним. Давайте составим формулы солей, используя при этом ТР. Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Молодцы ребята.

Учитель: Отдать швартовый, атомоход держит курс на Восток, где протекает « Река химического волшебства»

(звон рында) - звучит музыка. (Смотрит в бинокль)

О о о, да не иначе, как морской дьявол с нами решил пошутить. Вижу на горизонте, что то необъяснимое и странное!!!! Уважаемые пассажиры, просьба соблюдать спокойствие. Так…, подплывем поближе…

( ролик «Волшебник Сулейман»)

Учитель: Ребята, волшебник Сулейман, как и многие люди, связывают химию с волшебством, но мы, то с вами знаем, что всему происходящему есть объяснение, и подчас колдовство оборачивается обычной химической реакцией. Как это получается? Смешиваем два вещества, и в итоге получаешь нечто иное! Я не имею ввиду, растворение сахара в воде. Я имею ввиду, образование абсолютно других веществ!!! Например, попробуем смешать соду и уксус, мы получаем море пузырьков!!!! А теперь этот же опыт, только с волшебной бутылочкой и воздушным шариком, ребята посмотрите, что происходит шарик сам начинает надуваться. Кто может объяснить происходящее?

( при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ). Ребята, если я подброшу этот шарик в воздух, он полетит или упадет?

( Шарик упадет вниз, т.к молекулярная масса его равна 44, а воздуха 29)

Учитель: А химическое волшебство продолжается. Перед вами пробирки с волшебным веществом. В каждую из них я добавляю капли еще одного вещества. Посмотрите, что получилось? Вот мы с вами увидели еще один признак химической реакции. Какой?

( изменение цвета)

Учитель: Продолжаем дальше путешествовать по волшебной реке. Вижу! Вижу! Здесь колодце,

на нем цинково ведерце,

это не воды испить,

водород нам получить!

(ЦОР получение водорода)

Учитель: И в очередной раз мы с вами увидели еще один опыт, доказывающий, что всему происходящему есть объяснение.

Учитель: Да, по волшебной реке мы отлично прокатились! Пора отправляться дальше. Взять курс к следующему пункту нашего маршрута!!!

(звон рында) - звучит музыка.

Учитель. Ребята, море разволновалось и нас несет к Роднику

«Экологически Чистой Воды». Пора нам пришвартовываться!!!!

Учитель. Но для начала послушайте литературный текст.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода

И кажется сказкою это,

А в сущности только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Каскад водопада и брызги фонтана,

А все это только вода.

( звучит сигнал SOS)

Учитель. Полундра!!!! Свистать всех на верх!!!! (заставка пираты)

Ребята, что происходит? Ах, ну конечно, какое путешествие может обойтись без приключений. Смотрите, к нам приплыла бутылка, наверное, она с каким- то посланием….

( открываю, читаю)

Мы не бережем природу!

Загрязнили вам мы воду,

Источник жизни для вас - вода,

Но мы будем пакостить в ней всегда!!!

Ха-ха-ха- МОРСКИЕ ПИРАТЫ!!!!

Учитель. Сейчас наступил самый ответственный момент в нашем плавании: нам нужно очистить воду, которую запакостили пираты. Для этого будем использовать бумажные фильтры. Вы наверняка знаете, что фильтры могут быть разными, какими?

- угольный

-бумажный

А какой вы ещё знаете способы очистки воды от примесей?

- фильтрование

-отстаивание

(опыт очистка воды)

Учитель: Старайтесь, а иначе нам всем придется всю жизнь скитаться в море, как «Летучему Голландцу».

Учитель: Ребята, а вы знаете как в промышленности очищают воду?

(схема получения воды)

Учитель: Ребята, из сказок мы знаем, что есть « живая вода», умеющая воскрешать из мертвых - такую силу она имеет! И в жизни её роль велика. Без воды не будет жизни на земле. Интересными свойствами обладает она

Японский исследователь Мосау Эмото изучал воздействие на воду различных факторов. Оказалось, что резкие звуки, громкая музыка, злые слова вызывают образование уродливых кристаллов воды, а добрые слова, тихая и плавная музыка - наоборот.

Учитель: Глубокие и прочные знания по химии необходимы людям многих профессий. Возможно, кто - то из вас свяжет свою деятельность в будущем с этой наукой. А вы знаете профессии, которым нужна « химия»? Назовите их?

- медик

- ветеринар

- учитель

- повар

- технолог

Учитель: Уважаемые пассажиры атомохода «Ломоносов», наше путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги нашего путешествия. Мы с вами закрепили знания об основных химических понятиях, законах и фактах.

Учитель: Ребята, сегодня вы прошли первое испытание по ……. маршруту и заслужили присвоения звания « юнги» атомохода « ЛОМОНОСОВ». Я вручаю вам пропуск для дальнейшего изучения химии. Вот, что значит учить и понимать химию.!!!!

В заключении я бы хотела сказать вам спасибо, что порадовали меня.

Отличное путешествие!!!

5


© 2010-2022