• Преподавателю
  • Химия
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ И ОБУЧЕНИИ

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) требует своевременных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий. К примеру, в Великобритании современная молодежь, избравшая преподавательскую профессию, так же, как их будущие ученики школ, сегодня обладают достаточной цифровой грамотностью, поскольку они относятся к поколению, регулярно взаимодействующему с цифровыми технологиями, используя все их возможности в различных аспектах жизненных ситуаций. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании. Представленная в настоящем разделе информация может оказать помощь учителям по использованию новых цифровых технологий в целях совершенствования обучения, использования научных достижений в процессе преподавания и обучения.

Для компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь теоретических и практическихзнаний. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что будет способствовать улучшению процессов преподавания и обучения.

Сегодня учителя имеют возможность широко использовать на уроках информационные технологии по любому предмету. Учителя химии в этом процессе не исключение. Компьютер не должен заменить учителю методы и содержание обучения, а должен эффективно включаться в программы обучения для более полной организации учебно-познавательного процесса, помочь учителю оптимизировать трудозатраты, сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Ученикам же использование компьютера в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность использовать уникальную информационную среду для успешного развития своих компетенций.

Велика роль мультимедийной составляющей компьютерных технологий в реализации принципа наглядности, в большей степени способствующих укреплению знаний и умений учащихся. С помощью ИКТ удаётся добиться более сильной обратной связи при организации активного диалога между компьютером и учеником.

Примерное поурочное планирование уроков химии 9 класса по теме «Теория электролитической диссоциации»

Тема1: Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации.

Цели урока:

1. Образовательные: расширить знания учащихся о растворах; сформироать понятия «электролитов» и «неэлектролитов», «электролитической диссоциации» (ЭД); механизма процесса ЭД; разные взгляды ученых на механизм ЭД; выделить и обобщить основные положения теории ЭД.

2. Развивающие: продолжить развитие интеллекта и логического мышления; умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами; умений использовать теоретические знания на практике, делать выводы, высказывать аргументированные суждения.

3.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения.

Средства обучения:
1.Компьютерный видеофильм «Механизм электролитической диссоциации».

2.Мультимедийный комплекс.

3.Прибор для определения электропроводности растворов или видеоопыт из коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Ход урока

I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Создание коллаборативной среды.

II. Постановка познавательных задач, сообщение темы урока, составление плана работы на уроке.

Для целеполагания учащимся можно предложить составить предложения используя вопросительные слова: Что?, как?, где?, почему? и др.

III. Актуализация знаний и умений, т.е. проверка опорных знаний, их уточнение и углубление с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала - отработка вопросов повторения.
Вопросы повторения (ученики работая в парах отвечают друг другу на вопросы. Возможна смена учащихся в парах):
1. Какие виды химической связи вам известны?
2. От чего зависит вид химической связи?
3. Какой вид химической связи между атомами в молекуле воды?
4. Что такое электрический ток?
5. Что из себя представляют ионы?

IV. Изучение нового материала.
4.1. Формирование понятий «электролитов» и «неэлектролитов».


Организация работы в группах.

Учитель показывает опыт по изучению электролитической проводимости различных веществ с помощью прибора. При отсутствии прибора можно использовать видеоопыты из коллекции цифровых образовательных ресурсов. Ученики, наблюдая за опытом, заполняют таблицу «Проверка электропроводности веществ», отмечая вид химической связи и способность веществ проводить электрический ток (в графе ставится «+»).

Таблица «Проверка электропроводности веществ»

Вещество

Вид химической связи

Проводник тока

Электролит

Раствор хлорида натрия

Раствор гидроксида натрия

Раствор хлороводородной кислоты

Спирт этиловый

Эфир

Вода водопроводная

Вода дистиллированная

Гидроксид натрия (крист.)

Хлорид натрия (крист.)

После введения понятий «электролиты» и «неэлектролиты» и записи определений учениками определяют, какие из веществ относятся к электролитам (в соответствующей графе ставится «+»). Проанализировав вид химических связей, ученикам в группах предлагается сделать вывод о зависимости электропроводности растворов веществ от вида химической связи в веществе.

Закрепление-выполнение упражнений (ответы на вопросы):

С целью закрепления новых понятий предлагается в группах ответить на вопросы и объяснить, какие из веществ являются электролитами: водород, гидроксид бария, хлорид калия, серная кислота, хлор, спирт метиловый, оксид серы(6), сульфат натрия?

4.2. Изучение механизма ЭД.

Постановка перед группами учащихся вопроса: почему же вещества с ионной связью проводят электрический ток в растворах?

Механизм процесса ЭД веществ с ионной и ковалентной полярной связью изучают в ходе просмотра компьютерного учебного видеофильма. При просмотре видеофильма ученики повторяют строение молекулы воды, вспоминают, что молекулы воды представляют из себя диполи, отвечают на проблемные вопросы с целью активизации познавательной деятельности.
После знакомства с механизмом ЭД ученики формулируют и записывают определение процесса ЭД, обозначают ее стадии, объясняют причины электропроводности растворов электролитов - появление ионов (заряженных частиц). Для закрепления и лучшего усвоения изучаемого материала еще раз рассматривают основные стадии процесса ЭД для веществ с ионной связью (NaCl) и ковалентной связью (НCl).

4.3. Заслушивание кратких сообщений (возможно применение презентаций) учащихся о работах ученых - создателях теории ЭД: С.Аррениусе ; Д.И. Менделееве; И.А. Каблукове; В.А. Кистяковском.

V. Закрепление и первичная проверка усвоения нового материала
Для закрепления и проверки первичного усвоения материала учащиеся, работая в парах, отвечают на предложенные вопросы, фиксируют правильные ответы для суммативного оценивания:

  1. Какие вещества называются электролитами?

  2. Какие вещества называются неэлектролитами?

  3. Вещества каких классов могут быть электролитами? При каком условии?

  4. Какие виды химической связи должны быть в веществах-электролитах?

  5. Почему молекулу воды можно представить в виде диполя?

  6. Что такое электролитическая диссоциация?

  7. Дайте названия всем стадиям процесса электролитической диссоциации веществ с ионным типом связи.

  8. Дайте названия всем стадиям процесса электролитической диссоциации веществ с ковалентной сильнополярной связью.

  9. Что является причиной распада электролита на ионы в растворе и расплаве?

  10. Почему кристаллы хлорида натрия не проводят электрический ток, хотя имеют ионную кристаллическую решетку?

Используя изученный материал на уроке, группам учащихся предлагается сформулировать положения общепринятой теории электролитической диссоциации.


1. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы. Ионы - это положительно или отрицательно заряженные частицы, в которые превращаются нейтральные атомы в результате отдачи или присоединения электронов.
2. Причиной диссоциации электролита в водном растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нем.
3. Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательному полюсу источника тока - катоду, поэтому их называют катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к положительному полюсу источника тока - аноду, поэтому их называют анионами.
4. Электролитическая диссоциация - процесс обратимый.
5. В растворе и расплаве электролита сумма зарядов всех катионов равна сумме зарядов всех анионов, поэтому раствор и расплав в целом электронейтральны.
6. Ионы отличаются от атомов и молекул строением и свойствами.

VI. Подведение итогов, выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

Тема2: Электролитическая диссоциация кислот, солей и оснований

Цели урока:

1. Образовательные: обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация; обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД; закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; сформировать понятие кислот, солей и оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации, сформировать умения составлять уравнения диссоциации кислот, солей и оснований.

2. Развивающие: продолжить развитие интеллекта и логического мышления; умений наблюдать, анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи между строением и свойствами; умений использовать теоретические знания на практике, делать выводы, высказывать аргументированные суждения.

3.Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма; прививать интерес к химии.

Средства обучения:
Мультимедийный комплекс.

1. Организационный этап

проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2. Контроль ранее изученного

Фронтальный опрос по вопросам:

Что такое раствор? Перечислите компоненты раствора.
К каким растворителям относят воду?
Почему молекулы воды называют диполем?
Какую роль играет вода в процессе электролитической диссоциации?
Дайте определение электролитической диссоциации.
Какие ионы называются катионами? анионами?
Какие вещества называют электролитами, а какие неэлектролитами?
Как можно доказать наличие электролитической диссоциации в растворе?

(на данном этапе осуществляется формативное оценивание с целью определения степени подготовленности учащихся к пониманию нового материала, определения пробелов в знаниях и их устранение)

Проверочная работа по вариантам (выполняется в тетрадях, проверяется и оценивается напарником по слайду на интерактивной доске, 2 балла)

№1 1 вариант

Из приведенного перечня выпишите электролиты:
O2; H2SO4; CaCl2; Cu(OH)2; Al2(SO4)3; H2SiO3; КОН; FeO; HCl; BaSO4.

№1 2 вариант

Из приведенного перечня выпишите неэлектролиты:
NaNO3; H2; Fe(OH)3; Ca(OH)2; Ca3(PO4)2; KCl; ZnO; K2CO3; бензин; H2S

№2

Какие ионы входят в состав следующих веществ

1 вариант

KI, Na 2SO4, AlCI3, Ba 3(PO 4)2,

2 вариант

Fe(OH)2, Cu(OH) 2, H 2SiO 3, KCl

(на данном этапе используется взаимопроверка по образцу, результат в форме суммативного оценивания)

3. Актуализация знаний

Беседа по понятиям:

Дайте определение кислотам, основаниям, солям. Работа осуществляется в парах.

Учащиеся определяют тему урока разгадывая ребус (создание коллаборативной среды, положительного настроя на работу по усвоению новых знаний).

После чего совместное с учащимися формулирование целей урока. При необходимости можно составить их заранее на слайде флипчарта, а учащихся подвести к их формулированию.

4. Изучение нового материала.

1) Организация работы по группам

Первая группа учащихся изучает по материалу учебника понятие кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации, составляет постер для представления изученной информации.

Вторая группа учащихся изучает по материалу учебника понятие солей с точки зрения теории электролитической диссоциации, составляет постер для представления изученной информации.

Третья группа учащихся изучает по материалу учебника понятие оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации, составляет постер для представления изученной информации.

2) Представление учащимися изученного материала. Учащиеся других групп во время презентации изученного материала фиксируют в тетрадях определения и уравнения химических реакций.

(наблюдение за работой учащихся в группах, сомоорганизацией, определение лидеров, осуществление консультаций).

5. Проверка усвоения нового материала.

Учащиеся выполняют предложенные им задания в тетради:

Перед выполнением задания совместно с учащимися составляются критерии оценивания данного задания, 3 балла максимум.

1.Составьте уравнения диссоциации следующих веществ: сульфид натрия, гидроксид кальция, бромоводородная кислота, нитрат цинка, гидроксид бария.
2.В растворе присутствуют ионы K+, Mg2+, NO 3- SO 42- . Какие вещества растворили? Приведите два варианта ответа.

После выполнения заданий учащиеся осуществляют взаимопроверку с выставление баллов.

После выставления баллов за выполненное задание учащиеся обсуждают допущенные ошибки.

(на данном этапе осуществляется и формативное и суммативное оценивание)

5. Подведение итогов урока

Учитель, подводит учащихся к формулированию нескольких обобщающих выводов

При диссоциации электролитов образуются ионы. В зависимости от класса неорганических соединений, к которому относятся электролиты, образуются различные типы ионов.

При диссоциации кислот образуются катионы водорода и анионы кислотных остатков. Основания при диссоциации образуют катионы металлических элементов и гидроксид-анионы.

При растворении солей в растворе появляются катионы металлических элементов и анионы кислотных остатков.

6. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

С какими новыми понятиями вы познакомились?

Что научились делать?

Достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?Цели сохранены на слайде флипчарта.

7. Домашнее задание

Тема3:Реакции ионного обмена и условия их протекания

Цели урока:

1. Образовательные: на основе усвоенных понятий о реакциях обмена и электролитической диссоциации веществ разных классов сформировать понятие "реакции ионного обмена", закрепить понятие "реакции нейтрализации";экспериментально доказать, что реакции в растворах электролитов являются реакциями между ионами; выявить условия, при которых они идут практически до конца;научить учащихся применять знания о диссоциации кислот, оснований, солей при написании ионных уравнений реакций, составлять эмпирические, полные и сокращенные ионные уравнения.

2. Развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов;продолжить формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

3.Воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в группах.

Средства обучения:
1.Компьютерный видеофильм или видеоролики реакций ионного обмена.

2.Мультимедийный комплекс.

1. Организационный этап

Создание коллаборативной среды

Проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.

2. Контроль ранее изученного

Химический диктант по теме «Электролиты. Электролитическая диссоциация. Диссоциация кислот, щелочей и солей». Вопросы диктанта представлены на слайде флипчарта.

Взаимопроверка по ключу. Максимум 3 балла.Ключ представлен на сайде.

4. Изучение нового материала.

Совместная с учащимися постановка цели урока

1. Организация работы в группах

Выполнение ЛО по инструктивной карте для каждой группы.

Каждая группа выполняет ЛО по взаимодействию растворов веществ, соответствующих выполнению одного из условий течения реакций ионного обмена до конца (образование малодиссоциирующего вещества, образование осадка, выделение газа). Ещё одна группа проводит реакции, при которых ни одно из условий не выполняется. Задания для групп отображаются на слайде флипчарта.

Результат своего опыта учащиеся представляют в виде постера, в котором должны быть отражены: исследуемое условие протекания реакции, схема протекания реакции, пример одной из проведённых реакции, составленной в молекулярном и ионном виде, и правила подбора веществ, для достижения данного условия.

По мере представления результатов работы учащиеся заполняют на слайде флипчарта и в тетрадях сводную таблицу, в которой отмечают название условия, схему проведения реакций, уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.


Условия протекания реакций

и схема реакции

Примеры реакций ионного обмена.

1.

2.

3.

4.


Перед выполнением ЛО инструктаж по ТБ

Первая группа. Проводит опыт по взаимодействию растворов азотной кислоты с гидроксидом калия в присутствии индикатора.

Вторая группа. Проводит опыт по взаимодействию р-ра хлорида натрия и р-ра нитрата серебра, р-ра сульфата меди и р-ра гидроксида калия.

Третья группа. Проводит опыт по взаимодействию р-ра карбоната натрия и азотной кислоты.

Четвёртая группа. Проводит опыт по взаимодействию р-ра хлорида натрия и р-ра сульфата меди, р-ра уксусной кислоты и р-ра сульфата натрия.

Опыты учащихся можно дополнить демонстрацией видеороликов опытов из YouTube.

Вместе с учащимися делаем вывод: реакции ионного обмена идут до конца если….(образуется малодиссоциируемое в-во, выпадает осадок, выделяется газ).

Составление учащимися по 5 вопросов на группу по изученной теме (три вопроса низкого порядка и два вопроса высокого порядка). После работы групп учащиеся задают составленные ими вопросы другой группе, при этом группы не должны повторяться.

5. Проверка усвоения нового материала.

Составьте предложенные уравнения реакций в ионном виде в том случае, если они возможны т.е. протекают до конца. Задания представлены на слайдах флипчарта.

NaOH+ КCl ->КCl+ H2O

2AgNO3 + СаCl2 ->Са(NO3) 2 +2AgCl

CuCl2 +2NaOH ->Cu(OH)2 +2NaCl

KNO3 +LiCl ->KCl+LiNO3

Учащиеся группы А выполняют задание быстрее и после проверки учителем проверяют и при необходимости помогают другим учащимся.

Оценивание максимум в 2 балла (суммативное оценивание).

При определении общей оценки за урок складываются баллы первого и итогового контроля.

6. Итог урока.

Формулирование выводов по уроку совместно с учащимися

7. Домашнее задание.

Тема урока 3: Химические свойства растворов кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации

Цели урока:

  1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

  2. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах и группах, уверенность в своих силах.

  3. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность; развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

Средства обучения:
Мультимедийный комплекс.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Фронтальная проверка знаний учащихся по контрольным вопросам:

Контрольные вопросы. Работа в парах. Максимальное количество баллов - 3. Взаимооценивание.

Контрольные вопросы представлены слайдом на интерактивной доске.

1. Дописать по смыслу пропущенные слова в определении:

"Процесс распада электролита................ при растворении его в воде или расплавлении называется……….".

2. Подчеркнуть формулы только тех веществ, которые являются электролитами: Ва(ОН)2, Fe2O3, КОН, НС1, Na2CO3, Li2O, Fe(OH)3j CO2, H2SO4, P2O5, HNO3 (работа учащихся с таблицей растворимости).

3. Какую частицу характеризуют данные слова (показать надпись "странствующий, блуждающий").

4. Что такое ион?

5. В каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца?

6. Дайте определение: "Что такое кислота?".

3. Изучение нового материала

Переходим к изучению общих свойств кислот с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Учитель: Какая величина характеризует кислоту как электролит? (степень электролитической диссоциации)

Назовите кислоты, которые относятся:

а) к сильным электролитам а " 100%;

б) к слабым электролитам а<3%.

А как можно отличить растворы кислот?

Учитель напоминает правила работы с химическими веществами (техника безопасности).

Организация работы в группах

Каждая группа рассматривает по учебнику одно из свойств на примере нескольких веществ. Отчёт представляют в виде постера, на котором составляется схема реакции и пример одной из реакций в молекулярном и ионном виде. Для презентации проекта учитель заранее назначает ученика В или С.

Первая группаИзучает взаимодействие кислот с основаниями.

Вторая группаИзучает взаимодействие кислот с основными оксидами.

Третья группаИзучает взаимодействие кислот с солями.

Четвёртая группаИзучает взаимодействие кислот с металлами.

После групповой работы учащиеся презентуют свои постеры.

Учащиеся в тетрадях записывают схемы и уравнения реакций.

После презентаций, учащиеся в группах формулируют вывод о том, чем объясняются общие химические свойства кислот.(химические свойства кислот объясняются наличием в растворах ионов водорода, именно они и вступают во взаимодействие с веществами).

4. Проверка степени усвоения нового материала.

В предложенном списке веществ подчеркните те, которые будут вступать в реакцию с кислотами.

LiOH; Zn(NO3)2; CO2; Na2CO3; Li2O; Mg, Ag, HCl

Составьте одно уравнение реакции с выбранными в-вами в молекулярном и ионном виде.

Оценивание осуществляется в процессе взаимопроверки. При необходимости, учащиеся могут консультироваться с учителем. Критерий оценки - максимум 2 балла.

5. Рефлексия: «Чемодан в дорогу» (учащиеся в группах в тетрадях записывают самое главное, на их взгляд, что они взяли с урока. Затем, каждая группа записывает на интерактивной доске, в импровизированном «Чемодане в дорогу» свои записи. Каждая последующая группа дополняет «Чемодан» своими записями не повторяя записи других групп).

6. Домашнее задание

Тема урока 4: Химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации

Цели урока:

  1. Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах оснований, отработать умение составления ионных уравнений реакций.

  2. Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство коллективизма при работе в парах и группах, уверенность в своих силах.

  3. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность; развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.

Средства обучения:
Мультимедийный комплекс.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка ранее изученного материала:

Фронтальная беседа по вопросам:

- Какие химические соединения называют основания?
- На какие группы делят основания по растворимости в воде?
- Как называют растворимые основания?
- Все ли основания являются электролитами?

- На какие ионы диссоциируют основания при растворении в воде?

- Что такое основания с точки зрения электролитической диссоциации?

(на данном этапе осуществляется формативное оценивание учителем и учащимися с целью актуализации знаний)

Работа в парах по заданию на интерактивной доске:

Определите валентность атомов и групп атомов, а так же заряды ионов из предложенного списка

Ва ,К , СО3 , Al , Cl , SO4 , NO3 , Ca , Zn , Na , PO4 , S .

После выполнения задания каждый в паре должен объяснить своему напарнику как он определял валентность и заряды ионов, какими знаниями или источниками пользовался.

После объяснения своего решения каждого из пары осуществляется изменение состава пар. Такую смену повторять 4-5 раз. При этом необходимо так организовывать пары, чтобы общаться могли учащиеся как одинакового, так и разного уровня.

Для создания коллаборативной среды, учащимся при образовании новой пары необходимо доброжелательно поприветствовать друг друга и сказать комплимент.

(на данном этапе осуществляется формативноевзаимооценивание учащимися)

После парной работы с учащимися составляются критерии оценки данного задания (максимум 3 балла) и один из учащихся представляет результаты работы на доске. После проверки правильности выполненного задания учащимися вместе с учителем, осуществляется самопроверка и самоконтроль с выставлением набранных баллов.

(на данном этапе осуществляется суммативное оценивание в процессе самоконтроля)

3. Изучение нового материала

Перед началом изучения новой темы, совместно с учащимися, составляются цели данного урока, опираясь на его тему и того, что изучалось на предыдущем уроке (обязательно должны быть составлены: знать химические свойства оснований, уметь составлять уравнения реакций в ионном виде, подтверждающие химические свойства оснований).

Распределение учащихся на группы и инструктаж о работе.

Каждая группа рассматривает по учебнику одно из свойств оснований на примере нескольких веществ. Отчёт представляют в виде постера, на котором составляется схема реакции и пример одной из реакций в молекулярном и ионном виде. Для презентации проекта лидер группы назначает и организует подготовку 2-х учащихся.

Первая группа. Изучает взаимодействие оснований с кислотами.

Вторая группа. Изучает взаимодействие оснований с кислотными оксидами.

Третья группа. Изучает взаимодействие оснований с солями.

После подготовки учащиеся представляют свои постеры, объясняя изученное свойство, а остальные учащиеся записывают в тетрадях схемы и примеры уравнений реакций.

Представление учащихся своих постеров сопровождается демонстрацией видеороликов из электронных учебников или видеороликов, скачанных с YouTube.

4. Проверка степени усвоения нового материала.

Учащиеся выполняют тест из 6 вопросов, предварительно составив критерии его оценки (максимум 2 балла). Проверка и оценка проводится в виде взаимопроверки по ключу. Тест и ключ могут быть представлены на интерактивной доске.

После суммирования баллов, полученных на втором и четвёртом этапах урока, учащиеся узнают свою оценку за урок.

1. Выберите из предложенных формул формулу щелочи:

А. K2SO4Б. Cu(OH)2В. H2CO3Г.NaOH

2. Укажите формулу нерастворимого основания:

А.Al(OH)3Б.LiOHВ. Н2SO3Г.Na2SO4

3. Вещество с формулой Cu(OH)2 называется:

А. Гидроксид меди Б. Гидроксид меди (II) В.Гидроксомедь

4. Формула гидроксида железа (III):

А.FeCl3Б.Fe(OH)2 В.Fe2O3Г.Fe(OH)3

5. Какая из перечисленных реакций практически осуществима?

А. KOH + HNO3 → Б.NaOH + K2SO4 → В. Na2O + KOH →

6. В раствор гидроксида бария прибавили несколько капель лакмуса, в результате чего

индикатор приобрел окраску:

А. Красную Б. Желтую В. Синюю Г. Фиолетовую

5. Подведение итогов урока.

Задание группам

Проанализировав изученный материал выработать выводы по химическим свойствам оснований, объясняющие сходство и различие свойств оснований.

Каждая группа представляет свои выводы по очереди, не повторяя сформулированные ранее.

6. Домашнее задание.

20


© 2010-2022