Рабочая программа по химии для 8 класса

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от «25» августа 2015 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОУ СШ № 2

_____________/Карташова О.В./

«27» августа 2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СШ № 2

_________/Бутов Ю. В./

Приказ № 222

от «31» августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя химии

Кырлан Зинаиды Васильевны (первая квалификационная категория)

по химии в 8 классах а,б,в




Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:


  1. . Приказа министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  2. Примерной программы основного общего образования (2006 г.).

  3. Базисного учебного плана для ОУ Тульской области, реализующих программы общего образования (приказ департамента образования Тульской области от 05.06.2006 № 626).

  4. Авторской программы курса химии для 8-11 классов под ред. Н.Е. Кузнецовой (М., Вентана-Граф, 2011 г.)

Программа ориентирована на использование

  1. учебника Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, «Химия 8 класс», учебник для учащихся ОУ, (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

  2. задачника Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, «Задачник по химии 8 класс», (М., Вентана-Граф, 2012 г.),

а так же методического пособия для учителя М.А. Шаталов «Уроки химии. Методическое пособие 8 класс» (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

Данная программа разработана из расчета обучения в количестве 3 часов в неделю (102 часа в год): федеральный компонент - 2 часа, школьный компонент - 1 час, в том числе, практических работ - 8 ч, контрольных работ - 7 ч. Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.

Авторская программа предполагает обучение в количестве 2 часов в неделю (68 часов за год). Кроме того считаю целесообразным несколько изменить последовательность изучения тем. В связи с этим в авторскую программу внесены следующие изменения:



Название темы (раздела)

Кол-во часов в авторской программе

Кол-во часов в рабочей программе

Введение.

3

2

Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения.

11

17

Вещества в окружающей нас природе и технике.

5

8

Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии

6

8

Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

8

11

Методы химии.

2

2

Основные классы неорганических соединений.

11

14

Строение атома.

4

4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

3

6

Строение вещества.

4

8

Химические реакции в свете электронной теории.

4

6

Водород и его важнейшие соединения.

2

6

Галогены.

4

6

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса.

-

4

ИТОГО:

68

102

из них практических

контрольных

8

4

8

4

Разница в изучении теоретической части составляет 34 часа, которые расходуются на обобщение, систематизацию и углубление знаний учащихся, решение расчетных задач различных типов.

Место предмета в базисном учебном плане.

Особенности содержания курса химии являются главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.













Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана по химии.

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы

УМК

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

обучающихся

учителя

8

2

-

1

  1. Приказ Минобразования РФ от 19 мая 1998 г. N 1236

  2. Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г., n. 56.

  3. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089

  4. Базисный учебный план для ОУ Тульской области, (приказ департамента образования Тульской области от 05.06.2006 № 626).

  5. Примерная программа основного общего образования (2006 г.).

  6. Авторская программа курса химии для 8-11 классов под ред. Н.Е. Кузнецовой (М., Вентана-Граф, 2011 г.)

  1. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, «Химия 8 класс», учебник для учащихся ОУ, (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, «Задачник по химия 8 класс», (М., Вентана-Граф, 2012 г.)


  1. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, «Химия 8 класс», учебник для учащихся ОУ, (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, «Задачник по химия 8 класс», (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

  3. М.А. Шаталов «Уроки химии. Методическое пособие 8 класс» (М., Вентана-Граф, 2012 г.)

Вводная часть.

Цели изучения учебного курса:

  1. Вооружение учащихся знаниями основ науки.

  2. Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.

  3. Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

  4. Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии.

  5. Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.

  6. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.

Задачи учебного курса.

  1. Образовательные задачи:

  • Освоение важнейших знаний обоснованных понятиях и законах химии, химической символике.

  • Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.

  1. Развивающие задачи:

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе освоения учебного материала и проведения химического эксперимента.

  • Развитие способности самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

  1. Воспитательные задачи:

  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.

  • Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Образовательные технологии:

  • Технологии проблемного обучения.

  • Технология развития критического мышления учащихся.

  • Технология учебной игры.

  • ИК-технологии.

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения курса химии 8 класса.

В результате изучения курса химии 8 класса ученик должен знать (понимать):

  1. Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций.

  2. Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ (основные классы неорганических веществ), моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация химических реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

  3. Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Ученик должен уметь:

  1. Называть химические элементы, соединения изученных классов.

  2. Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

  3. Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ.

  4. Определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях.

  5. Составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций.

  6. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

  7. Распознавать опытным путем кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей.

  8. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле химического соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу реагентов (или продуктов реакции) по известному количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции)

  9. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

  • Безопасного обращения с веществами и материалами.

  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

  • Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Календарно-тематическое планирование уроков по химии


№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание


ВВЕДЕНИЕ (2 ч)




  1. Вводный инструктаж по ТБ. Предмет и задачи химии. Основные теории и понятия химии. Химия и научно-технический прогресс.



  1. Практическая работа № 1: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»


ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЕЩЕСТВА В СВЕТЕ АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОГО УЧЕНИЯ (17 ч)



  1. Понятие «вещество» в химии и физике. Физические и химические явления.



  1. Описание физических свойств веществ



  1. Атомы, молекулы, химические элементы. Знаки химических элементов.



  1. Формы существования элементов в природе. Простые и сложные вещества.



  1. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды.



  1. Состав веществ. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.



  1. Атомно-молекулярное учение.



  1. Относительная атомная масса элементов. Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля элемента в соединениях.



  1. Решение задач: расчеты по химическим формулам.



  1. Система химических элементов Д.И. Менделеева. Определение периода и группы.



  1. Характеристика положения элемента по периодической системе.



  1. Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе.



  1. Составление химических формул веществ по валентности.



  1. Количество вещества. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.



  1. Решение задач: расчеты по химическим формулам.



  1. Обобщение знаний по темам «Предмет и задачи химии», «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения»



  1. Контрольная работа № 1 по темам: «Предмет и задачи химии», «Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения»,


ВЕЩЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ (8 ч)



  1. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.



  1. Практическая работа № 2: «Очистка веществ».



  1. Растворы. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов.



  1. Практическая работа № 3: «Растворимость веществ».



  1. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.



  1. Решение задач: вычисление концентрации растворов; вычисление массы, объема, количества растворенного вещества по определенной концентрации раствора.



  1. Практическая работа № 4: «Приготовление растворов заданной концентрации»



  1. Природные смеси - источник получения веществ. Получение веществ с заданными свойствами.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ И ЭНЕРГИИ (8 ч)



  1. Сущность химических реакций в свете атомно-молекулярного учения, признаки и условия их протекания. Тепловой эффект химической реакции.



  1. Законы сохранения массы и энергии.



  1. Составление уравнений химических реакций.



  1. Решение задач: расчеты по уравнениям химических реакций.



  1. Решение задач: расчеты по уравнениям химических реакций.



  1. Типы химических реакций: разложение, соединение, замещение, обмена.



  1. Обобщение знаний по теме «Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии»



  1. Контрольная работа № 2 по теме: «Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии»

ПОНЯТИЕ О ГАЗАХ. ВОЗДУХ. КИСЛОРОД. ГОРЕНИЕ. (11 ч)



  1. Понятие о газах. Законы Авогадро и Гей-Люссака. Относительная плотность газов.



  1. Решение задач: расчеты на основании газовых законов.



  1. Воздух - смесь газов. Инертные газы - семейство элементов.



  1. Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.



  1. Практическая работа № 5: «Получение и собирание кислорода, изучение его свойств».



  1. Химические свойства и применение кислорода.



  1. Процессы горения и медленного окисления. Круговорот кислорода в природе.



  1. Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности.



  1. Решение расчетных задач изученных типов.



  1. Обобщение знаний по темам: «Вещества в окружающей нас природе и технике», «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.»



  1. Контрольная работа № 3 по темам: «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.»


МЕТОДЫ ХИМИИ (2 ч)



  1. Методы химии: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Анализ и синтез веществ.



  1. Химический язык: термины, названия, символы, формулы, уравнения. Понятие об индикаторах.

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (14 ч)



  1. Оксиды: состав, номенклатура, классификация.



  1. Основания - гидроксиды основных оксидов. Гидроксогруппа.



  1. Кислоты: состав, номенклатура, классификация.



  1. Соли: состав, номенклатура. Правила составления формул солей.



  1. Химические свойства оксидов.



  1. Получение и химические свойства щелочей.



  1. Получение и химические свойства нерастворимых оснований.



  1. Химические свойства кислот.



  1. Понятие об амфотерности. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами.



  1. Химические свойства солей.



  1. Классификация и генетическая взаимосвязь основных классов неорганических соединений.



  1. Практическая работа № 6: «Исследование свойств оксидов, оснований, кислот».



  1. Обобщение знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений».



  1. Контрольная работа № 4 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

СТРОЕНИЕ АТОМА (4 ч)



  1. Состав и важнейшие характеристики атома. Физический смысл порядкового (атомного) номера.



  1. Химический элемент. Изотопы. Массовое число.



  1. Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек атомов s- и p- элементов I-III периодов.



  1. Состояние электронов в атоме. Строение электронных оболочек атомов s- и p- элементов I-III периодов.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (6 ч)



  1. Свойства химических элементов и их периодические изменения.



  1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.



  1. Семейства элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы.



  1. Характеристика химических элементов главных подгрупп и переходных элементов и периодичность их изменений в свете электронного строения атома.



  1. Относительная электроотрицательность атомов.



  1. Общая характеристика элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. Значение периодического закона.

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (8 ч)



  1. Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны.



  1. Ковалентная связь и ее виды. Механизмы образования ковалентной связи. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ



  1. Ионная связь и механизм ее образования. Катионы и анионы.



  1. Степень окисления.



  1. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения. Относительность типологии химической связи.



  1. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная - и их характеристики. Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.



  1. Обобщение знаний по темам: «Строение атома», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение вещества»



  1. Контрольная работа № 5 по темам: «Строение атома», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение вещества»

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В СВЕТЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕОРИИ (6 ч)



  1. Окислительно-восстановительные реакции. Общая характеристика.



  1. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.



  1. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.



  1. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории.



  1. Обобщение знаний по теме: «Химические реакции в свете электронной теории»



  1. Контрольная работа № 6 по теме: «Химические реакции в свете электронной теории».

ВОДОРОД И ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ СОЕДИНЕНИЯ (6ч)



  1. Водород - химический элемент и простое вещество. Получение водорода. Изотопы водорода.



  1. Физические и химические свойства водорода.



  1. Практическая работа № 7: «Получение водорода и изучение его свойств».



  1. Вода - оксид водорода: состав, пространственное строение, водородная связь.



  1. Физические и химические свойства воды. Применение водорода и воды.



  1. Решение типовых и комбинированных расчетных задач.

ГАЛОГЕНЫ (6 ч)



  1. Характеристика семейства галогенов по их положению в периодической системе. Биологическая роль галогенов.



  1. Галогены - простые вещества. Физические и химические свойства галогенов.



  1. Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды.



  1. Практическая работа № 8: «Получение соляной кислоты и опыты с ней».



  1. Обобщение знаний по темам: «Водород и его важнейшие соединения», «Галогены».



  1. Контрольная работа № 7 по темам: «Водород и его важнейшие соединения», «Галогены».

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ХИМИИ 8 КЛАССА (4 ч)



  1. Обобщение знаний по курсу химии 8 класса. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева,



  1. Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направление их протекания.



  1. Решение расчетных задач изученных типов.



  1. Итоговый урок.



© 2010-2022