- Преподавателю
- Химия
- Открытый урок на тему
Открытый урок на тему
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Аникусько Е.Ю. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ
9 КЛАСС
НА ТЕМУ: «АЗОТНАЯ КИСЛОТА»
Учитель химии и биологии Е.Ю. Аникусько
Тема: Азотная кислота
Цель урока: изучить строение молекулы азотной кислоты; познакомиться с физическими и химическими свойствами, получением и применением азотной кислоты.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Ребята, скажите, глядя на таблицу Менделеева, элементы какой группы мы изучали на прошлых уроках? (пятой)
2. Какие элементы находятся в V-ой группе (нас интересует главная подгруппа)?
3. На какие два элемента мы делали акцент на прошлых уроках? (азот и фосфор)
4. Что объединяет все элементы V-ой группы, какое свойство? (на последнем энергетическом уровне находятся 5 электронов)
5. Какой элемент V-ой группы мы изучаем в данный момент? (азот)
6. Какие соединения азота мы уже изучили? (аммиак и соли аммония)
7. Назовите их формулы?
8. Дайте определение соли аммония.
9. Дайте названия следующим солям:
- (NH4)3PO4 - ортофосфат аммония
- (NH4)2SO4 - сульфид аммония
- NH4Cl - хлорид аммония
- (NH4)2HPO4 - гидроортофосфат аммония
- NH4H2PO4 - дигидроортофосфат аммония
III. Изучение нового материала
- Итак, давайте теперь вспомним из 8-го класса, что такое кислота?
- Мы изучаем азот, вспомнили определение кислоты, давайте вместе с вами из вышесказанного сформулируем тему сегодняшнего урока: АЗОТНАЯ КИСЛОТА!
- Исходя из темы урока, давайте зададим цель нашему уроку: ИЗУЧИТЬ И РАССМОТРЕТЬ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ, ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОЛУЧЕНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ РАССМАТРИВАЕМОЙ КИСЛОТЫ.
- Открываем тетради, записываем число и тему.
Далее лекция по теме:
1. Химическая формула - HNO3 O
2. Структурная формула H - O+5 - N O
3. Электронная формула O
H O N O
4. Получение: в лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на нитрат натрия или калия при температуре:
NaNO3 + H2SO4 NaHSO4 + HNO3 (Видеоролик получ. азотн. к)
В промышленных масштабах азотную кислоту получают окислением аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора.
5. Физические свойства. Прочитайте данный пункт самостоятельно и перескажите.
6. Химические свойства. Реакция с медью:
а) концентрированная
Cu0 + 4HN+5O3(k) Cu+2(NO3)2 + 2N+4O2 + 2H2O
Cu0 - 2e Cu+2 1 - восстановитель, окисляется
N + e N+4 2 - окислитель, восстанавливается
Б) разбавленная
3Cu0 + 8HNO3(p) 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Cu0 - 2e Cu+2 3 - восстановитель, окисляется
N+5 + 3e N+2 2 - окислитель, восстанавливается
В) Полностью диссоциируется в воде
HNO3 H+ + NO-3 - сильная кислота
Г) Реагирует с оксидами, получается соль и вода:
CuO + 2HNO3 Cu(NO3)2 + H2O
Д) Реагирует с основаниями, получается соль и вода:
Fe(OH)3 + 3HNO3 Fe(NO3)3 + H2O
Е) Реагирует с солями более слабых и летучих кислот:
Na2CO3 + 2HNO3 2NaNO3 + H2O + CO2
Специфические свойства
1. При нагревании и под действием света, КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ азотная кислота разлагается:
температура, свет
4HNO3 2H2O + 4NO2 + O2
2. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с белками образуются вещества ярко - желтого цвета. Если конц. азотная кислота попадет на кожу, то появятся желтые пятна.
Домашнее задание: Подготовиться к самостоятельной работе по п.15, 16, 17, 18.
Спасибо за внимание!!!!