Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по химии

Консультация по химии для подготовки к единому государственному  экзамену на тему «Азотная кислота». Задачи занятия: Обобщить знания об азотной кислоте, полученные в курсе неорганической и органической химии. На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД, закономерности протекания ОВР, реакции гидролиза и электролиза, решение задач на растворы, по алгоритму. Продолжить отработку умений выполнять тестовые задания части А,В,С единого государственного экзамена. Оборудование: -  опорные схемы по теории, -  раздаточные таблицы по взаимодействию азотной кислоты с металлами, -  тестовые задания.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические материалы для подготовки к ЕГЭ по химииМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.И. Фадеева станицы Калининской






Консультация по химии

для подготовки к единому государственному экзамену

на тему «Азотная кислота»

Выполнила:

Учитель химии

Каблучкина Наталья Борисовна

Ст. Калининская

2014г

Задачи занятия:

Обобщить знания об азотной кислоте, полученные в курсе неорганической и органической химии.

На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД, закономерности протекания ОВР, реакции гидролиза и электролиза, решение задач на растворы, по алгоритму.

Продолжить отработку умений выполнять тестовые задания части А,В,С единого государственного экзамена.

Оборудование:

- опорные схемы по теории,

- раздаточные таблицы по взаимодействию азотной кислоты с металлами,

- тестовые задания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Сообщение темы и цели занятия.

2.Учитель обобщает материал по данной теме с использованием опорных схем на экране компьютера:

Азотная кислота

НNO3 (N+5, NIV)

- одноосновная

- кислородсодержащая

- сильный электролит

- сильный окислитель

Получают: NH3 → NO → NO2 →HNO3

Физ. свойства: Ж, беcцветная, дымящая,

резкий запах, tкип. = 860С,

Хим. свойства:

  1. Нестойкая, разлагается на свету, при t

4НNO3 → 4NO2↑ + 2Н2О + О2

( желтеет при неправильном хранении)

  1. Диссоциирует НNO3 →Н+ + NO3-

кислотные свойства

+ основные, амфотерные оксиды

+ основания

+ соли слабых кислот


  1. Окисляет все металлы, кроме Аu, Pt

с образованием трёх продуктов:

Ме + НN+5O3 → соль + вода + ↑ соед. N+4, N+2, N+1, N20 , N-3

HNO3

-не реагируют

Au,Pt

Концентрированная

(пассивация Al,Cr,Fe)*

Разбавленная

активные металлы

неактивные металлы и сложные

в-ва

неактивные металлы и сложные

в-ва

активные металлы

активные металлы + оч. разбавленный раствор

N2O↑

NO2

NO↑

N2

NH3 ( NH4NO3)

HNO3 концентрированная

+ неметаллы

кислота или оксид (высшие) + NO↑(разб), NO2↑(конц)

4HNO3 (конц) + C à СО2 + 4NO2+ 2Н2О

2HNO3 (разб) + S à H2SO4 + NO

4.Реагирует с органическими веществами( алканы, арены,

фенол, анилин, целлюлоза, белки)

реакции замещения - нитрования

НNO3 → НО - NO2 - нитрогруппа

СН4 + HNO3 → СН3- NO2 + Н2О

С6Н6 + HNO3 → С6Н5- NO2 + Н2О

Качественная реакция на нитраты

нитрат + конц. Н2SO4 + Cu → … + NO2

Разложение нитратов

(по ряду активности металлов)

1. Металлы левее магния

KNO3  КNO2 + O2

нитрит

металла + кислород

2. От магния

до меди включительно

Mg(NO3) 2 MgO + NO2 + O2

оксид

металла* + NO2 + O2

3. Правее меди

AgNO3  Ag + NO2 + O2

металл + NO2 + O2

3.Учащиеся задают вопросы, используя записи собственного конспекта и предложенных опорных схем.

Например: - Что значит пассивация?

- Какая кислота называется оксикислотой?

- Как правильно записать качественные реакции на нитраты?

- Какие соли называются силитрами?

4. Отработка умения записывать уравнения ОВР химических реакций и расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Два ученика у доски работают с уравнениями:

Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2

3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO


  1. Выполнение учащимися тестовых заданий и задания уровня С .

Учащиеся работают дифференцированно: 2 ученика с заданиями С у доски, 3 ученика с заданиями В вместе, остальные с заданиями А самостоятельно. Учитель выполняет роль консультанта.

Часть А

1.Какой оксид реагирует с раствором НNO3, но не реагирует с раствором NaOH?

1) CO 3) P2O5

2) SO3 4) MgO

2. Азотная кислота реагирует с каждым веществом набора:

1) KOH и Na2СO3

2) HCl и NaOH

3) CuO и KNO3

4) Fe2O3 и H2SO4

3.В схеме превращений NH3⎯→ X ⎯→ Y⎯→ НNO3 ⎯→ Y

веществами «X» и «Y» являются соответственно

1) NO2 и NO

2) NO и NO2

3) Н2 и Н2О

4) HCl и H2O

4.Взаимодействие азотной кислоты с аммиаком относится к реакциям

1) соединения, необратимым

2) обмена, обратимым

3) замещения, обратимым

4) обмена, необратимым

5.В отличие от этилена, этан реагирует с

1) хлором

2) водородом

3) азотной кислотой

4) кислородом

6. Наибольшее количество нитрат-ионов образуется в растворе при диссоциации 1 моль

1) нитрата натрия

2) нитрата меди(II)

3) нитрата алюминия

4) нитрата кальция

7. Одинаковую реакцию среды имеют растворы нитрата меди(II) и

1) хлорида кальция

2) нитрата натрия

3) сульфата алюминия

4) ацетата натрия

8. Окислительные свойства азотная кислота проявляет в реакции, схема которой:

1) НNO3+ NH3 → NH4NO3

2) НNO3+ KOH → KNO3+ H2O

3) НNO3 + P → H3 PO4 + NO2

4) НNO3+ CuO → Cu(NO3)2 + H2O

Часть В

В-1. Установите соответствие между формулой соли и её способностью к гидролизу.

ФОРМУЛА СОЛИ СПОСОБНОСТЬ К ГИДРОЛИЗУ

1) NН4NO3 А) по катиону

2) Ва(NO3)2 Б) по аниону

3) Аl(NO3)3 В) по катиону и аниону

Г) гидролизу не подвергается

В-2. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на аноде в результате электролиза водного раствора этого вещества.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

ПРОДУКТ ЭЛЕКТРОЛИЗА

А) AgNO3

Б) HNO3

В) NaNO3

1) оксид азота (IV)

2) азот

3) серебро

4) кислород


В-3. Определите массу воды, которую надо добавить к 20 г раствора азотной

кислоты с массовой долей 70% для получения раствора азотной кислоты

с массовой долей 5%. (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ: ___________ г.

В-4. Рассчитайте объём оксида азота (+4), полученный при разложении 126 г азотной кислоты. %. (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ: ___________ л.

Часть С

С-1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

НNO3 + СuS → СuSO4 + … + H2O

Укажите окислитель и восстановитель.

С- 2. Сплав серебра с медью массой 0,5 кг обработали раствором азотной кислоты. К полученному раствору добавили соляную кислоту. Масса образовавшегося осадка равна 430 г. Определите массовую долю серебра в сплаве.


  1. Разбор выполненных заданий:

Ответы на задания части А с комментариями.

Ответы на задания части В с комментариями.

Комментарии выполненных на доске заданий части С.





© 2010-2022