Программа внеурочной деятельности Химия для самых маленьких

Раздел Химия
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8



ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Химия для самых маленьких»

ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ 2 КЛАССА



Автор:

Мухаматуллина Л.Ю

- учитель химии





г. Лабытнанги

2014 г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





« Химия для самых маленьких»


Вид программы: авторская

Направленность: естественно - научная

Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

Уровень освоения: общекультурный

Объём курса: 35ч

Срок освоения: 1 год


Автор:

Мухаматуллина Л.Ю. - учитель химии первой квалификационной категории





Оглавление

I. Пояснительная записка………………………………………………………....3

II. Учебно-тематический план……………………………………………………7

III. Содержание программы……………………………………………………10

IV.Методическое обеспечение программы…………………………………..12

V. Список литературы………………………………………............................23










  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающегося 2 класса. Программа является авторской, рассчитана на 35 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно - научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося со свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших домах, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общекультурный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.

Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием современного специализированного лабораторного оборудования. Сбор данных, их обработка, приёмы некоторых лабораторных работ, презентации осуществляются с помощью оборудования производимого компанией PASCO.

Цели дополнительной образовательной программы: развитие наблюдательности, творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся.

Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен знать состав и свойства веществ и предметов, окружающие его в повседневной жизни,

уметь:

  • проводить химический эксперимент;

  • соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;

  • готовить растворы, проводить простейший анализ.

Формами контроля усвоения материала являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д. Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков работы с данной программой. Обучающийся выполняет задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с учителем. Работа над проектами создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Обучающийся включен в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Планируется представление работ в учебной деятельности при изучении соответствующих тем, использовать материалы при проведении внеклассных мероприятий.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).


  1. Учебно - тематический план

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

7

1

6

2

Моделирование

3

2

1

3

Химия и география

2

1

1

4

Химия и физика

3

3

-

5

Качественные реакции в химии

8

2

6

6

Химия и биология

6

1

5

7

Химия в быту

6

3

3

Итого:

35

13

22











  1. Содержание программы

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии (7ч). Химия - наука о веществах. Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в лаборатории. Вода, её свойства. Способы очистки в быту и её обеззараживание в туристическом походе. Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Бумажная хроматография

Практические работы Простейшие операции с веществом. Выполнение операций наливания, насыпания, взвешивания, очистки воды: фильтрование, выпаривание, отстаивание.

Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки. . Определение пригодности воды для питья ( прозрачность воды, интенсивность запаха). Очистка воды: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Разделение смесей. Разделение смесей с помощью бумажной хроматографии.

Тема 2. Моделирование ( ч)

Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Химические модели: предметные, знаковые или символьные.

Химические знаки и формулы. Практическая работа. Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия.

Тема 3. Химия и география (2ч)

Земная кора. Минералы. Горные породы. Неорганические и органические осадочные породы.

Лабораторный опыт. Ознакомление с коллекциями минералов и горных пород.

Практическая работа. Ознакомление с полудрагоценными и поделочными камнями, создание презентаций.

Тема 4. Химия и физика (3 ч)

Агрегатные состояния веществ. Три агрегатных состояния на примере воды. Жидкие вещества. Физические явления. Магнитные поля. Изучение атмосферного давления.

Кипение воды. Газообразные вещества. Атмосферное давление. Свойства газов.

Магнитные поля.

Лабораторные опыты Наблюдение броуновского движения частиц туши в воде. Изучение магнитных полей, образуемых магнитами разной формы.

Тема 5. Качественные реакции в химии (8 ч)

Физические явления и химические реакции. Качественные реакции. Индикаторы. История открытия

Практические работы Получение и распознавание кислорода. Получение и распознавание углекислого газа. Распознавание известковой воды. Получение индикаторов из краснокочанной капусты, свёклы, фурацилина, вишни, чёрной смородины, лепестков фиалок, куркумы. Испытание индикаторами различных сред: лимонада, минеральной воды, растворов стирального порошка, мыла, средств для мытья посуды.

Тема 6.Химия и биология (6ч)

Белки, углеводы, жиры: значение для организма. Витамины: А,В,С,Д, их значение.

Практические работы Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Превращение крахмала хлеба в глюкозу при пережёвывании. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок). Обнаружение витамина С

Тема 7. Химия в быту (6ч)

Адсорбция. Экстракция. Очистка воздуха.

Практические работы. Сравнение поглощающих свойств промокательной бумаги, активированного угля, кукурузных палочек. Удаление чернильного пятна с помощью мела и одеколона. Очищение воздуха с помощью питьевой соды.


  1. Требования к знаниям и умениям обучающихся

Знать

  • нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

  • нахождение в продуктах воды, понятия «хромотография», «индикатор»;

  • состав и свойства органических веществ, входящих в состав пищевых продуктов; основы гигиены питания; действие ферментов;

  • значение минеральных веществ, витаминов, содержащихся в пище;

  • технику безопасности хранения и использования препаратов бытовой химии.

Уметь

  • обосновать роль воды, бережно относиться к ней, применять простейшие методы очистки питьевой воды, готовить растворы, разделять смеси с помощью хромотографии, испытывать различные растворы индикаторами, изготавливать индикаторы из растений;

  • обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания; выращивать кристаллы солей, проводить прохладительных напитков;

  • обнаруживать минеральные вещества, витамины в продуктах питания, объяснять их роль;

  • использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности,

  • выводить пятна различного происхождения в домашних условиях.










  1. Литература:

  1. Ван Клив Дж. «200 экспериментов»/ Пер. с англ. - М., «Джон Уайли энд Санз», 1995

  2. Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008

  3. Макеев А.Ф., Осогосток Д.Н., Тюменцева Т.С./ Валеология в преподавании химии в школах Севера.- Якутск, 1999

  4. Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической химии. - Тюмень, ТОГИРРО, 1998

  5. Ольгин О.М. чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. - М.: Дет. лит., 1987

  6. Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей/ Пер. с нем. П. Лемени - Македона. - М.: Эксмо, 2011

  7. Здоровье в доме в вопросах и ответах № 11, 2012


© 2010-2022