Рабочая программа по химии 8 кл к учебнику И. И. Новошинского

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта примерной программы основного общего образования по химии и программы основного общего образования по химии для 8 класса «Химия» авторов И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.

Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.-7-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 224 с.: ил. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Программа составлена в соответствии с действующим ФЗ «Об образовании» от 27.12.2012 года №273-ФЗ, в соответствии с региональным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Московской области от 02.08.2013 года №2958

Рабочая программа и настоящее тематическое планирование ориентированы на использование учебника: И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.-7-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 224 с.: ил.

Цель программы - формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценностность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Задачи программы:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
· вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ - знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии - система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в авторской программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

Количество контрольных работ за год - 5;

Количество практических работ за год - 8;

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета в учебном плане; содержание курса обучения; требования к уровню подготовки учащихся; контроль уровня обученности; календарно-тематическое планирование; учебно-методический комплект; приложения.

Цели изучения курса в 8 классе:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Задачи изучения курса в 8 классе:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  • обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;

  • продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

  • привитие ученикам навыков самостоятельной работы с дополнительной учебной, научной, научно-популярной литературой по предмету, с электронными ресурсами.

  • воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

  • в процессе овладения химическими знаниями и умениями учащиеся должны осознать очевидный факт: химия не более опасна, чем любая другая наука, - опасно ее непонимание или пренебрежение законами, что ведет к созданию экологически неполноценных технологий и производств; опасно сознательное использование достижений химической науки и химической промышленности во вред человеку.





  1. Место учебного предмета в учебном плане.


Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом МКОУ Нерастанновская СОШ (Приказ № 94 от 02.09.2013 года) на изучение курса химии в данном классе отводится отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.



  1. Содержание курса обучения




Модуль (глава)

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

Введение.


5


5

2.

Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.


8


8

3.

Химическая связь. Строение вещества.


14

16

4.

Классификация сложных неорганических веществ.


6


6

5.

Химические реакции.

9

7


6.

Растворы. Электролитическая диссоциация.


14


14

7.

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства.


12


12

Итого:


68


68








  1. Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать

  • химическую символику: символы химических элементов, формулы веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощенной) теплоты; массу (объем, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу или объем продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси;

  • устанавливать: простейшую формулу вещества по массовым долям химических элементов; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объемные отношения газов при химических реакциях;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.




























  1. Контроль уровня обученности учащихся:


Перечень контрольных работ по модулям


Тема


Формы контроля

Вид контроля

1.

Строение атома. Характеристика элемента по периодической системе

Письменный

Контрольная работа № 1

2.

Химическая связь. Строение вещества


Письменный

Контрольная работа № 2

3.

Классификация сложных неорганических веществ


Письменный

Контрольная работа № 3

4.

Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства

Письменный

Контрольная работа № 4

5.

Итоговая контрольная работа


Письменный

Контрольная работа №5



Перечень практических работ


Тема


1.

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете»

2.

«Вещества и их физические свойства»

3.

«Признаки химических реакций»

4.

«Очистка поваренной соли»

5.

« Приготовление раствора и измерение его плотности»

6.

« Определение рН среды»

7.

«Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третьего периода»

8.

«Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы»














7. Календарно-тематическое планирование



п/п

урока

Раздел

Тема

Кол-во

ч

Тип

урока

Формы контроля

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Примечания

1 триместр

1


ВВЕДЕНИЕ

5






1

Предмет химии. Вещества и их физические свойства

1

Урок формирования новых знаний





2

Практическая работа №1: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете»

1

Практическая работа





3

Молекулы и атомы. Относительная атомная масса

1

Комбинированный урок





4

Практическая работа № 2: «Вещества и их физические свойства»

1

Практическая работа





5

Химические элементы. Символы химических элементов

1

Урок формирования новых знаний





2


СТРОЕНИЕ АТОМА. СТРУКТУРА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

8






6

Состав атома и атомного ядра

1

Комбинированный урок





7

Изотопы

1

Комбинированный урок





8

Строение электронной оболочки атома

1

Урок формирования новых знаний





9

Строение электронной оболочки атомов элементов третьего и четвертого периодов

1

Урок формирования новых знаний





10

Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева и электронное строение атома

1

Урок формирования новых знаний





11

Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов

1

Урок формирования новых знаний





12

Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе химических элементов и строения атома

1

Урок формирования новых знаний





13

Контрольная работа № 1 по теме: «Строение атома. Характеристика элемента по периодической системе»

1

Урок

контроля

Контрольная работа № 1




3


ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

16






14

Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества

1

Урок формирования новых знаний





15

Решение задач по теме: «Вычисления по химическим формулам»

1

Урок формирования новых знаний





16

Простые и сложные вещества

1

Комбинированный урок





17

Ковалентная связь

1

Урок формирования новых знаний





18

Образование ковалентной связи на примере некоторых молекул

1

Урок формирования новых знаний





19

Ковалентные полярная и неполярная связи. Электроотрицательность атома

1

Урок формирования новых знаний





20

Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава

1

Урок формирования новых знаний





2 триместр

21

Ионная связь

1

Урок формирования новых знаний





22

Вещества немолекулярного строения

1

Урок формирования новых знаний





23

Степень окисления

1

Урок формирования новых знаний





24

Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления.

1

Урок формирования новых знаний





25

Количество вещества. Моль. Молярная масса

1

Урок формирования новых знаний





26

Решение задач по теме: «Количество вещества»

1

Урок формирования новых знаний





27

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

1

Урок формирования новых знаний





28

Решение задач по теме: «Химическая связь»

1

Урок формирования новых знаний





29

Контрольная работа № 2 по теме: «Химическая связь. Строение вещества»

1

Урок

контроля

Контрольная работа № 2




4


КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

6






30

Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация

1

Урок формирования новых знаний





31

Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация

1

Урок формирования новых знаний





32

Кислоты. Определение, состав, классификация, номенклатура и структурные формулы

1

Урок формирования новых знаний





33

Соли. Определение, состав, классификация и номеклатура

1

Урок формирования новых знаний





34

Решение задач по теме: «Классификация сложных неорганических веществ»

1

Урок формирования новых знаний





35

Контрольная работа № 3 по теме: «Классификация сложных неорганических веществ»

1

Урок

контроля

Контрольная работа № 3




5


ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

7






36

Физические и химические явления. Химические реакции

1

Комбинированный урок





37

Практическая работа № 3: «Признаки химических реакций»

1

Практическая работа





38

Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций

1

Урок формирования новых знаний





39

Основные типы химических реакций

1

Урок формирования новых знаний





40

Расчеты по уравнениям химических реакций

1

Урок формирования новых знаний





3 триместр

41

Расчеты по термохимическим уравнениям

1

Урок формирования новых знаний





42

Основные положения атомно-молекулярного учения

1

Урок формирования новых знаний





6


РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

14






43

Чистые вещества и смеси веществ

1

Комбинированный

урок





44

Практическая работа № 4: «Очистка поваренной соли»

1

Практическая работа





45

Понятие о растворах. Процесс растворения. Кристаллогидраты. Массовая доля растворенного вещества в растворе

1

Комбинированный урок





46

Практическая работа № 5: «Приготовление раствора и измерение его плотности»

1

Практическая работа





47

Решение задач по теме: «Массовая доля растворенного вещества в растворе»

1

Урок формирования новых знаний





48

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации. Гидратация ионов

1

Урок формирования новых знаний





49

Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

1

Урок формирования новых знаний





50

Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации

1

Урок формирования новых знаний





51

Соли в свете представлений об электролитической диссоциации

1

Урок формирования новых знаний





52

Среда водных растворов электролитов

1

Урок формирования новых знаний





53

Практическая работа № 6: «Определение рН среды»

1

Практическая работа





54

Реакции ионного обмена. Ионно-молекулярные уравнения реакций»

1

Урок формирования новых знаний





55

Условия протекания реакций ионного обмена

1

Урок формирования новых знаний





56

Практическая работа № 7: «Кислотно-основные свойства гидроксидов элементов третьего периода»

1

Практическая работа





7


ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

12






57

Оксиды. Способы получения и классификация. Основные оксиды

1

Комбинированный урок





58

Кислотные и амфотерные оксиды

1

Комбинированный урок





59

Основания. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок





60

Кислоты. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок





61

Кислоты. Взаимодействие с металлами. Ряд активности металлов

1

Комбинированный урок





62

Амфотерные гидроксиды. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок





63

Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов

1

Урок формирования новых знаний





64

Соли. Способы получения и свойства

1

Комбинированный урок





65

Генетическая связь между классами неорганических веществ

1

Урок формирования новых знаний





66

Практическая работа № 8: «Свойства гидроксидов элементов главной подгруппы II группы»

1

Практическая работа





67

Контрольная работа № 4: «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства»

1

Урок

контроля

Контрольная работа № 4




68

Итоговая контрольная работа

1

Урок

контроля

Контрольная работа № 5
















8. Учебно-методический комплект


1. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.-7-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 224 с.: ил.


2. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 8 класс: сборник самостоятельных работ по химии [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. - Краснодар, 2012.


3. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. 8 - 11классы: типы химических задач и способы их решения [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. - Москва ОНИКС Мир и образование, 2012.


4. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Программа. Тематическое и поурочное планирование [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. - Москва «ОНИКС 21 век»; Мир и образование, 2011.


Дополнительная литература:


1. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. Сборник задач и упражнений по химии. 8 - 11 классы [Текст] / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. -

М.: Экзамен, 2007.


2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин.2500 задач по химии с решениями. [Текст] / Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин. -

М.: Экзамен, 2007.


3. И.И. Новошинский, Н. С. Новошинская. Пособие для подготовки к итоговому тестированию по химии [Текст] / И.И. Новошинский, Н. С.

Новошинская. - Москва «Русское слово», 2008.


4. В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. Подготовка к итоговой аттестации. [Текст] / В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная. - Ростов - на - Дону Издательство «Легион»,2008.



9. Приложения:





Согласованно

На заседании ШМО

Протокол №1 от

« » ______2013 года.

Руководитель ШМО ___________З.А. Федорова



Согласованно

Заместитель директора по УВР ______________И.Е. Авдеева

« » ______2013 года.

Рабочая программа по химии 8 кл к учебнику И.И.Новошинского

© 2010-2022