- Преподавателю
- Химия
- Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по химии
Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каблучкина Н.Б. |
Дата | 31.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской
Консультация по химии
для подготовки к единому государственному экзамену
на тему «Азотная кислота»
Выполнила:
Учитель химии
Каблучкина Наталья Борисовна
Ст. Калининская
2014г
Задачи занятия:
Обобщить знания об азотной кислоте, полученные в курсе неорганической и органической химии.
На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД, закономерности протекания ОВР, реакции гидролиза и электролиза, решение задач на растворы, по алгоритму.
Продолжить отработку умений выполнять тестовые задания части А,В,С единого государственного экзамена.
Оборудование:
- опорные схемы по теории,
- раздаточные таблицы по взаимодействию азотной кислоты с металлами,
- тестовые задания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Сообщение темы и цели занятия.
2.Учитель обобщает материал по данной теме с использованием опорных схем на экране компьютера:
Азотная кислота
НNO3 (N+5, NIV)
- одноосновная
- кислородсодержащая
- сильный электролит
- сильный окислитель
Получают: NH3 → NO → NO2 →HNO3
Физ. свойства: Ж, беcцветная, дымящая,
резкий запах, tкип. = 860С,
Хим. свойства:
-
Нестойкая, разлагается на свету, при t
4НNO3 → 4NO2↑ + 2Н2О + О2↑
( желтеет при неправильном хранении)
-
Диссоциирует НNO3 →Н+ + NO3-
кислотные свойства
+ основные, амфотерные оксиды
+ основания
+ соли слабых кислот
-
Окисляет все металлы, кроме Аu, Pt
с образованием трёх продуктов:
Ме + НN+5O3 → соль + вода + ↑ соед. N+4, N+2, N+1, N20 , N-3
HNO3
-не реагируют
Au,Pt
Концентрированная
(пассивация Al,Cr,Fe)*
Разбавленная
активные металлы
неактивные металлы и сложные
в-ва
неактивные металлы и сложные
в-ва
активные металлы
активные металлы + оч. разбавленный раствор
N2O↑
NO2↑
NO↑
N2↑
NH3 ( NH4NO3)
HNO3 концентрированная
+ неметаллы
кислота или оксид (высшие) + NO↑(разб), NO2↑(конц)
4HNO3 (конц) + C à СО2 + 4NO2+ 2Н2О
2HNO3 (разб) + S à H2SO4 + NO
4.Реагирует с органическими веществами( алканы, арены,
фенол, анилин, целлюлоза, белки)
реакции замещения - нитрования
НNO3 → НО - NO2 - нитрогруппа
СН4 + HNO3 → СН3- NO2 + Н2О
С6Н6 + HNO3 → С6Н5- NO2 + Н2О
Качественная реакция на нитраты
нитрат + конц. Н2SO4 + Cu → … + NO2↑
Разложение нитратов
(по ряду активности металлов)
1. Металлы левее магния
KNO3 КNO2 + O2
нитрит
металла + кислород
2. От магния
до меди включительно
Mg(NO3) 2 MgO + NO2 + O2
оксид
металла* + NO2 + O2
3. Правее меди
AgNO3 Ag + NO2 + O2
металл + NO2 + O2
3.Учащиеся задают вопросы, используя записи собственного конспекта и предложенных опорных схем.
Например: - Что значит пассивация?
- Какая кислота называется оксикислотой?
- Как правильно записать качественные реакции на нитраты?
- Какие соли называются силитрами?
4. Отработка умения записывать уравнения ОВР химических реакций и расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Два ученика у доски работают с уравнениями:
Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
-
Выполнение учащимися тестовых заданий и задания уровня С .
Учащиеся работают дифференцированно: 2 ученика с заданиями С у доски, 3 ученика с заданиями В вместе, остальные с заданиями А самостоятельно. Учитель выполняет роль консультанта.
Часть А
1.Какой оксид реагирует с раствором НNO3, но не реагирует с раствором NaOH?
1) CO 3) P2O5
2) SO3 4) MgO
2. Азотная кислота реагирует с каждым веществом набора:
1) KOH и Na2СO3
2) HCl и NaOH
3) CuO и KNO3
4) Fe2O3 и H2SO4
3.В схеме превращений NH3⎯→ X ⎯→ Y⎯→ НNO3 ⎯→ Y
веществами «X» и «Y» являются соответственно
1) NO2 и NO
2) NO и NO2
3) Н2 и Н2О
4) HCl и H2O
4.Взаимодействие азотной кислоты с аммиаком относится к реакциям
1) соединения, необратимым
2) обмена, обратимым
3) замещения, обратимым
4) обмена, необратимым
5.В отличие от этилена, этан реагирует с
1) хлором
2) водородом
3) азотной кислотой
4) кислородом
6. Наибольшее количество нитрат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль
1) нитрата натрия
2) нитрата меди(II)
3) нитрата алюминия
4) нитрата кальция
7. Одинаковую реакцию среды имеют растворы нитрата меди(II) и
1) хлорида кальция
2) нитрата натрия
3) сульфата алюминия
4) ацетата натрия
8. Окислительные свойства азотная кислота проявляет в реакции, схема которой:
1) НNO3+ NH3 → NH4NO3
2) НNO3+ KOH → KNO3+ H2O
3) НNO3 + P → H3 PO4 + NO2
4) НNO3+ CuO → Cu(NO3)2 + H2O
Часть В
В-1. Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу.
ФОРМУЛА СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ
1) NН4NO3 А) по катиону
2) Ва(NO3)2 Б) по аниону
3) Аl(NO3)3 В) по катиону и аниону
Г) гидролизу не подвергается
В-2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза водного раствора этого вещества.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА
А) AgNO3
Б) HNO3
В) NaNO3
1) оксид азота (IV)
2) азот
3) серебро
4) кислород
В-3. Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора азотной
кислоты с массовой долей 70% для получения раствора азотной кислоты
с массовой долей 5%. (Запишите число с точностью до целых.)
Ответ: ___________ г.
В-4. Рассчитайте объём оксида азота (+4), полученный при разложении 126 г азотной кислоты. %. (Запишите число с точностью до десятых.)
Ответ: ___________ л.
Часть С
С-1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
НNO3 + СuS → СuSO4 + … + H2O
Укажите окислитель и восстановитель.
С- 2. Сплав серебра с медью массой 0,5 кг обработали раствором азотной кислоты. К полученному раствору добавили соляную кислоту. Масса образовавшегося осадка равна 430 г. Определите массовую долю серебра в сплаве.
-
Разбор выполненных заданий:
Ответы на задания части А с комментариями.
Ответы на задания части В с комментариями.
Комментарии выполненных на доске заданий части С.