- Преподавателю
- Химия
- Урок - путешествие по химии на тему: Страна кислот
Урок - путешествие по химии на тему: Страна кислот
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вабищевич М.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - путешествие «Страна кислот»
Цель: Познакомить учащихся с новым классом соединений - кислотами.
Формировать умения учащихся применять свои знания в нестандартных условиях
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учащихся с новым классом соединений - кислотами: их составом,
классификацией и представителями.
Сформировать умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Обратить внимания учащихся на правила техники безопасности
Развивающая:
Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой, применять свои
знания в нестандартных условиях,
развитие познавательного интереса.
Воспитательная: Воспитание ответственности, аккуратности
Тип урока: изучение нового материала
Методы и методические приемы: словесный, наглядный, практический,
словесно - репродуктивный, игровой.
Вид урока: урок - путешествие
Методы контроля: фронтальный опрос:
Комплексно - методическое оснащение урока:
-
Дидактический материал:
Правила ТБ (инструкция)
Таблица изменение цвета индикаторов при действии кислот
Путевой дневник (рабочий лист)
-
Вспомогательное оборудование:
Реактивы: растворы соляной и серной кислот, индикаторы: лакмус, фенолфталеин, аскорбиновая кислота, лимон, пробирки, штатив.
Таблички с названием станций;
Знаки элементов и их название;
Светофор
Фломастеры
Листы бумаги
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
Фронтальный опрос учащихся
-
Изучение нового материала
Знакомство с планом маршрута:
-
Историческая (сообщения учащихся)
-
Дегустационная (знакомство с физическими свойствами кислот)
-
Правила техники безопасности (знакомство с мерами предосторожности при работе с кислотами)
-
Информационная (знакомство с составом, классификацией и разнообразием кислот)
Закрепление
Ответы на вопросы учителя
-
Домашнее задание
Подготовка докладов по теме «Применение и использование кислот»
-
Рефлексия
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих и готовности к уроку
-
Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
Любой человек, не смотря на возраст, любит путешествовать. Вот и я вас приглашаю совершить небольшое путешествие. Давайте представим, что наш класс поезд. Вы пассажиры, а я проводник.
«Состав, классификация кислот» -
Так называется этот урок
Он будет совсем необычный у нас
Представим себе, что это не класс
Отправимся все мы на 40 минут
В страну, где кислоты сегодня нас ждут
И знанья свои мы в дорогу возьмем,
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно заложим
А чтобы домой нас привез паровоз
На каждой станции ждет нас вопрос
Итогом урока будет ответ
Не узнавших о кислотах в классе нет»
Учитель: Итак, наш поезд отправляется в страну кисло, но давайте проверим, свой багаж. На столе у каждого лежат таблички с названием знаков химических элементов, я показываю вам символ элемента, а вы мне название. Приступаем. (обучающиеся выполняют задание)
Учитель: Молодцы! Вы готовы к путешествию, и мы смело можем отправляться в путь, захватив с собой путевые дневники - тетради.
-
Изучение нового материала
Учитель: Уважаемы пассажиры, наше путешествие пройдет по следующим станциям: Историческая; Дегустационная; Правила ТБ; Информационная
Прошу вас в своих дневниках отметить тему путешествия и станции (Обучающиеся записывают тему и названия станций в тетрадях).
Ученик: Наш поезд прибывает на станцию «Историческая»
Дежурный по станции (Ф.И..ученика) познакомит нас с историей открытия некоторых кислот) (обучающийся рассказывает об истории кислот)
Учитель: А теперь отметьте у себя в дневниках свои наблюдения и не забудьте указать (обучающиеся отмечают интересные факты об истории открытия кислот)
Учитель: Мы продолжаем свое путешествие.
Ученик: Наш поезд отправляется следующая остановка станция «Дегустационная»
Учитель: Кислоты бывают разными на вкус: горькие - никотиновая, сладкая - салициловая, безвкусная - стеариновая, но большинство кислот кислые на вкус. Отсюда и название кислота. Вы знаете, что в кабинете химии, ничего пробовать на вкус нельзя. Это грубейшее нарушение правило ТБ, но сегодня я разрешаю вам определить на вкус некоторые кислоты, они лежат на ваших столах. (обучающиеся определяют на вкус лимон и аскорбиновую кислоту).
Учитель: Скажите, какой у них вкус
Учащиеся высказывают свои мнения
Учитель: Скажите, а с какими еще кислотами вы могли встречаться в природе?
Учащиеся высказывают свои мнения
Учитель: Молодцы, а теперь запишите свои ощущения в путевой дневник (обучающиеся записывают, что большинство кислот кислые на вкус)
Учитель: Наш поезд следует дальше, но что такое? Оказывается на светофоре, загорелся красный цвет, он нам говорит, что следующая станция «Правила ТБ»
Учитель: Перед Вами на столах лежит инструкция «Правила ТБ», ознакомьтесь с ней (обучающиеся внимательно ее изучают)
Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент: попробуем растворить в воде кислоту. Запомните, сначала наливаем в пробирку воду, а только потом добавляем кислоту, в противном случае можно получить ожоги.
Запомни: Сначала вода
Потом кислота
Иначе случится беда
В своих дневниках отметьте это
Ученик: Наш поезд отправляется следующая остановка станция «Информационная»
Дежурный по станции (Ф.И. ученика) познакомит нас с некоторыми интересными фактами о кислотах (учащийся зачитывает сообщения, заранее им подготовленное)
Учитель: Кислоты очень разнообразны, но имеют одинаковый состав. Кислоты - это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков. Состав кислотных остатков различен: в одни входит кислород, в других нет. Кислоты различаются: по числу атомов водорода, по наличию кислорода в кислотном остатке.
одноосновные по наличию атомов кислорода
По числу атомов водорода двухосновные бескислородные
кислородсодержащие
трехосновные
Отметьте в своих путевых дневниках, то, что узнали на этой стации
-
Закрепление
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие, но для того чтобы вернуться нам нужно ответь на вопросы?
-
Информационная
- Что называется кислотами?
- На какие группы делятся кислоты?
-
ПТБ
Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
-
Дегустационная
- Что вы узнали на этой станции?
-
Историческая
- Какую кислоту называют матерью всех кислот?
- Какую кислоту называют содовой водой?
Учитель: Уважаемые пассажиры наше путешествие подошло к концу.
Спасибо вам за то, что вы помогли мне его осуществить.
-
Домашнее задание
Подготовка докладов по теме «Применение и использование кислот»
-
Рефлексия
ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК
Ф.И. ученика____________________________________________________________________
Дата___________________________________________________________________________
Тема:__________________________________________________________________________
Станции путешествия:
-
_________________________________________________________________________
-
_________________________________________________________________________
-
_________________________________________________________________________
-
_________________________________________________________________________
ИСТОРИЧЕСКАЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕГУСТАЦИОННАЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИОННАЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическая литература и интернет - ресурсы
-
Химия 8 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - 16-е изд.,. стереотип.- М.:Дрофа, 2010.- 272с.
-
Химия 8 класс: учебник для общеобразоват учреждений/ Г.Е. Рудзитис. - 15 - е изд., - М.: Просвещение, 2011. - 176с
-
yandex.ru
-
Большая советская энциклопедия - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.
-
ru.wikipedia.org