- Преподавателю
- Химия
- Алгоритмы проведения интерактивных игр
Алгоритмы проведения интерактивных игр
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Булеева Л.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алгоритмы
проведения интерактивной
игры
Подготовила:
Булеева Лариса Владимировна,
учитель высшей категории
старший учитель
Из опыта своей работы по теме: « Активно-познавательная деятельность на уроках химии, как метод интерактивного обучения» я предлагаю определенный фрагмент «Алгоритмы проведения интерактивной игры».
Алгоритм
проведения метода «Пресс»
Используется когда возникают спорные вопросы и необходимо занять и четко аргументировать определенную позицию по проблеме, которая обговаривается, переубедить других в своей правоте.
-
Деление класса на группы.
-
Определение дискуссионного материала, в котором выделено четыре этапа метода «Пресс»:
1) Позиция
2) Объяснение
3) Пример
4) Вывод, итог
2. Объяснение механизма этапов «Пресс-метода».
1) Позиция:
-
Выскажите свою мысль, объясните свою точку зрения
(Начиная со слов,… я думаю, что…)
2) Объяснение
-
Объясните причины появления этой мысли, на чем строятся ваши доказательства
(Начинайте со слов … потому, что …)
3) Пример
Приведите примеры, аргументы, факты, поддерживающие вашу позицию
(… например …)
4) Вывод, итог
-
Обобщите свою мысль
(сделайте вывод, начиная со слов: таким образом)
3. Защита и презентация разработанной темы каждой группой учащихся
( В выступлениях можно использовать статистические и научные данные, законы Украины).
4. Итог работы - рефлексионные задания.
Задания для проведения метода «Пресс»
Тема: Роль химии в решении энергетической проблемы.
-
Объясните, почему сегодня экономика Украины переживает кризис в использовании и переработки газа и нефти?
Используя, этапы Пресс-метода, вы должны высказать свою точку зрения.
Алгоритм
проведение игры «Ток-шоу»
Данная форма работы способствует формированию навыков публичного выступления и умению вести дискуссию.
Подготовительный этап
-
Объявление темы дискуссии, выбор названия ток-шоу.
-
Выбор из числа учащихся класса 2-5 экспертов («приглашенных гостей»),
зрителей, ведущего.
-
Подборка учащимися вопросов экспертам и определение своей позиции по данной проблеме авторов вопросов.
-
Подготовка экспертами дополнительной информации по теме дискуссии.
-
Организация аудитории по типу студии.
Ход дискуссии
1. Объявление темы и представление ведущего и экспертов.
2. Знакомство участников с правилами проведения ток-шоу.
3. Высказывание по предложенной теме «приглашенных гостей».
4. Предоставление слова зрителям, которые выступают или задают вопросы «приглашенным» (в течение 1 минуты).
5. Подведение итогов - поиск общего решения, после дискуссии можно провести голосование.
-
Завершающий этап - рефлексионные задания.
Задание для проведения игры «Ток-шоу»
Бинарный урок в 11 классе по теме:
Химия и физика - науки, которые определяют современный научно-технический прогресс
-
Вопрос всемирно известного ученого, лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга:
«Если в результате некоторой мировой катастрофы были уничтожены все научные законы и теории, созданные учеными в течении столетий, то какой закон или теория легли бы в основу новых открытий и почему?»
-
Выскажите свою точку зрения.
Согласны ли вы с утверждением русского ученого М.В. Ломоносова «Химия и физика - дочерние науки»? если да, то приведите убеждающие доказательства.
3. Поиск общего решения.
Как вы считаете, какие проблемы, объединяющие в себе физико-химическое содержание нам необходимо решить?
Алгоритм
Проведение ролевой игры - защита творческого проекта.
Цель разыгрывания ситуации в ролях - определить собственное отношение к конкретной ситуации, приобрести опыт поведения в подобной ситуации методом «игры».
1. Выбор проблемы, которую иллюстрирует данная ролевая игра.
2.Привлечение учащихся всего класса - формирование творческих групп, распределение ролей в группах, выбор «наблюдателей».
3.Предоставление учащимся достаточно информации, чтобы они могли уверенно выполнить все предложенные роли, и одновременно учиться.
4.Краткое вступление перед ролевой игрой.
Знакомство всех участников с правилами игры:
-
четко придерживаться своей роли;
-
слушать партнеров и учителя;
не комментировать деятельность других;
-
отнестись к своей роли, как к реальной жизненной ситуации;
-
выйти из роли по окончании сценки;
-
брать участие в её анализе.
4.Защита творческого проекта- ролевая игра.
5. Углубленный анализ участниками и « наблюдателями» полученного опыта, их мыслей и чувств.
6.Завершающий этап - рефлексионные задания.
Желательно, чтобы учащиеся ответили на вопросы:
- Как ты чувствовал себя в этой роли?
- Что понравилось во время игры, а что - нет?
- Были вы сами в подобной ситуации?
-Была решена проблема?
- Какую другую линию поведения можно было выбрать?
- Каким образом этот опыт может повлиять на вашу дальнейшую жизнь?
Задания для проведения ролевой игры - Защита творческого
проекта « Технология производственной переработки мусора»
Интегрированный урок по химии в 11 классе по теме:
Химия и важнейшие научно-технические задачи развития народного хозяйства.
-
Осветить данную проблему в виде ролевой игры с участием: руководителя группы, главного инженера по охране окружающей среды, фотокорреспондента, звукорежиссера, экономиста, химика-технолога, главного врача санитарной станции, инженера-чертежника.
-
В проекте должны быть освещены следующие аспекты:
-
суть проблемы, общая идея, пути ее решения;
-
инженерное решение проблемы;
-
экономические расчеты (материально-технический баланс, потребление, доход, рентабельность, окупаемость, прибыль);
-
химическое решение проблемы;
-
актуальность, новизна проекта;
-
проект должен показать современные требования к химическому производству:
а) безотходность;
б) комплексное использования сырья;
в) безопасность для работников и окружающей среды.
-
использованная литература, творческие встречи со специалистами предприятий города.
Тема: Применение бензола. Понятия о химических способах защиты
растений.
Ситуация: общественность города Новая Каховка обеспокоена увеличением заболеваемости нервной системы среди детей. Медики объясняют это увеличением содержания фенола в воздухе и выдвигают жесткие требования к директору НКЕМЗ, который в свою очередь, в оправдание говорит, что цех эмалированной проволоки стал работать во время другого директора, а очистные сооружения не были построены.
Задания участникам:
-
Обыграть ситуацию.
-
Предложить действия, если бы вы были:
а) представителем общественности;
б) медиком;
в) директором завода.
Алгоритм
Проведение метода «Ажурная пилка»
Данная технология используется для создания на уроке ситуации, которая дает возможность учащимся работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени.
-
Объявление темы и цели урока, распределение среди учащихся карточек с заданием-информацией, которую они должны усвоить.
-
Подготовка этой информации в доступной форме, если необходимо обращаться за консультацией к учителю.
-
Обмен информацией в «домашних группах»
-
Объединение в «экспертные» группы. Отговаривание вопросов, которые играли в домашних группах.
-
Возвращение «домой», - обмен информацией, полученной в «экспертной» группе, с членами своей «домашней» группы.
-
Выработка каждой группой выводов и решений.
-
Объединение класса для подведения итогов урока.
Задание
Для применения интерактивной технологии «Ажурная пилка»
Тема: Кислоты, их состав. Название, классификация. Оксигенносодержащие и бескислородные кислоты.
1.На предыдущем уроке учитель раздал каждому ученику карточку определенного цвета с номерами (1-5).
«Красные» - определить состав кислот, составить таблицу следующего содержания: название, формула, кислотный остаток, валентность. Дайте определение понятия «кислоты»
«Синие» - выясните классификацию кислот: по составу, основности. Составьте таблицу.
«Желтые» - рассмотрите способ получения кислот.
«Зеленые» - в школьной химической лаборатории под руководством учителя выясните физические свойства кислот.
«Фиолетовые» - используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о кислотах из раздела «В мире интересного».
Алгоритм
Проведение игры «Мозговая атака»
Эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который способствует участников проявить инициативу и творчество, которые достигаются путем свободного выражения своих мыслей всех участников и
помогает найти несколько решений по конкретной теме.
1. Разделение класса на группы.
2. Знакомство каждой группы с ключевыми понятиями проблемы.
3.Обсуждение каждого вопроса в течении 3 мин.
4.Фиксирование собственных идей.
5.Защита и презентация разработанной проблемы.
6.Завершающий этап - рефлексионные задания
Мотивация и актуализация знаний в виде игры «Мозговая атака»
Тема: Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом.
-
Что вы знаете о водороде?
-
Где находится водород как простое вещество в природе и, гидроген как химический элемент.
-
Кто открыл водород?
-
Как получить водород в лаборатории?
Тема: Нитроген как простое вещество; физические и химические свойства азота. Применение.
1.Объясните, почему «Азот - безжизненный газ, без азота нет жизни на земле»
Тема: Роль химии в решении энергетической проблемы.
1. Как вы считаете, можно ли заменить газ и нефть, которых не хватает на такие источники углеводородов, как каменный уголь и решить проблему обеспечения энергией необходимо хозяйство Донбасса, Украины?
Алгоритм
Проведение игры «Карусель»
1. Разделение класса на два круга: внутренний и внешний.
2.Знакомство каждой группы с ключевыми понятиями проблемы диаметрально
противоположных позиций.
3. Обмен точками зрения в первых парах ( аргументы, оригинальный поворот
проблемы и т.д.)
4.Фиксирование идей противоположных сторон.
5.Смена партнеров, продолжение дискуссии с новыми контраргументами.
6. Завершающий этап - формирование у каждого учащегося своей системы
аргументов, опыта общения с партнерами.
Задание для проведения игры «Карусель»
Тема: Вода - важнейший природный оксид. Значение воды в природе, народном хозяйстве и быту. Физические свойства. Кругооборот воды в природе. Охрана природных водоемов от загрязнений.
-
Образуем два круга: один «внутренний» - недвижимый синий, зеленые цвета, «внешние» - движимый желтые, коричневые цвета
-
Внутренний круг отстаивает позицию «Вода - разрушитель», внешние - «Вода - источник жизни».
-
В течении 1 мин. вы должны обдумать, какие аргументы, какие аргументы вы вынесете для защиты своей позиции.
-
Сейчас в течение 30 сек. Внешний и внутренний круг должны привести один другому (по очереди) свои аргументы.
-
Через минуту внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одно место, и все повторится (до возвращения на свое место - полный круг).
-
Таким образом (вопрос к внутреннему кругу): переубедили вас оппоненты в своей правоте, и кто именно? Почему?
Такой же вопрос ставите к внешнему кругу.
5) Возвращение в первоначальные группы.
6) Завершая обсуждении темы «Вода» учащимся предлагается составить синкоп -стихотворение, состоящее из пяти рядов (рифма не обязательна).
1- существительное
2- два прилагательных
3- глагол (три слова)
4- фраза из четырех-шести слов
5-синонимы (к существительному)
Алгоритм
Проведение игры «Микрофон»
Дает возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение или позицию.
-
Постановка вопроса классу
-
Предоставление слова тому, кто получил «воображаемый «микрофон» (любой предмет - ручка, карандаш и т.д.)
-
Высказывание учащихся в течении 0,5мин. (быстро, не повторяясь).
-
Завершающий этап - общий вывод.
Задание для проведения игры «Микрофон»
Тема: Вода - важнейший природный оксид. Значение воды в природе, народном хозяйстве, быту. Применение свойства воды. Кругооборот воды в природе. Охрана природных водоемов от загрязнений.
-
Расскажите об удивительных свойствах воды.
Тема: Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом.
-
В каких случаях речь идет о водороде как о простом веществе, а в каких - о Гидрогене как химическом элементе:
а) входит в состав природного газа;
б) играет роль «космического топлива»;
в) в лаборатории получают взаимодействием цинка с хлоридной кислотой;
г) самый легкий газ;
д) его можно «перелить» с одного стакана в другой; имеет низкую температуру кипения и плавления;
е) это - экологически чистое топливо будущего;
ж) входит в состав молекул воды?
Алгоритм
Проведение игры «Цепь ассоциаций»
-
Выбор дискуссионной проблемы.
-
Высказывание учащихся по очереди в течении 0,5мин. (Говорить лаконично, быстро, не комментировать и не оценивать ответы)
-
Формирование общего вывода
Мотивация и актуализация знаний в виде игры «Цепь ассоциаций»
Тема: «Вода - важнейший природный оксид. Значение воды в природе, народном хозяйстве, быту. Применение свойства воды. Кругооборот воды в природе. Охрана природных водоемов от загрязнений»
-
Несколькими словами выскажите, какую (какие) ассоциацию (ассоциации), вызывает у вас слово «вода».
-
Слушайте внимательно один другого, чтобы ассоциации не повторялись.