• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект по химии «Большая восьмерка или о некоторых важнейших макро-и микроэлементах»

Конспект по химии «Большая восьмерка или о некоторых важнейших макро-и микроэлементах»

"Описание материала: "Данный урок обобщает и систематизирует знания по химии элементов. Комбинированный урок с элементами ролевой игры включает разнообразные формы и методы работы, что позволяет сделать урок насыщенным, интересным, а также способствует формированию опыта равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения. Делается упор на профессиональную составляющую урока. Применение информационно-коммуникационных технологий и ученических экспериментов...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО ХИМИИ НА ТЕМУ:

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА или о некоторых важнейших макро- и микроэлементах»

Цели урока:

- обобщить знания начального курса химии и научиться применять их в жизни, продолжить формирование способностей учащихся анализировать, сравнивать.

- продолжить развитие умения работать с дополнительными источниками информации, находить логическую взаимосвязь между фактами и реализовать знания на практике;

- формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе коллективного способа обучения, стимулировать развитие познавательного интереса; воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни.

Материалы и оборудование:

Учебная литература, информация из сети Интернет, интерактвная доска, компьютер, карточки с заданиями, карточки с таблицами для самостоятельной работы по химии, карточки с символами химических элементов.

Тип занятия: комбинированный с элементами ролевой игры.

Формы и методы работы:

беседа;

самостоятельная работа с раздаточным материалом;

проведение химического эксперимента;

ролевая игра.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы, целей урока.

Учитель: Цель нашего занятия: раскрыть результаты влияния химических элементов на жизнедеятельность человека, рассмотреть химический состав пищевых продуктов; рассмотреть биологическую роль макро- и микроэлементов и их использование в медицине.

Химические элементы, которые входят в состав клетки и выполняют биологические функции называются биогенными. К биогенным элементам относится около 30 элементов. К числу биогенных элементов относится и ряд металлов, среди которых особенно важные биологические функции выполняют десять, так называемых " металлы жизни". Этими металлами являются четыре s - элемента C, K, Na, Mg и шесть d элементов - Fe, Zn, Cu, Mn, Mo, Co.

II. Фронтальный опрос - Ребята, давайте вспомним и ответим на следующие вопросы:

1. Сколько химических элементов встречается в клетке? (80)

2. Назовите химические элементы, относящиеся к микроэлементам? (кобальт, олово, бор, бром, хром, кадмий)

3. Назовите химические элементы, относящиеся к микроэлементам? (кислород, водород, углерод, фосфор, азот)

4. Какой элемент содержится в соли? (йод)

5.Почему эти элементы: кислород, водород, углерод, фосфор, азот называются биоэлементами? (Они встречаются в органических и неорганических соединениях)

Учитель: В клетках растений и животных обнаружено более 80 химических элементов из 110 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Дадим характеристику следующих элементов на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева.

III.Работа по карточкам, по вариантам:

1- вариант

2- вариант

3- вариант

Макроэлемент

Углерод

Кальций

Натрий

Микроэлемент

Фтор

Цинк

Йод

Самостоятельная работа учащихся (5 минут).

Карточки собираются, проверяются, оценки выставляются на следующем уроке.

IV. Учитель: Точных сведений о происхождении слова «элемент» нет. Согласно одной из версий, оно образовалось при последовательном произношении букв латинского алфавита - l,m,n,t. Прочтя их, мы получим «эль», «эм», «эн», «те». Этим подчеркивается, что нас окружает, - это комплексы различных химических элементов.

О них-то и пойдет речь на нашей конференции, тема которой: «Элементы жизни».

Сегодня на уроке мы постараемся подвести итог разговора и заполнить сводную таблицу, раскрывающую результаты влияния химических элементов на жизнедеятельность человека.

В конференции принимают участие научные сотрудники лаборатории биохимии (представление учащихся).

Сотрудники данной лаборатории провели исследовательскую работу, собрали большой материал о химических элементах, участвующих в построении организма человека. Надеемся, что услышанные сегодня сообщения дадут нам возможность еще раз проследить связь живой и неживой природы, почерпнуть полезные сведения для каждого из нас.

Вы пролистали много страниц учебников и дополнительной литературы, вы, как и мы, готовились к сегодняшнему уроку. И творить его мы будем вместе. Это - урок - сотрудничество.

В периодической системе Д.И.Менделеева насчитывается 110 элементов, 87 из них обнаружены в организме человека. По количественному содержанию они делятся на макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Макроэлементы - это углерод, кислород, водород и азот, а также Mg, K, Ca, Fe, Na, P, S, Cl. Они составляют 99% массы клетки и являются главными компонентами всех органических соединений. Микроэлементы содержатся в клетках в очень малых количествах: от 0,001 до 0,000001%. К ним относятся Zn, Mn, Cu, I, F, Al. Но даже те элементы, которые содержатся в ничтожно малых количествах, необходимы для жизни и нечем не могут быть заменены. Заслушивать информацию о 87 химических элементах мы не можем, так как находимся во временных рамках урока, поэтому обсудим лишь некоторые из них.

V. Сообщения «научных» сотрудников.

На столе у учителя лежат карточки с изображениями знаков химических элементов: C, Fe, Ca, K, Na, P, F, I. Участники конференции вытягивают карточку и демонстрируют классу символ элемента, о котором в данный момент и будут говорить собравшиеся. По ходу выступления научных сотрудников, учащиеся в тетрадях заполняют таблицу по слайдам:

Элементный состав пищи


Элемент


Источник


Функция

Внешние признаки недостаточности

МАКРОЭЛЕМЕНТЫ

C

углерод

Все органические вещества: белки, жиры, углеводы, а также витамины.

Выполняют энергетическую, строительную, регулируют обмен веществ в организме.

Дистрофия, ожирение, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Fe

железо

Печень, мясо, зеленые листья овощей, зерно

Составная часть белков - переносчиков кислорода (гемоглобина и миоглобина)

Железодефицитная анемия, усталость и апатия

Ca

кальций

Молоко, молочные продукты, рыба, приготовленная с костями

Образование костной ткани, зубов, регулирование передачи сигнала по нервам, мышечное сокращение, свертывание крови. Образование коллагена

Рахит у детей, остеопороз (размягчение и хрупкость костей) у взрослых


P


фосфор

Животные белки

Входит в состав костной ткани, белков, участвует в передаче энергии.

Практически неизвестны и не описаны

K


калий

Апельсиновый сок, бананы, сухофрукты, картофель

Обеспечение сердечной деятельности, водного баланса и целостности клеток, необходим для передачи нервного сигнала, метаболизма углеводов и белков

Внезапная смерть при увеличении нагрузок, плохая передача нервных сигналов, аритмия сердечных сокращений

Na

натрий

Соленая пища. Пищевая соль

Регулирование содержания жидкости в организме, передача нервного сигнала

Головная боль, слабая память, потеря аппетита

МИКРОЭЛЕМЕНТЫ

F

фтор

Морепродукты: морские водоросли, фторированная вода, фторированная зубная паста.

Входит в состав костной ткани, зубной эмали.

Разрушение зубов (кариес), размягчение костей.

I

йод

Йодированная соль, морская капуста, хурма, хлеб, овес, рис.

Регулирует мышечное возбуждение, биение сердца, аппетит, пищеварение, работу мозга и даже темперамент человека.

Нарушения обмена веществ и такие болезни, как Базедова болезнь, или зобная болезнь - гипотиреоз.

IV. Закрепление изученного материала.
1.
У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой - лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему?

(Ответ: авитаминоз Д возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей).

2. Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть.

Мне ставят памятник за это

И знают имя мое - …………(медь)

3. В большую часть продаваемой поваренной соли добавляют немного иодида калия. Для чего это делают? Если вы последуете совету многих врачей-кардиологов и не будете солить пищу, то какой продукт может служить хорошим источником иода?

(Ответ: это профилактика гипотериоза- пониженного содержания гормона тироксина. Другие источники иода -морепродукты и хурма).

4. Этот элемент с водородом

Образует воду.

На Земле для жизни она нужна,

Без нее немыслима природа. (кислород)

5. Сколько силы в нем сокрыто:

Вилки, чайники, корыто, И ведро, и даже таз!

Инструменты и машины, Сталь, чугун оно дает,

Потому не без причины? Его очень уважает ? Весь химический народ! (железо)

Учитель биологии: Оценка за урок, несомненно. Важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизни - за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% - от образа жизни, который вы будете вести. И завершит урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете:

«Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать»

V. Домашнее задание: §7 по учебнику, конспект, определения.

VI. Итог урока, оценки учащимся за работу.

© 2010-2022